24 013 байт добавлено
, 18:18, 19 июня 2012
м[[Image:DSCF4598m.jpg |right]]
Прежде, чем начать любую работу с малой социальной группой, необходимо эту группу сформировать. Выбор малой группы связан с вопросом о ее размерах, где принято говорить о нижнем и верхнем количественном пределах группы. Согласно разделяемому нами мнению большинства ученых, малая группа начинается с диады (2 человека), а мнения по максимальному объему на этот счет значительно расходятся.
Иногда это количество ограничивается числом возможных личных контактов между членами группы (а это 20–40 человек), иногда «магическим» числом Джеймса – 7±2 (объем оперативной памяти человека). Это магическое число и является наиболее оптимальным, поскольку такая группа является наиболее управляемой и продуктивной, с увеличением же ее объема (особенно свыше 12 человек) возрастает число подгрупп, и усиливается противодействие решениям руководителя со стороны лидеров микрогрупп, затрудняется координация общегрупповых усилий.
Вот мы и определились с количеством участников группы, а что дальше? А дальше следует действовать в соответствии с планом, который следует построить в соответствии с логикой развития группы. А для этого необходимо знать этапы развития группы.
1. ОРИЕНТАЦИЯ (оргпериод). Ведущая деятельность: знакомство, сплочение. В это время каждому члену группы присуще:
* Готовность к работе и радужные ожидания
* Изучение ситуации и действующих лиц
* Зависимость от авторитетов и иерархии
* Потребность найти свое место
* Адаптация, вхождение каждого в коллективные отношения
Задачи оргпериода:
* Познакомить ребят, создать благоприятный эмоциональный настрой
* Предъявить единые требования к режиму дня и дисциплине
* Узнать их увлечения, характера, выявить лидеров
* Познакомить всех с содержанием работы, откорректировать план с учетом пожеланий и предложений
ИГРЫ ОРГПЕРИОДА (примеры)
[[Комплименты]]
[[Представление]]
[[Круги]]
[[Снежный ком]]
[[Остров]]
[[Если нравится тебе]]
2. РАЗОЧАРОВАНИЕ (период скрытых конфликтов). Ведущая деятельность: поиск компромисса, сотрудничества. В это время каждому члену группы присуще:
* Чувство несоответствия надежд и реальности;
* Недовольство авторитетами;
* Недовольство целями, задачами, методами и планами действия;
* Чувство некомпетентности;
* Споры за власть и внимание;
* Отсутствие доминирующей потребности
Задачи периода:
* Вызвать в группе состояние неудовлетворенности отсутствием единства;
* Вывести частные мнения и оценки из внутренней сферы на арену широкого демократического обсуждения;
* Добиться единства оценок и мнений по наиболее важным вопросам жизни и отношений в группе;
* Определить совместную деятельность, актуальную в данной ситуации для каждого и для всех;
* Способствовать успеху этой деятельности;
* Склонить в свою сторону лидеров групп.
ИГРЫ ПЕРИОДА РАЗОЧАРОВАНИЯ
Но всего этого можно избежать, если провести «Ожидания. Опасения. Соглашение.» Это упражнение оргпериода, цель которого – прояснить позицию каждого и выработать совместную стратегию решения поставленных задач.
Лист ватмана делится на три равные части. Первая часть называется «Ожидания». Здесь в режиме мозгового штурма каждый отвечает на вопрос о том, почему он хочет здесь находиться, чего он ожидал, когда ехал на это мероприятие. Например: познакомиться с новыми людьми, отдохнуть, узнать что-то новое, что будут вкусно кормить.
Вторая часть называется «Опасения». Здесь, снова в режиме мозгового штурма, каждый высказывается на тему, чего я не хочу, чтобы здесь было; что меня пугает в новом месте. Например: недружный коллектив, мало свободного времени, жесткие кровати.
И, наконец, третья часть называется «Соглашения». Здесь вся группа, совместно принимает решение о том, по каким правилам она будет жить все эти дни, каким образом они могут сделать так, чтобы сбылись ожидания, и не сбылись опасения. Правила могут быть следующие:
* Закон правой руки. Если человек поднимает правую руку, значит он хочет что-то сказать, и все должны замолчать.
* «0:0». Всегда и везде приходить во время, не опаздывать.
* Доброго отношения к людям. Не грубить, не хамить, не перебивать, считаться с мнением каждого.
* Слушать и слышать, или закон одного раза. Когда человек говорит, его все слушают, и все требования исполняются сразу, чтобы не приходилось их повторять.
