Набор миксеров 4

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску

Упражнения для начала смены

S640x480gfhfm.jpg

«Мой сосед справа». Представляется первый участник, говорит о том, как его зовут, где он учится, какие у него хобби, увлечения, или еще что-либо о себе. Затем тот, кто сидит слева от него, произносит фразу «Мой сосед справа…» и своими словами повторяет все, что ему запомнилось из монолога соседа. После этого, представ-ляется сам, и так далее, по кругу.

«Интервью». Если группа мало активна, то знакомство необходимо организовать по более контролируемой схеме. Например, оно может происходить в следующем виде. Организатор заранее готовит набор вопросов и, оглашая их по очереди, предлагает очень быстро (словом или словосочетанием) ответить каждому уча-стнику. В интервьюировании целесообразно серьезные вопросы сочетать с ори-гинальными для поддержания интереса к упражнению.

«Перестрелка». После названия имен участников (очень быстро по кру-гу) все встают и опустив взгляд начинают перемешаться по комнате в вольном режиме. Как только в попе зрения появятся чьи – то ноги, необходимо быстро посмотреть на их обладателя и назвать его именно так, как он ранее предста-вился. Кто быстрее назвал, тот выиграл «дуэль». Проигравший садится, а ос-тальные продолжают играть до тех пор, пока не останется один победитель.

«Зеркало». Выбирается ведущий, его роль – «человек». Все остальные – «зеркала». Человек смотрит в зеркала, а они отражают его, повторяя все действия, которые тот волен выполнять. Важно следить за тем, чтобы зеркала правильно отража-ли: если человек поднял правую руку, то «зеркало» должно поднять левую. В этой игре стоит давать положительное подкрепление самым пассивным.

«Проверка барьеров». Позиция: освещенная комната, ведущий стоит напротив группы. Из группы один из участников начинает идти навстречу ведущему, смотря ему в глаза. Ведущий должен поднять руку, останавливая его, либо ос-танавливается сам, если барьер оказывается «перейден».

«Невербальный контакт». Материал: карточки с напечатанными фразами «поглаживающего» ха-рактера. Например: «У тебя очень приятный голос», «Мне хорошо с тобой», «Спасибо за общение», «Хотел бы еще раз с тобой встретиться», «Не сердись на меня». Позиция: Сначала в кругу, затем по ситуациям каждый выбирает себе партнера.

«Движение вслепую». Позиция: хаотично расставляются стулья (лабиринт). Вариант 1. Все закрывают глаза. Начинается общее движение. Вариант 2. Задается путь из угла в угол. Вариант 3. В парах «поводырь» ведет» слепого. Контроль: характер ориентаций как защита, беспомощность или уве-ренность в продвижении.

«Социометрия в действии». Позиция: в комнате обозначаются круг, ведущий встает в центре, рас-ставляет всех вокруг себя, затем все демонстрируют свои личностные позиции по отношению к нему.

«Человек-образ». Участники группы ассоциируют друг друга через предмет, игрушку и т.п. с последующей интерпретацией и самоинтерпретацией.

«Необитаемый остров». Все представляют ситуацию своего пребывания на необитаемом острове с розыгрышем событий и использованием членов группы (можно вербально) Анализ: «А почему ты ее увидел такой слабой?».

«Искажение восприятия». Позиция: в кругу. Тренер дает движение соседу, а тот передает далее. Все действия вы-полняются с закрытыми глазами. По окончании упражнения каждый дает анализ своих ощущений и дога-док. Психолог дает анализ искажения восприятия.

«Счет». Ведущий называет число, и именно столько участников группы должно подняться с мест. Договариваться участники не имеют право. Комментарий: пока группа не будет действовать достаточно точно, ра-бота не может продолжаться дальше. Необходимо довести упражнение до за-вершения, важно положительное закрепление.

