Строка 128: |
Строка 128: |
| "А тебе слабо не косячить 5 дней?" - с такой фразой можно спокойно жить по крайней мере 5 дней и ночей, зная, что вот этот конкретный "косячник" в вашем отряде будет милым и покладистым, стоит ему хотя бы взглядом дать понять, что вы то об этом споре не забыли. | | "А тебе слабо не косячить 5 дней?" - с такой фразой можно спокойно жить по крайней мере 5 дней и ночей, зная, что вот этот конкретный "косячник" в вашем отряде будет милым и покладистым, стоит ему хотя бы взглядом дать понять, что вы то об этом споре не забыли. |
| Также хорошо заходят фразы "А спорим...". Только не надо спорить на что-то крупное и обидное, а то ребенок-то может и выиграть этот спор | | Также хорошо заходят фразы "А спорим...". Только не надо спорить на что-то крупное и обидное, а то ребенок-то может и выиграть этот спор |
| + | |
| + | |
| + | ПРЕВРАЩАЕМ СТРОЙ В ИГРУ |
| + | |
| + | Не секрет, что дети не любят ходить строем, а вожатые — когда дети растягиваются на весь лагерь. |
| + | |
| + | Поэтому можно внести в поход элемент игры, каждый раз придумывая разный способ ходьбы. |
| + | |
| + | К примеру: ходить по 3 ,4, 5 человек, цепочкой, гусеничкой, кольцом, варианты можно придумывать до бесконечности |
| + | |
| + | Особенно это заходит на младших отрядах. Главное — не перестараться и не заставлять детей ползти по-пластунски до столовой:) |
| + | |
| + | ЧТОБЫ НЕ ТРАТИТЬ ВРЕМЯ НА ПОИСК ВЕЩЕЙ |
| + | |
| + | Придумайте вместе с напарником в вожатской определенные места для каждой вещи, особенно для реквизита и канцелярии. Чтобы вы оба в любой момент могли быстро взять что нужно, и не искать:) |
| + | |
| + | ИЗБАВЛЯЕМСЯ ОТ КАШИ В ГОЛОВЕ |
| + | |
| + | Легенды, игры, просьбы напарника, вопросы детей и т.д. — в голове вожатого всегда творится настоящий хаос. |
| + | |
| + | Чтобы освободить место для крутых идей, запиши себе в заметки на телефоне план из ежедневных режимных моментов, а на планерке просто вписывай в промежутки мероприятия на следующий день:) |
| + | |
| + | Например, можно записать регулярное время ухода дежурных в столовую, тогда не забудешь их вовремя туда отправить. Да и в течение дня ты сможешь отмечать выполненные дела и не думать о них |
| + | |
| + | ОТРЯДНЫЕ ТРАДИЦИИ СПЛОЧАЮТ |
| + | |
| + | Придумайте с напарником и детьми маленькую традицию для вашего отряда. Это может быть всё, что угодно: боевой клич перед мероприятиями, круг из ручек перед сном, написание своих желаний |
| + | |
| + | Такие секретики делают ваш отряд особенным, для вас самих. А ещё это заряжает детей позитивной энергией и развивает доверие в коллективе:) |
| + | |
| + | КОГДА ДЕТИ НЕ СЛУШАЮТ НА ОРГСБОРЕ |
| + | |
| + | Наклонись к детям, сделай заговорщическое выражение лица и шепетом произнеси: «А вы знаете, что...», а дальше добавь какой-то нелепый выдуманный факт. После этого шёпотом переведи тему в нужное русло. Вуаля! |
| + | |
| + | ОБЩЕНИЕ С РОДИТЕЛЯМИ |
| + | |
| + | Может показаться, что обязанности вожатого заключаются только в работе с детьми, но это не так. Достаточно много времени может уходить не только на детей, но и на взрослых. Конечно, вы догадались, что я говорю о родителях. Особенно, если это родители малышей, особенно, если родитель тревожный, а ребёнок поехал в лагерь первый раз. |
| + | |
| + | Как можно сделать взаимодействие вожатого и родителей ребёнка чуточку проще ? |
| + | 🧸 Лучше выбрать одного вожатого от отряда, который будет общаться с родителями. |
| + | 🧸 Перед отъездом можно сообщить родителям наиболее удобное время, в которое они могут звонить и задавать свои вопросы. |
