Изменения

Новая: right Количество каналов и способов убеждения очень ограниченно. В основном преобладают...
[[Image:WHK4Uz3oCjQm.jpg |right]]
Количество каналов и способов убеждения очень ограниченно. В основном преобладают шесть каналов убеждения. Вы можете проверить все шесть этих каналов на себе.


'''1. Канал первый: убеждение, основанное на личной заинтересованности'''

Вечером, дойдя до своей спальной комнаты, многие дети вступают в переговоры. «А ты расскажешь нам сегодня интересную историю после отбоя» — просят дети вожатого. «Хорошо» — отвечает вожатый, — «Но только если вы сегодня быстро отобьетесь».

Убеждение, основанное на личной заинтересованности, работает в условиях, когда '''предложение одной стороны решает задачи второй'''. Фраза: «Если вы воспользуетесь моим предложением, это положительно отразится на вас» — простейший пример такого убеждения. Как показывает пример, этот тип убеждения лежит в основе переговоров — как официальных, так и личных. В переговорах каждая из сторон обладает тем, что может пригодиться другой — возможностями, ресурсами, статусом, информацией или полномочиями. Именно это она «выставляет на торги».

''Торги могут быть явными или завуалированными''. Например, если вы просите коллегу вожатого что-то сделать для вас и мысленно отмечаете, что за вами теперь «должок», который надо будет отдать в будущем.

Суть этого канала убеждения — стимулирование, а не торговля. Вы автоматически пользуетесь им, если обращаетесь к потребностям оппонента в процессе убеждения.


'''2. Канал второй: авторитет и полномочия'''

Когда в автобусе, отправляющемся в лагерь вожатый говорит детям сесть по своим местам и не ходить по салону автобуса, когда он движется, все дети подчиняются. Это пример '''власти на основе полномочий'''. Мы безропотно подчиняемся приказу. В автобусе большинство детей уже настроены на канал авторитета вожатого, так как на кону личная безопасность каждого пассажира.

Для детей в летнем лагере именно ''авторитет вожатого'' — основной канал убеждения. Обычно он работает так: вожатый дает распоряжения, его подопечные их выполняют. Вот и в самолете же мы подчиняемся сигналу «пристегнуть ремни» автоматически, просто потому, что он обоснован и привычен.

В присутствии подходящих ситуационных сигналов авторитет вызывает глубинную реакцию «стимул — ответ». Так, когда вожатый отдает распоряжение, его подопечный ребенок даже не пытается проанализировать его качество, смысл и последствия, а автоматически выполняет данное задание.


'''3. Канал третий: организационная манипуляция'''

Когда ребенку что-нибудь нужно, то его первый шаг — '''создать коалицию''' (это ключевой навык в организационной манипуляции). «Тебе, кажется, тоже душно?» — спрашивает он сверстника, сидящего рядом с ним в автобусе. Его собеседник кивает. «Давай попросим вожатого открыть форточку?» Они зовут вожатого. «Нам очень душно», — говорит первый ребенок от имени только что образованного движения «Любители прохладного воздуха в салоне автобуса». «Я постараюсь разобраться с этим вопросом, — отвечает вожатый и добавляет: — Форточку я открою как только наш автобус поедет в лагерь».

Организационная манипуляция определяется как процесс, посредством которого ребята взаимодействуют в группах под наблюдением вожатых, пытаясь оказать влияние на события в детском отряде. Вожатые используют организационные рычаги внутри образовавшихся детских групп.

При упоминании «организационной манипуляции» некоторые возможно подумают о ее негативных аспектах. Но у манипуляции есть и светлая сторона. Здоровая и продуктивная дискуссия позволяет рассмотреть многие ситуации с разных точек зрения.

Тот или иной манипулятивный ход может включать в себя учет личных интересов, использование авторитета, отношений, общих ценностей и фактической базы для убеждения вожатым ребят в своей правоте.


'''4. Канал четвертый: рациональность'''

В начале смены вожатым проводится оргсбор, в котором затрагиваются и аспекты о том, что делать в «маловероятном случае чрезвычайной ситуации»: как соблюдать правила безопасности и т. д. Вы прекрасно знаете содержание этой беседы с детьми. В нем используется '''рациональное убеждение'''. Но допусти детей они (эти аспекты) убедить не смогли. Во-первых, дети уже слушали это столько раз, что просто игнорируют смысл сказанного им вожатым. Во-вторых, они в жизни не слышали, чтобы кто-нибудь выжил блягодаря этим правилам. В предъявляемых детям требованиях для них много деталей и фактов, но речи вожатого явно не хватает достоверности.

