Изменения

Перейти к навигации Перейти к поиску
м
Нет описания правки
[[Image:20062_20070316_1730715448m.jpg‎ |right]]
[[Image:Child11m.jpg‎ |right]]
[[Image:283.jpg‎ |right]]
<p align="right">''«…Не плачь, что это все прошло, а радуйся, что это было…»''</p>


Заключительный (итоговый) период смены

Итак, смена подошла к концу... Как же с этим смириться? :(

'''Цель''' - подведение итогов смены, реадаптация ребёнка к возвращению в свой постоянный детский коллектив (ПДК).

'''Задачи''':
* коллективная оценка приобретённого опыта, осознание роста ВДК
* самооценка полученного в лагере опыта, осознание личного роста ребенка
* создание условий для конструктивного расставания
* определение перспектив последействия лагеря для каждого ребёнка, постановка задач на будущее
* эмоциональная стабилизация
* подготовка лагеря к следующей смене

'''Для ребенка важно'''
* Не потерять новых друзей в городе
* Оценили труд ребенка
* Обогащение личного багажа знаний
* Услышать как можно больше теплых слов
* Возможность высказать свою оценку смены

'''Для вожатого важно'''
* Подведение итогов смены с детьми
* Анализ смены с напарником
* Планы на будущее
* Оформление итогов
* Настрой детей на лирический, но оптимистический лад

'''Возможные отрядные и дружинные дела:'''
* [[Отрядный огонек]]
* Анкетирование.
* Костер.
* Дружинное братание.
* Награждение детей по номинациям в отрядах.
* Музыкальные вечера.
* Гала-концерт.
* [[Прощальный огонек | Прощальный огонек "Звездопад"]]
* отрядный костер (то же, что и "Прощальный огонек")
* прочтение и анализ письма себе на конец смены
* прощальный вернисаж - выражение себя через предметы в композиции с названием
* оформление общей выставки отряда
* КТД "Скоро лагерю скажем "прощай"
* прогулки по любимым местам
* прощальный вечер «Я оставляю Вам на память», ЛЗС
* Бюро добрых услуг «Незабудка» по изготовлению сувениров на память о лагере
* [[Прощальный вечер в лагере]]
* [[Итоговый сбор | Итоговый сбор отряда]]
* [[Линейка закрытия смены]]
* [[Общелагерная игра "Скоро лагерю мы скажем "Прощай!"]]
* Детский общелагерный концерт
* Вожатский концерт (во многих вожатских коллективах с традициями существует поверье, что если ВК не удался, то значит и вожатский коллектив не сложился, а значит и смена не удалась, поэтому в таких вожатских коллективах отношение к ВК почти мистическое, и это имеет под собой свой смысл)
* Итоговые огоньки.
* Итоговый сбор отряда с обсуждением прошедшей смены: что получилось, что нет. Почему?
* и другое...

Главное в этот период - как можно больше внимания уделять ребятам, правильно подвести итоги смены, никого (даже оболтусов) не забыв при этом похвалить. Дети должны почувствовать поддержку, тепло и любовь со стороны вожатых. И тогда им захочется возвращаться снова и снова.


'''Определение перспектив последействия лагеря для каждого ребёнка, постановка задач на будущее'''
* обмен адресами для переписки
* договор о встрече
* беседа «Что вы будете делать после лагеря»
* индивидуальные рекомендации, как развить талант, который открылся в лагере
* можно раздать сценарии дел или дать их переписать
* Подготовка лагеря к следующей смене
* уборка территории и помещений
* помощь вожатым в изготовлении визиток, встречек
* написание вожатым писем-отзывов о его работе
* пожелания на будущее (Можно читать только после отъезда детей. Можно написать звуковое письмо.)

'''Критерии успешности:'''
* нежелание уезжать из лагеря
* желание сохранить среду общения
* желание перенести то, чему научились в лагере, на свой ПДК



Итак, что же должен сделать вожатый за это время…
* '''''Логическое завершение работы на смене'''''
* '''''Подведение итогов'''''
* '''''Создание атмосферы “завершения”'''''
* '''''Завершение дел с администрацией и хозяйственными службами'''''


