Путешествие к золотым воротам
Психологическая игра для детей младшего отряда
- Цель игры: снизить тревожность детей в связи с изменением личной ситуации — попадания впервые ребенка в детский лагерь.
- Материалы: ножницы, краски, фломастеры, клей, ватман, материал для коллажа (старые журналы с картинками).
- Место проведения: достаточно свободное помещение для организации четырех площадок и проведения игр.
ХОД ИГРЫ
1. Определение целей игры-путешествия
Дети входят в комнату под музыку (можно использовать песни Е. Крылатова) и рассаживаются на стулья, расставленные в круг. Ведущий приглашает детей к путешествию, проводит стартовую игру.
Дети повторяют за ведущим с добавлением слова «есть».
- 1. Приготовьтесь к полету (хлопок по колену).
- 2. Контакт (кисть собрана в кулак, большой палец вверх).
- 3. Проверить сиденья (поерзали на стуле).
- 4. Проверить педали (потопали).
- 5. Проверить крылья (подвигали согнутыми локтями).
- 6. Проверить локаторы (потерли уши).
- 7. Проверить бинокли (потерли глаза).
- 8. Проверить кислородные баллончики (потерли нос).
- 9. Проверить бортовой компас (потрогали голову).
- 10. Проверить наличие экипажа (руки на плечи друг другу).
- 11. Приготовиться к запуску мотора (вращаем кисти).
- 12. На счет 1–5 — «у-у-у», 6–10 — вместе «ура», «ура!»
2. Создание экипажей
Ведущий. Нам надо сформировать четыре экипажа. Сейчас вы будете собирать из пазлов картинки. Те, из чьих пазлов образуется общая картинка, составят экипаж.
Каждый ребенок получает пазл, под музыку дети стараются как можно быстрее сложить эмблему и одновременно девиз экипажа (при сложении пазлов получается картинка, на которой можно прочесть девиз путешествия).
Таким образом отряд разбивается на четыре группы.
Каждый экипаж заявляет о своей готовности, разложив на столе получившуюся эмблему и проскандировав девиз.
Например:
Фигура | Девиз |
---|---|
Глобус | Сотрудничество |
Мячик | Активность |
Книга | Находчивость |
Цифра | Творчество |
3. Визуализация
Ведущий предлагает детей вспомнить старую русскую традицию, когда перед любой дорогой путешественники на минутку присаживаются. Как поется в песне, «присядем, друзья, перед дальней дорогой...». «Для чего, как вы думаете?» — звучит вопрос ведущего.
Дети отвечают, что это необходимо для того, чтобы проверить, не забыто ли что-нибудь, перебрать в памяти все, что надо было взять с собой.
Ведущий предлагает детям «присесть на дорожку» — устроиться поудобнее, закрыть глаза и под тихую спокойную музыку попытаться представить свое путешествие в сказочную страну. Возможен такой текст (не более 3 мин).
Ведущий: А теперь откройте глаза и вернитесь в сегодняшний день, в наш холл.
4. Работа в группах
Ведущий предлагает экипажам за 30–40 минут составить коллаж-рассказ о своем путешествии в сказочную страну. В этом коллаже надо попытаться отразить то, о чем думалось на старте:
- Что помогало быть успешным детям ранее и что обязательно надо взять в сказочную страну?
- Какие трудности возможны на пути в сказочную страну и что помогло бы их преодолеть?
Одновременно ведется борт-журнал экипажа, составляется текст отчета о путешествии. В каждой группе-экипаже с ребятами работает инструктор — взрослый (или подросток из старшего отряда). Работа может сопровождаться музыкой (фонограммой детских песен).
5. Отчет экипажей о путешествии
Каждая группа защищает свой коллаж «Дорога в сказочную страну», описывает путешествие, сопровождая рассказ собственными стихами, песнями. Отчет проводится в форме пресс-конференции, на которой каждый экипаж не только отчитывается, но и выступает в роли журналистов, задавая вопросы другим экипажам. Заканчивается отчет выступлением инструкторов, которые оценивают работу экипажей.
6. Индивидуальная рефлексия
Отодвигается импровизированный занавес, на котором написано название игры. Детям открываются два полотна: одно из ватмана, другое из прозрачной пленки, на которой можно писать фломастерами или маркерами. Детям предлагается подойти и записать те свои качества, которые они бы не хотели брать с собой в сказочную страну, которые помешали бы в сказочной стране, — на прозрачной пленке, а те качества, которые они бы непременно взяли с собой или воспитали бы в себе, — на листе ватмана. Задание выполняется каждым ребенком индивидуально. Дети заполняют оба полотна одновременно.
Когда работа закончена, ведущий зачитывает то, что оказалось на пленке, — то, от чего дети готовы отказаться, что, по их мнению, помешало бы быть успешными в сказочной стране. После озвучивания первого списка ведущий влажной тряпкой стирает написанное, символизируя этим отказ от дурных привычек, нежелательных личностных свойств. Второй же список, на ватмане, наоборот, после прочтения вслух коротко обсуждается и впоследствии вместе с отчетом о путешествии уносится ребятами с игры.
7. Заключительная игра
(любая подвижная игра на объединение)
Возможно использование известной русской хороводной игры «Золотые ворота». Помогающие подростки из старшего отряда, образуют из рук ворота. Вожатый проводит детей через эти ворота. Дети идут, взявшись за руки. Все поют хором:
- Золотые ворота
- пропускают не всегда.
- Первый раз прощается,
- Второй раз запрещается,
- А на третий раз —
- не пропустим вас!
после этих слов ворота закрываются и игра повторяется. Задача детей — как можно быстрее проскочить в ворота.
В итоге все оказываются в общем хороводе. Общий хоровод символизирует дружбу и готовность всех детей к переходу в сказочную страну. На этом психологическая игра завершается.
Примечание: участие в игре-путешествии вожатых символизирует преемственность в психолого-педагогическом сопровождении детей в лагере и их безопасность, так как рождает доверие и снимает напряжение от неизвестности.