Изменения

Перейти к навигации Перейти к поиску
Новая: right Предлагаемые ниже игры относятся к классу психотехнических и требуют определенной по...
[[Image:Qaz18m.jpg |right]]
Предлагаемые ниже игры относятся к классу психотехнических и
требуют определенной подготовки от проводящего, бездумное использование
игр в лучшем случае ни к чему не приведет, в худшем приведет к
отрицательному воспитательному воздействию.

Данный тип игр использовался в профильной смене для корректировки
эмоциональной сферы воспитанников.


Упражнение “Пальцы”

Участникам группы удобно расположиться в креслах или на стульях,
образуя круг. Переплести пальцы положенных на колени рук, оставив большие
пальцы свободными. По команде “Начали!” медленно вращать большие пальцы
один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за
тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом
движении. По команде “Стоп!” прекратить упражнение. Длительность – 5-15
минут.

Упражнение позволяет проследить работу внимания “в чистом виде”,
благодаря бессмысленности вращения пальцев. Для многих задание
оказывается трудным из-за того, что объект сосредоточения слишком
необычен. Если участник быстро засыпает во время упражнения (ни в коем
случае не мешайте ему и не позволяйте мешать другим!), то в будущем этот
прием можно будет использовать для успокоения. Некоторые участники будут
испытывать необычные ощущения: увеличение или отчужденность пальцев,
кажущееся изменение направления их движения. Вероятно, они окажутся
способными к самовнушению. Кто-то будет чувствовать сильное раздражение
или беспокойство. Постарайтесь понять причину этих явлений. Практически
она всегда находится за пределами занятий. Если участнику становится очень
смешно, и он не может нормально работать, позвольте ему смеяться сколько
угодно: смех защищаем от тревоги. При выполнении упражнения требуется
одно, а происходит обычно другое. Нужно сосредоточиться на выполняемом
движении, но в какой-то момент участник вдруг застает себя за посторонними
мыслями. Или обнаруживает, что забыл об инструкции; перестал следить за
пальцами, взгляд прилип к яркой майке соседа или колыханию листвы за
окном.

Невнимательный человек лишен не внимания, а контроля над вниманием.

Приведенные в этой главе психологические упражнения направлены в
основном на развитие произвольности, способности управлять вниманием.

Однако, приступая к их использованию, тренер должен помнить, что иногда
невнимательность — это не результат слабого развития соответствующей
психической способности, а признак переутомления, высокой тревожности или
низкой мотивации. В этом случае игры не будут лучшим способом исправления
недостатка.


Упражнение “Палач”

Группа разбивается на пары. Первый в паре — “внимательный” —
сосредоточивается на каком-либо объекте и в случае отвлечения своего
внимания сигнализирует об этом поднятием руки. Второй в паре – “палач” –
сидит сзади “внимательного” и по сигналу об отвлечении наказывает его
ударом ладони по плечу или бедру. До начала упражнения необходимо
подобрать силу “наказания”. Для того “палач” наносит удары разной силы, а
“внимательный” выбирает наиболее подходящий. Сила удара подбирается
так, чтобы быть достаточной для стимуляции сосредоточения, но не слишком
большой, чтобы не нарушим, им внутреннюю работу. После того как каждая
пара убедится в работе системы “отвлечение — наказание”, группа приступает
к тренировкам. Инструктор называет объект сосредоточения, дает сигнал
“Начали!” и через некоторое время (1-10 минут) — “Стоп!”.

Жестокость упражнения “Палач” во многом компенсируется мягким,
развлекательным характером других психотехнических игр.


Упражнение “Дыхание”

Удобно устроиться в креслах или на стульях, расставленных по
окружности. Расслабиться и закрыть глаза. По команде “Начали!” мягко
следить за дыханием. Не управлять дыханием и не нарушать его естественный
рисунок. Через 5—15 минут по команде “Стоп!” прекратить упражнение.

Перейти к обсуждению.

Соль этого упражнения в том, что сконцентрировать внимание на чем-то
и не вмешиваться в это невозможно, если сохранять при этом жесткий стиль
сосредоточения. А дыхание является очень чутким индикатором нашего
напряжения: любые колебания психических состояний отражаются на способе
дыхания.


Упражнение “Лабиринт”

Группа разбивается на пары. В каждой паре один из участников с
помощью устных указаний-команд “заводит” своего партнера в воображаемый
лабиринт, схему которого в виде ломаной линии с прямыми углами он держит
перед собой, но не показывает своему “ведомому”. Всего используется три
команды. Первая, обозначающая вход в лабиринт,— “Прямо!”. Далее, в
зависимости от формы лабиринта, следуют команды “Направо!” или “Налево!”,
после которых идущий по воображаемому лабиринту должен повернуть
соответственно в правую или левую сторону. Пройдя лабиринт, “ведомый”
должен развернуться на 180 градусов и мысленно выйти из него, вслух сообщая
обо всех своих перемещениях (посредством тех же трех команд). В это время
“заводящий” по своей схеме контролирует путь партнера. Если “ведомый”
справился с заданием успешно, то ему предлагается лабиринт с большим
количеством поворотов и так далее. Затем напарники меняются ролями.