[[Image:X_b6257836m.jpg‎ |right]]
Завершение лагерной смены предполагает решение нескольких групп задач: эмоциональных, организационных и содержательно-смысловых. Они связаны с рядом обстоятельств, возникающих в итоговый период смены. В эти дни ребенок оценивает условия собственной жизни в лагере, полученный результат участия в программе, значимость отношений с окружающими людьми. В связи с этим, он становится требовательнее к особенностям организации быта, к формам осуществления совместной деятельности, к характеру взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Эмоциональные задачи. Участник смены готовится к отъезду домой, к встрече со своими близкими. Вместе с тем он остро переживает предстоящее расставание с появившимися друзьями, нуждается в поддержке, эмоциональном единении со сверстниками и педагогами. В душах ребят в этот период нередко возникает противоречие между долгожданной встречей и желанием сохранить новые отношения. Поэтому от организаторов смены потребуется максимальное обеспечение положительной эмоциональной окрашенности заключительных дней смены.

В организационном плане заключительные дни смены требуют повышенного внимания, потому что участники в это время склонны к нарушению основных режимных моментов программы, они становятся менее управляемыми. Отсюда возникает необходимость четко планировать каждый день итогового периода лагерной смены. Следует учитывать тот факт, что для ряда участников в эти дни падает интерес к совместной деятельности. Данное обстоятельство требует от педагогического коллектива внимательного отбора содержательной организационной программы, которое соответствовало бы потребностям и стремлениям детей, с использованием оригинальных, интересных форм работы.

В заключительный период смены можно использовать работу с детским. Предоставление старшеклассникам свободы для творчества и самовыражения через организацию самоуправления в лагере позволяет возложить ответственность за все действия участников смены на них самих. Создание творческих групп и их совместная работа с педагогами наполняют заключительные дни смены различными делами.

В содержательно-смысловом плане заключительного этапа смены требуется обеспечить подведение итогов каждым участником, осмысление им собственных достижений и результатов деятельности в период смены. Чтобы правильно проанализировать свои поступки, ребёнку необходима помощь со стороны педагога.

Важно также «продвигать» основные нормы и ценности, предусмотренные программой смены. Эта задача решается с помощью предъявляемой позиции педагогов, в которой на первый план выдвигаются ценности, отвечающие целевым ориентирам программы, и со временем приводящих к интересным результатам. Особое внимание следует уделить основным традициям лагеря, поскольку именно в заключительные дни программы закладывается связь между проходящей и будущей сменами.


Предпоследний день

Особенные мероприятия(не обязательно все):
* Сбор вещей - раздать потерянное, помочь собраться ...
* Прощальный концерт - бывает чисто вожатский, бывает лучшие номера смены, хорошо бы выдти всем отрядом на сцену(правда это всегда хорошо).
* Дискотека
* Костёр
* Свечка - есть много форм финальных свечек(пумпоны, паутинка, расскажи мне обо мне, 3 свечи ...) - их стоит посмотреть
* Обратная связь - заборинки
* Награждения, номинации, медали ...
* Фото за смену(диски, ролик об отряде ..)
* Тренинги(если отряд готов к ним)

Проблемы:
* Воровство(Завтра уедем) - не снижать бдительность, попросить ценные вещи убрать поглубже ...(Это может быть как в своём отряде, так и в соседнем ...)
* Королевская ночь - объяснить что это глупо и гадко и нам же завтра убираться, а на пасту бывает аллергия, измотать, заменить чем-то другим(позитивным, интересным) ... По возможности отложить отбой на попозже.


Последний день

Много организационных моментов:
* Уборка(Сюда приедут другие ребята и надо, чтоб им было хорошо).
* Сбор вещей
* Поездка в автобусе
* Прощание(Кто-то может остаться в лагере, кто-то уезжает).
* За кем-то приедут родители(И надо получить от начальства инстукцию, как мы отпускаем детей - бумаги ...)
* Подумать чем заняться в автобусе ...

Мероприятия, как правила вставить некуда(обычно уезжают где-то в первой половине дня и всё время уходит на уборку, сборы(А у вожатых забот ещё больше). Т.ч. хорошо ложится "Обратная связь" - заборинки, как занятие для не занятых.
Также уже собранные с вещами можно устроить орлятские круги - петь песни.
Можно подумать что делать в автобусе ...
Если время есть, то можно во что-то спокойное поиграть.

Последний день возможно не стоит нагружать "истеричными" мероприятиями(как впрочем и предпоследний перегружать ими. Всё спокойно, всё с улыбкой. В последний день в лагере нет особой программы. Идёт сдача имущества уборка и сдача корпусов, территорий. И это снижает романтический пафос.

