Изменения

м
Нет описания правки
[[Image:X_963f31e4m.jpg |right]]
Этот раздел посвящён так называемым МИГ'ам или кабинетным сюжетно-ролевым играм. На странице можно найти материалы по созданию, проведению игр подобного рода, а также некоторые интересные игры.


Малая сюжетно-ролевая игра (МИГ)

Особенности и правила проведения ролевых игр. Игра дает возможность ребенку попробовать себя во взрослых ролях, проявить творчество в нестандартных жизненных ситуациях. Игра - это соревнование в решении задач взаимодействия людей.

# Функции ролевой игры (любой игры):
#* социокультурная функция (в ходе игр воссоздаются культурные традиции и ценности народа, а сама игра выступает эталоном культурных ценностей, потому что в ней заложены правила поведения и взаимодействия людей, общественные общечеловеческие ценности);
#* коммуникативная функция (играя, ребята учатся устанавливать новые связи и отношения с людьми, организовывать взаимодействие для достижения цели);
#* деятельностная функция (игра - это действие, реальная деятельность, кроме того, игра дает возможность использовать различные виды деятельности);
#* функция реализации способности ребенка, самореализации (любая игра имеет цель, для достижения которой участник должен использовать все свои знания, умения и навыки, чтобы в конце игры оценить себя);
#* защитная, или коррекционная функция (игра - модель общества, его жизни и отношений, поэтому в ходе игры ребенка можно научить видеть и решать свои проблемы).
# Особенности ролевой игры:
#* вымышленная ситуация,
#* экстремальность;
#* четко заданные правила.
# Правила ролевых игр.
## Мастер всегда прав (он решает все спорные вопросы и ситуации в игре).
## Обязательное знание и соблюдение правил игры.
## Здесь и теперь (игра имеет четко ограниченные временные рамки, все отношения, сложившиеся в игре, не переносятся на реальную жизнь).
## Информация об игровой роли (она является тайной для других участников игры, это "козырь", преимущество любого игрока).
## Возможность игровой смерти ("умерший" не может общаться с действующими игроками, передавать им какую-нибудь информацию; вместе с ним "умирает" все известные ему сведения).
## Доброжелательное отношение к товарищам по игре (главная задача игры - установление взаимодействия, сотрудничество в процессе достижения игровых целей).
## Закон игровой территории ( территория игры всегда ограничена и вне ее производить игровые действия запрещается; покинувший игровую территорию выходит из игры).
## Единство игровой роли (образ - кто ты? откуда ты? какой ты? цель - что ты должен сделать? предписания - как ты можешь выполнить свои задачи, достичь наилучшего результата?).
# Алгоритм игровых действий:
#* построение своей игровой легенды;
#* знакомство с участниками (персонажами) игры;
#* сбор полезной информации;
#* поиск союзников и противников;
#* определение средств достижения своей цели;
#* выбор средств и реализация игровых действий для достижения цели - анализ результатов своей деятельности.
# Технология проведения ролевых игр:
## анализ условий и возможностей для проведения ролевой игры;
## постановка цели на данную игру;
## выбор подходящей игры, реализующей данные цели или написание новой специальной игры;
## знакомство с текстом игры:
##* общие правила;
##* специальные правила;
##* общие вводные;
##* индивидуальные вводные;
## информирование и подготовка участников игры: общая вводная и правила игры, после чего необходимо добиться включенности в игру всех участников;
## изучение участников игры и распределение между ними ролей, учитывая индивидуальные особенности и способности игроков;
## выбор места и подготовка игрового инструментария;
## "загрузка" на роли;
## оформление игровой территории;
## последний сбор перед игрой, выдача инструментария и консультации по игре;
## организация яркого театрализованного начала организованное окончание иг-ры;
## подробный анализ игры.
# Деятельность Мастера в ходе игры.
#* Мастер организует эффектное начало и конец игры.
#* Мастер осуществляет контроль за выполнением правил в ходе игры.
#* Мастер консультирует игроков.
#* Мастер поддерживает сюжет игры.
#* Мастер осуществляет педагогические функции: микроклимат в ходе игры, игры, этику игры, утешение и поддержку проигравших, взаимодействие игроков.