В некоторых случаях с “Лабиринтом” лучше работать не парами, а всей
группой. При этом часть сидящих в кругу участников (четные) будет заводить в
лабиринт, а оставшаяся часть — выводить из лабиринта. Тогда каждому как из
“заводящих”, так и из “выводящих” достается лишь часть общего пути.

В ходе обсуждения результатов тренеру следует обратить особое
внимание на то, каким образом каждый спортсмен в качестве “ведомого”
справлялся со своим заданием. Участники, у которых преобладает зрительная
ориентировка в пространстве, используют обычно воображаемого человечка,
который, послушно выполняя команды, идет по лабиринту. Тем же, у кого
преобладает двигательный тип, этого бывает недостаточно. Для того чтобы
определить, где же это “налево”, а где “направо”, они вынуждены каждый раз
представлять себя самого на месте “человечка”, мысленно влезать внутрь
лабиринта и проделывать там воображаемые повороты. Представляя себе
различные движения, люди с двигательным типом ориентировки не столько
видят эти движения, сколько чувствуют их своим телом, ощущают себя
выполняющими их.


Упражнение “Волшебный карандаш”

Для ознакомления участников с правилами этой игры потребуются
бумага и карандаш. Ведущий объясняет игрокам, что карандашом можно
управлять на расстоянии, подавая ему одну из четырех возможных команд:
“Вверх!”, “Вниз!”, “Вправо!” или “Влево!” По команде карандаш перемещается
в указанном направлении, оставляя на бумаге следы


Упражнение “Бег ассоциаций”

Участники рассаживаются в круг. Ведущий произносит два случайных
слова. Один из участников вслух описывает образ, соединяющий второе слово
ведущего с первым. Затем создавший образ участник предлагает свое слово
следующему игроку, тому, кто сидит от него по левую руку. Тот
связывает это третье слово со вторым словом ведущего, а свое собственное
слово – уже четвертое в этой цепочке — передает в качестве задания своему
соседу слева. Игра движется кругами, и в конце каждого круга ведущий по
секундомеру объявляет время, затраченное на его прохождение.

“Бег ассоциаций” предоставляет участникам отличную возможность
потренироваться в практическом овладении мнемотехникой. Поначалу
некоторые будут испытывать трудности в своих попытках “соединить
несоединимое”. Но со временем фантазия участников становится все более
смелой.

Элемент соревновательности, содержащийся в этой игре, можно усилить,
если хорошо подготовленных участников разбить на подгруппы, которые будут
состязаться в “забеге” на несколько кругов.

Любопытно, что после нескольких ознакомительных попыток результат
практически перестает зависеть от объема предварительных тренировок.

Раскованность участников и интерес к игре оказываются намного продуктивнее
слепого натаскивания.

Фактически “Бег ассоциаций” является коллективным вариантом
мнемотехники. Ведущий может неожиданно остановить игру, предложить
кому-либо из участников воспроизвести все слова. Иногда играющий помнит
лишь те слова, над которыми работал он сам!


Упражнение “Перевоплощения”

Участники удобно располагаются в креслах. Один из них получает от
ведущего или от своего соседа задание превратиться в определенную вещь. Он
должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, ощутить ее
“характер”. От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что ее окружает, как
она живет, что чувствует, о ее заботах, пристрастиях, о ее прошлом и будущем.

Закончив рассказ, участник дает задание следующему по кругу. И так далее.
Игру желательно проводить в затемненном помещении — это обеспечит
ее участникам большую раскованность и психологический комфорт. По мере
овладения этим упражнением “перевоплощения” становятся все более глубо-
кими, совершенствуется искусство “переживать” предмет и видеть его изнутри.

От поверхностных, чисто внешних описаний участники переходят к
выражению настроений, чувств, жизненных философий.

Говоря о постороннем предмете, каждый во многом говорит о себе.

Исподволь происходящее в ходе игры самораскрытие ведет к углублению
эмоциональных контактов между участниками, а для тренера или психолога
команды служит источником немаловажной информации. Не менее ценным
является и то, что при работе над этим упражнением участник не только
раскрывает, но и учится изменять себя. Увлекаясь темой своего рассказа, все
глубже вживаясь в предмет, он вызывает в себе самом определенные
настроения и получает, таким образом, доступ к управлению ими.

В отдельных случаях образ может быть настолько выразительным и
сильным, что соответствующие ему строй и окраска переживаний передаются
всей группе. Под действием сильных образов у участников возникает иногда
ощущение глубокого взаимопонимания, сопричастности, единства.




[[Category:Игры]]

Навигация