| + | 🧸 Родители искренне переживают за своих детей и из-за волнения могут говорить с вами достаточно эмоционально. Вожатому же лучше сохранять более устойчивую позицию, говорить спокойно, чётко. Могут быть полезны фразы: «Да, я слышу, что вы очень беспокоитесь, давайте разберёмся в ситуации по порядку» / «Слышу, что вы очень переживаете за ребёнка, и я хочу помочь с...» |
| + | 🧸 Часто маленькие дети скучают по дому, грустят и могут звонить и так переживающим родителям и рассказывать, что скучают. Вспоминайте вместе с малышами (и не только) о том, что было весёлого, позитивного, что им понравилось и что у них получилось за этот день перед тем, как будете раздавать телефоны, чтобы они позвонили родителям. Тогда они вспомнят что-то хорошее, порадуются и возможно не забудут это хорошее родителям и рассказать |
| + | |
| + | Вожатый - это настоящий супергерой, так как помимо целого отряда детей у него ещё есть и такой же отряд родителей, которым тоже нужно немножечко вашего времени и внимания, чтобы убедиться, что с его ребёнком всё в порядке. |
| + | |
| + | ------------------------------— |
| + | |
| + | P. S. И, конечно же, мы не забываем про самый главный момент дня, я бы даже сказала, такой момент, который должен быть отражён в вашем собственном режиме - позвонить своим родителям |
| + | Несмотря на бешеный темп лагеря, мне кажется, важным, найти 5 минут и позвонить близким, что поддержит и вас и успокоит и порадует их. |
| + | |
| + | ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ГРУСТИТ? |
| + | |
| + | Мой лайфхак скорее подойдет для младших отрядов, хотя его можно адаптировать и для детей другого возраста. |
| + | |
| + | Проблема, с которой встречались все вожатые, работающие на младщем отряде - это адаптация детей в лагере, в особенности тех, кто первый раз так надолго расстался с родителями. |
| + | Такие дети днем обычно активно участвуют во всех мероприятиях, но к вечеру начинают сильно грустить, замыкаться, а иногда даже плакать. В этот момент они уже не помнят, каким веселым и интересным был день, поэтому звонят родителям и просят забрать их. |
| + | |
| + | Чтобы этого избежать, предлагаю сделать с таким ребенком небольшой блокнотик. Лучше всего найти время и сделать его наедине с этим ребенком, так у вас появится совместная тайна и ребенок больше будет вам доверять. Пусть он сам выбрет цвета, нарисует обложку, украсит свой блокнот. Этот небольшой мастер класс можно сопроводить интересной легендой в мире вашей смены и рассказать ребенку о магических свойствах этого блокнота. |
| + | |
| + | После того как блокнот готов, предлагаем ребенку самостоятельно или с вашей помощью каждый день записывать туда 5 самых хороших вещей, которые происходили с ним в течение дня. |
| + | |
| + | Важно, записывать сразу же после яркого события, а не вечером когда эмоции угаснут. |
| + | * Во-первых, это поможет ребенку обращать внимание на позитивные события. |
| + | * Во-вторых, вечером, в моменты грусти, он сможет вспомнить, что хорошего было в этом дне и рассказть об этом родителям. |
| + | * В-третьих, вы можете лично позвонить родителям, если они очень переживают, и рассказать им, какие хорошие события выделил их ребенок. |
| + | |
| + | А еще после смены останется прекрасный дневничок с теплыми воспоминаниями о смене! |
| + | |
| + | ЕСЛИ НЕ УМЕЕШЬ РИСОВАТЬ |
| + | |
| + | Про вожатых часто думают, что они мастера на все руки! И танцевать, и петь и рисовать они умеют! |
| + | |
| + | Но ЧТО делать, если ни ты, ни напарник не умеете рисовать от слова совсем, да и к тому же ещё стоите на маленьком отряде? |
