Психологическая дистанция

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску

Психологическая дистанция

Asdf90m.jpg

Социометрическое упражнение для старших подростков

Термин «психологическая дистанция» здесь употребляется не в плане пространственных «зон общения» в духе Аллана Пиза, а как оценка отношений человека с конкретными людьми, представленная во внешних количественных (пространственных) характеристиках.

Это упражнение относится к разряду жестких, при этом степень жесткости может варьироваться в зависимости от целей ведущего и психологической готовности участников. Регулирование эмоционального напряжения может осуществляться за счет изменения инструкции, внимательного отслеживания поведенческих реакций участников, тактичного обсуждения результатов.

К данной процедуре группа должна быть подготовлена, особенно в том случае, если она сформирована из незнакомых людей.

Ведущий. Если люди более или менее длительное время общаются и взаимодействуют друг с другом, то между ними складываются определенные отношения. Эти отношения могут обладать разной степенью близости. Иначе говоря, каждый человек знает, с кем он тесно общается, с кем его отношения можно назвать близкими. С кем-то отношения пока не очень близкие, ну, может быть, просто потому, что еще не было повода и возможности пообщаться.

Вы уже неплохо знаете друг друга. При этом каждый из вас, наверное, осознает, каковы особенности его взаимоотношений с другими участниками нашей группы. Сейчас у вас есть прекрасный шанс проверить, правильное ли у вас сложилось представление о ваших отношениях с участниками группы. Кто готов рискнуть первым и стать добровольцем?

Думается, что выявление «рисковых» участников перед предстоящей процедурой является вполне оправданным (и не только в этом случае, но и при проведении ряда других упражнений). Во-первых, такое выявление само по себе можно рассматривать как социометрический прием, а во-вторых, оно позволяет обнаружить и тех, кто способен безболезненно перенести «жесткость» процедуры. Когда желающие объявятся, ведущий объясняет, в чем состоит упражнение.


Степень близости наших отношений с тем или иным конкретным человеком может быть определена с помощью понятия «психологическая дистанция». Давайте попробуем выразить близость-дальность отношений друг с другом через дистанцию в буквальном смысле слова — через расстояние в пространстве.

Наш доброволец должен встать лицом к стене. Все остальные участники распологаются за его спиной на таком расстоянии, которое символически будет отражать близость ваших с ним отношений. При этом учитывайте и взаимное расположение. Задание необходимо выполнять молча, чтобы стоящий у стены не определил ваше местоположение по голосу.

Участники занимают места за спиной основного игрока. Ведущему не следует торопить ребят, чтобы у них была возможность подумать и выбрать себе место. Запомните, пожалуйста, свои места и разойдитесь... А теперь ты (ведущий обращается к добровольцу) можешь повернуться. Расставь ребят так, как, по-твоему мнению, они должны были бы расположиться.

Основной игрок расставляет участников, после чего снова встает у стены. Посмотри внимательно еще раз, как ты расставил участников. Не хочется ли тебе что-нибудь изменить в этой картинке?

Если основной игрок сочтет свою расстановку окончательной, он отворачивается к стене, а остальные игроки встают на те места, которые они занимали вначале. После этого ведущий просит основного игрока повернуться.

Посмотри, пожалуйста, что изменилось? Есть ли разница между тем, как расставил ты, и тем, какие места заняли сами ребята? В чем ты видишь разницу?

После кратких комментариев основного игрока ведущий предлагает занять его место кому-либо еще из участников группы. Как правило, здесь уже от желающих нет отбоя — всем хочется выяснить, как к нему относятся на самом деле и правильно ли он понимает свое место в группе. Хорошо, если на «горячем месте» у стены побывают все участники тренинга.

Если количество членов группы не превышает двенадцати человек, то это упражнение не вызывает утомления. Однако если участников, например, двадцать, то и расстановка окажется затруднительной, и упражнение будет непомерно затянуто.

Оптимальной для проведения такого упражнения является группа в восемь человек. Остальные в этот раз могут быть только наблюдателями. На следующем занятии можно повторить упражнение с новым составом.

Любопытно, что старшие подростки в 50–70% случаев почти полностью угадывают расстановку. Не слишком большая редкость и стопроцентное совпадение расстановок.

В заключение обязательно нужно провести подробное обсуждение возникших переживаний. Следует подумать и над такими вопросами.

Сложно ли было прогнозировать расположение своих товарищей?
Чувствовали ли вы себя уверенно, когда расставляли их по местам?
Постигло ли вас разочарование, когда вы увидели, какие места они заняли сами? Или, напротив, вас это обрадовало?
Что вообще вы вкладываете в понятия «психологическая дистанция» и «степень близости отношений»?
Старались ли вы угадать, как могли встать участники группы, или просто переводили свое видение ваших отношений на язык пространственных характеристик?
Что вас удивило в этом упражнении?
Что вы узнали нового о себе и своих товарищах?