«Снежный ком». Участники сидят в кругу. Ведущий называет свое имя, первый участник называет имя ведущего и свое, второй – имя ведущего, первого и свое, третий – имена ведущего, первого, второго и свое и т.д., пока круг не замкнется. Обяза-тельное условие – при произнесении имен говорящий должен смотреть в глаза тому, чье имя произносит. Если говорящий забыл чье-то имя или ошибся, его поправляет сам участник. Последним имена всех повторяет ведущий.

«Комплимент». Выберите человека, наиболее понравившегося Вам в этом кругу. Сейчас Вы подойдете к этому человеку и скажете ему комплимент, обязательно произ-неся его имя. Он должен оценить по 10-ти балльной шкале то, насколько по-нравился ему Ваш комплимент. Комментарий: рефлексия со стороны ведущего после каждого участни-ка (с согласия группы). Постепенно разбираются все ошибки и последние, как правило, говорят уже без ошибок. Вопрос участникам: «Итак, какие правила существуют у комплимента?»

«Я – …». Участникам предлагается подумать, какими тремя прилагательными они охарактеризовали бы себя. Попросить произнести их громко и четко. После вы-сказывания участники имеют право задавать любые вопросы (лучше не больше трех) относительно этих качеств, ставя их под сомнение. Комментарий: обязательно подбадривать, просить повторить снова, ес-ли произнесено не достаточно громко и четко. Упражнение достаточно хорошо дает диагностику самооценки.

«Метафора». Каждому интересно знать, какое он производит впечатление на окру-жающих, что воспринимается, как существенное, а что вовсе не замечается? Предлагаем прочувствовать в совместном создании образа присутствующего здесь человека. Желающий выходит в центр круга. Задание: Какой образ у Вас рождается при взгляде на нашего героя? Ка-кую бы картину можно было бы дорисовать к этому образу? Какие люди могут его окружать, какой интерьер или пейзаж составляет фон картины? Какие вре-мена все это напоминает? Комментарий: вышедшего в центр нужно оставить стоящим так, чтобы он поворачивался лицом к говорящему и при положительном подкреплении усиливалось чувство уверенности.

«Здравствуй, ты представляешь…». Один из участников, обращаясь к соседу слева, с чувством радости от встречи произносит: «Здравствуй, <имя>, ты представляешь, …», – и заканчи-вает эту фразу, рассказывая что-то смешное или интересное.

«Проникнуть в круг». Участники группы плечом к плечу становятся в круг спинами в центр. Водящий участник пытается проникнуть в круг. Он может сделать это, лишь уговорив двух человек пропустить его. Единственный запрет – насилие Комментарий: По окончании упражнения необходима рефлексия прие-мов решения задачи. «Почему вы его пустили?», «Чем он вас взял?», «Почему Вы избрали именно этот способ достижения цели?»… Вариант: Если группа многочисленная, то возможно деление на две подгруппы, и выполнение упражнения в два этапа: сначала одна группа будет стоять в кругу, а другая должна будет попасть в центр, а затем участники ме-няются местами.

«Каменная скульптура». Один из участников застывает в центре круга с окаменевшим лицом. За-дача остальных – всем вместе «оживить» этого человека. Можно использовать жесты, мимику, взгляды, слова, сценки и т.д. Ограничение – на прикосновения. После того как «скульптура» «оживет», на ее место становится другая.

«Без мысли». На столе стопкой лежат карточки, на которых написаны незаконченные предложения. Участники по очереди берут карточки, читают начало предложе-ния в слух и сразу же, не думая, продолжают начатое высказывание. Говорить надо искренне. Примеры: «Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это …» «Мне особенно не нравится, когда …» «Мне хочется забыть, что …» «Однажды меня очень напугало, что …» «В незнакомом обществе я, как правило, чувствую …» «Особенно меня раздражает, что …» и т.д.

