15 800 байт добавлено
, 18:50, 15 декабря 2012
м[[Image:2680083704_be56dcd812m.jpg |right]]
Агрессия (от лат. - нападение, приступ) — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряжённости, страха, подавленности и т. д.).
«Агрессия - это намеренные действия, направленные «на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному».
Агрессивность - это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии».
Таким образом, можно сделать вывод: если агрессия - это действие, то агрессивность - готовность к совершению таких действий. Выделяются следующие основные детерминанты агрессии: социальные (фрустрация, вербальное и физическое нападение, подстрекательство), внешние (жара, шум, теснота, загрязнённый воздух), индивидуальные (личность, установки).
Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может появиться в результате различных межличностных взаимодействий, провокаций. Причём и вербальная, и невербальная провокации могут в ответ вызвать физические действия (нападение, насилие и т. д.)
Различные особенности среды, в которой находится человек, также повышают или снижают вероятность возникновения агрессивных действий. Например, в помещении, где имеются резкие неприятные запахи, табачный дым и т. п. уровень агрессии будет выше, чем в хорошо проветренной комнате.
На становление агрессивного поведения ребёнка оказывают влияние многие факторы, например, появлению агрессивных качеств могут способствовать некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, а также различные социальные факторы.
Существует также непосредственная связь между проявлениями детской агрессивности и стилями воспитания в семье.
Психологи отмечают, что если ребёнка строго наказывать на любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии наказываемого, но это не гарантирует подавления агрессии в любой другой ситуации.
Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребёнка также приводит к формованию у него агрессивных черт личности, дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого.
Коррекционную работу с агрессивными детьми, говорят психологи, целесообразно проводить в четырёх направлениях:
# Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
# Обучение детей приёмам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.
# Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.
# Формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям.
Способы выражения гнева:
# Громко спеть любимую песню.
# Пометать дротики в мишень.
# Попрыгать на одной ноге.
# Использовать стаканчик для криков высказать все свои отрицательные эмоции.
# Налить в ванну воды, запустить в неё несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом.
# Пускать мыльные пузыри.
# Устроить бой с боксёрской грушей.
# Пробежать по коридору школы, детского сада.
# Полить цветы.
# Быстрыми движениями руки стереть с доски.
# Забить несколько гвоздей в мягкое бревно.
# Погоняться за кошкой (собакой).
# Пробежать несколько кругов вокруг дома.
# Передвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик).
# Поиграть в настольный футбол (баскетбол, хоккей).
# Постирать белье.
# Отжаться от пола максимальное количество раз.
# Сломать несколько игрушек.
# Устроить соревнование «Кто громче крикнет. Кто выше прыгнет. Кто быстрее пробежит».
# Стучать карандашом по парте.
# Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.
# Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачирикать его.
# Слепить из бумаги фигуру обидчика и сломать ее.
В лагере педагогам приходится достаточно часто сталкиваться с проблемой агрессивного поведения детей. Руководителю детского коллектива важно учитывать причины, возрастные особенности и типы проявления агрессии с целью прогнозирования конфликтных ситуаций и подготовки к ним, а так же регулирования конфликтов.
Агрессия личности может проявляться в виде:
# Физической агрессии – нападение: использование физической силы против другого лица.
# Косвенной агрессии: злобные шутки, сплетни, а также взрыв ярости, ненаправленный и неупорядоченный.
# Склонности к раздражению: готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
# Негативизма: оппозиционное поведение, направленное обычно против авторитета, руководства.
# Обиды, зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные и мнимые страдания.
# Подозрительности, недоверия и осторожность по отношению к людям, основанной на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
# Вербальной агрессии: выражение негативных чувств через крик, визг, словесные угрозы, проклятия, ругань.
# Чувства вины: убеждения обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает неправильно, наличие у него угрызений совести.
На разных возрастных этапах проявление агрессивности у детей различно.
У детей 10-11 лет преобладает физическая агрессия. У подростков 12-13 лет наиболее выражены реакции негативизма, т. е. оппозиционное поведение. Для 14-15-летних подростков в первую очередь свойственна вербальная агрессия, т. е. ссоры, крик, визг, угрозы, ругательства.
На силу агрессивных привычек влияет ряд факторов. С целью выбора правильной позиции надо их различать.
# Дети, которые часто сталкивались с гневом, враждебностью в свой адрес, сами реагируют агрессивно даже на небольшое раздражение.
# Частое достижение успеха путём агрессии приводит к сильным атакующим привычкам. Если подросток привык добиваться успеха в отношениях устранением какого-либо препятствия силовым способом или каким-то образом за это вознаграждаться, выбранный способ взаимоотношений становиться преобладающим. Причём тенденция к враждебности может не зависеть от ситуаций, провоцирующих на агрессию и не провоцирующих.
# Культурные и субкультурные нормы.
Кроме того, рассматривая детскую агрессию, необходимо учитывать роль темперамента, то есть врожденные свойства человеческой личности, такие, как импульсивность, интенсивность поведенческих реакций, высокий уровень активности и независимости, могут оказать существенное влияние на развитие агрессивности ребёнка.
Так, например, независимые дети особо ярко сопротивляются групповому давлению, стремясь к самовыражению.
Занимаясь с агрессивным ребёнком, важно учитывать то, что его поведение нельзя однозначно считать «плохим».
Агрессия выполняет защитную функцию в критической ситуации. Поскольку агрессивное поведение чаще наблюдается в критические возрастные периоды, его проявления свидетельствует о том, что ребенку стало сложнее переживать любую трудную ситуацию. Таким образом, периоды выраженной агрессивности случаются даже у здоровых, нормально воспитываемых детей.
Распространёнными методами работы с детской агрессией считаются следующие:
# Игнорирование агрессивной тенденции, не фиксирование на ней внимания окружающих.
# Включение агрессивного действия в контекст полезной деятельности и придание ему нового социально приемлемого, эмоционально наполненного смысла. Этим обеспечивается возможность разрядки агрессивных тенденций без ущерба для отношений с окружающими, например, участие в спортивных состязаниях, трудное поручение в походе, «конкурс крикунов».
# Установление запрета на агрессивные действия ребенка, не разрешать проявлять агрессию. Например - отрядное правило: «У нас нельзя обзывать друг друга».
# Активное подключение психолога для специальной поведенческой коррекции в случае крайней агрессивности ребёнка разрушительного поведения.
Можно использовать следующие игры на снятие агрессии:
# Предложите ребятам нарисовать на листах бумаги портрет человека, к которому они питают агрессивные намерения или написать его имя корявыми, некрасивыми буквами. Когда это будет сделано, попросите всех одновременно разорвать и скомкать свои листы и бросить их в корзину с мусором.
# Вожатый предлагает собрать фигуру из всего плохого, злого и агрессивного, что есть в каждом члене группы. Участники по очереди отдают на общее дело свои когти, зубы, шипы, жало, перепончатые крылья и т. п. Существо, получающееся в итоге, целиком состоит из угловатого, кусающего, карябающего. Затем, путем одновременного нажатия кнопок, осуществляется старт стула с сидящим на нем воплощением агрессивных поползновений группы в межзвездное пространство, где оно и канет навеки в пучину забвения. Можно придумать различные способы уничтожения этого чудовища.
[[Category:Статьи]]