Строка 85:
Строка 85:
Детям трудно бывает долго сидеть на месте. Продумывайте игру так, чтоб была физическая разрядка (ну скажем, раз в 20 – 30 минут)
Детям трудно бывает долго сидеть на месте. Продумывайте игру так, чтоб была физическая разрядка (ну скажем, раз в 20 – 30 минут)
+
+
+
+
== Методика организации и проведение различных мероприятий в лагере ==
+
+
1. '''Интеллектуальная игра'''
+
+
Интеллектуальная игра – это активная форма обучения, позволяющая проявить знания детей и дающая возможность узнать новые факты в интересной игровой форме.
+
+
Задачи:
+
* Развитие логического мышления.
+
* Тренировка механической памяти.
+
* Формирование выдержки, честности, расширение кругозора.
+
+
Время проведения:
+
* Младшие не более 30 минут.
+
* Средние и старшие – 1 час.
+
+
Источники сюжета:
+
* Спортивные игры, соревнования.
+
* Источники коллекционирования.
+
* Азартные игры.
+
* Настольные игры (домино, лото).
+
* Окружающая жизнь.
+
+
Игры могут быть – индивидуальные и командные.
+
+
Формирование команд:
+
* Заранее.
+
* По месту базирования.
+
* Случайные.
+
+
В классическом варианте игры в команде по 7-8 человек, количество команд не более 5, но могут быть исключения.
+
+
Ход и порядок игры:
+
:1. Классический (4 тура) вопросы по нарастающей:
+
:1.1. разминка (по 5 вопросов);
+
:1.2. вопросы средней сложности (по 5-10);
+
:1.3. капитанский конкурс;
+
:1.4. сложные вопросы (по 3-5).
+
+
:2. Свободный.
+
Ведущий жёстко ведёт игру.
+
+
Судейство:
+
:1. Количество судей нечётное число
+
:2. Оценки младших школьников зачитываются после каждого тура
+
:3. Желательно, чтобы результаты были наглядны
+
:4. Судьями могут быть и сами участники, если они готовились к этому заранее
+
:5. Чётко фиксируется время
+
+
Дополнение к игре:
+
:1. При достижении командой промежуточного этапа она имеет право на приз, музыкальную паузу и т.п.
+
:2. Призы могут быть негативными (в виде штрафных очков)
+
:3. Для малышей лучше, чтобы игру вёл сказочный персонаж
+
:4. Если проводится цикл игр – разработать ритуал (песни, гимн, церемония)
+
+
Требования к вопросам
+
+
Нельзя:
+
:– вопросы превращать в задания требующие развернутого ответа;
+
:– включать вопросы требующие узко-специфических знаний;
+
:– вопрос состоял из 2-3 вопросов;
+
:– чтобы вопрос был примитивно тупым;
+
:– вопросы розыгрыши включались в игру без предупреждения;
+
:– вопросы должны иметь конечное число ответов.
+
+
Нужно:
+
:– учитывать интересную формулировку вопроса;
+
:– вопросы задавать по-разному;
+
:– вопрос считается корректным, если все правила соблюдены.
+
+
Игра более выигрышна, если вопросы по одной теме или произведению.
+
+
+
2. '''Игровая программа'''
+
+
Алгоритм
+
:1. Цели и задачи:
+
:1.1. формирование творческих способностей каждого и коллектива в целом;
+
:1.2. создание положительного эмоционального настроя;
+
:1.3. развитие эстетического вкуса;
+
:1.4. релаксация (смена деятельности);
+
:1.5. выявление коллективистких навыков в игре;
+
:1.6. учить умению общаться.
+
+
:2. Место и время проведения:
+
:2.1. младшие 30-35 минут (до 14.00);
+
:2.2. средние 40-45 минут (до 20.00);
+
:2.3. старшие 1 час (до 21.00).
+
+
:3. Реквизит:
+
:3.1. место проведения должно быть оформлено в стиле игровой программы;
+
:3.2. использовать яркие, красочные атрибуты;
+
:3.3. костюм ведущего должен соответствовать сюжету;
+
:3.4. призы в стиле игры;
+
:3.5. костюмы.
+
+
:4. Сюжет:
+
:4.1. должен прослеживаться на протяжении всей игровой программы;
+
:4.2. связки между играми продолжают сюжетную линию.
+
+
:5. Ход и порядок проведения:
+
:5.1. от простого к сложному;
+
:5.2. развитие программы проходит стадии:
+
:5.2.1. завязка;
+
:5.2.2. развитие;
+
:5.2.3. кульминация;
+
:5.2.4. развязка;
+
:5.3. чёткое объяснение и соблюдение правил игры;
+
:5.4. количество игр не более 7-8;
+
:5.5. использование элементов соревновательности:
+
:5.5.1. игра знакомство;
+
:5.5.2. коллективная игра;
+
:5.5.3. игра по командам;
+
:5.5.4. игра с движениями;
+
:5.5.5. прощальная игра.