«Просьба». Многое зависит от того, как попросить человека об одолжении: каким тоном, в какой обстановке, с каким настроением. А вдруг от этого зависит «Быть» или «не быть»? Задание: выберите себе партнера и попросите его о чем-нибудь, напри-мер, одолжить Вам что-либо на время – ручку, очки, что-то более существен-ное. За определенное время у Вас должно набраться определенное количество «трофеев» – предметов, которые Вам одолжили по Вашей просьбе. У кого больше? Как Вы просили? У кого? Покажите. Комментарий: При анализе обратите внимание на приемах тактичности, дипломатичности, оригинальности, находчивости, использование комплимен-тов, выражение косвенной признательности.

«Стихотворение». Это групповое упражнение. Задача – прочитать известное стихотворение с выражением, интонацией, в едином темпе и ритме при условии, что участни-ки произносят слова по очереди, по кругу.

Рефлексия блока: Как Вы оцениваете собственную активность? Насколько Вам удалось преодолеть психологические барьеры? Насколько Вы довольны собой? Ваше настроение? Насколько Вам удается самоанализ?

«Направление». Участники группы становятся в одну шеренгу, повернувшись лицом в одну сторону. Инструктор начинает считать. На каждый счет участники пры-гают, поворачиваясь при этом на 90 градусов. Задача – всем повернуться лицом в одну сторону и постараться сделать это как можно быстрее. Выполнять зада-ние следует молча, не переговариваясь друг с другом. Инструктор прекращает счет, когда все участники группы будут стоять лицом в одну сторону. Упраж-нение сплачивает группу, повышает на строение, снижает напряженность, ско-ванность. Кроме того, оно дает каждому опыт участия в совместной деятельно-сти, в ходе которой члены группы должны «договориться», прийти к общему решению.

«Гимнастика с запаздыванием». Инструктор (или один из участников) показывает, вся группа повторяет за ним обычные движения или физические упражнения, отставая от ведущего на одно движение. Темп упражнения постепенно нарастает. Это упражнение на внимание и двигательный разогрев. Это можно включать в программу работы, если группа уже достаточно хорошо знакома друг с другом и участники не будут стесняться своих движений и бояться до-пустить неловкость или ошибиться.

«Передача по кругу». Вариант 1. Передача ритма. Вслед за одним из участников группы все ее члены поочередно по кругу повторяют, хлопая в ладоши, заданный ритм. Вариант 2. Передача движения. Один из участников начинает действие с воображаемым предметом так, чтобы действие можно было продолжить, со-сед продолжает действие, и воображаемый предмет обходит весь круг.

«Третий лишний». Участники делятся на две группа и встают в 2 круга (внутренний и внешний) так, чтобы каждый участник внешнего круга оказался тесно стоящим за спиной одного из участников внутреннего. Двое участников играют роли третьего лишнего (который убегает) и «ловца» (который догоняет). Ловец дол-жен поймать («осалить») третьего лишнего, и если это произойдет, они меня-ются ролями. Третий лишний может убегать от ловца в переделах круга и за 1–2 метра за ним. Оба круга не замкнуты и предоставляют возможность свобод-ного перемещения между участниками (но не между стоящих друг за другом участников внутреннего и внешнего круга). Третий лишний может в любой момент «отдать» свою роль любому из участников внешнего круга, если займет место перед его партнером во внутреннем круге. При этом тот, перед кем он встал, автоматически перемещается во внешний круг и становится одним из претендентов на роль третьего лишнего. Упражнение проходит очень оживленно, способствует быстрому эмо-циональному и физическому разогреву группы. Важно следить за тем, чтобы игра не переросла в самоцель, поскольку она очень азартна. Следует заранее продумать повод остановиться, ограничить время игры, либо ввести элемент соревнования: кто из пяти первых убегающих продержится дольше всех.