| + | Забыть про уголок? Как бы не так! |
| + | |
| + | Что делать до смены? |
| + | * Для начала, вместе с напарником определитесь с примерной тематикой вашего будущего отряда. |
| + | * Исходя из тематики, подготовьте много много трафаретов, распечатайте смешные и милые раскраски. |
| + | * Для особо важных вещей можно напечатать картинки. |
| + | * Возьмите коробки и ткань. |
| + | |
| + | Что делать во время смены? |
| + | * С самого первого дня давайте детям раскраски, трафареты и радуйтесь! |
| + | * Дети счастливы и рисунки красивые! |
| + | * Из коробок сделайте что-то объемное и несложное. |
| + | * Повесьте ткань и гирлянды на стены. |
| + | |
| + | ВСЕ! |
| + | Ваш уголок пусть не идеален, но смотрится крайне круто! |
| + | |
| + | КОДОВОЕ СЛОВО, ЧТОБЫ ДЕТИ ТЕБЯ УСЛЫШАЛИ |
| + | |
| + | Ни для кого не секрет, что дети не всегда готовы вас внимательно слушать. Занятия, которыми они заняты в момент вашего диалога, скорее всего важнее для них. Вы обращаетесь к ним с просьбой, они машинально кивают в ответ: "Ага", и вы видите, как ваша просьба в одно ухо влетела, а из другого уже стремительно вылетает. |
| + | |
| + | Так что же подсыпать в чай или какое заклинание произнести, чтобы дети были внимательнее? Никакое (: |
| + | Но есть одна фраза, которая меня выручает уже несколько лет. |
| + | |
| + | Каждый раз, когда я обращаюсь к ребенку, а он при этом занят чем-то своим, бросая в ответ то самое "ага", я прошу его повторить то, что я сказала. "Повтори, пожалуйста, что я тебя попросила", - говорю я абсолютно спокойно. На меня поднимаются глаза, полные растерянности и на протяжное "эээээ" я дублирую свою просьбу. После этого я опять прошу его повторить, он, конечно же, услышал и повторяет слово в слово. Но телефон\карандаш\что угодно все еще в его руках, и я точно знаю, что он приступит к нему сразу после моего ухода, поэтому я прошу выполнить просьбу прямо сейчас и вернуться к своему занятию он сможет уже свободным. |
| + | |
| + | Главное, словить дзен и не раздражаться. И тогда у вас точно все получится! |
| + | |
| + | КАК ПОСТАВИТЬ ВЫСТУПЛЕНИЕ |
| + | |
| + | Выступления - неотъемлемая часть жизни отряда. Один из любимых моментов - когда дети с горящими глазами сбегают со сцены, зная, что все получилось! |
| + | Несколько простых моментов, о которых стоит помнить при постановке номера. |
| + | |
| + | * Костюмы. Казалось бы, очевидная вещь, о которой почему-то забывают. Есть одинаковые футболки? Можем сделать общий элемент(корона, галстук и тп.)? Прекрасно! Берем на массовую часть. И вот из зала вы уже выглядите как единое целое. |
| + | * Меньше текста! Даже если вы гений написания историй и рассказов, смотреть на 5 минут диалогов между героями зачастую бывает неинтересно. И помним, где мы находимся: пропадающий звук и шум в зале обыкновенно мешают восприятию текста, и ваша увлекательная история пропадет. |
| + | * Номера. Разбавьте текст несколькими номерами (естественно, ложащихся по смыслу). Танец, песня, стих - все, что могут ваши дети! Не бойтесь фантазировать, ведь на сцене можно сделать даже цирк с гимнастами, было бы желание и время(: |
| + | * Не знаете, как связать две сцены? Дайте детям кусочек танца/песни/шутку. Готово! Сцены связаны. |
| + | * Музыка и свет. Не забывайте, что сценка - это не только взаимодействие персонажей. Добавьте игру со светом, музыкальные акценты, фоновую музыку. И вот, действие на сцене играет другими красками. |
| + | * Время. Не затягивайте ваше выступление. 3-7 минут в зависимости от самого концерта будет идеально. |
