Изменения

м
Нет описания правки
[[Image:08-1101m.jpg‎ |right]]
Оздоровление – одна из основных функций любого детского учреждения. Под оздоровительной работой в "Орленке" понимается совместная деятельность ребенка и педагога, направленная, с одной стороны, на собственно оздоровление ребенка, а с другой – на изменение ценностного отношения к собственному здоровью и усвоение способов его сохранения.

"Здоровье" – состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (Всемирная организация
здравоохранения).

"Оздоровление" – восстановление, расширение адаптационных возможностей организма, повышение его устойчивости к влиянию многообразных факторов.

Особенности детского коллектива накладывают свою специфику работы в данном направлении, это проявляется в том, что оздоровительную деятельность нужно органически совмещать с творческой и образовательной. Используя это в комплексе, мы можем подтолкнуть ребенка к познанию своего тела, его физических возможностей, показать ему и проиграть вместе с ним способы укрепления организма.

Давайте рассмотрим средства оздоровительной работы, допустимые в детском лагере, по этапам развития смены:

организационный период:
* Проведение диагностики (анализ медицинских карт, проведение анкет в виде незаконченных предложений, проведение тестов).
* Проведение спортивно-игровых часов.
* Прогулки по лагерю, к морю.
* Экскурсии с использованием подвижных игр.
* Предъявление режима дня не только как нормы проживания в лагере, а как механизма, способствующего оздоровлению ребенка.

основной период:
* Выполнение режима дня (зарядка, окунание, купание, дневной отдых, прогулки).
* Получение ребенком новой информации через различные формы дел (тематические "огоньки", дискуссии, интеллектуальные игры, творческие программы и конкурсы, акции здорового образа жизни и многое другое.)
* Обеспечение двигательной активности через спортивные игры, различные подвижные игры, походы, веселые старты и эстафеты, часы здоровья.
* Аналитическая деятельность, направленная на усиление успешности каждого ребенка и помощь ему в затруднительных ситуациях.

итоговый период:
* Анализ прошедших в ребенке изменений.




Мы остановимся на следующих вопросах:
* Система оздоровительной деятельности в режиме дня.
* Различные формы дел, направленные на оздоровление ребенка:
** обеспечение двигательной активности,
** информационное обеспечение - пропаганда здорового образа жизни, профилактика вредных привычек.
* Соблюдение техники безопасности, первая медицинская помощь.




ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА ВОЖАТОГО И РЕЖИМ ДНЯ

Режим дня – это не только организующий, но и важнейший оздоравливающий элемент.

Главная задача работы вожатого по соблюдению и выполнению режима дня заключается в том, чтобы ребенок занял активную, осмысленную позицию по отношению к себе и своему здоровью.


УТРЕННИЙ ПОДЪЕМ.

В нем самое важное - тон поднимающего. Он должен быть ласковым, но бодрым и энергичным, позволяющим ребенку проснуться в добром духе и настроить свой организм на работу в новом дне.

Необходимо также приучить детей каждое утро после того, как встали, проветривать помещение.


[[Image:Zx18m.jpg‎ |right]]
УТРЕННЯЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА (ЗАРЯДКА).

Много добрых слов сказано об утренней гимнастике. Доказано, что она воспитывает важные качества, необходимые человеку, улучшает деятельность всех органов, является профилактическим средством против простудных и других заболеваний.

Цель утренней гимнастики – вывести человека из сонного, заторможенного состояния, настроить организм на рабочий ритм. Кроме того, зарядка способствует стимулированию обмена веществ, улучшению эластичности мышц, повышению уровня подвижности в суставах.

Одна из задач ежедневной утренней гимнастики в лагере – привить ребятам устойчивые интерес к ней и привычку продолжать ее выполнение дома.

Вожатому необходимо заранее позаботиться о выборе места для зарядки. Место должно быть ровным, без кочек и ям, без посторонних предметов, по размерам умещать весь отряд. Особое внимание следует уделить одежде и обуви детей. На зарядку ребята выходят в спортивной одежде и обуви или в одежде, удобной для выполнения упражнений, которая не будет стеснять в движениях. Обувь должна быть закрытой, на плоской подошве.

Многие дети не всегда с желанием выходят на зарядку, лучшей агитацией является личный пример вожатого.