* Не согласен – отвергай. Отвергаешь – предлагай. Предлагаешь – делай.
* Каждое дело творчески, а иначе зачем? Все делать как-нибудь необычно, с выдумкой: идти в столовую – с песней; косить сено – с музыкой; рисовать газету – зубочистками, УРРА!!!
Примеры:
[[Птица]]
[[Дерево]]
[[Сидячий круг]]
[[Массаж]]
[[Я–змея]]
[[Спагетти–кетчуп–кока-кола]]
[[Письмо]]
Маленькие педагогические советы:
* Создавать атмосферу откровенности на обсуждениях;
* найти подходящий момент для решающего разговора;
* возможность высказывания своего мнения;
* анализировать и прогнозировать то, что может произойти;
* организовать дело, которое может их объединить;
* четко знать то, что осудят все.
3. РАЗРЕШЕНИЕ. Ведущая деятельность: разделение обязанностей для внутригрупповых мероприятий. В это время каждому члену группы присуще:
* Сглаживание разницы в ожиданиях и действительности;
* Разрешение противоречий;
* Достижение гармонии, доверия, уважения, уверенности и поддержки;
* Содействие самоопределению группы, как самой лучшей.
* Разделение обязанностей и ответственности;
* Этап разрешения означает, что каждый в группе:
* — понимает, о чем речь;
* — имеет право голоса;
* — поддерживает решение;
* — желает работать.
Для того чтобы как можно более эффективно распределить обязанности, можно ввести внутригрупповое чередование творческих поручений (ЧТП). Чем больше их будет, тем интереснее будет каждому члену группы попробовать себя в разных ролях, побывать в ситуации ответственности за какую-то важную деятельность. ЧТП могут быть весьма разнообразными:
* дежурный командир;
* дежурный по столовой;
* «золушка» (отвечает за чистоту в комнатах или где-нибудь ещё);
* человек-будильник;
* почтальон (разносит подарки, посылки и письма членам своей группы или какой-то другой);
* глашатай (он объявляет расписание дня, или громко кричит, созывая всю группу);
* летописец-1 (фиксирует в интересной форме, что произошло с группой за этот день);
* летописец-2 (записывает идеи во время мозгового штурма);
* и т.д. Все, что вам необходимо для внутригрупповой деятельности.
Кроме того, для активизации общения в группе можно ввести два небольших игровых момента. Первое – это почта (для этого и нужен почтальон), чтобы писать друг другу письма, пожелания, признания, которые ребята не могут высказать вслух. И второе – это игра, которая называется:[[Тайный друг]]
4. РАБОТА (период делового сотрудничества). Ведущая деятельность: по достижению цели, сотрудничество с другими группами. В это время каждому члену группы присуще:
* Радость от участия в работе группы;
* Совместная взаимосвязанная работа;
* Деловые отношения, связанные с общей деятельностью;
* Высококачественная работа;
* Передача роли лидера;
* Чувство силы команды;
* Межколлективные отношения;
* Настрой на успех;
* Желание быть вместе, общаться друг с другом, провести ещё одно дело.
Задачи периода работы:
* Укрепление организационной структуры, как заданной среды обитания каждой личности;
* Утверждение чувства ответственности за успех деятельности группы;
* Поддержка мажорного настроения в группе за счет содействия успеху деятельности;
* Гуманизация деловых отношений;
* Учить планировать, анализировать, давать оценку деятельности, подводить итоги, учить самооценке;
* Сделать процесс деятельности наиболее творческим и интересным;
* Обеспечение широкого круга общения группы на базе деятельности;
* Предоставить каждому возможность осознать себя, свои возможности.
На этом этапе группер либо полностью сливается с коллективом, ведя себя как его рядовой член, либо просто занимает позицию наблюдателя, выполняя только функцию контроля и напоминания. Группа работает сама по себе, так как внутри нее уже сформирован и налажен четкий механизм действий.
Здесь важно обратить внимание на то, каким образом строятся взаимоотношения в группе. Существует несколько схем взаимодействия:
* «колесо»
* «цепь»
* «игрек»
* «круг»
* «сложный круг» (наиболее эффективная структура коммуникций)
Это с одной стороны. Кроме того, важно обратить внимание на другую часть структуры группы, которая касается положения человека в группе, т.е. его неформального статуса. Существует 2 положительных и 2 отрицательных статуса:
«Звезда» – наиболее благоприятное положение в группе. Лидер, авторитет, законодатель мод, стиля отношений. Их может быть несколько.
«Предпочитаемый» – основная масса людей в группе, опора лидера, его окружение, исполнители.
