Подвижные игровые паузы

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
2294 newsm.jpg

С первых минут своего общения с детьми педагогу необходимо внимательно присмотреться ко всем ребятам, поскольку дружная группа (в летнем лагере — отряд) — это залог успешной работы лагеря и коллективов, и бесконфликтного отдыха детей. Решить проблему адаптации в коллективе помогут различные игры, позволяющие снять напряжение первых часов и дней общения и сдружить детей.


1. «Ипподром»

Все сидят в кругу или полукругом. Педагог сидит так, чтобы его было всем хорошо видно, его стул как бы отделен от остальных. Педагог: «Есть ли у нас ладони? (Ребята показывают) А колени? (Кто-то неизбежно хлопнет ладошкой по коленке). Отлично! Именно так выходят кони на поле ипподрома. Все вместе, - медленное поочередное похлопывание по коленям. — Кони вышли на старт, - одной рукой бьем по колену, как бы взрывая землю. Старт! Побежали! - быстрое похлопывание.

- Бежим! Бежим! По мостовой! - удары кулаками в грудь поочередно. (Кинг-Конг).
– По песочку, - быстро тереть ладонями друг о друга.
- По болоту - быстро захватить пятернями колени и вертикально поднять руки с громким чмоканьем.
- Барьер! - руки зависли чуть дальше на уровне груди.

(И так далее. Можно придумать свои варианты «пересечения местности». Все это быстро чередуется в любой последовательности).

- Финал: Скоро финал! - быстро хлопаем - приближаются трибуны!
- Трибуна девочек. Девочки, кричим.
- А вот трибуна мальчиков! Ребята давай! - Возгласы. –
- Вот финиш. Ура! Добежали, прибежали, убедили, победили. Мо-лод-цы!


2. «Охота на льва»

Хлопая себя руками по коленям, играющие хором говорят слова:

«Мы охотимся за львом, Не боимся мы его,
У нас хорошее ружье И каленый меч».

Далее слова сопровождаются соответствующими жестами.

Все: «Ой! Что это?».

Ведущий: «Это – озеро (болото, луг), в конце — лев!

Все: «Его не обойдешь. Над ним не пролетишь. Под ним не проползешь. Дорога напрямик».

Буль-буль-буль (или чав-чав-чав, шур-шур-шур, а-а-а).

После слова – «лев», движения и звуки повторить в обратном порядке.


3. Попробуй, не ошибись

Ведущий: Сможете ли вы сейчас повторить за мной три коротенькие фразы? – Никто, конечно, в этом не сомневается.

«Сегодня идет дождь / жарко светит солнце», - говорит ведущий. Все уверенно и дружно повторяют эту фразу.
«А завтра, думаете, будет хорошая погода», - говорит он. Ошибки снова нет.
«Вот вы и ошиблись», - радостно заявляет ведущий.

Ребята в недоумении: «Почему?» Ведущий объясняет: «Вот вы и ошиблись» - это была моя третья фраза. Которую никто не повторил!


4. «Веретена точены...»

Всех, находящихся в зале, ведущий разбивает на три команды. Одна команда «Веретена точены, пряжа натолчёна», вторая – «Веники замочены, к бане приурочены», третья - «Барыня, барыня, сударыня барыня». Ведущий указывает рукой на одну из команд, и та кричит свое название. С течением времени темп игры увеличивается. Желательно добиться стройной речевой эстафеты в смешной перекличке команд.


5. «Моргалки»

Играющие делятся на пары и встают в круг, причем один из пары стоит за другим на расстоянии вытянутых рук и смотрит строго в затылок впереди стоящему. Необходимо нечетное количество игроков, чтобы один остался без пары. В ходе игры «одинокий» подмигивает кому-то из ребят, стоящих в парах впереди, и последний должен быстро перебежать к лишнему и встать у него за спиной. Стоящий в паре сзади должен среагировать и не дать впереди стоящему убежать. Если тот все же убежал, оставшийся один моргает кому-то из другой пары. Главное условие: задние должны смотреть в затылок первым. И нельзя подмигивать соседней паре. Игра должна проходить динамично. (Техника безопасности: осторожно, в пылу можно и одежду порвать!).


6. «Третий лишний»

Все становятся в круг по парам, в затылок друг другу. Двое водящих: один убегает, второй – догоняет. Убегающий может встать третьим сзади к одной из пар, тогда стоящий впереди должен убегать. Задача убегающего осалить убегающего игрока, и тогда они меняются ролями.


7. «Голова – хвост»

Играющие становятся в затылок друг к другу и обхватываются за пояс впереди стоящих. Первый в цепи изображает Голову, последний — Хвост. В игре Голова стремится поймать Хвост. Все участники, стоящие между Головой и Хвостом, делятся пополам. Та половина, которая ближе к Голове, помогает Голове, а та, что ближе к Хвосту, помогает Хвосту. Игра продолжается, пока Голова поймает Хвост. Потом можно сменить Голову и Хвост.