«Невербальное поведение». Изобразить состояние, например: радость, гнев, обиду, сочувствие, не-нависть и т.п. Упражнение может выполняться в парах, либо по кругу. Чувства может задавать инструктор, либо участники группы по кругу индивидуально для каждого участника. Вариант: «Передача чувства по кругу» и т.п. Участники (все либо 4–5 человек из группы) с закрытыми глазами должны принять от соседа справа и передать соседу слева жест или эмоциональную реакцию. Упражнение выпол-няется по принципу «Испорченного телефона». Группа сравнивает исходный и конечный эмоциональный сигнал. Интересно также закрепить за каждой пере-дачей участника на роль наблюдателя, который визуально оценит передавае-мый жест и даст ему название. Таким образом, анализ каждого жеста, выра-жающего эмоциональное состояние участника, будет проводиться не только передающей и принимающей сторонами (которые «слепы»), но и «независи-мым» наблюдателем.

«Разговор через стекло». Упражнение выполняется в парах, либо когда участники сидят в общем кругу, выбрав партнера для переговоров напротив. Задача участников – догово-риться о чем-либо с помощью жестов. При работе в общем кругу от участников потребуется не только умение общаться с помощью жестов, но и концентриро-вать внимание только на своем партнере. Анализу подвергаются способы пере-дачи необходимой информации, приемы привлечения внимания собеседника, а также факторы, мешающие пониманию невербального языка.

«Вот он Я». Каждому участнику дается 3–5 минут на то, чтобы обратить на себя внимание группы. Сложность состоит в том, что участники должны выполнять это задание все одновременно. Упражнение проходит достаточно оживленно (если не сказать хаотично). По истечении установленного времени проводится опрос участников на предмет «кого они заметили за эти 3–5 минут групповой работы». Затем анализируются методы и приемы, которыми пользовались «за-меченные» участники для привлечения к себе внимания других.

«Мост». Упражнение направлено на сокращение пространственной дистанции между участниками. Группа делится на две части, которые условно находятся по разные стороны реки, протекающей по дну ущелья. Через ущелье перекинут мостик (на полу нарисована линия, протянута веревка и т.п.). Задача двум группам – одновременно перейти через поток. Тот, кто оступился – упал в про-пасть. Группы начинают двигаться друг навстречу другу по мосту. Инструктор может засечь время перехода. По окончании упражнения группы считают поте-ри.

«Форт». Упражнение также служит физической разрядкой и направлено на со-кращение пространственной дистанции между участниками. Группа делится на две равные части, одна из которых обороняет форт (сидит на стульях), а другая – осаждает его (должна вытеснить противников с их позиций). Инструктор засекает время штурма. Правила – нельзя сдвигать стулья и применять грубое физическое насилие. По окончании игры подсчиты-вается количество стульев, отвоеванных у защитников форта. Затем команды меняются ролями и упражнение повторяется.

«Словесные цепочки». В группе определяется тема общения. Далее участники по очереди должны произносить слова на выбранную тему. Паузы между ответами не должны превышать 5 секунд. Участники, которые в отведенное для ответа вре-мя не могут подобрать необходимое слово, выбывают из игры. В конце в груп-пе остается один победитель.

«Устный счет». Участники садятся по кругу и начинают по очереди считать: один, два, три и т.д. (по часовой стрелке). Нужно считать как можно быстрее. В процессе счета надо будет соблюдать одно условие: если участнику предстоит назвать число, в которое входит цифра 6 (например, 16), то, произнося это число, он должен встать (можно усложнить упражнение, заменив вставание на хлопок без произнесения числа). Если кто-то ошибется, он выбывает из игры, но при этом остается сидеть в кругу. Все должны быть очень внимательными и помнить, кто уже выбыл, а кто продолжает играть.

«Арифмометр». Участники группы сидят по кругу. Участникам предлагается предста-вить, что группа – это большой арифмометр. Считает он так: кто-то назовет число, следующий, сидящий рядом (по часовой стрелке), знак арифметического действия («плюс» или «минус»), следующий – снова число и т.д. Числа будут чередоваться со знаками, и любой участник группы, который должен назвать знак, может сказать «равно», и тогда тот, чья очередь говорить, должен 6удет сказать результат вычислений. После этого счет продолжается.