+
+
:6. Ведущий:
+
:6.1. костюм;
+
:6.2. чёткая, ясная цель;
+
:6.3. ясное представление об игре и игровой программе в целом.
+
+
:7. Анализ.
+
+
+
Правила сочинения игровой программы
+
# ИГРА ДОЛЖНА БЫТЬ БЕЗОПАСНА.
+
# Игра должна приносить радость играющему, и даже проигравший должен иметь возможность достойно выйти из игры.
+
# Игра предполагает показывать в игровых ситуациях нормы человеческой культуры и поведения.
+
# В игре обязательно начинать с простых, посильных задач; обязательное условие – успех в самом начале, это залог увлечённости игрока, его азарта. Основа возникновения азарта – вечная потребность человека в самоутверждении.
+
# Игра должна быть сориентирована на определённый возраст, понятна и доступна зрителю и проводиться в форме, учитывающей как можно более полный спектр интересов данной аудитории.
+
# Игра учит человека (игрока) не только владеть собой и лучше разбираться в своём внутреннем мире, но и учит видеть себя со стороны.
+
# Игра должна давать равную возможность самореализации каждому из игроков.
+
# Игра обычно имеет успех и не вызывает противоречия у зрителей и игроков, если она выстроена по законам драматургии и в ней хотя бы условно обозначены экспозиция, завязка, развитие, кульминация и финал.
+
# Игрой нужно заинтересовать, в игру нужно заманить, на игру нужно спровоцировать, не заставляя человека играть насильно.
+
# В игре, как правило, чёткие тема (о чём игра), идея (как разрешается игровой конфликт) и сверхзадача (что должен понять зритель). Игровые конкурсные задания должны быть логичны и оправданы темой, идеей и сверхзадачей. Сравнительную сложность задания автор и ведущий обязан проверить сам и попытаться смоделировать как можно большее количество ситуативных казусов и способа выхода из них.
+
# Игровой процесс и результат игры должен быть доступен оценке зрителей (весомо, грубо, зримо), их участие в игре, их активизация и содействие может являться основным фактором успеха, зрелищности и содержательности.
+
+
+
3. '''КВН'''
+
+
Алгоритм
+
+
# Формирование команд.
+
# Выбор темы.
+
# Выбор ведущего.
+
# Выбор жюри, продумать систему баллов.
+
# Оформление зала.
+
# Реквизит.
+
# Техническое обеспечение.
+
# Заставки между конкурсами.
+
+
Условия успешного проведения:
+
:а) люди:
+
:* ведущий;
+
:* музыкант;
+
:* реквизит – ответственный;
+
:* осветитель.
+
:б) подготовка команд;
+
:в) качественная аппаратура;
+
:г) конкурсы:
+
:* Визитка (приветствие).
+
:* СТЭМ – студия творческих эстрадных миниатюр (не более 3 чел. на сцене).
+
:* Разминка.
+
:* Музыкальный.
+
:* Капитанов.
+
:* Домашнее задание.
+
:* БРИЗ – бюро рационализаторских изобретений (литературный конкурс).
+
+
Ограничить время проведения.
+
Цель: развлекательно-познавательная.
+
+
4. '''Творческие конкурсы'''
+
+
Конкурс – это соревнование в каком-либо виде деятельности, где участвуют два или более участников (участниками могут быть коллективы).
+
+
Обязательно должны быть призы.
+
+
Цели:
+
* Формирование творческих способностей.
+
* Формирование адекватной самооценки ребёнка.
+
* Развитие волевых качеств.
+
* Самоопределение в мире увлечений и в будущей профессии.
+
* Воспитание эстетического вкуса.
+
+
Алгоритм:
+
+
:I. Определение целей, задач, темы.
+
:II. Составление конкурсных заданий:
+
::1) Требование к ним:
+
::* количество не более 6-7;
+
::* задания чёткие, понятные, интересные, выполнимые, соответствующие возрасту, идее программы, одинаковые по направлению и сложности, творческие;
+
::* от простого к сложному.
+
::2) Виды заданий:
+
::* речевые;
+
::* музыкальные;
+
::* сочинительские;
+
::* актёрское мастерство;
+
::* пантомима;
+
::* изобразительное искусство;
+
::* аппликации;
+
::* прикладные;
+
::* танцевальные;
+
::* подвижно-спортивные.