8. «Золотые ворота»

Играющие делятся на равные команды. Одна команда образует круг, ее игроки берутся за руки и поднимают их вверх. Между игроками должна быть достаточная дистанция, чтобы между ними мог пройти человек, хотя бы согнувшись. Другая команда начинает движение, обходя по очереди каждого игрока первой команды и каждый раз проходя через «ворота», образованные руками игроков первой команды. Игроки второй команды держатся за руки, расцепить которые нельзя! Итак, вторая команда оказывается то в круге, то за его пределами. Первая команда в течение игры говорит:

Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый – разрешается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

На последнем слове команда резко опускает руки. Если кто-то из второй команды оказался внутри, он уходит из цепочки и встает в центре круга. Естественно, вторые играющие стараются на последнем слове быть вне круга, что не всегда удается. Усложнение игры: игроки первой команды говорят свои слова одними губами, внимательно глядя друг на друга, и неожиданно опускают руки. Можно перед «закрыванием» ворот быстро-быстро потопать, что обязательно усилит ажиотаж и панику во второй команде. Когда во второй команде остается один человек, он признается победителем, а команды меняются ролями.


9. «Коршун и наседка»

Играющие становятся в затылок друг к другу и обхватывают за пояс впереди стоящих. Первый в цепи изображает «наседку», все остальные - «цыплят». Один из играющих «коршун» в боевом полете. Он старается схватить цыпленка, стоящего последним в цепи, наседка же всячески мешает этому, преграждает «коршуну» путь разведенными руками. Все играющие помогают наседке, перемещаясь по площадке так, чтобы конец цепи находился как можно дальше от «коршуна».


10. «Кошки – мышки»

Для игры выбираются два человека: один – «кошка», другой – «мышка». В некоторых случаях количество «кошек» и «мышек» может быть больше – это оживляет игру. Все остальные играющие встают в круг, взявшись за руки – «ворота». Задача «кошки» догнать (дотронуться рукой) «мышку». При этом «мышка» и «кошка» могут бегать внутри круга и снаружи. Играющие, стоящие в кругу, сочувствуют «мышке» и чем могут помогают ей . например: пропустив через «ворота» «мышку» в круг, они могут закрыть их для «кошки». Или если «мышка» выбегает из «дома «кошку» можно там запереть, т.е. опустить, закрыть все ворота. Игра эта не проста, особенно для «кошки». Пусть «кошка» проявит и умение бегать, и свою хитрость, и сноровку. Когда «кошка» поймает «мышку», из числа играющих выбирается новая пара.


11. «Билетики»

Центр круга - контролер (мальчик), внутренний круг - пассажиры (мальчики), внешний круг - билетики (девочки). Ведущий находится в стороне. Мальчики и девочки разбиваются на пары становятся в круги, каждый мальчик запоминает свою девочку. Играющие начинают ходить по кругу: мальчики в одну сторону, девочки в другую. Ведущий говорит слова: едут, едут, едут, едут... Контролер! Пассажиры берут свои билетики за руки, контролер может схватить любой билетик. Чей билетик схватил контролер, тот пассажир становится на его место. Пассажиры обнимают свои билетики и берутся за руки.


12. «Давайте познакомимся»

Игpa проводится в первый день общего сбора лагеря. Игроки разбиваются по парам и знакомятся друг с другом. Вопросы для знакомства ребята выбирают сами. Задание: в ходе беседы нужно постараться побольше узнать о партнере. После знакомства каждая пара представляется всему коллективу, стремясь как можно полнее рассказать друг о друге. Оба участника представляют друг друга: что я узнал интересного (необычного)?


13. «Трамвай»

Перед началом игры необходимо напомнить детям, что транспорт в часы «пик» бывает очень загружен, поэтому в него трудно сесть. Для проведения игры вся группа выстраивается в колонну по 3 человека. Дети берутся за руки и не пропускают опоздавшего и желающего попасть в уходящий трамвай пассажира. Задание: «пассажир», испытывающий чувство отторжения группой, должен прорваться, преодолев препятствия и заслон, которые встречаются на его пути. Делается это с помощью разных средств: просьбы, корректного физического действия, взгляда, приказа, хитрости. Важно, чтобы его пропустили или он волевым усилием проник к желаемой цели. Результат: Играющие испытывают чувство сплоченности, а первая победа дает участнику, играющему роль пассажира, психологическое удовлетворение и уверенность в том, что он может при помощи коллектива достичь личного успеха.


