Изменения

м
Нет описания правки
Строка 66: Строка 66:  
Интерес представляет и такая модификация метода мозгового штурма, как операциональное творчество. Особенность этой методики состоит в том, что только группа аналитиков и модератор сеанса генерации знают истинный характер рассматриваемой проблемы, а группа генераторов обсуждает некую воображаемую ситуацию (например, из жизни на другой планете), что является дополнительной мерой ослабления традиционности мышления.
 
Интерес представляет и такая модификация метода мозгового штурма, как операциональное творчество. Особенность этой методики состоит в том, что только группа аналитиков и модератор сеанса генерации знают истинный характер рассматриваемой проблемы, а группа генераторов обсуждает некую воображаемую ситуацию (например, из жизни на другой планете), что является дополнительной мерой ослабления традиционности мышления.
    +
 +
 +
Итак, Мозговой штурм (Брейнсторминг): креативное мышление и генерация идей
 +
 +
 +
1. Подготовка
 +
 +
Выбор проблемы и проработка ее путем индивидуальных реактивных приемов. Например:
 +
* проблема — «...?»;
 +
* выбор главного пути решения выдвинутой проблемы;
 +
* тестирование всех появляющихся в поле сознания путей.
 +
 +
Такая подготовительная работа дает возможность оценить суть проблемы и сделать выводы о главных направлениях групповой работы.
 +
 +
 +
2. Формирование креативной группы
 +
 +
Наибольший успех «мозговой атаки» будет обеспечен при соблюдении следующих условий:
 +
* группа должна состоять не более чем из 10 ребят;
 +
* социальный статус участников должен быть примерно равным;
 +
* в группе должно быть всего лишь несколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме, чтобы предоставить полный простор воображению участников. Лица, обладающие специальными знаниями, слишком искусные в том или ином деле, — нежелательны. Их стремление осмысливать высказываемые идеи в соответствии с имеющимся опытом может сковывать воображение других участников;
 +
* обсуждение проблемы должно проходить в комфортной и непринужденной обстановке. Участники должны быть в состоянии релаксации. Кресла должны быть расположены по кругу. Стол не обязателен. Необходимо иметь две-три классные доски;
 +
* руководитель должен быть ведущим. Ему следует воздерживаться от давления на участников;
 +
* в группе назначаются секретари-наблюдатели, которые фиксируют высказывания и поведение ораторов.
 +
 +
 +
3. Процедура «мозговой атаки»
 +
 +
Здесь выделяются 3 этапа:
 +
* Вступление. Длится до 15 минут. Ведущий говорит о сущности метода, разъясняет правила действий участников. Объявляет проблему. Проблемы записываются на доске. Ведущий объясняет причину выдвижения избранной темы, затем просит участников предложить свои варианты формулировок, которые также записываются на доске.
 +
* Генерация идей. Участники дискуссии в свободной форме высказывают свои идеи, которые фиксируются на доске. Как только происходит задержка с выдвижением новых идей, ведущий просит участников поразмыслить над проблемой, посмотреть на доску. После паузы обычно появляются новые идеи. Если этого не происходит, то ведущий выдаст бланки с вопросами, ответы на которые порождают новые идеи.
 +
* Вопросы: «...?», «...?», «...?» и т.д.
 +
 +
 +
4. Заключение
 +
 +
Здесь может быть 2 варианта:
 +
* ''Классический вариант''. Ведущий благодарит участников за проделанную деятельность и сообщает, что высказанные идеи будут реализованы на практике. Если у участников брейнсторминга возникнут новые идеи, то они могут передать их руководителю дискуссии. Как видно, это не лучшая процедура завершения «мозговой атаки». В связи с этим практикуются и другие варианты заключительной части встречи.
 +
* ''Облегченный вариант''. Оценка идей осуществляется самими участниками брейнсторминга. Здесь используются различные приемы:
 +
*# Участники дискуссии разрабатывают критерии оценки идей. Эти критерии выписываются на доске, располагаясь по степени важности.
 +
*# Выдвинутые идеи группируются по соответствующим основаниям, которые различаются содержанием идей.
 +
*# Определяется наиболее перспективная группа идей. Каждая идея в этой группе оценивается в соответствии с критериями оценки.
 +
*# Тестирование идей методом «от противного»: «Каким образом провалится данная идея, если ее реализовать?»
 +
*# Определяются наиболее «дикие» идеи, которые пытаются переделать в реализуемые.
 +
*# Каждый участник как бы вновь проделывает «мозговую атаку» для себя лично, создавая на основе уже зафиксированных идей, нечто новое.
 +
*# Группа выбирает наиболее ценные идеи, располагает их по степени важности и предлагает для внедрения в практику.
 +
 +
 +
Этапы успешного «брейнсторминга»
 +
 +
Их всего четыре:
 +
# подготовка к «мозговому штурму»;
 +
# проведение «мозгового штурма»;
 +
# запись идей;
 +
# селекция выбранных идей.
 +
 +
1. Подготовка организатора к брейнстормингу состоит:
 +
* в изучении проблемы и вычленении технического, организационного или экономического противоречия, мешающего внедрению известных решений;
 +
* в четкой формулировке цели атаки (новизна, сфера применения и т.д.);
 +
* в подготовке предварительных вариантов решения;
 +
* в подборе участников.
 +
 +
2. Проведение атаки:
 +
* раскрепощение внутреннего контроля ребят;
 +
* создание дружелюбной и свободной атмосферы;
 +
* запрещение критики выдвинутых идей;
 +
* побуждение к выдвижению оригинальных идей;
 +
* запись всех предложений в наглядном виде.
 +
 +
3. Запись идей:
 +
* наглядная запись на доске во время атаки;
 +
* запись на аудио-носитель;
 +
* сохранение для дальнейшей селекции.
 +
 +
4. Селекция выработанных идей:
 +
* первая группировка по признаку: применяемые — неприменяемые;
 +
* вторая группировка из неприменяемых по признакам: а) реализуемые; б) труднореализуемые; в) нереализуемые (запрет по физическим, моральным, иным правилам);
 +
* из нереализуемых выбрать безумные и оригинальные — в них находятся рациональные зерна и переносятся на реализуемые или труднореализуемые;
 +
* возможность продолжение «мозговой атаки» с новой проблемой, выявившейся в ходе предыдущего обсуждения.
       
[[Category:Игры]]
 
[[Category:Игры]]