«Найди пару». Участники садятся в круг. Инструктор раздает участникам карточки, на которых написаны названия животных. Названия повторяются на двух карточ-ках. Если в группе нечетное количество участников, инструктор тоже принима-ет участие в упражнении. Участникам нужно так прочесть надпись на своей карточке, чтобы никто больше ее не видел, после чего карточка убирается. За-дача каждого – найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выра-зительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «своего животного». Другими словами, все нужно делать молча. Участ-ники, нашедшие себе пару, становятся рядом, но продолжают молчать, не пере-говариваются. Упражнение заканчивается, когда образованы все пары. После того как в се участники группы нашли свою пару, инструктор спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?». Это упражнение обычно проходит очень весело, в результате у участни-ков группы повышается настроение, снижается усталость. Оно способствует дальнейшему раскрепощению участников. В то же время оно способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой стороны, искать такие средства самовыражения, которые бу-дут поняты другим.

«Признак деления». Все участники садятся по кругу. Один из них на время подготовки к уп-ражнению должен будет выйти за дверь. Тем временем группа делится на две подгруппы по какому-то выбранному признаку. Признак должен визуально фиксироваться и однозначно делить группу на две части (например, наличие шнурков на обуви). Две образовавшиеся подгруппы садятся в разных местах так, чтобы они были обозначены пространственно. Вернувшийся участник должен определить, по какому признаку группа разделилась. После того как участник справится с постав пенной задачей, тренер предлагает кому-то еще раз попробовать определить признак, по которому раз-деляется группа. Участник, выразивший желание продолжить упражнение, вы-ходит за дверь, и в это время группа меняет признаки разделения на подгруппы. По окончании упражнения можно обсудить возникшие сложности. Упражнение направлено на развитие наблюдательности, активизирует внимание и мышле-ние.

«Свято место». Участники садятся по кругу, тренер стоит в центре круга. Участникам предлагается возможность продолжить знакомство. При этом стоящий в центре круга (начинает ведущий) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например, предлагает поменяться всем тем, у кого есть сестры. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру. Эта ситуация также используется для того, чтобы участники больше узнали друг о друге.

«Каскад приветствий». Участники группы образуют полукруг. Каждый участник по очереди выходит в центр, поворачивается лицом к группе и здоровается со всеми так, чтобы не повторить использованные ранее приемы приветствия. Группа повто-ряет за участниками каждое предложенное приветствие.

«Лестница приветствий». Участники становятся в круг. Участники подходят друг к другу и здоро-ваются. При этом каждый из партнеров использует свои способ приветствия, который должен быть невербальным. Со следующим партнером надо поздоро-виться тем способом, который использовал предыдущий партнер. Если в какой-либо из пар «встретятся» два одинаковых приветствия, то следующих своих партнеров эти два человека должны приветствовать новым способом.

«Пожелания на день». Все участники садятся в круг. Первый участник встает, подходит к лю-бому, здоровается с ним и высказывает ему пожелание на сегодняшний день. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь, идет к следующему и так далее до тех пор, пока каждый не получит пожелание на день.


Упражнения для середины смены

«Рюкзак в дорогу». Более облегченный вариант упражнения заключается в том, что участники группы предлагают по кругу от себя что-то в общий «рюкзак», который группа возьмет с собой «в дорогу». Предлагать можно не обязательно материальные предметы, более ценятся предложения тех качеств, которые помогут группе быть более успешной. После каждого предложения группа голосует за него. Берутся только те предложения, которые принимаются единогласно. По ходу выполнения упражнения инструктор организует содержательное обсуждение предложений.

«Групповой рисунок». При высокой тревожности группы можно предложить, разбившись на подгруппы, нарисовать рисунок того, как бы они хотели, чтобы выглядела их группа через какое-то время, например, в конце смены. Обязательным условием должно стать участие в рисовании каждого члена группы.