14. «Узнай меня»

Игра проводится во вторую неделю работы лагеря. Один из участников садится на стул спиной к аудитории. Несколько человек, встав перед ним, пытаются воспроизвести жесты, мимику, наиболее яркие позы, высказывания одного из находящихся сзади товарищей. Сидящий на стуле должен угадать, кто это. Если он угадывает, то на стул садится тот, о котором рассказали настолько успешно, что его узнали.


15. «Нарисуй, как тебя зовут»

В первые дни трудно сразу запомнить имена всех членов временного детского коллектива, что создает дополнительные неудобства при общении. Сократить временной отрезок знакомства и дать возможность каждому кратко представить самого себя поможет эта игра. Для ее проведения нужно раздать всей группе по листу бумаги формата А-4, карандаши, фломастеры, краски, кисти, цветные мелки. С их помощью дети должны изобразить свое имя и при этом представить типичные свойства своей личности (рисунки можно использовать для оформления клубного пространства). После завершения работы каждый участник игры знакомит всех присутствующих со своим рисунком и представленными ассоциациями


16. «Имя и путешествие»

Каждый ребенок или подросток уже совершал различные, большие и маленькие, путешествия, и может поделиться своими впечатлениями. Это желание можно реализовать в рассказах, а можно, как в предлагаемой игре, зашифровать свои переживания, восторги и открытия в нескольких словах, связанных с поездкой. Так другим будет легче запомнить имя рассказчика. Для проведения игры участникам раздается бумага и карандаши, при помощи которых им предстоит выполнить следующие простые действия: написать по вертикали заглавными буквами свое имя; к каждой букве своего имени приписать слово по теме «Мои Путешествия». Например:

Автобус Мама
Расставание Аэродром
Тревога Рассказы
Ёжик Топотун
Море Ракушка


17. «Что в имени твоем?»

Все участники располагаются по кругу. Ведущий начинает знакомство с себя, подавая пример. Например, Александра Петровна — мне нравится знакомиться с новыми людьми. Дальше участники по кругу называют свое имя и затем перечисляют основные черты характера, темперамента, свои интересы и т.д. Такое знакомство проходит весело и непринужденно, а имена быстро запоминаются благодаря приведенным характеристикам. Темы высказываний может задавать ведущий:

Какой я дома…
Мне нравится из сладостей и еды…
Мои любимые занятия, животные...
В своих друзьях я ценю… и т.п.


18. «Кто быстрей»

Группа, отряд делится на 2 команды. Между командами помощники держат ширму (например, покрывало). По одному человеку от команды подходят к ширме и приседают, они не должны видеть друг друга. По реплике ведущего ширма опускаются и игроки, сидящие около нее, должны назвать имена друг друга. Побеждает тот, кто называет быстрее. Проигравший переходит в команду соперников. И т.д. Вариант: нужно оригинально, необычно и быстро поприветствовать партнера (кто там за ширмой дети не видят) – выигравший выбирается громкость звука «О-о-о!!!», который выдают окружающие дети.


19. «Что вам нравится в соседе справа?»

Все cадятся в круг и ведущий предлагает каждому сказать, что (какое качество, характеристика, элемент внешнего вида) ему нравится в его соседе справа. Ведущий отслеживает комплиментарность высказываний, чтобы характеристики неожиданно не обидели того, о ком говорят. Желательно от внешних качеств переходить к качествам деловым и личностным. (Процедура за смену может проводиться неоднократно).


20. «Биржа знакомств»

Ваша задача правильно ответить на вопросы о членах вашей группы (см. №-12). Список особенных вопросов заранее подготавливает педагог / вожатый. Вопросы могут быть такими: Что лучше всего может он / она сделать, работая в группе / отряде, выполняя творческое задание? Чем ему / ей будет интереснее всего заниматься в походе отряда в лес? И т.п. – важно, чтобы вопросы фиксировали и для отряда и для педагога какие-то деловые качества и навыки, которые могут потом пригодиться в различных делах. У каждого участника есть 5 минут, чтобы узнать как можно больше информации об окружающих детях по одному из вопросов. При концентрации задания на сборе информации об умениях, интересах и талантах могут быть собраны целые группы детей, которым интересно одно и то же.


21. «Меня зовут... И Я люблю себя за то, что...» (15 мин.)

Цель: восстановление в памяти имен участников группы и закрепление рабочей атмосферы. Упражнение проводится в кругу. Каждый поочередно говорит две фразы «Меня зовут...» и «Я люблю себя за то, что...».


22. «Имя-жест» (10мин.)

Цель: сплотить и раскрепостить участников тренинга. Материалы: не требуются. Участники встают в круг. Один из игроков делает шаг в центр круга, называет свое имя, показывает какое-то движение или жест / звук, свойственный ему или придуманный, затем возвращается снова в круг. Все игроки повторяют как можно точнее его движение, интонацию, мимику. Таким образом, каждый из участников продемонстрирует свое движение или жест, а другие попробуют вжиться в предлагаемые образы. Педагогу важно продиагностировать навык владения пластикой движения участниками– часто зажатость, закрытость и скованность могут указывать на круг задач для ребенка по развитию его коммуникативности.