Ранжирование по качествам

Это упражнение рассматривается как жесткое. Без соблюдения принципа экологичности оно может оказаться психотравмирующим для некоторых участников, поэтому при описании упражнения я уделю особое внимание приемам смягчения возможных «эмоциональных ударов».

Ведущий может предложить некоторые разминочные игры, которые являются пропедевтичными для упражнения «Ранжирование по качествам». Например, участники встают в шеренгу. По команде ведущего за минимальное время они должны молча построиться: по цвету глаз; по цвету волос; по росту (с закрытыми глазами); по высоте голоса (после проведения игры проверяется, например, исполнением ноты «ля») и другим признакам. При этом ведущий каждый раз должен четко обозначать, с какой стороны должны встать участники «с самыми светлыми волосами», а с какой — «с самыми темными». Обычно такие игры проводятся весело и с энтузиазмом.

Спустя некоторое время, после того как ведущий сочтет группу «созревшей» для более «суровых» процедур, он может предложить упражнение «Ранжирование по качествам».

Ведущий. Хотим мы этого или не хотим, но в любой группе людей мы занимаем более или менее определенное место. Живя среди людей, мы постоянно подвергаемся внешней оценке. Любой наш поступок, любое слово вызывают то или иное отношение к нам со стороны партнеров по общению. Это отношение может быть положительным, отрицательным, иногда — индифферентным. Существует огромное количество разнообразных критериев, опираясь на которые нас сравнивают с другими людьми. По одним критериям мы занимаем ведущие места, по другим — завершаем список. Разные люди оценивают нас по-разному. Например, спортивный тренер считает юношу трудолюбивым, а его мама — ленивым. Однако знать, как нас оценивают люди, не просто интересно, но и необходимо для собственного личностного развития. Хотите получить представление о некоторых оценках ваших качеств?

Почти всегда участники группы — старшие подростки — с энтузиазмом откликаются на такое предложение.

Тогда ведущий объясняет правила проведения упражнения.

Ведущий. Группа выстраивается в шеренгу. Кто-то один будет основным игроком. Его задача — задумать некоторое качество и проранжировать всех участников по этому качеству. Слева будет стоять тот, у кого задуманное качество проявляется ярче всех, а завершать шеренгу будет тот, у кого указанная черта выражается в наименьшей степени.

Основной игрок вначале качество не называет. После того как участники под его руководством построятся, он должен найти в этом ряду свое место.

Вот тогда участники, глядя друг на друга и на весь ряд, должны определить, какое качество задумано.

Одно обязательное условие: прежде чем основной игрок начнет ранжировать своих товарищей по выбранному им качеству, он должен сообщить это качество мне на ушко. Только после моего одобрения начнется эта процедура.

Последнее условие вводится ведущим неспроста. Хотя оно в некотором смысле переводит его в не очень симпатичную позицию «над» участниками, это условие нужно выполнять, прежде всего, в целях психологической безопасности. Не всякое выбранное основным игроком качество может оказаться приемлемым. Например, насколько правомерно для юноши, который оказался единственным мужчиной в тренинговой группе, ранжировать девушек по женской привлекательности? Или в чисто мужской группе производить расстановку по уровню интеллекта? На мой взгляд, в описываемой игре нельзя использовать качества, очень личностно значимые для участников.

Ведущий может попросить основного игрока предложить другое качество. Впрочем, я не исключаю ситуации, когда целью тренинга является погружение членов группы в условия сильнейшего эмоционального напряжения (например, для выработки умения противостоять стрессогенным факторам и сохранять адекватную самооценку даже при нанесении болезненных ударов). Тогда, возможно, чем более жесткой станет эта процедура, тем больше она понравится ведущему. Думается, что большинство читателей-психологов такими экзотическими тренингами не занимается. Во всяком случае, мне хочется призвать к большой осторожности и деликатности при работе с людьми, в частности со школьниками.

Довольно часто возникает ситуация, когда кто-либо из участников говорит о желании стать основным игроком, но признается, что не может придумать подходящего качества. Тут ведущий может прийти на помощь и предложить ему (на ушко) какое-нибудь достаточно нейтральное качество. Возможен и такой вариант. Игрокам вообще не дается возможность выбирать. Ведущий имеет приготовленный набор карточек с написанными на них качествами, и игрок просто вытягивает одну из карточек.

В этой игре важен и момент самооценивания — когда основной игрок определяет свое место в ряду товарищей. Для наблюдательного ведущего это полезный диагностический материал. Желательно, чтобы роль основного игрока сыграл каждый участник группы.