| + | * Финал. Красиво закончите ваше выступление. Зачастую запоминается последняя нота. Ну а какое настроение вам выбрать - решайте сами! |
| + | |
| + | Помните главное правило - выступление для детей, а не для вас. Поэтому опирайтесь на ИХ желания, умения, идеи |
| + | |
| + | ОБРАТНЫЙ ОТСЧЕТ |
| + | |
| + | В работе с людьми очень важно КАК вы говорите и только уже потом ЧТО вы говорите. Это правило распространяется и на детей. Если вы ещё не выработали командный голос, который позволит вам уменьшить шум в комнате или быстро собраться только одним словом, то мой лайфхак для вас. |
| + | |
| + | Когда вы с детьми стали куда то опаздывать или вам просто срочно нужно от них дисциплины, то просто начинайте обратный отсчёт. Это кажется глупо и просто, но только попробуйте "десять, девять, восемь, семь..." Как правило даже самые взрослые дети к "один" уже встают парами) |
| + | Главное не злоупотреблять этим правилом, потому что тогда дети спросят у вас "А что будет, когда Вы досчитаете?".... |
| + | |
| + | КАК СОЗДАТЬ АТМОСФЕРУ НА СВЕЧКЕ |
| + | |
| + | Для меня свечки/огоньки - очень важные и атмосферные мероприятия, на которые детей необходимо правильно настроить, чтобы все происходящее не превратилось в хаос. |
| + | Расскажу несколько советов, как это сделать:) |
| + | |
| + | Оформление |
| + | |
| + | Если вы хотите, чтобы дети с затаенным дыханием сидели и делились сокровенным, позаботьтесь об оформлении. Стоящая в центре одиночкая свечуля вам не очень поможет. |
| + | |
| + | • Закройте окна (плотными черными мусорными пакетами, тканью или пледами). Помещение должно быть темным без лишних световых акцентов. |
| + | • Расставьте стулья по кругу или расстелите пледы. На пледах атмосфернее, но когда дети лежат или сидят на полу, период концентрации их внимания заметно сокращается. |
| + | • Акцент на центр круга. Там не обязательно должна стоять свечка как таковая. В центре круга должно быть что-то красивое, магическое, привлекающее внимание. Например, можно положить гирлянду (лучше однотонную), накрыть ее полупрозрачной тканью и сверху положить красивые камушки, бусины, электронные свечи* - все, что придумает ваша фантазия. |
| + | • Позаботьтесь о фоновом освещении, если понимаете, что вам мало света. На такие случаи вновь подходит однотонная гирлянда (не слишком резкого цвета), которую можно пустить по периметру комнаты. |
| + | |
| + | Красивое оформление создает ощущение таинства и волшебства, что несомненно оставит у детей положительное впечатление и соответствующий настрой. |
| + | |
| + | Подготовка детей |
| + | |
| + | Под вечер дети всегда перевозбужденные, им больше всего хочется скакать и беситься. Поэтому перед огоньком их необходимо успокоить. До того, как завести детей в подготовленное для огонька помещение, вы можете проделать следующее: |
| + | |
| + | • Даже если дети шумят, не повышайте голос, говорите тихо и спокойно |
| + | • Дыхательные упражнения. Существует очень много упражнений, помогающий успокоиться и расслабиться. Взять хотя бы просто глубокие вдохи и выдохи с закрытыми глазами. |
| + | • Импульс. Встаньте в круг, держась за руки и закройте глаза. Попросите детей попробовать услышать друг друга, дыхание соседа справа, слева, человека, стоящего напротив. Сожмите ладошку стоящего рядом ребенка и запустите импульс - дети должны почувствовать отряд, как единое целое, чтобы импульс быстро пришел обратно к вам. |
| + | |
| + | Формат |
| + | |
