Изменения

Перейти к навигации Перейти к поиску
м
Нет описания правки
[[Image:Olegslu015m.jpg‎ |right]]
Предлагая ребятам новую игру, надо ее объяснить. Лучше это сделать в кругу, причем объясняющему стоять лучше на линии круга, а не в центре, чтобы половина слушающих не оказалась за спиной говорящего.


'''Порядок объяснения игры рекомендуется следующий:'''
* название игры и краткая характеристика (например: в этой игре важна не только скорость бега, но еще больше наблюдательность, как у настоящего разведчика).
* каковы роли играющих, их исходное положение.
* ход игры и цели, к которым стремятся играющие.
* чем заканчивается игра.
* правила, которые в конце объяснения игры надо четко сформулировать, чтобы все их твердо запомнили.

Спросите, все ли понятно в игре ее будущим участникам, покажите при необходимости отдельные моменты и приемы игры, договоритесь о сигналах начала и остановки игры (свисток, словесная команда, взмах флажком или рукой, начало или прекращение музыкального сопровождения и др.).

'''''Водящего''''', который нужен во многих играх, можно выбрать несколькими способами: по собственному желанию одного из играющих; по выбору большинства; по назначению вожатого; по жребию или считалке; по результатам предыдущей игры (если заранее договорились, что выигравший или, наоборот, проигравший в предыдущей игре станет водящим в следующей игре). Иногда водящими бывают все по очереди. В некоторых играх проводится предварительное состязание в каком-либо умении (метать палку на дальность, камень - в цель, ответить на вопрос и др.), и отличившийся в этом состязании становится водящим.

'''''Для командных игр''''' требуется распределить участников по командам (если нет постоянного состава команд, как в спортивных играх). Часто ребята сами делятся на команды, но иногда дают право выбирать игроков капитанам команд (первый выбирает второго, второй – третьего и т. д., причем очередь переходит от одной команды к другой). Есть другие способы разбивки на команды: складывание разрезанных открыток, объединение играющих по знакам зодиака, по цветам розданных карточек и т.д. (см. [[Деление на команды]])

Если игроки мало знают друг друга, то распределение проводит руководитель по своему усмотрению или путем расчета игроков на «первый-второй-третий...». Последний способ наиболее быстрый, но может привести к тому, что команды окажутся неравные.

Капитанов команд, судей и помощников выбирают сами ребята или назначает по своему усмотрению вожатого.

'''''Организатором''''' игры может выступать вожатый или кто-то из ребят, подготовленный к проведению игры; можно также привлечь к организации игр других помощников. В этих случаях вожатый сам может быть участником или только наблюдать за ходом игры и вмешиваться только в крайних случаях. Нередко вожатый берет на себя роль судьи в играх соревновательного характера, особенно если судейство требует квалификации, какой нет у остальных присутствующих.

'''''Судье''''' же или самому вожатому необходимо следить за длительностью игры и предупредить играющих, когда пройдет первая половина игры и когда до истечения всей игры останется 1-2 минуты. Но во многих подвижных играх продолжительность игры неопределенна, так как роли водящих переходят от одних игроков к другим непрерывно (салки, жмурки, лапта, прятки и т.п.). Здесь уже самому вожатому надо решать, в какой момент прервать игру, а для этого внимательно следить за состоянием играющих. Лучше прервать игру, когда играющие еще не пресытились игрой, но уже стали заметно уставать. При этом надо дождаться момента, достаточно естественного для остановки игры, например, когда сменяются водящие.

Несколько минут нужно предусмотреть на организованное завершение игры: подведение итогов, необходимые в педагогическом отношении замечания и разъяснения, приведение в порядок площадки, инвентаря, внешнего вида участников игры, спад игрового возбуждения, без чего трудным будет переход к другим занятиям. Желательным является разбор (анализ) игры, при котором коллективно обсуждаются достижения и недостатки отдельных участников и всего игрового коллектива. В первую очередь надо отметить все положительное, на что можно опереться в будущих играх. Общий тон обсуждения должен быть спокойным, ободряющим, вселяющим веру в новые достижения.

Задачи руководителя не ограничиваются правильным проведением той или иной игры, но включают в себя и подготовку ребят к правильному проведению игр при самостоятельной их организации.