Что же касается продолжительности зарядки, то для детей 6 – 9 лет она составляет 10 – 12 минут; для детей 9 – 12 лет – 12 – 15 минут; для ребят 13 – 15 лет – 15 – 20 минут.

А теперь несколько правил составления и проведения зарядки.
* Весь комплекс (10 - 12 упражнений) должен равномерно воздействовать на весь организм, поэтому составлять его необходимо в определенной последовательности:
** первые упражнения должны тонизировать организм, способствовать переходу от сна к бодрствованию, выпрямлению позвоночника. Поэтому и рекомендуется начинать зарядку с ходьбы и легкой пробежки. Продолжительность - 1-2 минуты. Рекомендуются упражнения на выпрямление позвоночника (потягивание), они отвечают естественному желанию потянуться после сна, глубоко вдохнуть. При потягивании осуществляется глубокий вдох, при возвращении в исходное положение - выдох. Упражнение выполняется плавно, в медленном темпе. Повторяется 6-8 раз;
** последующие упражнения должны постепенно включать в работу мышцы рук, туловища, ног. Упражнения для укрепления мышц рук могут включать поднимание и опускание рук, сгибание и разгибание в локтевых и плечевых суставах, сгибание, разгибание, движения в стороны, и круговые движения кистями; сгибание и разгибание пальцев. Темп выполнения - средний, энергичный. Дыхание равномерное. Упражнения для укрепления мышц туловища (спины и живота) – наклоны вперед, назад, влево, вправо, повороты туловища. Упражнения выполняются в среднем темпе, дыхание равномерное, глубокое, выдох полный. Повторять от 6-8 до 10-12 раз.
**Упражнения для укрепления мышц ног - приседание на всей ступне или носочках, сгибание и разгибание ног в суставах, круговые движения ног лежа или сидя. Упражнения выполняются энергично, в среднем темпе. Каждое упражнение повторяется от 6-8 до 12-14 раз. Дыхание равномерное.
** одни из последних упражнений – это прыжки или бег с последующим переходом на постепенно замедляющуюся ходьбу с равномерным глубоким дыханием. Продолжительность 0,5-1 минута.
**Закончить комплекс нужно упражнением, содействующим восстановлению дыхания и кровообращения (успокаивающее упражнение).
* Надо помнить о том, что качество – один из главных критериев при выполнении любых упражнений. Поэтому вожатому необходимо контролировать правильное положение тела ребенка при различных движениях.
* При подборе упражнений следует учитывать возрастные особенности ребят.
* Необходимо грамотно, четко задавать и комментировать каждое упражнение.

Чтобы избежать монотонности, которая может притупить интерес ребят к зарядке, нужно разнообразить ее, использовать новые формы, включая ребят в процесс совместной разработки и проведения утренней гимнастики.

В практике детских лагерей "Орленка" есть опыт проведения различных видов и форм утренней зарядки. Это и отдельные комплексы гимнастики для девочек и мальчиков, зарядки с элементами танцев, зарядки-игры, аквааэробика и одновременная работа нескольких площадок, где ребенок исходя из собственного интереса, возраста, физических способностей, выбирает подходящую для него зарядку.


[[Image:25600023ggVm.jpg |right]]
ВРЕМЯ ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ (ВЛГ)

В вопросах соблюдения личной гигиены не всегда стоит доверять возрасту детей, педагогический контроль необходимо осуществлять до тех пор, пока вы не будете убеждены, что все дети владеют необходимыми гигиеническими навыками: правильно чистят зубы, регулярно принимают душ и так далее. При необходимости нужно провести индивидуальную разъяснительную беседу. Во время вечернего туалета почти всегда требуется контроль за мальчиками, чтобы наряду с умыванием они постирали нижнее белье, носки, носовые платки.

К сожалению, не все вожатые всегда понимают важность времени, отведенного для личной гигиены, сокращают его, находя более важные дела. В результате ребенок вынужден либо кое-как выполнить гигиенические процедуры, либо задерживаться после отбоя, нарушая режим дня.

В распорядке дня необходимо выделить не менее 1,5 часа времени для личной гигиены. Целесообразно распределить это время на первую и вторую половины дня.


ВОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ (ОКУНАНИЕ, КУПАНИЕ).

