Изменения

Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
[[Image:Leto_09_07m.jpg |right]]
Как быть требовательным и при этом не стать тираном? Особенно этот вопрос актуален на младших отрядах.

Вариант “доброго полицейского” не работает. Дети легко вычисляют “слабых” и быстро садятся, да-да, на шею! И в то же время с уважением относятся к в меру требовательным или даже в нужный момент строгим педагогам. Как же требовать и при этом не превратиться в занудного полицейского?

Во-первых, о требованиях стоит сообщать сразу же. Не оставляйте на потом. Вот почему важен оргпериод - первые дни смены. Если вы договорились о чем-то с самого начала, вам, вожатому, остается только в нужный момент контролировать, что договор выполняется. Не рычите, а нежно, с юмором, иногда разухабисто напомните о том, что вы договаривались про спортивную форму на зарядку …

Вожатому нужно обязательно сообщить детям не только о своих требованиях, но и о ''запретах''! Как это сделать так, чтобы не вызвать возмущений, разочарований, чтобы в итоге дети действительно вас услышали? Важно выбрать правильную форму для вашего сообщения.

Забудьте про “нельзя, не положено, запрещено”. Выработайте совместно Кодекс взаимодействия в отряде или Правила общения. Расскажите о традициях. Сам по себе запрет не работает - обязательно требует объяснения. Почему нельзя нырять? Зачем брать панамки? Почему в столовой мы ходим в удобной обуви, а не в сланцах-вьетнамках и с голым торсом?… Объяснение вожатого делает требование понятным, осознанным…

Например - ситуация: ребенок ведет себя неподобающе! Обычная реакция взрослых: мы склонны ругать ребенка за дурное поведение. Но подчеркивать, чего он делать не должен, - плохая идея. ''Мозг не фиксирует отрицание''. К примеру, вам говорят: “Не думайте о жирафе”. И что же? Вот в мозге всплывает образ жирафа. ''Всякий запрет, сформулированный через отрицание, привлекает внимание к содержанию запрета''. Мозг рисует манящий образ запретного действия.

Несдержанное и раздражающее поведение ребенка часто вызвано тем, что он не знает, куда направить свою энергию. Мается без цели, скучает, ищет, чем бы развлечься, ерзает, шумит… И замечаниями тут не поможешь.

Ваша цель: помочь ребенку использовать его энергию “в мирных целях”.
''Обратите его внимание на достойную задачу''. Помогите найти цель, миссию … Дети развивают огромную энергию, когда у них есть важное дело. Подростков тоже стоит ориентировать вовне - на свою референтную группу).

Новая установка: задавайте направление, показывайте цель.


Говорите правильно:

Ребята, идем спокойно, умиротворенно - должны впитаться калории. Вместо “Дети, НЕ бегать!”

Друзья, возьмите обязательно головные уборы! Где твоя панамка, моя дорогая малюточка?! Вместо “НЕ забудьте панамки! Ты опять НЕ взял панамку!”

Коллеги, давайте проанализируем, как мы сегодня выступили на конкурсе. Вместо “Вы плохо сегодня выступили, потому что вы НЕ дружный отряд, вы НЕ репетировали, мы вами НЕ довольны (потому что мы вас не успели хорошо подготовить, - главное - помнить об этом!!!)”

Думаю, тактика позитивной речи понятна? Помните: то, КАК вы разговариваете, - часть вашего вожатского имиджа!!! Это - коммуникативный или вербальный имидж!


Давайте закрепим пройденный материал? Отставляйте ваши варианты в комментариях, пожалуйста.

Упражнение для закрепления:
# Вася, ты опять не умылся?!
# Где вы были и почему мне не сказали?
# Я вам не разрешал идти звонить. Вы меня не послушали! Сегодня вы не купаетесь после полдника!
# В корпусе оставаться запрещено. Все должны пойти на массовку. Через “не хочу”!
# Я не понимаю, почему вы до сих пор не спите? Почему не расстелили кровати? Что происходит?


''Придумайте свои варианты''.

Результатом могут быть, например, такие...
# Ребята, вы все проснулись? И глазки свои разбудили?! Вася, давай и ты пойдёшь и пробудишь свои глазки.
# А как это вы так ускользнули? Мы ведь дружны, и должны ждать друг друга, и сообщать кто куда идёт, может всем нам будет интересно там побывать.
# Все помнят закон мобильного телефона?! Давайте не будем нарушать правил- а соблюдать их, к тому же у нас сейчас Ооочень вкусный полдник! =)
# Ребята! Разве интересно сидеть одному в корпусе?! А вам не страшно? Давайте лучше с нами - на массовку! Будем танцевать и весело проводить время!
# Тааак.! У нас здесь разве комната “непослушных”? Я думала, уже все в кроватках и закрывают глазки! А соседняя комната уже улеглась, давайте, догоняйте соседей - заходите в кроватки! Вы ведь не хотите расстраивать вожатого?! Спокойной ночи!


В чем главный смысл упражнения? Научиться так строить предложения, так контролировать свою речь, чтобы свести количество отрицательных частиц НЕ к абсолютному минимуму.
Это не значит, что все теперь позволено. Мы говорим о том, как быть требовательным ненавязчиво.

Вам часто придется акцентировать внимание на запретах… Важно, чтобы дети вас СЛЫШАЛИ. На 120-ом НЕ внимание притупляется, и вы уже мало чем отличаетесь от стандартных учительниц в школе с их регулярным “НЕ”.

Второй важный момент. Иринка - молодец, потому что рискнула, не побоялась и написала - даже несколько вариантов - только так и можно научиться… Запоминаем: дети, даже маленькие, не очень любят, когда с ними разговаривают, как с маленькими. Даже если вы очень душевны и от всего сердца, но подсознательно кое-что будет вызывать недоверие. Это кое-что - чрезмерное количество уменьшительно-ласкательных суффиксов. Пиарщики рекомендуют не употреблять и гиперболизации - самый справедливый политик (мы самый дружный-предружный отряд). Когда все слишком хорошо, мозг начинает искать, а в чем же собственно подвох?!

Чтобы желательно учесть:
*ребята вместо детКи (это больше вызывает недоверия, чем располагает);
*панамы/панамища - вместо панамочки
*крокодилицы вместо крокодильчики…
Напомним, что все зависит от ситуации!


Теперь по вариантам:

- Вася?! Что за дела? Разве ты не хочешь нравится девчонкам?! - А-ну -ка быстро в ванную - умойся!

Во-первых, отрицание! И второе предложение - уже почти приказание. Если мы обращаемся к подросткам, иногда, чтобы их “подстегнуть”, я обращалась нарочито официально: “Василий, милочка, вы же в курсе, что барышням нравятся умытые мужчины? Вам помочь совершить утренний туалет?” (опять же - все зависит от конкретно взятого Василия - уровня его интеллекта, настроения…)

- Что за самодеятельность?! Вы хоть предупреждайте про ваши похождения? (но это грубо… )
Это не грубо. Но в первой фразе сконцентрировалась ваша агрессия (почему сами, без меня!!! ушли?!!!) Попробуйте еще вариант?

Юмор - наше всЁ, особенно летом, особенно на отдыхе!!!

А малюточками (и крокодилицами, уж если совсем выведут - но с веселой интонацией!) я называла ребят старшего отряда - многие из них были на голову выше меня, так что это было действительно весело - практически двухметровые “малюточки”!

Нет готовых рецептов, только эмпирическим путем идите, товарищи, и обрящете истину!!!



[[Category:Статьи]]
1851

правка

Навигация