16 587 байт добавлено
, 14:19, 5 января 2014
[[Image:IFYctIpDoZMm.jpg |right]]
Каждый вожатый выполняет управленческие функции в определенном, свойственном ему стиле. При этом его стиль руководства ребятами выступает как сочетание неоднородных качеств: доброта и строгость, наблюдательность и деловитость, спокойствие и требовательность, мягкость и воля. Вожатым необходимо развивать в себе ряд качеств, которые помогают им в достижении профессионального успеха:
# При управлении подопечными вожатые часто уделяют особое '''внимание морально-психологическому климату''' в детском коллективе: активно стараются создать благоприятную атмосферу взаимодействия со всеми своими подопечными ребятами — поощряют их участие в делах, делятся властью и информацией, повышают самооценку ребят, стимулируя полное раскрытие их способностей на смене в детской программе. вожатым присуща склонность к наставлениям, поучениям, назиданиям.
# Вожатые являются сторонниками '''строгого контроля''' при условии принятия коллективных решений внутри детской команды. Свое отношение к подопечным вожатые характеризуют следующим образом: «действую гибко, разумно сочетаю жесткость, интуицию и дипломатичность». В сложных ситуациях вожатые строят свои стратегии выхода из кризиса на высокой мотивации ребят.
# В ситуациях, требующих наказания подопечных, вожатые рассматривают '''более широкий круг возможных решений''': простить на первый раз, предупредить, высказать неодобрение на словах и др. Однако вожатые способны реализовать и жесткие стратегии по отношению к тем ребятам, кто не отвечает на мягкие поучения взаимностью.
# Особое качество вожатых — '''эмоциональность'''. Вожатые «близко к сердцу» принимают все, что связано со своей работой, и достаточно долго остаются во власти переживаний. Они больше склонны «проигрывать» ситуацию, переживать возможный исход событий. Излишняя эмоциональность является недостатком вожатской модели управления, поскольку она может явиться источником несправедливости и неуверенности, причиной конфликтов.
# При принятии решений вожатые чаще полагаются на свои '''ощущения, интуицию'''. Именно они позволяют формировать творческие линии поведения в детской среде. Эти качества помогают верно выбрать решение, оценить перспективность начатого дела.
# При управлении конфликтами вожатые '''глубже вникают в суть конфликта''', анализируют его причины. Конфликтную ситуацию на месте, как правило, разрешают ясным изложением своих позиций и отказом от дальнейших споров.
# В условиях риска вожатые выбирают более '''осторожные стратегии''' принятия решений и настроены на постепенные преобразования без ориентации на моментальный прорыв, что делает их действия весьма эффективными в ситуации неопределенности. Им требуется больше времени на то, чтобы сориентироваться, но решения эти оказываются более взвешенными и осмотрительными. Внутреннее чутье помогает вожатым весьма успешно действовать в сложных ситуациях.
# Во взаимоотношениях с внешней средой вожатский стиль управления отличается большой '''гибкостью, ситуативностью''', умением адаптироваться к сложившимся обстоятельствам. Гибкость и дипломатичность в сочетании с настойчивостью позволяют вожатым эффективно строить взаимоотношения с партнерами на отряде и другими коллегами, находить у них взаимопонимание и поддержку.
# Вожатые умеют '''сочетать и быстро переключаться''' с одной социальной роли на другую.
'''Наиболее ценные качества для вожатого''' — умение налаживать контакты с ребятами, добросовестность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца, стремление все понять самим и всему научиться, интуиция, удачливость. Вожатые проявляют себя личностями яркими, сильными, способными эффективно управлять организационными системами в динамичных условиях.
Анализируя специфику вожатского стиля руководства, следует помнить, что у каждого человека свое восприятие конкретного руководителя (инструктора, куратора). Однако многие мнения в сумме создают обобщенный образ вожатого, как руководителя с набором качеств, описанных выше.
== Формирование индивидуального стиля руководства ==
Индивидуальный стиль руководства вожатого оказывает сильнейшее влияние на систему ценностей, принятую в детском коллективе, на те неписаные нормы и правила поведения, которые приняты большинством подопечных ребят. Индивидуальный стиль вожатого играет роль камертона: он задает тон и определяет правила поведения для всего детского коллектива.
Формированию эффективного индивидуального стиля будет способствовать соблюдение вожатыми ряда принципов.