«Испорченный телефон». Участники работают в общей группе. 5–7 человек выходят из комнаты, одному из оставшихся, тренер диктует текст, желательно, содержащий множество лишних деталей и уточнений. Приглашается один из ушедших, и тот участник, которому продиктовали тест, сообщает вновь пришедшему то, что ему удалось запомнить. Затем приглашается следующий участник, и так, до конца группы. После того, как вернулся и получил информацию последний из уходивших, тренер проводит сравнение исходного и полученного в результате передачи по цепочке отрывка текста. Следует проанализировать особенности работы кратковременной памяти, особенности работы памяти по запечатлению и особенно воспроизведению информации, а также степень искажения информации при передаче ее через несколько промежуточных звеньев.

«Стихотворение». Карточки с буквами алфавита (все 33) произвольно раздаются участникам группы. Какое-нибудь известное стихотворение, например, «Наша Таня громко плачет…», участники «читают», прохлопывая в нужной очередности свои буквы. Комментарий: Ведущему можно для организации предварительной тренировки подготовить заранее буквы определенного стихотворения и распределить карточки между участниками, учитывая частоту появления буквы в стихотворении.

«Портрет общительного человека». Участникам дается задание: «Напишите двух известных Вам людей, умеющих, по Вашему мнению, общаться. Укажите по отношению к каждому не менее 10 причин, по которым им удается эффективно общаться». Участники могут выполнять задание в кругу или разойтись по комнате. После выполнения задания два-три участника, указавшие максимальное количество причин, зачитывают свои списки. Желающие дополнить делают это. Желательно, чтобы ведущий записал на доске или большом листе все указанные качества. В процессе обсуждения список корректируется, выделяются главные и второстепенные причины, независимые и зависимые, субъективные и объективные, личностные, индивидуальные и групповые, ситуационные, внутренние и внешние. Комментарий: Ведущий не добавляет ничего от себя. Работа с полученным списком будет продолжаться на протяжении всего тренинга.

«Понимание причин – это уже громадный шаг к победе!»

«Карусель». Участники встают или садятся, образуя два круга – внешний и внутренний. Внутренний будет неподвижным, внешний – наоборот. Ведущий задает роли: внешний круг «останется собой», т.е. будет действовать в соответствии с естественными реакциями, внутренний же будет реагировать в соответствии с прописанными ролями. Задача: быстро перестраиваясь на разные стили общения, постараться легко и непринужденно войти в контакт, поддержать разговор в течение 2-3 минут и приятно расстаться. Затем участники внешнего круга пересаживаются или переходят по часовой стрелке, к новому собеседнику, а ведущий задает следующую роль. Примеры ролей: - «Перед вами человек, которого Вы хорошо знаете, но давно не видели. Вы рады этой случайной встрече и открыто выражаете свои эмоции…» - «Перед Вами интересующий Вас человек, с которым Вам хотелось бы пообщаться на интересующую Вас тему…» - «Вы встречаете вашего преподавателя, который идет с другом или девушкой и при этом сильно торопится, но Вам нужно срочно сообщить ему о своей проблеме…» (В этом варианте работа идет парами – пара внешнего круга общается с парой внутреннего.) - «После длительной разлуки Вы встречаете своего друга (подругу)…» - «Перед Вами маленький ребенок. Он чего-то испугался и вот-вот расплачется. Успокойте его…» - «Перед Вами ваш родитель (мать, отец). Договоритесь, что сегодня в гости к вам домой Вы приведете своего друга, подругу (противоположный пол)…» Комментарий: Выясните у членов группы, общение с кем, в какой ролевой позиции доставило им больше всего удовольствия, было наиболее удачным по технологии. В каких контактах и кому удалось занять лидерскую позицию, какие из предложенных участникам ситуаций больше всего похожи на жизненные. Какие из ситуаций были наиболее чреваты конфликтным взаимодействием.