Желательно провести все необходимые дела дружно и оперативно. А затем, переодевшись, поставить вещи вкруговую, собраться на прощальный круг. Тут время вспомнить самые интересные дни и часы, найти доброе слово о каждом, поблагодарить, обменяться адресами, оставить свои автографы там, где положено, спеть песни.

Постарайтесь сделать так, чтобы дети вспомнили веселые моменты сезона, попели веселые песенки, поиграли в игры в автобусе, главное – чтобы не было слез.

А в последние минуты перед расставанием положить на руку вожатого свои руки и сказать хором: «До новых встреч! До будущего лета!»


Вожатому в эти дни нужно не потерять бдительности, нельзя расслабляться ("Вот уже и окончание смены!"), нужно быть предельно внимательным. Чувствуя приближение отъезда, дети начинают нарушать правила внутреннего распорядка, если вожатый ослабляет требовательность, пытаются завершить все, что не успели в "свободной" жизни.

Поэтому вожатому необходимо помнить следующее:
* работать по намеченному ранее плану;
* стремиться не нарушать режим дня;
* ограничить свободное время детей и подростков;
* стараться организовать коллективные дела, с привлечением каждого ребёнка;
* не давать возможности скучать;
* не выпускать из поля зрения ни одного ребёнка;
* продумать программу прощального вечера;
* четко планировать каждый рабочий момент.

За день до отъезда сориентируйте детей на то, чтобы они сложили все свои вещи, нашли потерянное, отдали чужое. Помечтайте вместе о будущих встречах, о планах на год.

В "Королевскую ночь" (так иногда называют последнюю ночь в лагере), ни на минуту не оставляйте своих детей, контролируйте ситуацию. Соберитесь все вместе на прощальную свечу или костер, вспомните о былом, помечтайте о будущем.

[[Image:X_6df9c447m.jpg‎ |right]]
В последний день дети после утреннего туалета собирают свои вещи, постельное бельё и убирают в своих комнатах.

Перед отъездом детей из лагеря Вам необходимо провести ряд организационных моментов.
# Составить списки детей на отъезд.
# Собрать с детей весь инвентарь (канцелярские и спортивные товары).
# Сдайте все книги в библиотеку.
# Помогите ребятам собрать все их личные вещи, проследите, чтобы дети ничего не забыли.
# Помогать детям упаковать сувениры, которые они везут домой.
# Проследите, чтоб не осталось мусора в комнатах, чтоб мебель была целой, а обои не исписаны.
# Выдайте им их ценные вещи и остатки их личных денег.
# Соберите постельное белье и сдайте его.
# Организуйте выход всех ребят одновременно, помогите малышам нести вещи.
# Проверьте, все ли сели в автобус, все ли погрузили свои вещи.

Соответственно:
* спокойно соберите белье по палатам, просчитайте, сдайте;
* уберите палаты, оставьте их чистыми и в порядке;
* проверьте, все ли свои вещи собрали дети;
* напомните ребятам о том, как себя вести в автобусе, что нельзя открывать окна, бросать бутылки, огрызки;
* напомните о том, что перед уходом с родителями необходимо об этом предупредить вожатого.

Разместив детские вещи, рассадив детей в автобусе, вожатый:
* считает детей, проверяет списочный состав;
* убеждается в разумной посадке детей, не забыв о тех, кто плохо переносит поездку в транспорте;
* докладывает руководителю колонны о готовности к отъезду.


Важно правильно организовать отъезд из оздоровительного лагеря. По приезду из лагеря дети передаются непосредственно только родителям или лицам, их заменяющим. В случае неявки таковых необходимо сообщить об этом старшему вожатому или директору.

Только тогда, когда каждый ребенок встретится со своими родителями, вожатый может облегченно вздохнуть: завершилась работа в оздоровительном лагере.




----

[[Image:A_dea347c8.jpg |right]]
Смотри также...
# [[Линейка закрытия смены]]
# [[Отрядный огонек]]
# [[Прощальный огонек]]
# [[Что можно подарить детям в конце смены на память]]
# [[Сочинение-письмо самому себе: «Я вернулся домой»]]
# [[Церемония вручения премии «Лучший из лучших»]]
# [[Ток-шоу «Снимаем маски!»]]
# [[Итоговый период смены]]




[[Category:Лагерь от А до Я]]

Навигация