Рациональность убеждения — это попытка повлиять на настроения, действия или представления ребенка с помощью причин и/или доказательств, обосновывающих преимущества вашего предложения. Если ваши подопечные готовы ''прислушаться к голосу разума'', то шанс повлиять на них высок. Если нет, то никакие факты и гениальные логические построения не помогут вам привлечь их на свою сторону.

Железная логика сама по себе редко приводит к желаемым результатам. Пытаясь убедить кого-либо при помощи рациональных доводов, будьте готовы к спорам. Разные дети делают разные выводы из одних и тех же фактов в зависимости от своих потребностей и пристрастий. Кроме того, вы (или ваши аргументы) могут быть недостаточно авторитетными в глазах подопечных и, как в случае с лекцией по правилам поведения в лагере, слушатели просто могут не обращать на вас внимания. Поэтому изложите все доказательства и призовите ребят оценить их обоснованность.


'''5. Канал пятый: визуализация'''

Вожатские галстуки, иные вожатские командные фенечки, вожатская сценическая визитка и другая атрибутика, как вожатского отряда, так и детского лагеря.

Здесь используется '''визуализация''': попытка вызвать эмоции — надежду, желание или командный дух, призыв почувствовать свою принадлежность к определенной группе и поступить в соответствии с этим ощущением.

На самом глубоком уровне мотивации вашего подопечных ребят — их чувства, убеждения, культурные связи и детский жизненный опыт. Визуальные образы и сюжеты могут проникнуть в эти уровни, обращаясь непосредственно к интуиции аудитории. Дети принимают решения, основываясь не на самом факте, а на том, что данный факт для них означает.

Вы вовсе не обязаны стать харизматическим лидером, планирующим избавить мир от всех болезней, чтобы успешно воспользоваться визуализацией. Во всех аспектах жизни и взаимодействия с ребятами встречаются человеческие цели и убеждения. Дети стараются быть успешными, достойными любви, уважения и т.д., и все это — отличная основа для визуального убеждения.

Говоря о визуализации, мы имеем в виду '''обращение к целям, ценностям, убеждениям''' ребят в качестве основы для продвижения вашей идеи. Визуальное убеждение часто основывается на аргументах, в которых упоминаются духовные и человеческие цели ваших слушателей. Подав свою идею таким образом, вы можете рассчитывать на то, что ваши слушатели могут подумать: «Поддержав это предложение, я смогу стать личностью, которой всегда стремился стать» или: «Если мы примем это решение, мы будем командой, вызывающей уважение и восхищение окружающих».


'''6. Канал шестой: отношения'''

Детишки выпрашивают что-то у своего вожатого и аппелируют к тому, что они сегодня хорошо себя вели. Вы в ответ предлагаете им встречное предложение.

'''Хорошие личные отношения''' заставляют ваших ребят принять ваше предложение. Мы предпочитаем говорить «да» людям, которых знаем и уважаем. Если к вожатому дети относятся плохо, все, что он говорит, искажается и принимается негативно.

Связь между личным отношением и совместным проживанием лагерной смены (или, наоборот, отказом от совместной деятельности) глубока и сильна.

Когда ребята и вожатые встречаются впервые, их впечатления друг о друге основываются на таких базовых и внешних параметрах, как возраст и пол. Прожив смену вместе дольше, ребята набирают опыт общения друг с другом и на его основе формируют мнение о надежности и других качествах как сверстников, так и их вожатых. Пол и возраст больше не имеют такого значения, а фактическое поведение сверстников и вожатых не анализируется ребятами, если вы вместе прошли испытание временем.

'''В отношениях каждая мелочь имеет значение'''. Имеют значение прошлые обещания, информация, сплетни, временная отмена правил, чувство собственного достоинства, возможности для личностного роста, возможные привилегии, секреты и т. д.

Таким образом, вы пользуетесь данным каналом всякий раз, когда при продвижении своей стратегии полагаетесь на личную симпатию, взаимопонимание, общность интересов, существующую сеть контактов и друзей.


[[Category:Логика взаимодействия в отряде]]