Изменения

Перейти к навигации Перейти к поиску
м
Нет описания правки
Строка 13: Строка 13:  
Кризис семи лет происходит на границе дошколь­ного и младшего школьного возраста. Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам.
 
Кризис семи лет происходит на границе дошколь­ного и младшего школьного возраста. Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам.
   −
Ребенок откры­вает для себя значение новой социальной позиции — позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Формирование соответствующей внутренней позиции, которое может произойти не в самом начале обучения, а на год позже, коренным образом меняет самосознание ребенка.  
+
Ребенок открывает для себя значение новой социальной позиции — позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Формирование соответствующей внутренней позиции, которое может произойти не в самом начале обучения, а на год позже, коренным образом меняет самосознание ребенка.  
   −
Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Все, что имеет отношение к обучаемой деятель­ности (в первую очередь, оценки деятельности взрослым), оказывается ценным, то, что связано с игрой, — менее важным.
+
Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Все, что имеет отношение к обучаемой деятельности (в первую очередь, оценки деятельности взрослым), оказывается ценным, то, что связано с игрой, — менее важным.
    
В этом возрасте впервые возникает осмысленная реакция на свои переживания, новое отношение к себе. Переживания приобретают смысл. Радующийся ребенок понимает, что он радуется, сердящийся – что он сердит.
 
В этом возрасте впервые возникает осмысленная реакция на свои переживания, новое отношение к себе. Переживания приобретают смысл. Радующийся ребенок понимает, что он радуется, сердящийся – что он сердит.
   −
В период кризиса 7 лет у ребенка происходит обобщение переживаний. Цепь неудач или успехов (в обучении, в общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчиво­го эмоционального комплекса — чувства неполноценности, уни­жения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной зна­чимости, компетентности, исключительности. Некото­рые из этих переживаний, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками, будут фиксироваться в структуре личности и влиять на развитие самооценки ребенка, на уровень его притязаний.  
+
В период кризиса 7 лет у ребенка происходит обобщение переживаний. Цепь неудач или успехов (в обучении, в общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчиво­го эмоционального комплекса — чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной зна­чимости, компетентности, исключительности. Некоторые из этих переживаний, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками, будут фиксироваться в структуре личности и влиять на развитие самооценки ребенка, на уровень его притязаний.  
    
Так, одна и та же оценка взрослым, полученная на мероприятии разными детьми, вызовет у них совершенно разный эмоциональный отклик: хорошая оценка (но не отличная) для одного — источник бурной радости, для другого — разочарования и обиды, одним воспринимается как успех, другим — как неудача.
 
Так, одна и та же оценка взрослым, полученная на мероприятии разными детьми, вызовет у них совершенно разный эмоциональный отклик: хорошая оценка (но не отличная) для одного — источник бурной радости, для другого — разочарования и обиды, одним воспринимается как успех, другим — как неудача.
   −
Еще раз... К основным симптомамкризиса 7 летотносят:
+
Еще раз... К основным симптомам кризиса 7 лет относят:
    
Потерю непосредственности
 
Потерю непосредственности
Строка 37: Строка 37:  
Симптом «горькой конфеты»
 
Симптом «горькой конфеты»
   −
Когда ребенку пло­хо, он начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать их другим. В этот про­межуток времени ребенок резко меняется, становится бо­лее трудным для воспитания, чем прежде.
+
Когда ребенку плохо, он начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать их другим. В этот промежуток времени ребенок резко меняется, становится более трудным для воспитания, чем прежде.
   −
Бенджамин Спок пишет: «Ребенок перестает пользоваться слишком «взрослыми» словами и стиль его речи становится грубоватым. Он хочет носить только такую одежду и прическу, как другие ребята... Он может совершенно забыть, как правильно есть за столом, садится за стол с грязными руками, набивает рот и ковыряет вилкой в тарелке. Он может рассеянно бить ногой по ножке стула, ... хлопать дверями или забывать закрывать их за собой. Он меняет пример для подражания: раньше он подражал взрослым, а теперь - своим сверстникам. Он заявляет о своем праве на независимость от родителей... Эти плохие манеры и плохие привычки очень расстраивают родителей. Они думают, что ребенок забыл все, чему его так долго учили. На самом деле эти перемены доказывают, что ребенок навсегда усвоил, что такое хорошее поведение, иначе он не стал бы против него восставать. Когда ребенок почувствует, что он утвердил свою независимость, хорошее поведение вернется. А тем временем хорошие родители могут утешаться тем, что их ребенок нормально развивается.
+
Ребенок перестает пользоваться слишком «взрослыми» словами и стиль его речи становится грубоватым. Он хочет носить только такую одежду и прическу, как другие ребята... Он может совершенно забыть, как правильно есть за столом, садится за стол с грязными руками, набивает рот и ковыряет вилкой в тарелке. Он может рассеянно бить ногой по ножке стула, ... хлопать дверями или забывать закрывать их за собой. Он меняет пример для подражания: раньше он подражал взрослым, а теперь - своим сверстникам. Он заявляет о своем праве на независимость от родителей... Эти плохие манеры и плохие привычки очень расстраивают родителей. Они думают, что ребенок забыл все, чему его так долго учили. На самом деле эти перемены доказывают, что ребенок навсегда усвоил, что такое хорошее поведение, иначе он не стал бы против него восставать. Когда ребенок почувствует, что он утвердил свою независимость, хорошее поведение вернется. А тем временем хорошие родители могут утешаться тем, что их ребенок нормально развивается.
    
Конечно, не каждый ребенок становится непослушным в этом возрасте. Если родители у него - общительные люди и ребенка хорошие отношения с ними, то, возможно, вообще не будет явных признаков бунта. У девочек бунт обычно менее ярко выражен, чем у мальчиков...
 