Технология организации и проведения игры

Человек, который организует и проводит игру называется по традиции мастер. Сам он не участвует в игре, его цель создание условий для успешной игры детей. Для того, чтобы игра прошла успешно, Вам нужно выполнить следующую последовательность действий:
* анализ условий и возможностей для проведения ролевой игры;
* постановка цели на данную игру;
* выбор игры, реализующей данные цели;
* знакомство с текстом игры;
* информирование и подготовка участников игры;
* изучение участников игры и распределение на роли;
* сбор участников: настрой на игру, знакомство с общей вводной игры и ее правилами, выдача индивидуальных ролей (за 1-2 дня до игры);
* подготовка инструментария и места игры;
* непосредственно перед игрой проведение индивидуальных консультаций, индивидуальная выдача инструментария;
* сбор игроков, объявление о начале игры.

В ходе игры мастер дает консультации по содержанию роли и способам игры, контролирует правила игры, поддерживает высокий эмоциональный настрой игроков, поддерживает развитие сюжета игры, заложенными в игре средствами, помогает игрокам, не справляющимся с игровой ситуацией, организует эффектный конец игры.

После игры необходимо проведение проговора, где каждый участник рассказывает, какую роль он играл, какие средства использовал, с кем взаимодействовал, смог ли он добиться своих целей. Проговор игры происходит в общем кругу, в атмосфере доброжелательности и добровольности высказываний. Наибольший педагогический эффект даст проведение группового и индивидуального анализа, предметом которого могут стать взаимоотношения в группе, индивидуальные особенности и способы деятельности в конфликтной ситуации, личные затруднения, возникшие в ходе игры, проблемы ценностей и морали.


Правила игры
* мастер всегда прав, т. е. во всех спорных ситуациях решающее слово остается за ним.
* обязательное знание и соблюдение правил игры.
* “здесь и теперь”. Не переносить отношения жизни на игру и наоборот.
* информация роли является тайной и не может разглашаться, это сделает игру не интересной Вам и Вашим товарищам.
* в игре возможна игровая смерть, при воздействии каким- либо оружием, в этом случае игрок выходит из игры и не имеет права разглашать информацию.
* доброжелательное отношение к товарищам по игре.
* бережное отношение к игровому инструментарию.
* закон игровой территории.

Кроме этих общих правил, каждая игра может иметь и свои технические правила, в которых оговаривается возможность использования игрового инструментария.



----

Список
# [[Английский убийца]]
# [[Необитаемый остров]]
# [[Ночь Триффидов]]
# [[Мафия]]
# [[Королевский бал]]
# [[Репка]]
# [[Яхта]]
# [[Комод]]
# [[Планета]]
# [[3 лодки]]
# [[Хроника тонущей подводной лодки]]
# [[Сириус]]
# [[Необитаемый остров]]
# [[Переполох на глубине]]
# [[Детективная история]]
# [[Набор ролевых игр]]
# [[Набор ролевых игр 2]]
# [[Властелины морей]]
# [[Выборы президента]]
# [[Судебный процесс «Планета и человек – друзья или враги»]]
# [[Книга джунглей]]
# [[Цитадель]]
# [[Сказочные шахматы]]
# [[Ролевые игры для малышей]]
# [[Остаться в живых]]
# [[Радуга планеты Гнаремуб]]
# [[Галактическое содружество]]
# [[Голос чужой планеты]]
# [[Ситуационно-ролевая игра «Кристалл власти»]]
# [[Детектив в славянском стиле]]
# [[Ролевая игра «Король Артур»]]
# [[Игра «Новая цивилизация»]]
# [[Игра «Телепортация»]]
# [[Игра «Книгохранилище»]]
# [[Игра «Арзаки и менвиты»]]
# [[Ролевая игра «Шарики»]]
# [[Ролевая игра «Вирус»]]
# [[Командная игра «Вампиры»]]
# [[Последнее проклятие магов]]
# [[Последнее проклятие магов]]
# [[Сюжетно-ролевая игра «Синегория»]]
# [[Ролевая игра «Мульттаун»]]





----

[[Image:PICT0327m.jpg‎ |360px|right]]
Ролевые игры (РИ) бывают двух типов: сценарные и не сценарные.


Сценарные РИ

Относятся к категории больших творческих дел. Группа организаторов берет за основу реально происходившую ситуацию (революция, встреча Миклухи Маклая с аборигениами и т.д.), или ситуацию из книги, и адаптирует ее к реальному месту проведения игры и участникам. После чего формируются задания участникам, в которых говорится о ситуации и их роли в ней. (Безусловно задание необходимо формировать заранее, что бы ребята успели ознакомиться с материалами о ситуации: почитать книги, спросить у взрослых, приготовить костюмы.)