'''Ребятам, самостоятельно проводящим игры:'''
* Организуя игры, начинай с тех, в которых ты сам можешь быть примером и авторитетом, которые освоил до тонкостей. Это даст тебе право быть организатором, но потом свое право надо подкрепить знанием новых увлекательных и полезных игр.
* Не торопись с оценкой. Увлекает только хорошо освоенная игра, а сложную можно освоить лишь за несколько раз. Не спеши вводить все новые и новые игры: достаточно 2-3 новых игр в неделю. Начинай с простых, но интересных.
* Продумав заранее ход игры, определи место, время, необходимый инвентарь, возможных участников и помощников. Учитывай возраст и пол, количество участников.
* Следи за длительностью игры, чтобы ребята не переутомлялись, не занимали игрой времени, необходимого для других занятий.
* Тон твоего обращения к игрокам должен быть твердым, уверенным, и в то же время не начальствующим, а приветливым, дружелюбным: ведь нельзя заставить играть насильно, но можно увлечь, заинтересовать.
* Твое место в игре может быть различным: судья, посредник, организатор болельщиков, капитан одной из команд, водящий или рядовой игрок, зажигающий других своим увлечением.
* Помни, что главный смысл игры не в победе любой ценой над «противником», а в удовольствии от общения друг с другом.


'''Организаторам-взрослым:'''

* Перед началом проведения игр организатору желательно составить план, во что он будет играть и иметь с собой необходимый инвентарь.
* Организатор может иметь при себе «шпаргалку» с играми, чтобы в нужный момент (в случае перемены плана, появлении свободного времени и т.п.) предложить ребятам новую игру. Их можно составить самому. Некоторые игры, если в них долго не играть, забываются.
* Удобно составить для себя игротеку с играми, записанными на карточки. Организатору удобнее будет работать, если он не только будет пополнять игротеку, но и комментировать записанные уже игры, по возможности, вносить какие-либо изменения или создавать новые игры на основе старых.

'''Несколько советов для проведения игр''':
* Чтобы руководить, надо планировать и не забывать про резерв
* Правила игры надо хорошо объяснить, чтобы не было недоразумений и путаницы
* Игра не должна быть ни слишком трудной, ни слишком легкой
* Лучше, если руководитель играет наравне с другими. Это быстрее позволит раскрепоститься играющим ребятам, почувствовать себя равными. Иногда нельзя играть, чтобы быть судьей, а иногда - чтобы не занимать места играющего
* Одно из правил - надо избегать пауз. Одна игра должна сменяться другой. Ребят нельзя заставить играть в игру, которая им не нравится, но нельзя позволять им делать из игры балаган. В таком случае лучше прекратить игру и начать новую.
* Руководитель часто бывает судьей, но иногда роль судьи нужно доверить кому-нибудь из играющих. Последнее, между прочим, не снимает с руководителя ответственности, он должен все видеть и все знать.
* При разделении на команды надо равномерно распределять силы команд, создавая равноценные группы
* Чтобы руководить большой игрой в лесу, надо хорошо знать местность и хорошо договориться о конце игры. Надо заранее условиться, что делать, если кто-то не услышит финальный сигнал. У каждой группы должен быть ответственный за то, чтобы никто не потерялся и не был забыт в лесу
* В игре не должно быть скучающих наблюдателей. Игра должна быть организована так, чтобы игроки, если это необходимо, выходили из игры только на короткий срок. Чем меньше пассивных - тем веселее игра


'''При проведении игры опирайтесь на следующую схему''':

''Подготовительный этап игры''.

Если для проведения игры Вам требуется дополнительные материалы, подготовьте их за ранее или помещение, договоритесь заранее. Пусть ребята займут исходные позиции для объявления правил игры.

''Вводная по игре''.

Расскажите о правилах игры. Старайтесь говорить четко, кратко, на языке понятным детям, уточните, что они поняли из правил.

''Сама игра''.

В процессе игры Вы можете участвовать или нет. Есть игры, в которых Ваше участие обязательно, например: если ребята разбиваются на пары и один ребенок остается без пары, то Вы должны принять участие в игре, чтобы ребенок не почувствовал себя вне коллектива и, наоборот, если пар хватило всем, то Вам следует не принимать участие в игре. Вы должны следить за исполнением всеми участниками иргы заданных правил, смотреть, как ребята общаются во время игры, чтоб не допустить грубость между участниками.

''Итог игры''.

Каждая игра должна иметь логическое завершение. Не забудьте одобрить и похвалить детей, особенно младший возраст. Если игра носит конкурсный характер, не забудьте поощрить всех участников (призы, грамоты, номинации и т.д.)