«Изолированный» – отрицательного мнения к человеку не складывается, вообще никакого мнения не складывается, он выпадает, его забывают, он не участвует в жизни группы.
«Отверженный» – человек, который противопоставляет себя группе, находится с ней в постоянном конфликте, анти-лидер, шут, козел отпущения.
Задача группера – сделать так, чтобы в группе не появилось людей с отрицательными статусами. А если таковые имеются, то, как можно скорее, исправить положение, включить их в деятельность, направить энергию в положительное русло. Это можно сделать, вызвав всех на откровенный разговор, найти для него дело, которое он захочет выполнять с удовольствием или поиграть в игры (например, «Дерево»).
Маленькие педагогические советы:
* не увлекайся, следи за соблюдением режимных моментов;
* обеспечь взаимодействие с другими группами;
* заведись сам, заведи отряд;
* одни требования для всех, нет «любимчиков» и наоборот;
* интересуйся впечатлениями и мнениями других о прожитом дне;
* смотри иногда на свою группу «со стороны»;
* не старайся сделать все сам, дай другим проявить себя.
5. ЗАВЕРШЕНИЕ. Ведущая деятельность: анализ и рефлексия. В это время каждому члену группы присуще:
* Грусть и признательность;
* Резкий подъем или спад настроения;
* Гордость за достижения;
* Чувство близости к членам группы;
* Идейное единство отношений;
* Уверенность, внутренняя раскомплексованность;
* Терпение друг к другу, принятие друг друга, какие есть.
Задачи периода завершения:
* Обеспечить анализ деятельности, самоанализ;
* Побудить к дальнейшему саморазвитию;
* Содействовать применению полученных навыков;
* Содействовать качественному росту коллектива;
* Содействовать перспективности внутригрупповых отношений.
На этом этапе обязательно следует проанализировать «Ожидания. Опасения. Соглашение.» Что сбылось, что не сбылось; что было хорошо, что – плохо; как этому способствовало соглашение; чего не хватало. Тут происходят прощальные костры, вечер с разговором на тему «Что хорошего со мной произошло за эти дни», прощальные письма, раскрываются «тайные друзья».
ИГРЫ ПЕРИОДА ЗАВЕРШЕНИЯ (примеры)
[[Листы на спине]]
[[Открытки с благодарностями]]
[[Паутинка]] (расскажи мне обо мне)
[[Групповая поэма]]
Маленькие педагогические советы:
* как можно больше лирики и романтики;
* эмоциональный подъем;
* используй свечу, она вызывает на откровенность;
* сделай небольшие подарочки всем на память;
* пусть о каждом что-нибудь скажут (желательно хорошее);
* пусть каждый увезет с собой копилку полезный идей, дел или мыслей, которые он сможет претворить в реальность в обычной жизни;
* намекните, что вы расстаетесь не навсегда и можно встретиться еще, или даже собраться вместе и …
Основные правила групповой работы
В вашем отряде, в группе могут быть разные ситуации, различные проявления характера ребят, причём нередко и отрицательные. Но это всё не должно становиться предметом всеобщего обсуждения в лагере. Поэтому полезно ознакомить ребят с основными правилами групповой работы.
* Предоставьте детям полную информацию о работе группы: её целях, задачах, планируемой деятельности, требованиях, предъявляемых к членам группы (отряда).
* Скажите о необходимости соблюдать конфиденциальность. Всё, о чём говорится в группе относительно конкретных ребят и что делается, не должно становиться достоянием всего лагеря. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы доверия, безопасности и самораскрытия. Объясните подросткам, что полное соблюдение конфиденциальности вряд ли возможно: какая-то информация выйдет за пределы группы. Но не та, что может повредить отношению к ребятам со стороны их сверстников. Отрицательная информация должна оставаться в «отрядной семье».
* В отряде недопустима физическая и вербальная агрессия. Педагог, воспитатель, вожатый должен быть гарантом не только физической, но и душевной безопасности всех ребят. С самого начала введите правило: не подвергать осмеянию любое предложение товарища, не давать ему негативных оценок.
----
[[Image:1_s.jpg |right]]
Дополнительно
* [[Медиа:Взаимодействие_в_группе.doc | Взаимодействие в группе]]
* [[Медиа:КОММУНИКАЦИИ_И_ОБЩЕНИЕ.doc | Коммуникации и общение]]
* [[Медиа:GroupsWork.doc | Работа в группах]]
[[Category:Логика взаимодействия в отряде]]
[[Category:Лагерь от А до Я]]