'''Обратные связи'''. Подопечные ребята, как правило, стремятся быстрее узнать оценку выполненной ими деятельности непосредственно от своего вожатого. Такие обратные связи являются ключевым моментом в процессе взаимодействия. Подопечные ребята часто задают себе вопрос: «А как, собственно говоря, я действую?» Вожатый обязан уметь вовремя и точно дать ответ на этот вопрос.
'''Определение свободы действий подопечного'''. Одним необходима большая, другим — меньшая доля свободы в деятельности. Некоторые ребята стремятся к самостоятельному принятию решений. Других такая возможность вводит в ступор. Опираясь на глубокое изучение характера своих подопечных, вожатый должен в каждом отдельном случае решить, что сделает деятельность пионера более эффективной: дать ли ему некоторую свободу действий или приглядывать, чтобы он «делал только то, что сказано».
'''Отношение подопечного к его деятельности'''. Деятельность ребят в лагере — это часть их жизни, но не вся жизнь. Вожатый, трезво оценивающий роль деятельности на лагерной смене в жизни ребят, не преувеличивая и не преуменьшая ее, помогает своим подопечным установить школу жизненных ценностей, четко определить место того, что они делают в их жизни.
'''Ориентация на конечные результаты деятельности'''. Хороший вожатый знает, как правильно отметить трудовые достижения своих подопечных ребят. Практическую ценность имеют не подготовительные этапы, не просто деятельность или работоспособность, а конечный результат. Однако важно не создать у ребят представление, что сам процесс их деятельности не имеет никакой ценности. Опытный вожатый, оценивая деятельность ребят, принимает во внимание как сам результат, так и элемент трудового состязания.
'''Личное поведение вожатого'''. Должен ли вожатый держаться с подопечными сугубо официально или ей лучше установить с ними полуофициальные и даже приятельские отношения? В этом вопросе не больше смысла, чем в: «Должен ли вожатый носить вожатский галстук или вожатскую визитку?» Носить следует то, что красиво смотрится на вожатом. Вести себя с подопечными необходимо исходя из обстановки, из того, каковы вы сами и каковы ваши ребята. Насилие над собственной натурой не приводит к хорошим результатам.
'''Повторение'''. Вожатый не должен ожидать, что его ребята поймут все с первого раза. Нужно повторять снова и снова, пока не будут достигнуты нужные результаты.
== Авторитет вожатого ==
Истинный авторитет вожатого представляет собой заслуженное уважение к нему и основывается на таких составляющих, как: знания, опыт, ум руководителя, его доверие к подопечным ребятам и требовательность к ним, забота о них, высокие личные качества.
Авторитет вожатого придает вес его указаниям и распоряжениям. Поручения авторитетного руководителя ребята исполняют охотней, быстрей и тщательней. Неумело сформированный индивидуальный стиль руководства способствует возникновению у вожатого ложного авторитета, являющегося по существу лишь его иллюзией, призраком. Ложный авторитет снижает эффективность руководства: ребята нередко льстят вожатому, подхалимничают, в душе его не уважая.
Различают несколько '''форм ложного авторитета''', каждая из которых связана с каким-то дефектом стиля руководства.
* ''Ложный авторитет угроз'' связан с отрицательной привычкой иного вожатого постоянно грозить ребятам, запугивать их взысканиями, трудностями. Первое время такую вожатого побаиваются, а потом, видя, что свои угрозы она выполнить не может, посмеиваются за ее спиной.
* ''Ложный авторитет обещаний'' связан с частыми и обычно невыполняемыми обещаниями благ, которых вожатый якобы собирается добиться или даже уже добивается для своих ребят.
* ''Ложный авторитет должности'' связан с представлением вожатого о том, что ее высокий пост делает его умнее, значительнее и лучше всех подопечных ребят.
* ''Ложный авторитет резонерства'' связан с особым пристрастием некоторых вожатых много и долго говорить перед ребятами, читать им длинные нотации, выступать с поучениями и т.п.
Вожатый подвержен различным эмоциональным воздействиям. Его неконтролируемые эмоции могут принять непредсказуемый характер, вплоть до вспышек гнева. Будучи во власти эмоций, вожатый теряет контроль над своим поведением и может принять необдуманное решение. Обидный, насмешливый тон должен быть исключен из разговора. Если вожатый говорит негромко и спокойно, это придает ее словам весомость и деловой характер. Детский коллектив чутко реагирует на уместные или неуместные замечания руководителя, его тон, эмоциональный накал. Настроение вожатого передается детскому коллективу.
[[Category:Статьи]]