'''Общие рекомендации''':

Играйте так, чтобы получать удовольствие от игры и радовать друг друга. Не увлекайтесь игрой настолько, чтобы потерять контроль над ситуацией и взаимоотношениями.

До начала игры задайте следующие вопросы:
* Сколько детей примет необходимо задействовать?
* Есть ли достаточно времени?
* Есть ли подходящее место?
* Есть ли в наличии инвентарь?

Обучение спортивным играм:
* Научитесь игре сами, прежде чем учить других.
* Не проводите игр, которые не доставляют вам удовольствия ( они не доставят удовольствия другим).
* Изучите описание игры и проводите ее согласно «описания».
* Выбирайте безопасное место (безопасность должна быть на первом месте).
* Устно давайте распоряжения, убедитесь, что вас все понимают.
* Идите путем: от простого к сложному.
* Пресекайте недружелюбное и опасное поведение.
* Подбадривайте и вовлекайте в игру всех.
* Оценивайте ситуацию постоянно (спросите себя: «Каков отклик участников?»)
* Будьте внимательны к детям и их настроению ( не навязывайте им более того, что они могут принять).
* После игры подведите итоги и дайте участникам высказать свои впечатления.

Что делать, если дети не хотят играть?
* Подбодрите их. Уделите им особое внимание.
* «Разыграйтесь» до начала игры.
* Детей способно увлечь само возбуждение игр
* Используйте для привлечения детей поощрения ( призы, жетоны, конфеты ).

Что делать, если дети дерутся?
* Разнимите дерущихся, не оставляйте драк без внимания.
* Сделайте перерыв в игре, обсудите случившееся.
* Используйте помощь директора или координатора в лагере, если это необходимо.
* Делайте упор на сплоченность группы до игры.
* Не имеет значения кто выиграл, а кто проиграл мы играем ради забавы («…не корову же проигрываем»).
* Используйте «Скамейку штрафников» для нарушителей дисциплины.

Методические рекомендации по проведению игр:
* Игра должна соответствовать возрасту детей.
* Заранее продумайте, сколько игр вы проведете.
* Подумайте, в какое время проведете игру.
* Подготовьте место и реквизит для игр.
* Помните о чувствах детей, не огорчайте их. (поощрительные призы).
* Учитывайте физическое состояние детей (недомогания, головные боли )
* Награждайте также проигравших (решайте проблему соперничества).
* Чередуйте умственные игры с физическими.
* Пусть более способные дети помогают менее способным.
* Подведите итог и смысл игры, обсудите ее с детьми.


[[Image:Asdfg.jpg‎ |right]]
При объяснении новой игры следует расставить играющих в том порядке, при котором начинается игра. Если играющие встали в круг, то объясняющему следует встать в этот же круг или на 2—3 шага внутрь круга, но не на середину, чтобы не стоять ни к кому спиной. При построении в две шеренги объясняющий должен разместиться на фланге. Если игроки построились в колонны, то объясняющий стоит сбоку.

Нельзя ставить игроков против света. Объясняющий игру должен стоять боком или лицом к свету.

Объяснять игру лучше в следующей последовательности: название игры, действия игроков и их места, ход игры (правила), цель игры, повторить основные правила. После объяснения игры ее один раз можно опробовать без выявления победителей.
Важнейший момент подготовки к игре — выбор водящего. Водящего может назначить организатор, но он должен объяснить играющим свой выбор. Водящий может определяться и по жребию.

Детям очень нравится выбирать водящего с помощью считалки. При этом играющие становятся в круг, а один из будущих игроков начинает считалку. Произнося каждое слово считалки, он указывает по очереди на игроков. Тот, на кого придется последнее слово считалки, будет водящим. Приведем для примера несколько считалок.

«Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет: Пиф-паф, ой-ой-ой, Умирает зайчик мой!.. Принесли его домой, Оказался он живой».

«Заяц белый, куда бегал? В лес, дубраву. Что там делал? Лыко драл, Под колоду убирал».

А эту песенку-считалку сочинил С. Я. Маршак:

«Косой, косой, Не ходи босой, А ходи обутый, Лапочки закутай. Если будешь ты обут, Волки зайца не найдут. Не найдет тебя медведь, Выходи, тебе гореть!»

