Строка 66: |
Строка 66: |
| Интерес представляет и такая модификация метода мозгового штурма, как операциональное творчество. Особенность этой методики состоит в том, что только группа аналитиков и модератор сеанса генерации знают истинный характер рассматриваемой проблемы, а группа генераторов обсуждает некую воображаемую ситуацию (например, из жизни на другой планете), что является дополнительной мерой ослабления традиционности мышления. | | Интерес представляет и такая модификация метода мозгового штурма, как операциональное творчество. Особенность этой методики состоит в том, что только группа аналитиков и модератор сеанса генерации знают истинный характер рассматриваемой проблемы, а группа генераторов обсуждает некую воображаемую ситуацию (например, из жизни на другой планете), что является дополнительной мерой ослабления традиционности мышления. |
| | | |
| + | |
| + | |
| + | Итак, Мозговой штурм (Брейнсторминг): креативное мышление и генерация идей |
| + | |
| + | |
| + | 1. Подготовка |
| + | |
| + | Выбор проблемы и проработка ее путем индивидуальных реактивных приемов. Например: |
| + | * проблема — «...?»; |
| + | * выбор главного пути решения выдвинутой проблемы; |
| + | * тестирование всех появляющихся в поле сознания путей. |
| + | |
| + | Такая подготовительная работа дает возможность оценить суть проблемы и сделать выводы о главных направлениях групповой работы. |
| + | |
| + | |
| + | 2. Формирование креативной группы |
| + | |
| + | Наибольший успех «мозговой атаки» будет обеспечен при соблюдении следующих условий: |
| + | * группа должна состоять не более чем из 10 ребят; |
| + | * социальный статус участников должен быть примерно равным; |
| + | * в группе должно быть всего лишь несколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме, чтобы предоставить полный простор воображению участников. Лица, обладающие специальными знаниями, слишком искусные в том или ином деле, — нежелательны. Их стремление осмысливать высказываемые идеи в соответствии с имеющимся опытом может сковывать воображение других участников; |
| + | * обсуждение проблемы должно проходить в комфортной и непринужденной обстановке. Участники должны быть в состоянии релаксации. Кресла должны быть расположены по кругу. Стол не обязателен. Необходимо иметь две-три классные доски; |
| + | * руководитель должен быть ведущим. Ему следует воздерживаться от давления на участников; |
| + | * в группе назначаются секретари-наблюдатели, которые фиксируют высказывания и поведение ораторов. |
| + | |
| + | |
| + | 3. Процедура «мозговой атаки» |
| + | |
| + | Здесь выделяются 3 этапа: |
| + | * Вступление. Длится до 15 минут. Ведущий говорит о сущности метода, разъясняет правила действий участников. Объявляет проблему. Проблемы записываются на доске. Ведущий объясняет причину выдвижения избранной темы, затем просит участников предложить свои варианты формулировок, которые также записываются на доске. |
| + | * Генерация идей. Участники дискуссии в свободной форме высказывают свои идеи, которые фиксируются на доске. Как только происходит задержка с выдвижением новых идей, ведущий просит участников поразмыслить над проблемой, посмотреть на доску. После паузы обычно появляются новые идеи. Если этого не происходит, то ведущий выдаст бланки с вопросами, ответы на которые порождают новые идеи. |
| + | * Вопросы: «...?», «...?», «...?» и т.д. |
| + | |
| + | |
| + | 4. Заключение |
| + | |
| + | Здесь может быть 2 варианта: |
| + | * ''Классический вариант''. Ведущий благодарит участников за проделанную деятельность и сообщает, что высказанные идеи будут реализованы на практике. Если у участников брейнсторминга возникнут новые идеи, то они могут передать их руководителю дискуссии. Как видно, это не лучшая процедура завершения «мозговой атаки». В связи с этим практикуются и другие варианты заключительной части встречи. |
| + | * ''Облегченный вариант''. Оценка идей осуществляется самими участниками брейнсторминга. Здесь используются различные приемы: |
| + | *# Участники дискуссии разрабатывают критерии оценки идей. Эти критерии выписываются на доске, располагаясь по степени важности. |
| + | *# Выдвинутые идеи группируются по соответствующим основаниям, которые различаются содержанием идей. |
| + | *# Определяется наиболее перспективная группа идей. Каждая идея в этой группе оценивается в соответствии с критериями оценки. |
| + | *# Тестирование идей методом «от противного»: «Каким образом провалится данная идея, если ее реализовать?» |
| + | *# Определяются наиболее «дикие» идеи, которые пытаются переделать в реализуемые. |
| + | *# Каждый участник как бы вновь проделывает «мозговую атаку» для себя лично, создавая на основе уже зафиксированных идей, нечто новое. |
| + | *# Группа выбирает наиболее ценные идеи, располагает их по степени важности и предлагает для внедрения в практику. |
| + | |
| + | |
| + | Этапы успешного «брейнсторминга» |
| + | |
| + | Их всего четыре: |
| + | # подготовка к «мозговому штурму»; |
| + | # проведение «мозгового штурма»; |
| + | # запись идей; |
| + | # селекция выбранных идей. |
| + | |
| + | 1. Подготовка организатора к брейнстормингу состоит: |
| + | * в изучении проблемы и вычленении технического, организационного или экономического противоречия, мешающего внедрению известных решений; |
| + | * в четкой формулировке цели атаки (новизна, сфера применения и т.д.); |
| + | * в подготовке предварительных вариантов решения; |
| + | * в подборе участников. |
| + | |
| + | 2. Проведение атаки: |
| + | * раскрепощение внутреннего контроля ребят; |
| + | * создание дружелюбной и свободной атмосферы; |
| + | * запрещение критики выдвинутых идей; |
| + | * побуждение к выдвижению оригинальных идей; |
| + | * запись всех предложений в наглядном виде. |
| + | |
| + | 3. Запись идей: |
| + | * наглядная запись на доске во время атаки; |
| + | * запись на аудио-носитель; |
| + | * сохранение для дальнейшей селекции. |
| + | |
| + | 4. Селекция выработанных идей: |
| + | * первая группировка по признаку: применяемые — неприменяемые; |
| + | * вторая группировка из неприменяемых по признакам: а) реализуемые; б) труднореализуемые; в) нереализуемые (запрет по физическим, моральным, иным правилам); |
| + | * из нереализуемых выбрать безумные и оригинальные — в них находятся рациональные зерна и переносятся на реализуемые или труднореализуемые; |
| + | * возможность продолжение «мозговой атаки» с новой проблемой, выявившейся в ходе предыдущего обсуждения. |
| | | |
| | | |
| [[Category:Игры]] | | [[Category:Игры]] |