Изменения

Перейти к навигации Перейти к поиску
м
Нет описания правки
Строка 11: Строка 11:     
При необходимости что-то узнать надо спрашивать. Вопрос — это способ вовлечения в разговор, инструмент активного и целеустремленного получения информации, средство переключения мысли подопечного в нужном направлении, в необходимую «рамку» разговора. Вопрос — это своеобразный «крючок» для получения нужной информации (так он и пишется). Утверждения вызывают сопротивление и желание возразить, а вопросы требуют ответа. Кроме того, вопросы также являются мягким способом предотвращения конфликта. Одно дело заниматься перепалкой, и другое — спросить, заставляя задуматься ребенка, тем самым отвлекая его от неприятных эмоций. При этом вы получаете дополнительную информацию и время, чтобы лучше сориентироваться и, если надо, успокоиться самому.
 
При необходимости что-то узнать надо спрашивать. Вопрос — это способ вовлечения в разговор, инструмент активного и целеустремленного получения информации, средство переключения мысли подопечного в нужном направлении, в необходимую «рамку» разговора. Вопрос — это своеобразный «крючок» для получения нужной информации (так он и пишется). Утверждения вызывают сопротивление и желание возразить, а вопросы требуют ответа. Кроме того, вопросы также являются мягким способом предотвращения конфликта. Одно дело заниматься перепалкой, и другое — спросить, заставляя задуматься ребенка, тем самым отвлекая его от неприятных эмоций. При этом вы получаете дополнительную информацию и время, чтобы лучше сориентироваться и, если надо, успокоиться самому.
 +
 +
 +
Ваша ЗБР (зона ближайшего развития) и приемы выдающихся вожатых
 +
 +
Вожатым быть не так-то трудно. Берете себе группу ребят, говорите каждому, что должен делать, следите за ними, постоянно подправляете, время от времени отодвигаете в сторону, показывая как нужно было делать правильно.
 +
 +
Это — точный рецепт того, как быть посредственным вожатым. Хорошим вожатым быть гораздо труднее. Время от времени проводят исследования, чем же хорошие вожатые отличаются от обычных. Это приводит к удивительным открытиям.
 +
 +
Оказывается, выдающиеся вожатые разговаривают совершенно иначе. Обычные вожатые чаще всего выдвигают предложения. Изначально в таком подходе вроде бы нет ничего плохого, но на самом деле это не так. Прежде всего, выдвигая идеи самостоятельно, вожатые мешают выдвигать идеи самим подопечным. Подопечные ребята привыкают, что в данной среде их идеи никого не интересуют, а интересуют только идеи самого руководства детского лагеря. При этом умение вырабатывать идеи у ребят постепенно атрофируется.
 +
 +
Выдающиеся вожатые активно предлагают ребятам высказываться, а затем способствуют развитию этих идей. У ребят постепенно вырабатывается хороший рефлекс: идя к вожатому с проблемой, они уже знают, что одновременно с проблемой от них будут требовать и предложения по ее разрешению, а значит, их надо готовить.
 +
Но как быть, спросите вы, если подопечный принес плохое решение проблемы и у вас есть лучше? Для начала следует помнить, что абсолютно лучших решений обычно не бывает. Иной раз лучше разрешить ребенку выполнить его решение, чем ваше (объективно лучше). Энтузиазм, с которым ребята реализовывают свои идеи — это мощный катализатор. Возможно, его идея, воплощенная с энтузиазмом, окажется лучше, чем ваша идея, воплощенная с унынием.
 +
 +
 +
Выдающиеся вожатые: техника перебора
 +
 +
Кроме того, можно использовать такой речевой прием, как техника перебора. На практике это может выглядеть примерно так. Вожатый спрашивает: «Какие есть идеи на счет …?» «Думаю …», — отвечает ребенок. Вожатому не нравится эта идея. «А какие еще мысли есть?» — спрашивает он. «Можно еще …» — говорит ребенок. «Неплохо, — отвечает вожатый. — Это здорово придумано!» (Вожатому эта идея нравится больше, но ему кажется, что не все возможности диалога исчерпаны). Но, наверняка, это не все, что у тебя есть». «…, — отвечает польщенный ребенок. «Слушай, это гениально, — говорит вожатый. — Я знал, что ты предложишь что-нибудь особенное. Обязательно расскажи мне, как у тебя все здорово получилось!»
 +
 +
В приведенном диалоге мы видим применение сразу нескольких приемов: техники активного слушания (которая сама по себе достойна отдельной темы), техники перебора и, что важно, навыка дачи '''положительной обратной связи'''. Обычные среднестатистические вожатые склонны давать отрицательную обратную связь. Пока все идет нормально, вожатые ни словом не дадут понять ребенку, что он действует хорошо. Стоит же ему совершить ошибку, они немедленно указывают ему на нее, зачастую задевая его честь и достоинство.
 +
 +
Выдающиеся вожатые ведут себя иначе. Когда подопечный что-то делает неправильно, они говорят ему об этом, но в '''терминах собственных чувств'''. «Я так переживаю, — говорят они, — что у тебя не получается. Я очень расстроен, это не дает мне покоя. Я буду счастлив, если ты сделал все возможное, чтобы изменить ситуацию к лучшему». Когда же подопечный действует хорошо, выдающиеся вожатые ищут любую возможность для дачи ему положительной обратной связи. Выдающиес вожатые постоянно пытаются «поймать подопечного на чем-то хорошем». Обнаружив любой успех, они сразу хвалят ребенка.
 +
 +
 +
Выдающиеся вожатые: разъяснять или узнавать
 +
 +
Обычные вожатые чаще снабжают просто своих подопечных информацией.
 +
В случае с выдающимся вожатым разговор будет проистекать иначе. Такой вожатый задает '''только отрытые вопросы''', т. е. вопросы на которые нужно отвечать не «да», «нет», а вопросы, на которые можно давать развернутые ответы — еще один навык, характерный для выдающегося вожатого. Но как же быть, если подопечный ничего не скажет? Очевидно, продолжить серию открытых вопросов.
     

Навигация