В режиме дня купанию отводится самое большое время после приема пищи, и это правильно, так как море или бассейн – любимые места развлечения детей и естественное средство оздоровления.

Однако недостаточно просто сказать детям, что купание - это полезно. Объясните ребятам, что плаванье – это единственный способ активности, когда наш организм получает множество полезных воздействий одновременно:
* расслабляется и отдыхает позвоночник;
* промывается от слизи носоглотка;
* нагрузка осуществляется на все виды мышц, причем с сопротивлением воды, что дает дополнительный и эффективный мышечный тонус;
* вода снимает напряжение, усталость, стрессы, неврозы;
* морская вода лечит некоторые кожные заболевания и так далее.

Для того, чтобы сделать посещение пляжа интересным и более эффективным, необходимо использовать активные формы деятельности детей во время купания. Попробуйте сами или совместно с инструктором по спорту разработать варианты проведения различных игр, состязаний, праздников, конкурсных заданий, где взаимодействуют две главные величины – ребенок и вода.


[[Image:2f0760690c984ae8b7a5560c467240f7m.jpg‎ |right]]
ПРИЕМ ПИЩИ. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ.

В режиме дня лагеря 4 – 5 приемов пищи.

Перед вожатым стоят следующие задачи: контроль за чистотой рук, температурным режимом пищи и количественным соответствием продуктов; научить ребенка культуре коллективного приема пищи; информирование о здоровом питании.

Рациональное питание понимается как правильно организованное и своевременное снабжение организма хорошо приготовленной питательной и вкусной пищей, содержащей оптимальное количество различных пищевых веществ, необходимых для его развития и функционирования.

Результатом работы педагога в этом направлении является процесс осознания подростком важности рационального питания для здоровья.

Рассмотрим наиболее принципиальные вопросы:
* Режим питания. Главная задача состоит в том, чтобы убедить ребенка не кушать вне основных приемов пищи.
* Правила приема пищи. Обычное время питания – 30 минут времени, выделенного режимом дня. Этого достаточно, чтобы спокойно, не торопясь поесть, качественно пережевывая пищу. Проконтролируйте, чтобы дети ели первое. Если у вас младший отряд, то прежде чем пригласить детей за стол, разлейте им суп по тарелкам.
* Общая культура питания. Вожатому необходимо обращать внимание подростков на культуру приема пищи, на то, как они ведут себя за столом.


Используйте советы ученых и выведенные ими необходимые основные правила питания:
# Ешьте меньше сладостей, больше овощей и фруктов.
# Перерыв между приемами пищи – 4-6 часов, при чувстве голода.
# Употребляйте пищу в приятной психо-эмоциональной обстановке.
# Тщательно пережевывайте пищу.
# Пища должна быть теплой.
# Избегайте жирных блюд.
# Употребляйте мясо, рыбу, яйца, колбасу не чаще двух раз в неделю с большим количеством сырых овощей в соотношении 1:3.


ДНЕВНОЙ ОТДЫХ (ПОЛТОРА ЧАСА МОЛЧАНИЯ).

Во время ПЧМ ребенку предоставляется выбор способа отдыха: сон, при котором дети находятся в разобранной постели, без верхней одежды или чтение книги, написание писем, отдых лежа, рисование.

Единым должно быть требование – пассивный отдых, тишина.

Кроме того, отдых позволит спокойно перевариться пище после обеда, привести в норму эмоциональное состояние, отдохнуть мышцам после физических нагрузок, просто расслабиться.


ОТБОЙ.

Перед отбоем вожатому необходимо позаботиться о снятии всех возможных личных проблем и трудностей ребенка, настроить его на завтрашний день. Это можно сделать при помощи вечернего огонька, анализа дня, беседы, рассказа легенды, прогулки, прослушивания специально подобранной музыки. Особенно важно привести ребят в спокойное состояние, если незадолго до отбоя состоялось яркое эмоциональное дело, например, дискотека.




----

[[Image:1312165821_resize-of-picture_35m.jpg |right]]
Дела, направленные на оздоровление ребенка.

В этой части представлены рекомендации, советы по организации и проведению различных форм дел спортивно-оздоровительной направленности, дел по профилактике вредных привычек, пропаганде здорового образа жизни.