23. «Мы с тобой похожи тем, что...» (20 мин.)

Участники выстраиваются в 2 круга — внутренний и внешний: количество участников в обоих кругах должно быть одинаковым. Участники внешнего круга говорят своим партнерам фразу, начинающуюся со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...» (например: мы с тобой похожи тем, что живем на планете Земля, учимся в одном классе, ходим в один клуб и т.д.). Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» (например: мы с тобой отличаемся цветом глаз, длинной волос и т.д.). Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются, меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.


24. «Снежный ком»-1

Первый человек называет свое имя, второй повторяет имя первого и называет свое, третий повторяет имя первого, второго и говорит свое. Можно провести игру и в таком порядке: имя + прилагательное на ту же букву; имя + существительное; имя + глагол; имя + движение.


25. «Снежный ком»-2

Цель: узнать и запомнить имена участников. Каждый участник называет свое имя и придумывает прилагательное, начинающееся на ту же букву, что и его имя, и одновременно подчеркивающее его индивидуальность. Необходимо следить за тем, чтобы определения не повторялись и чтобы участники не подсказывали друг другу эпитеты. Упражнение может проходить следующим образом: ребенок сначала называет имя и определение (через прилагательное) того участника, который представился перед ним, затем свое. Задача следующего повторить уже 2 имени и 2 прилагательных, затем назвать свое... и т. д. Последнему участнику приходиться повторять имена и прилагательные всех участников в круге. Пример: Первый участник: Максим мудрый. Второй участник: Максим мудрый, Ольга оригинальная. Третий участник: Максим мудрый, Ольга оригинальная, Наталья находчивая и т.д.


26. «Интервью» (20 мин.)

Цель: познакомиться друг с другом и научиться слушать других людей. Материалы: не требуются. Группа разбивается на пары. Каждый участник должен рассказать своему соседу что-нибудь о себе, отвечая на его вопросы. Слушатель должен, не перебивая рассказчика, внимательно следить за его рассказом. По времени рассказ не должен превышать 3 мин. Ведущий контролирует время. После того как каждый из партнеров «потренируется» в задавании вопросов и терпеливом выслушивании соседа, группа собирается вместе. Каждый участник коротко представляет своего напарника, рассказывает, что он запомнил из того, что поведал ему его сосед и на задавании каких вопросов сконцентрировался в качестве интервьюера. Игра является и диагностической методикой для средних и старших подростков: умение удержать тему, чтобы составить как бы целостный образ интервьюируемого, определенных его качеств, интересов, мнений – это важная составляющая коммуникативного стиля и компетентности ребят. (Ср.: №-12, №-20).


27. «Я — это...» (20 мин.)

Игру рекомендуется проводить тогда, когда между участниками установились доверительные отношения. Цель: помочь участникам глубже познакомиться, рассказать о себе. Материалы: небольшие листочки бумаги, ручки для каждого участника и булавочки. Всем участникам раздаются листочки и ручки. Каждый участник в течение 2 мин. придумывает 10 слов или фраз, которые характеризуют его. Свои характеристики каждый записывает на листочке и прикрепляет на грудь. По истечении времени участники начинают перемещаться по аудитории и читать друг у друга характеристики. Когда все прочитают надписи у каждого человека, садятся в круг и начинают обсуждать, что больше всего запомнилось в каждом, что вызвало удивление, смех, сильное впечатление.


28. «Мяч» (5 мин.)

Цель: запомнить имена участников тренинга и снять напряжение в группе. Материалы: мячик (может быть и небольшая мягкая игрушка – в этом случае игру следует назвать ее именем). Все участники становятся в круг. Ведущий бросает мячик одному из участников, при этом он называет свое имя и имя того, кому адресован мячик. Игра продолжается до тех пор, пока участники не перестанут переспрашивать друг у друга имена и не начнут быстро передавать мяч. Вариант: бросая мяч, игрок говорит: «Здесь нет Марии, зато есть …» (имя той, кому мяч посылается).


29. «Меня зовут...» (5 мин.)

Цель: подготовить группу к предстоящей совместной работе и создать соответствующую обстановку и настрой. Материалы: ватман и разноцветные маркеры. Группа располагается кругом. Первый из участников пишет на ватмане свое имя и еще что-нибудь, связанное с именем. Например: «Меня зовут Максим, но друзья обычно зовут меня Максом». Каждый последующий участник делает то же самое. После того как последний участник напишет свое имя, ватман вывешивается на стену и остается там на протяжении всего дня.