Другой старинный способ — выбор водящего с помощью палки (биты)— особенно хорош, если она в дальнейшем используется в игре. Выбирают водящего следующим образом. Палку держат вертикально. Любой из участников берет ее за нижний конец так, чтобы конец палки был вровень с нижним краем ладони. Затем за палку, вплотную к руке первого игрока, берется другой игрок, третий и т. д. Если все взялись за палку одной рукой, а есть еще место, то тот, чья рука была самой нижней, переносит ее наверх. И так до тех пор, пока палка не кончится. Кому по очереди не хватает места на палке, чтобы удержать ее верхний конец, тот и становится водящим.
В играх, где водить престижно, определить водящего можно с помощью метания. Кто дальше или точнее метнет предмет, тот и водит.

Можно водить по результатам предыдущей игры. В этом случае водящим становится наиболее (наименее) ловкий. Если вы хотите, чтобы все дети были в равных условиях и могли бы продемонстрировать свои способности, можно водить по очереди, тогда каждый побывает в роли водящего.

Другим важным моментом в, организации игры является разделение на команды.
Равные по силам команды могут быть созданы по усмотрению организатора игры или делением играющих путем расчета, Для этого все играющие встают по росту в шеренгу и рассчитываются на «первый—второй», если требуется две команды, или на «первый—второй—третий» при необходимости трех команд и т. д. Способ «по сговору» очень нравится маленьким детям, так как сам по сути является игрой. Для этого способа выбирают двух капитанов. Остальные игроки разбиваются на равные по силам пары и придумывают себе новые «имена», договариваются друг с другом, кто как будет называться. Затем подходят к капитанам и называют придуманные «имена». Капитаны, не зная кто за этими «именами» скрывается, по очереди выбирают игроков. «Именами» могут быть названия различных предметов, цветов, деревьев, машин и т. п.

Способ выбора капитанов заключается в следующем. Выбирают двух-трех капитанов (в зависимости от того, сколько требуется команд), и те по очереди выбирают себе в команду по одному игроку. Этот способ часто используется в практике, но он не очень хорош из-за того, что слабых игроков капитаны выбирают неохотно и этим их слабость как бы умышленно подчеркивается, что, конечно, непедагогично.


'''Методические указания'''

Объясняя игру, руководитель должен поставить детей так, чтобы им всем было хорошо его видно и слышно. Рассказ об игре должен быть краток и логичен. Лучше всего придерживаться следующего плана изложения:
# Название игры.
# Роль играющих и их место расположения.
# Ход игры.
# Цель игры.
# Правила игры.

Для лучшего уяснения игры хорошо, если рассказ сопровождается показом элементов игры.

Очень важно сразу после окончания игры подвести итоги. Руководитель должен дать оценку игре в целом и оценить действия отдельных игроков. Необходимо указать на те ошибки и нарушения правил, которые были в игре, а также отметить лучших игроков. Разбор игры способствует лучшему усвоению ее правил, а также дает возможность руководителю выяснить, насколько они усвоены детьми.

К разбору игры следует привлекать самих ребят. Это способствует развитию их инициативы, укреплению сознательной дисциплины, товарищеских отношений и усиливает их интерес к дальнейшей спортивной подготовке. Подводя итоги игры, учитывается, что, кроме физической подготовки, она развивает чувство товарищества, умение действовать в коллективе, инициативу, критическое мышление, стремление к победе, упорство, силу воли. Кроме того, необходимо указать, что игра способствует развитию скорости, выносливости, координации движений, содействует всестороннему физическому развитию. Подобный анализ помогает глубже понять педагогическое и спортивное значение игр.



'''Несколько советов руководителям'''

Не беритесь за игру, которую не усвоили.

Добивайтесь строгого выполнения правил игры.

Смекалка, ловкость, храбрость—хорошие качества. Но не давайте наиболее сильным ребятам «затмевать» других, выставлять свое«я».

В командных играх действует закон«Один—за всех, и все—за одного». Проигрыш одного участника еще не означает проигрыша всей команды.

Борьба ведется до конца при любых сложившихся обстоятельствах. Каждая команда(в особенности проигравшая) по достоинству оценивает игру противника и благодарит за труд судью.

В любой игре нужно стремиться, чтобы не выводить из игры проигравших, а «наказывать» их штрафными очками.

Напомним, что приводимые здесь типичные игры—массовые, т. е. Рассчитанные на участие всех детей.



