Изменения

Перейти к навигации Перейти к поиску
Новая: '''6-8 лет''' Изображение:X_6e1049f0m.jpg {| class="standard" border=1 style="background-color:#efffef; width: 100%; margin-left: auto; margin-right: auto" |-- !пр...
'''6-8 лет'''

[[Изображение:X_6e1049f0m.jpg]]

{| class="standard" border=1 style="background-color:#efffef; width: 100%; margin-left: auto; margin-right: auto"
|--
!прогнозируемые ситуации ||возрастные особенности ||варианты решения
|-
| слёзы, тоска по дому ||болезненно переживает разлуку с семьёй ||отвлечь интересными делами, переключить внимание, провести беседу о доме - но завершить о том, что же хорошего его ждёт в лагере, в отряде
|-
| раздражительность, тоска по дому ||чувство страха перед неизвестностью, боязнь новой обстановки ||дать конкретное легко выполнимое задание, чтобы он почувствовал себя нужным в новом коллективе
|-
| множество вопросов ||любознательность ||внимательно выслушивать и спокойно отвечать, повторяя ответ столько раз, сколько необходимо для понимания
|-
| трудно засыпает, просыпается «попить», не умеют застилать постель, разбрасывают вещи, постоянно грязные и т.д.
| отсутствуют навыки самообслуживания, соблюдения режима дня ||терпеливо приучать к порядку, проявлять особое внимание вечером к таким детям: сказку, песенку, погладить по голове и т.д. Напоминать детям о регулярном времени на умывание, туалет.
|-
| привычка есть медленно, всухомятку ||находится во власти домашних привычек ||следить за тем, чтобы съедали первое блюдо, не торопить
|-
| готовы пробовать всё на вкус ||повышенный интерес ко всему новому ||беседа о ядовитых растениях, грибах, микробах и т.д.
|-
| опасность травматизма ||демонстрируют свою смелость ||беседа о правилах техники безопасности, заполнить время полезными делами
|-
| страхи в темноте ||боязнь темноты ||не оставлять одного в темноте
|-
| копирование привычек, манеры поведения, лексикона взрослых ||слепое подражание взрослым ||объяснять, если скопировали дурной пример, личным примером показывать другую модель поведения
|-
|«ужасы» про вожатую в «Белом доме» и т.д.
|неумение концентрироваться, бурное эмоциональное развитие
|слушайте эти рассказы и сами не пугайтесь, постарайтесь сконцентрировать ребёнка на фактах. Часто дети переоценивают ситуацию, «накручивают» её. Помогите им снять эту «накрутку», концентрируйтесь на фактах, а не на эмоциях.
|-
|ругается нецензурными словами
|низкий уровень культуры, внешнее проявление взрослости, незанятость ребёнка, влияние круга общения
|при всех чётко и спокойно скажите ребёнку, что вы чувствуете: «Когда ты говоришь такие слова, у меня возникает чувство...» и далее: «Я хочу, чтобы в нашем отряде не звучало этих слов»
|}




'''9 - 11 лет'''

[[Изображение:X_2900f05em.jpg]]

{| class="standard" border=1 style="background-color:#efffef; width: 100%; margin-left: auto; margin-right: auto"
|--
!прогнозируемые ситуации ||возрастные особенности ||варианты решения
|-
| обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости ||половое созревание ||внимательное доброе отношение, стремление разобраться в причинах поведения
|-
| курение, употребление «взрослого» лексикона, бодрствование после отбоя ||внешнее проявление взрослости
борьба за авторитет, комплексы, воздействие молодежной культуры, незанятость ребёнка, влияние круга общения
| разъяснительные беседы, заполнить время полезными делами, приучать к режиму дня. По поводу сквернословия - можно разрешить подростку (тет-а-тет) высказать все известные ему ругательства так, чтобы ему самому это перестало быть интересным. И тут же предложить ему выразить ту же мысль только без бранных слов. Беседы о молодёжной субъкультуре, о том, что она манипулирует человеком, навязывает стереотип поведения, что всегда не нравится твоим близким и любимым тобой людям.
|-
| замкнутость, одиночество ||обострённое переживание своих недостатков ||переключать внимание ребёнка, давать поручения, связанные с необходимостью общения
|-
| непослушание, действия «наперекор», постоянные споры ||стремление к самостоятельности ||вникать в их интересы, сотрудничать с ними, направлять самостоятельность в нужное русло
|-
| появление тайн, озорство, шалости,
| неуёмная фантазия
|тактично разузнать секреты детей, совместно их сохранять, разумно использовать. Организовать интересные дела с элементами романтики
|-
|импульсивен, невнимателен, излишне активен-бегает взад-вперёд, редко занимается чем-то, задирается, постоянно убегает
|гиперактивность- как правило это защитная реакция снять тревогу
|защитить ребёнка от его собственных действий, сделать так, чтобы он участвовал в обычной лагерной жизни. Это требует значительного контроля, но контроль должен быть доверительным. Некоторые дети в таком состоянии требуют вмешательства врача.
|}