Сценарные игры, как правило, имеют следующие педагогические цели: ознакомление ребят в интересной форме с историческим материалом и развитие актерских способностей . Такие игры более легки в проведении, чем не сценарные и дают, как правило меньше сбоев при проведении.


Не сценарные РИ

Относятся к категории малых творческих дел.

Не сценарная РИ может незапланировано закончиться по двум причинам: потеря интереса к игре, выполнение игровой цели участниками игры. Соответственно на недопущение этих причин следует обратить особенное внимание при подготовке РИ.

Организаторы формулируют для себя цели участников игры (к примеру: заработать как можно больше денег, установить парламентское правление и т.д.). Далее расписываются возможные роли участников РИ. Сообщать или не сообщать ребятам о их игровых целях и их ролях зависит от конкретной игры. Иногда ролевая цель участников ставится посредствам ситуации, а не напрямую. После разработки ролей, рассматриваются методы влияния на ход игры, выбираются роли для игровых мастеров, расписываются когда и как игровые мастера начинают влиять на игру. Расписываются варианты постановки в игровой форме дополнительных игровых целей ребятам, на случай если они выполнят свою цель раньше срока.

Не сценарные игры, как правило, имеют следующие педагогические цели: развитие самостоятельности, умения ориентироваться в новой ситуации, развитие интеллектуального потенциала, формирования понятия о целях и средствах их достижения.


Этапы составления ролевой игры

* Формулировка проблемы. Проблема должна волновать автора (либо ее приходится смаковать, что требует некоторого умения). Разбить на задачи.
* Веер ярких, эмоциональных сцен, картинок, которые будут <задевать> играющих. Это нужно потому, что запоминаются в основном те вещи, которые проходили на фоне ярких эмоций. Сценки должны примерно соотноситься со стоящими задачами.
* Продумывание <географии игры>, то есть что где находится, какие герои что отыгрывают. Развитие сценок, то есть сюжет. Какие группы играющих есть. Моделирование и вычленение постоянных и переменных. + правила и стандарты. ( + синусоидная активность).
* Расписывание по людям или командам, оконкречивание по личностям
* Продумывание фоновой деятельности (создание особой деятельности для младшего психологического возраста).
* Прописывание игровых алгоритмов (для повышения напряженности в игре).
* Красивое и наглядное оформление игры.
* Состыковка игры с ведущими группы.


Необходимо учесть:
# Атмосфера очень важна для ролевых игр. Т.к. если хочешь, чтобы люди почувствовали себя пиратами будь добр посадить их на "корабль". Для создания атмосферы используется музыка, костюмы, лексика ...
# Ролевая установка - это способ создания роли, возможность выделить человека из массы.
# Можно внести ролевой момент почти в любую игру. И зачастую стоит это делать.


Какие бывают игры
# ''Игры-эпопеи (занятие на всю смену)'' Игра, которая становится ведущей деятельностью, ядром смены, подчиняя себе все коллективы и группы, общелагерные массовые праздники. В основу игры-эпопеи положена придуманная легенда. Она обрастает ритуалами, тайнами, обязательным разделением труда и обязанностей и непременно имеет печатный свод законов — табу, устав, кодекс чести и т.п. Секрет игры в качественно и до мелочей продуманной программе и необычном сюжете, непринужденно решающем многие детские проблемы в отряде.
# ''Полевые игры'' Такие игры чаще всего проводятся «в поле», то есть в более-менее незаселенной местности, почему их так и называют. Например, игроки решают поиграть в Древний Рим. Они распределяют между собой роли патрициев и плебеев, воинов и рабов, жителей сопредельных стран. Масштаб может быть разным: где-то пытаются изобразить весь город, а то и несколько городов или даже целое Средиземноморье, где-то, скажем, гостей на пиру у патриция. На протяжении игры игроки будут пытаться жить, как жили, по их мнению, персонажи, говорить, как говорили бы они, и принимать решения в зависимости от целей своих персонажей.
# Не менее распространены «''настольно-словесные» игры'', они же — модули, «дэнжены» и так далее. В таких играх никто никуда не бегает и ничем не машет, а действия героев просто описываются. Например, игрок говорит: «Я лезу по веревке на стену». Что и как у него получится, определяется с помощью правил игры. Они дают игроку поистине безграничные возможности, нo требуют развитого воображения.