+
::3) Условия выполнения заданий:
+
::* строго ограничено время на подготовку конкурсных заданий;
+
::* время и место;
+
::* репетиции;
+
::* размеры конечного продукта;
+
::* возможность получения помощи от взрослых или сверстников;
+
::* возможность использовать домашние заготовки;
+
::* перечень разрешённого и запрещённого;
+
::* техника безопасности.
+
:III. Определение времени, места, ведущих.
+
:IV. Формирование команд, участников.
+
:V. Выбор жюри, системы оценки.
+
:VI. Подготовка реквизита, оформление зала, музыка, свет, паузы.
+
:VII. Репетиции ведущих.
+
:VIII. Проведение дела.
+
:IX. Анализ.
+
+
+
5. '''Игра – путешествие'''
+
+
Игра-путешествие – целенаправленное движение групп участников по определённой схеме, объединенной сюжетом.
+
+
Алгоритм организации и проведения
+
+
:1. Определение возраста участников, их количество, места проведения.
+
:2. Определение вида игры:
+
:* путешествие;
+
:* экспедиция;
+
:* поиск;
+
:* кладоискание;
+
:* тропа;
+
:* складывание частей одного целого.
+
:3. Определение темы игры, название этапов. (Количество этапов не более 7, не менее 3).
+
:4. Разработка содержания каждого этапа, в соответствии с местом проведения игры.
+
:5. Определение характера движения:
+
:* по маршрутным листам в определённом порядке;
+
:* по маршрутным листам, самостоятельно выбирая маршрут следования;
+
:* встречное движение;
+
:* без маршрутных листов, поиск этапов;
+
:* движение с проводником;
+
:* движение по легенде (по запискам);
+
:* движение по опознавательным знакам;
+
:* движение по карте.
+
:6. Формирование команд.
+
:7. Сбор-старт (введение в игру).
+
:8. Сама игра.
+
:9. Сбор-финиш (подведение итогов).
+
+
+
Условия успешного проведения
+
* Рекомендуемое время проведения до 1 ч. 30 мин.
+
* Соответствующий реквизит.
+
* Продуманная система оценки.
+
* Определённое время пребывания на каждом этапе.
+
+
Примечания: во время следования по маршруту:
+
* может встретиться какой-то «герой»;
+
* может измениться маршрут;
+
* могут быть даны дополнительные штрафные задания;
+
* могут быть поощрительные моменты.
+
+
+
6. '''Организация детских праздников'''
+
+
Что такое праздник? Толковый словарь даёт несколько объяснений этого слова. День торжества, установленного в честь какого-либо выдающегося события. День, особо отмечаемый обычаем или церковью. Просто выходной, нерабочий день (от слова «праздность» - ничего неделание). А есть такое: День радости и торжества по поводу чего-нибудь. Действительно – рядом со словом «праздник» в нашем сознании чаще всего стоит слово «радость». Радость ребёнка, получившего долгожданную игрушку из рук живого Деда Мороза. Радость взрослого от встречи с давними друзьями.
+
Праздники занимают особое место в жизни детей и взрослых. Их любят за эмоциональность, сюрпризность, народный колорит, за возможность «себя показать, других посмотреть». Они как бы возглавляют эскадроны будничных дней. Они некий рубеж в монотонности нашей жизни. У каждого праздника своё лицо, своя ведущая идея. Давайте попытаемся понять, что праздник это всё-таки не праздность – это большое и важное дело, всегда коллективное, всегда творческое. Это есть своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребёнка. Без них немыслима жизнь как ребёнка, так и взрослого. Собравшись вместе на празднике мы отряхиваем груз повседневных забот, отдыхаем, набираемся энергии для будущего труда, оглядываемся на прошлое. У каждого календарного праздника своя история, и дети должны её знать.
+
+
Основные приметы праздника
+
# Повод для праздника.
+
# Идея, греющая всех детей (высокая эмоциональность).
+
# Чёткий сюжет.
+
# Композиция.
+
# Традиции.
+
# Ритуалы и обычаи.
+
# Костюмированность.
+
# Яркая наглядность.
+
# Зрелище.
+
# Творческое игровое действие.
+
# Неожиданность и сюрпризность.
+
# Присутствие разных жанров.
+
# Длительность (праздник может идти день).
+
+
+
Пять групп составляющих праздник
+
# Конкурсы.
+
# Выставки.
+
# Лотереи и игры.
+
# Прикладные виды деятельности.
+
# Сюрпризы.
+
+
Праздник – комплексная, синтетическая форма организации досуга.