'''12 - 16 лет'''

[[Изображение:25814220ewem.jpg]]

{| class="standard" border=1 style="background-color:#efffef; width: 100%; margin-left: auto; margin-right: auto"
|--
!прогнозируемые ситуации ||возрастные особенности ||варианты решения
|-
|конфликтность как вызов обществу, упрямство. Мнение сверстников выше мнения взрослых ||самоутверждение ||стремиться понять их, разобраться в мотивах поведения, сотрудничать. Учитывать их мнение, предоставлять как можно больше подконтрольной самостоятельности
|-
| замкнутость, агрессивность, лёгкая ранимость, уход в себя ||развитие интереса к противоположному полу, появление новых чувств, ощущений, переживаний ||тактично, уважая их чувства проводить беседы о красоте настоящей дружбы и любви
|-
| одиночество, сильная ранимость, вспыльчивость, раздражительность, интерес к себе ||специфические особенности внешнего вида (прыщи, полнота, жирные волосы и т.д.) ||индивидуальные беседы о том, как избавиться от этих проблем или как их сгладить. В коллективной беседе находить у подростка лучшие качества и подчёркивать их.
|-
|агрессивное поведение -намеренное поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда. Проявление индивидуально, связано с конкретной ситуацией, тем не менее, у каждого есть свой стандартный набор реакций, который включается автоматически ||стремление привлечь к себе внимание сверстников, получить желанный результат, занять высокий уровень в иерархии коллектива; защита и месть; обида
|ПРИЁМЫ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ при обсуждении:
:1. факт: «Сейчас ты переступаешь допустимую черту» или «Ты ведёшь себя агрессивно»
:2.констатирующий вопрос: «Ты злишься?»
:3.раскрытие мотивов: «Ты хочешь меня обидеть? Ты хочешь продемонстрировать силу?»
:4. «Я-сообщение» «Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне!» или «Я напрягаюсь, когда кто-то громко кричит»
:5.апелляция к правилам: «Ты нарушаешь правило...», «У нас не принято кричать на людей» ||незначительную агрессию-сначала просто игнорировать, потом выразить понимание чувств подростка «Я понимаю, что тебе обидно», переключение внимания или предложение какого-либо задания. Позитивно обозначить поведение «Ты злишься потому, что устал...». если есть физическая угроза-примите срочные меры- если можете справиться сами, то «возьмите подростка в руки», в том числе и буквально, прижав его руки своими руками; скажите уверенным тоном: «Успокойся, возьми себя в руки!», уведите его с того мета, где развернулась ситуация, спровоцировавшая агрессию. После того, как подросток успокоится , обсудите случившееся (лучше наедине).Обсуждать только его поведение «здесь и сейчас», без моральной оценки, оценить негативные последствия самого поведения, он вредит таким поведением не столько окружающим-сколько самому себе (приёмы обратной связи).
|-
|тревожность- эмоциональное состояние, комбинация некоторых эмоций (страх в том числе), социальное проявление тревожности-застенчивость. ||постоянное беспокойство, трудности в концентрации на чём-либо, мышечное напряжение в области лица, шеи; раздражительность, нарушения сна (с 12 лет чаще у девочек; у мальчиков в дошкольном и младшем школьном возрасте).Могут «уходить в болезнь»-соматические проблемы: боли в животе, сухость во рту, слабость в ногах, учащённое сердцебиение.
Робок, пуглив, не умеет общаться со сверстниками и выражать свои мысли и чувства;обострённое восприятие и ожидание оценки.
|
:1.не заставляйте участвовать в состязаниях и каких-либо видах работ, учитывающих скорость;
:2.не сравнивайте с окружающими;
:3.чаще используйте телесный контакт;
:4.способствуйте повышению самооценки-хвалите даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других подростков, но так, чтобы он знал за что;
:5. чаще называйте по имени;
:6.меньше замечаний в его адрес;
:7.наказание в самых крайних случаях;