Осторожно, игра!!!

Как это не парадоксально, но самым серьезным препятствием к использованию игры в лагере является профессиональная подготовка вожатого и его педагогический опыт.
* Во-первых, увы… но, многие вожатые используют доминирующие методы общения и воспитания детей: дисциплина, правила, распределение ролей, режим. В игре инспекторские функции запрещены: они разрушают саму игру. Задача грамотного организатора игры сделать так, чтобы игрокам «приказала, наказала и объяснила» сама игра.
* Во-вторых, организатор может только влиять на ход игры, но не может определять его. Личное отношение нельзя разделить на правильное или не правильное, оно либо возникает, либо нет. А отношение игроков к прошедшей игре может быть совсем не таким, какое предполагали вожатые. Ролевая игра — непредсказуемый, спонтанный метод! Использование стереотипов здесь ведет к участию «для галочки».
* В-третьих, нужно непременно избежать симптомов «игролизма», когда ребенок начинает использовать игру как компенсацию собственной неуспешности в жизни. Чаще всего это связано с построением игр по шаблону. После серии подобных игр у игравших складывается иллюзия собственной «крутости» — «мы все знаем, мы все умеем». Как следствие, возникает стремление действовать только в освоенной области, и тогда ребенок раскрывается только в игре.
* Но самое опасное, на наш взгляд, «заиграться». Еще отец «психодрамы» Дж.-Л. Морено заметил, что некоторые, войдя в роль, с трудом из нее выходят. У особо восприимчивых ребят при погружении в роль начинаются психозы и депрессии. Для определенной категории детей грань между воображаемым и реальным миром зыбка, а при игре «в роли» она порой вовсе исчезает. Задача вожатого — не допустить погружения, помочь использовать игру как средство, а не как возможность уйти от реальности.


Как построить ролевую игру

При подготовке ролевой игры наряду с созданием сюжета необходимо выделить еще один важный этап — расстановку людей по игровым местам. Сценирование подразделяется на две части:
# распределение ролей между людьми с учетом их личных характеристик;
# введение в игру — построение особых «мостиков», по которым ребенок легче адаптируется. Главное не забыть, что в ролевой игре, как и в жизни, есть свои правила и ступеньки.
Первая ступенька — совместное распределение ролей. После того, как игровые места заполнены, происходит введение человечка в роль — установка. При этом важно очертить границы игрового мира, дать представление о типе игрового мира (эпоха, роли, легенды), задать набор возможных в игре действий (что можно — что нельзя). Дети будут играть только в то, что вы им скажете, поэтому текст установки нужно составлять очень тщательно и еще внимательнее следить за тем, как его понимают. Как правило, большинство поворотов игры, противоречащих замыслу вожатых, связаны с некорректной установкой. Завершающим этапом можно поставить выход из игровой ситуации. Чисто развлекательная игра практически всегда сводится к «игре в войну» — ребенок примеряет роль и действует согласно сюжету и в жизни.


Зачем они играют?

Как известно, с возрастом изменяются потребности ребенка, соответственно, становятся другими и мотивы его поведения, в том числе и игрового. Так, первоначально дети играют, потому что интересно, затем они играют «для чего-то», к 12 годам переходят к серьезной ролевой игре, в которой открывают для себя мир отношений. Это для нас, взрослых, игра пустая трата времени, возможность «занять» скучающего. У детей все наоборот: только в игре ребенок решает свои проблемы, которые не смог решить в реальности (познакомиться с девочкой, научиться командовать, попробовать свои силы в чем-то новом, пообщаться с ребятами из других отрядов). Не будет игры – исчезнет один из самых эффективных способов управления и познания окружающего мира.


Играйте на здоровье!

И все же, как считают специалисты, при правильной организации достоинства новой игры превосходят ее недостатки: это досуг, который обеспечивает превосходную нервную разрядку, освобождает от гнетущих мыслей и агрессивных импульсов, развивает смекалку, воображение, а, следовательно, и творческие способности человека.