+
В силу своего комплексного характера, стремления к всеобщности, необычной подвижности и взаимопроникновения отдельных составных частей он не имеет чётких, устоявшихся форм, зависит от масштабов и значения празднуемого события, конкретных площадок праздничного действия, сценарно-режиссёрского замысла и эмоциональных выразительных средств, имеющихся на местах.
+
+
+
Как быстро придумать сценарий
+
+
:1. Источники идеи (идея!!!):
+
::1) Телевидение.
+
::2) Литература (известная детям).
+
::3) Исторические эпохи.
+
::4) География.
+
::5) Наша политическая жизнь.
+
::6) Спорт.
+
::7) Профессии.
+
:2. Фантазия. Для включения фантазии необходимы 2 слова – Дж. Родари.
+
:3. Сказки. Алгоритм сказки:
+
::1) Кого-то не пригласили.
+
::2) Он был или стал плохой.
+
::3) Что-то украл или сбежал.
+
::4) Герои устремляются в погоню.
+
::5) Преодолевают препятствия.
+
::6) Находят то, что украли, или того, кто украл.
+
::7) Отдают выкуп.
+
::8) Праздник продолжается.
+
:4. Мозговой штурм (8 человек).
+
+
Каждый говорит то, что пришло ему в голову по поводу праздника. Затем отбираются удачные мысли и составляется сценарий праздника.
+
+
Но злоупотребление праздниками – это перегрузка эмоциональностью, отвлечение от рабочих будней. Когда впечатлений слишком много, они начинают убивать сами себя. Но праздники нужны детям. Пусть они будут редки, но метки. И неповторимы.
+
+
Методика работы над сценарием
+
+
Прежде чем написать сценарий нужно поставить перед собой 3 вопроса:
+
* что я хочу (делать)
+
* для кого я хочу (делать)
+
* как я буду (делать)
+
+
# Тема (о чём я хочу сказать – круг проблем взятых на исследование сценаристом). Из большой темы надо выбрать то, что больше всего волнует.
+
# Идея (что я хочу сказать своим сценарием).
+
# Сверхзадача (что должен унести зритель).
+
# Определить конфликт – борьба 2-х идеологий, взглядов, противоположностей:
+
#*герой – герой (персонажи находящиеся в борьбе)
+
#*герой – зрительный зал
+
#*герой – среда
+
# Сюжетный ход.
+
+
+
Композиционное построение сценария
+
+
# Пролог – заявка темы (1 маленький эпизод).
+
# Развитие действия (2-3 эпизода, завязывается борьба и развивается).
+
# Кульминация (целый объёмный эпизод – момент столкновения 2-х позиций).
+
# Маленький эпизод (может быть, может и не быть).
+
# Финал (большой эпизод) торжествует добро.
+
+
Наличие эпизодов в сценарии 5-6.
+
Эпизод – маленькое деление сценария.
+
Существуют эпизоды – основные – в них проходит основная мысль автора;
+
эпизоды – мостики – связующее звено между основными эпизодами;
+
эпизод – штрих – небольшой, но он даёт штрих к следующему эпизоду.
+
+
Формирование эпизода
+
* Нужно выбирать лишь то, что отвечает замыслу автора (раскрывает тему).
+
* Ритмическое чередование частей эпизода (по принципу напряжения или контрастности).
+
* Разноимённость материала (несколько точек зрения разных авторов на одно и то же).
+
+
Выбор системы выстраивания эпизода:
+
# Поступательный подход (по сюжетной нарастающей линии).
+
# Конфликтное построение эпизода (зритель должен следить за борьбой).
+
+
Сюжет – это способ построения сценария, система событий, раскрывающий характер действующих лиц и отношения к ним. Найти сюжет – это расставить главное и второстепенное события. Сюжет должен идти по нарастающей.
+
Сценарный ход – это приём, с помощью которого сценарист логично и последовательно выстраивает развитие действия и конфликта.
+
2 вида:
+
*хронологический
+
*ретроспективный
+
+
Игровой ход – игровая ситуация, которая предлагается зрителю.
+
+
Что можно использовать при написании сценария:
+
Материал выбирается исходя из темы сценария.
+
Слово – поэзия, басня, проза, инсценирование, сцены из спектакля, сатирические жанры.
+
Это основное выразительное средство – текст ведущего, исполнителя, персонала.
+
Музыка – тема музыки (лейт-мотив – война, мама и т.д.), классическая, фольклорная и т.д.
+
Песня – лейт-мотив обобщение темы.
+
Танец – все виды танца, вставной номер, иллюстрация действия, инсценировка на тему.
+
Цирк – клоунада – средство ведения программы.
+
Аудио-видео-материал – слайд-фильмы, аудио, видеофильмы.
+
Декоративное оформление – одежда сцены, костюмы.
+
Световое оформление.