Иногда определение качества, по которому было произведено ранжирование, не вызывает особых затруднений у участников.

Однако порой угадать качество никак не удается, а после того как оно называется, раздаются недоуменные возгласы: «По-моему, это не так... Я не так бы расставил». Ведущему стоит подхватить новую возможность: «А как бы ты расставил? Давай сделаем это в открытую и потом сравним, чем отличается твое восприятие участников группы от предыдущего игрока!»

Еще один важный момент в игре. Ведущий должен отметить (про себя, конечно) тех, кто постоянно или, во всяком случае, слишком часто оказывается в конце шеренги. Можно предположить, что это отвергаемые члены группы (люди, имеющие низкий социометрический статус). Надо позаботиться о них, дабы снизить почти неизбежный в такой ситуации эмоциональный негатив. Это можно сделать по-разному. Например, через введение правила: следующим основным игроком становится тот, кто замыкает шеренгу (уж сам-то он подберет качество, по которому найдет себе место, по крайней мере, в середине шеренги). Другой вариант: ведущий может предложить очередному основному игроку такое качество, ранжирование по которому неизбежно приведет к смещению «вечного замыкающего» на место поближе к правофланговым.

Азарт и интригу этому упражнению придает необходимость угадать задуманное качество. Однако в определенный момент можно предложить перейти к игре «в открытую» (это немного экономит время). В этом случае можно проводить ранжирование по одному и тому же качеству двум, а то и трем игрокам. Это позволяет при обсуждении прийти к выводу о субъективности оценок, предлагаемых разными людьми. И в то же время участники обращают внимание на результаты ранжирования по тем качествам, по которым позиции оказались сходными


При обсуждении необходимо затронуть такие вопросы.

Что вы чувствовали, когда очередной игрок просил вас переместиться с одного места на другое?
Какие переживания возникали у вас, когда вам самим пришлось ранжировать других ребят?
Сложно ли вам было это делать?
Каково ваше мнение, почему проявились расхождения в оценке качеств?
Согласны ли вы с теми местами, которые отводились вам по тому или иному качеству?
С чем вы не согласны?
Что вас удивило? Что для вас оказалось неожиданным?
Что вы открыли для себя нового?


Я и моя группа

Техники осознания


Важный момент в работе любой группы, как бы жестко эта работа ни была структурирована ведущим, — осознание ею себя как целого, своих свойств и особенностей, места каждого участника в групповом пространстве.

Иногда осознание группой самой себя затруднено, и тогда ведущий специально разрабатывает сложные приемы и техники, помогающие участникам «увидеть» свое сообщество и свое место в нем. В ряде случаев это принципиально важно для достижения целей группы (скажем, если стоит задача создания сплоченной команды), и тогда такой деятельности могут быть посвящены многие часы. Однако в большинстве случаев достаточно небольших упражнений, проводимых регулярно.

Ниже представлена подборка упражнений, которые могут быть предложены группе и в середине и в конце дня, а также на заключительной встрече. Они не требуют длительного времени для своего проведения и дают хороший эффект.


НАША ГРУППА КАК...

Ведущий предлагает участникам представить группу в виде какого-то предмета или процесса и затем определить, роль какой детали или составляющей процесса выполняет каждый член группы.

Например, можно представить группу в виде автомобиля или парохода. На первом этапе ведущий не ограничивает желание участников быть той или иной деталью. У автомобиля может быть пять колес, три клаксона с разным звучанием и ни одного руля или двигателя; у парохода — несколько труб, якорей, капитанских мостиков.

Идеальный образ желательно воплотить в реальности: предложить участникам сесть или встать так, чтобы получился тот самый автомобиль или пароход.

На этом упражнение можно остановить и перейти к обсуждению получившегося образа, а можно осуществить еще одну процедуру.

Ведущий ставит перед группой условие: ваша машина должна работать, то есть в ней должны появиться все необходимые для этого детали (их задает ведущий, исходя из численности группы; деталей может быть больше, чем участников). Члены группы определяют сами, кто какую функцию будет выполнять.

Интересный вариант: группа должна представить себя в виде фантастического животного. Процесс его создания лучше не контролировать, так как в этом случае начнут разворачиваться лидерские процессы. Получившееся животное затем может быть изображено в цвете на листе ватмана (каждый рисует ту часть тела, которой являлся). Упражнение вызывает оживление и дает хороший материал для обсуждения.


Я В ПРОСТРАНСТВЕ ГРУППЫ

Ведущий кладет в центр круга (или прикрепляет к стене) лист ватмана. «Это — пространство нашей группы», — объясняет он, показывая на чистый лист.