:8.демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ему.
:9. игры: «Комплименты», «Я дарю тебе...»
|-
|воровство ||случается практически в каждой смене и любом возрасте ||как только обнаружится, что подросток украл, с ним следует поговорить и указать на необходимость вернуть предмет с извинениями. Можно предложить ему поддержку и отправиться вместе с ним. Ваша роль при этом-молчаливое присутствие. В отряде следует обсудить этот поступок, если дети знают. Руководите этим обсуждением ВЫ. Вы констатируете факты: «Было украдено то-то, теперь это возвращено, хозяину принесены извинения. Такие события случаются, я не хотел(а) бы, чтобы они повторялись. Я прошу каждого из вас высказать , что вы чувствовали, узнав об этом.» Выслушав ребят, сделайте вывод о том, что «это неприятная ситуация для всех тем, что она подрывает доверие друг к другу и, прежде всего, к конкретному лицу, кто это сделал. Так делать не стоит. Хочется верить, что таких ситуаций не будет».Напомните, что за дорогие вещи, привезённые в лагерь, каждый сам несёт ответственность, если же он этого не делает — то провоцирует некоторых на такие поступки.
|-
|отказ дежурить в столовой ||индивидуальные причины: чувство брезгливости, плохо себя чувствует, не обучен самостоятельности
| выяснить причину. Предложить другую работу, напомнить, что весь отряд несёт ответственность , чтобы накормить всех и не стоит подводить ребят из отряда. Они этого не поймут и могут обидеться.
|-
|отказ в чём -либо участвовать ||«наблюдатели» по жизни ||создать условия для успеха и организовать формы взаимодействия детей, соответствующие их полу и возрасту, их интересам. Опираться на сиюминутные проблемы и использовать их для привлечения ребят к делу. Как правило, такие дети избирательно участвуют в каких-либо делах. Позвольте им выбирать. Поддерживайте их, когда они решились быть активными.
|-
|отрицательный лидер ||хочется власти и внимания ||подружитесь с ним, примите его, заключите с ним договор, покажите как конструктивно стать лидером. Но не спорьте с ним и не «роняйте» его в глазах других.
|-
|отпускают «сальные» шутки ||проверка Вас «на прочность» ||спокойно скажите, что «парни часто устраивают такие проверки, но вы просите в присутствии девочек не шутить так и не говорить резких слов». Будьте готовы к тому, что такая ситуация повторится. Но при Вашем адекватном реагировании это скоро прекратится.
|-
|подросток/ ребёнок обманывает ||случается практически в каждой смене и любом возрасте ||обсудите с ним ситуацию, когда он Вас обманул. Объясните, каковы последствия этой ситуации для него, для Вас, для других. Важно, чтобы он понял, сто обманывать не стоит, это ведёт к негативным последствиям, самое главное — он теряет доверие у других.
|-
|отряд проиграл ||такова жизнь - отряд возмущается, младшие плачут... ||Помогите принять поражение достойно: сначала пусть они отреагируют свои эмоции, потом объясните-проигрыш это всего лишь одна из ступенек к победе, если концентрироваться не на том, что сделали не так, а на том, что надо было сделать, чтобы выиграть или что позволило соперникам выиграть, подведите итоги: что следует делать, чтобы выиграть.
|-
|явление «буллинг»-агрессивное поведение, выражающееся в злонамеренном преследовании, жестокости, попытках оскорбления и унижения других детей в присутствии наблюдателей. ||в обществе насилие стало нормой, самоутверждение за счёт жертвы
| Заметив явление буллинга -главное не заострять на этом внимание, не выносить на всеобщее обсуждение, потому что жертвы могут замкнуться, а инициаторы ещё с большей агрессией продолжат свою атаку. В основу воспитания должно входить развитие креативного мышления (способности к умственным преобразованиям и творчеству, отказа от стереотипов, создание чего-либо, не существовавшее прежде) и эмпатии (сопереживания).
|}


[[Category:Статьи]]

Навигация