| + | Не бойтесь экспериментировать с форматами. Огонек - это не только говорить в кругу, это могут быть упражнения, какая-то прикладная деятельность (лепить, рисовать, клеить), ходить, взаимодействовать друг с другом или предметами - все, что угодно, если вы потом это обсудите в кругу, порассуждаете и подведете итоги. |
| + | Дети, особенно младшего возраста, с трудом высиживают "говорительные" огоньки, поэтому, если это будет что-то необычное с разными видами деятельности, это будет для них проще и интереснее. |
| + | |
| + | Многие дети не любят свечки, но если вы преподнесете это как что-то сказочное и таинственное, вероятность, что ребятам понравится, значительно увеличивается:) |
| + | |
| + | _____________ |
| + | * Электронные свечи - это очень удобно и безопасно. Они бывают как "таблеточками", так и большими, разных цветов, на пульте управления. Пара таких свечей будет служить вам долго верой и правдой и выручать в любой ситуации. |
| + | |
| + | ДАВАТЬ ДЕТЯМ ПЯТЮНИ |
| + | |
| + | Одно просто движение, которое регулярно будет поднимать и вам, и детям настроение. |
| + | |
| + | Просто говорить "привет"/"доброе утро" и тд - не всегда похоже на настоящее взаимодействие, потому что физический контакт всегда эффективнее и располагает людей друг к другу. Но обнимать каждый день детей - это немного странно и не везде законно. |
| + | |
| + | А вот пятюни помогают повзаимодействовать физически со всеми детьми и сделать всех капельку энергичнее. Например, закончился утренний сбор отряда и ты желаешь всем детям классного дня. Пока они выползают из игровой - стоишь улыбаешься, раздаёшь пятюни и говоришь разные позитивные штуки. Когда тебе дадут 20 пятюнь - ты зарядишься как энерджайзер, и каждый даже самый тухлый ребёнок улыбнётся хотя бы на секунду. Потому что хлопнуть по ладошке - это всё-таки усилие и делать это сонно и лениво не получится :) |
| + | |
| + | Пятюни можно давать всегда и везде: идем кушать, ложимся спать, просыпаемся, настраиваемся на выступление, команда выиграла в игре, просто закончилось собрание/игра, здороваемся, прощаемся. Со временем дети уже сами будут протягивать вам свои ладошки и это превратится в универсальную фишку вашего отряда/лагеря |
| + | |
| + | ПРО ТО, КАК СДЕЛАТЬ ОТРЯДНЫЙ УГОЛОК НЕ В ПОСЛЕДНЮЮ НОЧЬ |
| + | |
| + | Начни готовиться в первый же день смены. |
| + | *Пока знакомитесь и играете - пусть дети напишут красиво свои имена. Список отряда почти готов. |
| + | *Тот, кто быстро разобрал свои вещи - пусть рисует график дежурств на комнату. |
| + | *А вот этот слоняется без дела - пусть рисует или раскрашивает что-то по теме смены. |
| + | *Есть свободное время между играми- придумываем, мастерим, вырезаем, красим. |
| + | Каждому в отряде можно найти дело по его способностям. |
| + | |
| + | А если сделают не очень? Рисунки обведи черным маркером, и это уже почти шедевры. Неудавшиеся поделки - вешаем не по центру или случайно теряем |
| + | |
| + | И если так действовать оставшиеся 3-4 дня до сдачи уголка : то он незаметно для вас будет наполнять всё отрядное место. И дети, видя результат, сами захотят сделать ещё лучше и больше. |
| + | А если ещё повезёт с детьми - художниками (или напарниками), то ваш отряд точно ждёт успех! |
| + | |
| + | И ещё несколько советов: |
| + | *занимай максимум свободного пространства (стены, пол, потолок, окна); |
| + | *не забудь обои и губки; |
| + | *почувствуй себя дизайнером: представь, как вы сможете превратить этот неприглядный холл в настоящий сказочный лес, киностудию или экзотическую страну (: |
| | | |
| | | |
| [[Category:Статьи]] | | [[Category:Статьи]] |