----

[[Image:Asdrtm.JPG |right]]
Смотреть также...
# [[Ролевые игры в детском оздоровительном лагере]]
# [[Разработка ролевой игры]]
# [[Классификация малых ролевых игр]]
# [[Сборка советов Мастеру]]
# [[Методическое пособие по ролевым играм для начинающих]]
# [[Ролевая игра как способ социализации в условиях лагеря]]
# [[Методики ролевых игр в контексте лагерной смены]]
# [[Сюжетно-ролевая игра для младших]]
# [[Игропрактика в ролевых играх]]
# [[Ролевые игры для подростков]]
# [[Деловые игры для подростков]]



Дополнительно
# [[Медиа:MetodRolGame.doc‎ | Методика ролевой игры.]]
# [[Медиа:RolGame.doc | Цели и задачи. Создание сюжетно-ролевых игр. Советы мастеру.]]
# [[Медиа:Ogl.doc‎ | Ролевая игра «Яйцо».]]
# [[Медиа:Cast_doc.zip‎ | Материалы по игре "Заклинатели".]]
# [[Медиа:Oboroten.rar‎ | Материалы по игре "Остров Оборотня".]]
# [[Медиа:Замок_Янтаря.rar‎ | Ситуационно-ролевая игра "Замок Янтаря".]]
# [[Медиа:FlyGol.doc | Ситуационно-ролевая игра "Летучий голландец".]]
# [[Медиа:Методичка_Творческие_дела_Искры.rar‎‎ | Сборник сюжетных игр.]]
# [[Медиа:MetRolMod.doc‎ | Методика ролевого моделирования.]]
# [[Медиа:SitEl.doc‎ | Ситуативка-элемент.]]
# [[Медиа:XyIsPolGame.doc‎ | Что такое ролевая игра.]]
# [[Медиа:10_001.pdf‎ | Альманах для мастера.]]
# [[Медиа:Kabinetky.rar | Набор кабинеток.]]
# [[Медиа:SlGame.rar | Сложные игры. Способы их построения.]]
# [[Медиа:GoldRun.rar | Ролевая игра «За золотым руном»]]
# [[Медиа:Kabinetnaya_rolevaya_igra_samaya_seredina_puti.rar | Кабинетная ролевая игра «Самая середина пустоты»]]




----

[[Image:ShowDBFilem.jpg |right]]
Ссылки
# [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D1%8B%D0%B5_%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B Википедия — Ролевая игра]
# [http://game.openwork.ru/ Сайт кабинетных ролевых игр (павильонки - Коммуникативные ролевые игры, сценарии, статьи, сопроводительный материал)]
# [http://arhive.hobbi-t.ru/index.php?cat=2 Подборка игр на hobbi-t]
# [http://orkclub.ru/biblioteka/bibri/bibricomlitgame/ Подборка игр на orkclub]
# [http://master.larp.ru/archiv/index.php Подборка игр на master.larp]
# [http://www.skady.narod.ru/ludi/ Сборник текстов и материалов по ролевым играм и игротехнике Magister Ludi]
# [http://www.skady.narod.ru/texts.html Подборка статей Скади, посвященная разработке и различным аспектам ролевых игр]
# [http://www.lakurr.narod.ru/ Клуб Lakurr]
# [http://gmg.adnd.ru/lang_1.shtml Гильдия Мастеров, страница лангедоков]
# [http://rpg.chgnet.ru/kabinetki/index.html Ролевые игры в ЧГ]
# [http://darth-veider.narod.ru/rolgame.htm Сценарии, несколько интересных статей на darth-veider]
# [http://rpg.nsk.ru/langkon/ Лангкон - конвент малых игр]
# [http://cabinetki.narod.ru/ Кабинетные игры, здесь много сценариев]
# [http://www.gradkitezh.ru/index.php/page/main_rolegame.html Ролевые игры в Хабаровске]
# [http://www.rpg.ru/rpg/3486 Разные игры на rpg]
# [http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/28/13 Куприянов Б.В., Миновская О.В. Ситуационно-ролевая игра как средство развития у подростков субъектности во взаимодействии]
# [http://orodruin.narod.ru/inform/default.html Разные игры на orodruin]
# [http://postmodern.narod.ru/game/game2.html О ролевой игре на postmodern]
# [http://ru.rpg.wikia.com/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0_%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F Ролевая игра живого действия]
# [http://ilrpg.narod.ru/bazar/law_kostenki.html Костенки]













[[Category:Лагерь от А до Я]]
[[Category:Игры]]