Конечно, не каждый ребенок становится непослушным в этом возрасте. Если родители у него - общительные люди и ребенка хорошие отношения с ними, то, возможно, вообще не будет явных признаков бунта. У девочек бунт обычно менее ярко выражен, чем у мальчиков...
   −
Что же делать? Возможно, вы станете смотреть сквозь пальцы не раздражающие вас мелочи. Но вы должны быть тверды в таких вопросах, которые считаете важными».
+
Что же делать? Возможно, вы станете смотреть сквозь пальцы не раздражающие вас мелочи. Но вы должны быть тверды в таких вопросах, которые считаете важными.
   −
У нервных детей, имеющих строгих родителей, часто встречается тик – мигание, подергивание плечом, гримасы, поворты шеи, откашливание, сопение, сухой кашель. Тик чаще всего бывает у девятилетних детей, может быть в любом возрасте после 2 лет. Тик не поддается контролю ребенка, и усиливается, если ребенок нервничает. Тик продолжается, то прекращаясь, то усиливаясь в течение нескольких недель или месяцев, а затем либо прекратится навсегда, либо сменится новым видом тика.
+
У нервных детей, имеющих строгих родителей, часто встречается тик – мигание, подергивание плечом, гримасы, повороты шеи, откашливание, сопение, сухой кашель. Тик чаще всего бывает у девятилетних детей, может быть в любом возрасте после 2 лет. Тик не поддается контролю ребенка, и усиливается, если ребенок нервничает. Тик продолжается, то прекращаясь, то усиливаясь в течение нескольких недель или месяцев, а затем либо прекратится навсегда, либо сменится новым видом тика.
    
Иногда взрослые делают ребенку замечания и отдают приказания, как только он оказывается поблизости. Если бы ребенок осмелел и возразил, он не был бы так внутренне напряжен. Но, будучи слишком хорошо воспитан, он сдерживает и накапливает раздражение, которое проявляется в тике.
 
Иногда взрослые делают ребенку замечания и отдают приказания, как только он оказывается поблизости. Если бы ребенок осмелел и возразил, он не был бы так внутренне напряжен. Но, будучи слишком хорошо воспитан, он сдерживает и накапливает раздражение, которое проявляется в тике.
Строка 51: Строка 51:  
Не нужно бранить ребенка и делать ему замечания из-за тика. Ребенок не может прекратить тик по своему желанию. Усилия взрослых должны быть направлены на то, чтобы сделать жизнь ребенка в лагере спокойной и счастливой, с минимум выговоров, а также на то, чтобы его жизнь была приятной.
 
Не нужно бранить ребенка и делать ему замечания из-за тика. Ребенок не может прекратить тик по своему желанию. Усилия взрослых должны быть направлены на то, чтобы сделать жизнь ребенка в лагере спокойной и счастливой, с минимум выговоров, а также на то, чтобы его жизнь была приятной.
   −
Нередко можно встретиться и с агрессивностью (словесной и физической), а у некоторых детей она приобретает крайние формы в виде разрушительного отношения к вещам. Ребенок становится вспыльчивым, грубит в ответ на какое-нибудь недовольство им со стороны взрослого, он плохо контактен, непос­лушен. Некоторые дети могут при этом отказываться даже от еды и питья.
+
Нередко можно встретиться и с агрессивностью (словесной и физической), а у некоторых детей она приобретает крайние формы в виде разрушительного отношения к вещам. Ребенок становится вспыльчивым, грубит в ответ на какое-нибудь недовольство им со стороны взрослого, он плохо контактен, непослушен. Некоторые дети могут при этом отказываться даже от еды и питья.
   −
Нередко можно встретиться с прямо противополож­ным явлением - абсолютно пассивным поведением. Такие дети беспокоят воспитателей чрезмер­ной пассивностью и рассеянностью. Причиной в обоих случаях являются детские переживания. Происхо­дит их перестройка. От «Я сам» и «Я хочу» к «так надо» путь неблизкий, а ребенок его проходит всего за ка­ких-нибудь 3-4 года. Поэтому понятен и драматизм этого перехода.
+
Нередко можно встретиться с прямо противоположным явлением - абсолютно пассивным поведением. Такие дети беспокоят воспитателей чрезмерной пассивностью и рассеянностью. Причиной в обоих случаях являются детские переживания. Происходит их перестройка. От «Я сам» и «Я хочу» к «так надо» путь неблизкий, а ребенок его проходит всего за каких-нибудь 3-4 года. Поэтому понятен и драматизм этого перехода.
   −
Все эти внешние осо­бенности начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст.
+
Все эти внешние особенности начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст.
    
Ну а пока...
 
Ну а пока...
   −
Когда-то совсем недавно эти дети были наивны и распахнуты, и мы "читали" их как открытую книгу. Теперь даже самые чуткие взрослые не всегда могут понять, что думает и чувствует их юный подопечный. У него появляется своя - внутренняя - жизнь, и он не собирается "за просто так" пускать туда взрослых. Почему и откуда взялась она? Посмотрим.
+
Когда-то совсем недавно эти дети были наивны и распахнуты, и мы "читали" их как открытую книгу. Теперь даже самые чуткие взрослые не всегда могут понять, что думает и чувствует их юный подопечный. У него появляется своя - внутренняя - жизнь, и он не собирается "за просто так" пускать туда взрослых. Почему и откуда взялась она?  
 +
 
 +
Посмотрим.
    
1. Просто этот малыш (нет, уже не малыш) потерял две свои прелестные детские черты: наивную детскую непосредственность и импульсивность.
 
1. Просто этот малыш (нет, уже не малыш) потерял две свои прелестные детские черты: наивную детскую непосредственность и импульсивность.

Навигация