'''Приступая к игре'''

Приступая к игре, следует заранее подготовить площадку, необходимый инвентарь, который понадобится, не забывая и о«мелочах»(мел, свисток, бумага для записей результатов), продумать размещение всех играющих и весь ход игры. Объяснять игру нужно предельно кратко и ясно. Для младшего возраста не лишним будет приблизить объяснение к действительности, ведя свой рассказ образно.

Для большей ясности есть необходимость использовать простейшие построения или объяснять правила по ходу игры. Например, до того как руководитель развел на нужную дистанцию играющих в игру«Вызов», лучше объяснить правила, когда команды еще стоят близко друг к другу.

Безусловно, игра пройдет увлекательно и интересно, если она соответствует возрасту. Но разве с меньшим увлечением играют более старшие ребята и даже взрослые в игры, предназначенные для младшей возрастной группы?! Поэтому к разграничению подвижных игр по возрасту не нужно относиться с излишней строгостью.

Нередко бывает, что игра, прошедшая с большим подъемом в одной группе (с одним отрядом) при одной обстановке, совершенно по-иному проходит в другой группе. Но во всех случаях успех в решении задач будет тогда, когда игра проводится с«огоньком».

При выборе игры, даже если она проводится экспромтом, нужно уяснить педагогическую задачу, которую она призвана разрешить. Например: а) отряд находится в походе. После завтрака и небольшого отдыха между отделениями предстояло провести туристскую эстафету. Спортивной«настройке»помогла игра«Охотники и утки». Было учтено, что пройденный накануне путь притупил желание соревноваться. Отряд имел один волейбольный мяч, ровная поляна, залитая солнцем, манила играть; б) гимнастическая группа занималась разучиванием упражнений для выступления. Чувствовалось, что участники отвлекаются; их внимание ослаблено. Проведенная игра«Отряд, смирно!»помогла восстановить их внимание до окончания занятий.

Часто руководители забывают ставить перед занимающимися задачу игры. О том, как важно учитывать это обстоятельство, можно проверить на той же игре—«Охотники и утки». Если не сказать, что основной задачей игры является наносить меткие удары, стараясь за наименьшее количество ударов (выстрелов) или за наименьшее время выбить всех«уток», то играющие будут стремиться сами бросать мяч даже из неудобных позиций, вместо того чтобы передавать мяч товарищу, находящемуся близко к«уткам».

При проведении игр особое значение имеет правильное размещение играющих. Оно проводится быстро, без долгих и лишних перестроений, но четко. Например, чтобы построить круг, нужно подать команду«Образовать круг и взяться за руки!»и по необходимости отрегулировать величину круга:«На столько-то шагов назад или вперед, отпустив руки, шагом марш!»


Чтобы время игр проходило интересно, весело и с пользой, советуем:
# Напишите перечень игр, которые Вы собираетесь провести, включая дополнительные, на случай вынужденных пауз.
# Поймите и выучите игру сами перед объяснением другим.
# Убедитесь до начала игры, что есть необходимый инвентарь.
# Постройте играющих в том порядке, в каком требует игра, а затем объясняйте правила. Так ее легче понять.
# Делайте объяснение как можно четче, проще и короче.
# Привести группу в состояние готовности к началу игры нужно как можно быстрее.
# Будьте изобретательны, приспосабливайте игру к местным условиям.
# Подчеркивайте характер игры, поменьше увлекайтесь разжиганием азарта.
# Не терпите обмана, хитростей, разжигания вражды.
# Остерегайтесь переутомления игроков.
# Имейте с собой свисток, но применяйте его ТОЛЬКО в случае крайней необходимости.
# Когда прозвучал свисток, добейтесь тишины и абсолютного внимания.
# Играйте вместе с группой, если возможно.
# Когда выступаете в роли судьи, - делайте это быстро, осторожно и решительно.
# Наблюдайте за потерей интереса, начинайте в таком случае сворачивать игру.
# Лучше всего заменить игру, когда интерес к этой будет наибольшим.




----

[[Image:58-300x207.jpg‎ |right]]
Смотреть также
* [[Игротехника]]
* [[Массовые мероприятия в помещении и на улице]]
* [[Рекомендации по организации и проведению игр]]
* [[Как организовать и провести игру]]
* [[Методика организации игр в отряде]]
* [[Методика организации соревнований]]
* [[Как организовать мероприятие]]
* [[Цели игры]]



Дополнительно
* [[Медиа:Ustu251.pdf‎ | Проведение подвижных игр на спортивных занятиях]]



[[Category:Лагерь от А до Я]]

Навигация