Начнем с того, что двигательная активность – один из главных видов деятельности ребенка в лагере. Поэтому необходимо обеспечить ее ежедневность и разнообразие.
Предлагаем вашему вниманию некоторые формы проведения спортивных и оздоровительных дел:
*Аукцион.
*Бег до подъема – спортивный джоггинг.
*Веселые старты, веселая спартакиада, встречи с мастерами спорта (чемпионами, известными спортсменами).
*Декада спортивных фильмов, день здоровья, день бегуна (прыгуна, метателя).
*Зарядка (оздоровительная, сюжетная, тематическая, театрализованная).
*Игры на воде, игры спортивные (подвижные, туристические), игрища народные, игры на местности.
*Конкурс знатоков спорта, конкурс пирамид (спортивных рисунков, плакатов, эмблем и т.д.), кросс.
*Лагерь робинзонов.
*Малые олимпийские игры.
*Олимпиада народных игр, ориентирование на местности;
*Первенство коллектива по видам спорта, праздник Мойдодыра, праздники спортивные, показательные выступления, полоса препятствий.
*Походы.
*Рыбалка (состязание).
*Санитарная викторина, спортивная газета, спортчас, спортивный КВН, «спортландия», слет туристов.
*Троеборье, «трибуна болельщиков», туристическая эстафета, турнир спортивных комментаторов, туристические игры, товарищеские спортивные встречи.
*Физкультминутка.
*Шахматно-шашечный турнир.
*Эстафета (смешанная, комбинированная, легкоатлетическая, встречная, комическая).

Подробнее остановимся на подвижных играх, которые вызывают у ребят неподдельный интерес, полезны для развития у детей многих физических качеств и, кроме того, положительно влияют на формирование характера, волевых качеств, навыков общения.


ЧАСЫ ЗДОРОВЬЯ

Ребята, приезжающие в обычный детский лагерь, относятся к категории детей возраста движения, т.е. движение им просто необходимо. Что же делать, если план дня настолько насыщен зрительными, обучающими мероприятиями, если ребенок еле успевает вовремя поесть и отдохнуть во время дневного сна? Ответ на этот вопрос очевиден: нужно обеспечить двигательную активность детям, даже если это не вполне соответствует тематике смены с обучающим или другим блоком. Нужен хотя бы час в дне, когда дети могли бы свободно играть в подвижные, дворовые игры, ходить на прогулки. Давайте мы назовем этот час «Час Здоровья». Да, название условное, зато точно выражающее суть и цель занятий.

Изначально задачами «Часов здоровья» были следующие:
* обеспечение двигательной активности детей;
* знакомство с новыми аспектами двигательной активности;
* возможность для ребенка общаться с разными людьми.


А вот по какой схеме проводится "Час Здоровья":
# Знакомство.
# Введение в тематику занятия. Детям сообщается цель встречи, вожатый говорит о том, что ожидает их на "Часе Здоровья". Здесь же можно провести небольшую диагностику (например, "Живая анкета"), чтобы выявить уровень знаний ребят по интересующему вас вопросу.
# Разминка (если это необходимо для последующих заданий, которые предусматривают физическую нагрузку), а также инструктаж по технике безопасности.
# Если "Час Здоровья" включает в себя игру, необходимо ознакомить ребят с историей ее возникновения, рассказать о том, какие качества развиваются в данной игре, после чего оговорить правила.
# После игры, дети обмениваются своими впечатлениями, рассказывают о подобных играх. Происходит обмен знаниями и опытом.
# Анализ занятия.

В рамках "Часов Здоровья" могут проходить также занятия по туризму, дворовые игры, прогулки на свежем воздухе, купание, различные эстафеты и конкурсные программы. Главным условием является то, чтобы варианты двигательной активности соответствовали всем группам здоровья занимающихся детей.

Однако надо заметить, что в настоящее время на "Часах Здоровья" проводятся также занятия по здоровому образу жизни, профилактика вредных привычек, арттерапия. Это способствует не только физическому, но и психо–эмоциональному, социальному оздоровлению.



----

[[Image:Hjjkhjk1.jpg‎ |right]]
Смотреть также
* [[Час здоровья «Летающие тарелки»]]
* [[Час здоровья «Пляжные игры»]]
* [[Час здоровья «Будущее за нами»]]



[[Category:Статьи]]