Из набора цветных мелков каждый участник должен взять мелок какого угодно цвета и на листе очертить область любого размера и любой формы, которая для него обозначала бы его место в группе. Области могут перекрываться, это вполне допустимо. Место для своего «островка» каждый выбирает по желанию: в центре, ближе к краю, у самого края или еще где-то.

Затем обсуждаются чувства, которые вызывает картина в целом. каждый вправе сказать, устраивает ли его тот факт, что его «островок» оказался перекрыт «островками» других (или наоборот — не перекрыт) и т.д.

Упражнение может быть значительно усилено, если ведущий предложит участникам изобразить наяву получившееся групповое пространство. Как правило, такое действие сопровождается сильными чувствами.


ГРУППОВОЙ ПОРТРЕТ

Ведущий объявляет, что в помещении, где работает группа, открылась уникальная фотостудия. В ней можно сделать портрет группы. Возможны два варианта этого упражнения.

Первый вариант. Ведущий предлагает участникам создать групповой портрет, то есть расположиться так, чтобы все попали в «кадр» (пространство «кадра» условно обозначается) и чтобы всем в этом пространстве было комфортно.

Участники создают некоторую композицию, после чего ведущий просит каждого проанализировать свое состояние: хорошо ли ему, уютно ли, не хочется ли расположиться ближе к кому-то или отодвинуться, нет ли желания попросить кого-то другого поменять свое расположение в пространстве и т.д. «Кадр получится красивым, четким только в том случае, если каждому будет в нем эмоционально уютно», — поясняет ведущий. После различных перемещений и трансформаций (кстати, все они совершаются без комментариев и объяснений), ведущий просит участников подготовиться к съемке и «фотографирует» группу.

Второй вариант. Каждый член группы по очереди становится фотографом: он создает из участников портретную группу по своему представлению и желанию, ничего особенно не объясняя. Участники должны подчиняться желанию фотографа, а свое неудовольствие они могут высказать во время обсуждения.

Это более длительный вариант, чем предыдущий. Его имеет смысл проводить в середине работы группы или на завершающем этапе. Кстати, для него желательно иметь настоящий фотоаппарат, а фотографии затем раздавать участникам. У меня есть такие снимки, даже по прошествии нескольких лет они легко оживляют во мне былые чувства и пережитый опыт.


ПОТЕРЯВШИЙСЯ

Ведущий просит участников закрыть глаза, последить за своим дыханием и состоянием, а затем погрузиться в следующую ситуацию.

Ведущий. Представьте себе, что наша группа отправилась на чудесную летнюю прогулку в лес. Мы идем по тропинке, разговариваем, смеемся... С кем вы идете рядом? Как далеко разбрелась группа по лесу?

Теперь представьте себе, что вы как-то случайно и незаметно отстали от группы... Может быть, свернули в сторону за цветком, ягодой, увидели муравейник или что-то еще привлекло ваше внимание. И вот вы понимаете, что вокруг никого нет. Вы начинаете кричать, звать остальных, но никто не откликается...

Как вы себя ощущаете? Вот вы нашли какое-то удобное место... Как оно выглядит, рассмотрите его внимательно... Вы ждете, когда вас найдут. Что вы чувствуете? Как вы думаете, что в это время делают остальные? Как долго вы уже так сидите и ждете?

И вот вы слышите голоса: вас нашли! Присмотритесь внимательнее: кто именно вас нашел? Что они говорят? Куда теперь вы направляетесь?

Через некоторое время ведущий дает возможность участникам «вернуться» обратно в комнату, открыть глаза и поделиться тем, что они увидели и пережили. Как правило, это очень интересные и информативные рассказы.


СИМВОЛ ГРУППЫ

Ведущий принес с собой лист ватмана и цветные мелки. Ведущий. Каждый из нас пришел в группу, имея свои задачи и цели. Каждый каким-то образом представляет, что дает ему эта группа. Сейчас мы попробуем понять, чем является наша группа в целом как сложное производное целей и представлений каждого из нас.

Каждый участник по очереди, молча, берет понравившийся ему мелок, подходит к ватману и рисует некоторый символ. Этот символ должен отразить его цели и ценность группы для него. Когда все участники сделали первый подход, желающим предлагается нарисовать еще один символ. Количество подходов не ограничивается. Но каждый раз можно изобразить только один символ. Затем ведущий просит внимательно посмотреть на получившийся коллаж и поделиться своими чувствами.

Эти упражнения часто способствуют сплочению группы, проясняют групповые позиции и отношения участников, выявляют скрытые внутригрупповые конфликты. Упражнения способны вызвать сильные чувства у отдельных участников.

Каждое из представленных упражнений может и помочь «закрыть» групповую встречу, снять эмоциональный накал, и напротив, оказаться катализатором серьезных групповых изменений. Это не должно пугать ведущего. Просто нужно быть готовым к любому развитию событий.