«Видение других». Один из участников садится спиной к группе, и ему предлагается детально описать (по собственному желанию или по предложению группы) внешний вид кого-то из членов группы. Вариант: Один из участников садится в центр. Другой должен детально восстановить последовательность его поведения за последние полчаса, в самом начале занятия и т.д.

«Телепат». Каждый участник должен в течение 2–3 минут описать настроение кого-либо в группе, например, сидящего через одного слева. Участник должен представить себе его состояние, эмоции и переживания, и все это изложить на бумаге. Затем все описания зачитываются ведущим вслух, по порядку, группа пытается определить объект описания. В случае угадывания «виновник торжества» сравнивает описание с субъективными ощущениями.

«Неумеха». Один из участников выходит из комнаты, остальные называют несколько причин некоторых отрицательных сторон ушедшего, например, груб, нетактичен и т.д. Задача ведущего в этот момент – довести высказывание до корректных формулировок. Выбирают секретаря группы, который анонимно фиксирует все высказывания. После этого приглашают выходившего участника, который пытается сначала предсказать то, о чем написано у секретаря, и назвать свои причины. После этого зачитывается протокол.

«Светило». Один из желающих становится в центре. Он – «солнце». Затем он расставляет всех остальных по комнате на определенном расстоянии, в определенном положении (лицом, боком, пол-оборота, спиной…), в определенной позе в зависимости от того, как этот человек, по мнению «солнца», относится к нему. Затем руководитель просит всех занять те позиции, которые соответствуют действительному отношению их к «солнцу». Комментарии: Рефлексия – положительные и отрицательные ощущения, оправдавшиеся, не оправдавшиеся ожидания. При выполнении упражнения важен достаточно быстрый темп.

«Дилемма узника». Участники объединяются в пары, размещаясь в разных местах рабочей площадки. Общаться им не разрешается. Инструкция: «Вас подозревают в совместном совершении преступления. Вы находитесь в отдельных камерах. У каждого из вас есть возможность сообщить о преступлении другого, надеясь получить меньшее наказание. Если никто из вас не сообщит о совершенном преступлении, вы оба получите по 5 лет. Если вы оба сообщите о преступлении, то просидите по 10 лет. Если один из вас чистосердечно расскажет о содеянном, а другой промолчит, то первый будет отпущен на свободу, а второй получит 15 лет. Ваша задача – на карточках написать свои действия в этой ситуации и предсказать действия вашего партнера». Упражнение можно проводить как по очереди для каждой пары, когда вся группа выступает в роли зрителей, так и одновременно для всех, тогда производится анализ сданных ведущему карточек пар. Комментарий: При анализе следует обратить внимание на мотивацию выбора решения ситуации каждым партнером, чем он руководствовался.

Рефлексия блока: Что и зачем мы приобрели? Как чувствуют себя участники группы? В качестве дополнительной ведущий дает информацию о зависимости коммуникативных способностей от типа темперамента, экстра- и интраверсии.

«Теплое слово». Попробуйте ласково попрощаться со своим соседом. Скажите ему теплые слова за…

«Диалог-щебетанье». Участники делятся на диады. Один из них произносит фразу, другой должен поддержать его, говоря как можно меньше. Затем участники в парах меняются ролями. Комментарий: Как Вы поддерживаете собеседника? Высказываются все. Как еще возможно осуществить поддержку? Руководитель в случае необходимости добавляет приемы активного слушания. Зачем это необходимо?

«Слова-чувства». Возьмите лист бумаги и напишите «Выраженное чувство». Ведущий зачитывает несколько фраз. Участники, слушая, должны по порядку одним словом или короткой фразой описать чувство, которое родилось у них в отклик на фразу.

Примеры фраз: 1. Я сыт по горло вашими извинениями. 2. Хорошо, я извинюсь, что Вы еще от меня хотите? 3. Если бы я и попытался, я все равно не смог бы приготовиться вовремя. 4. Вы хотите меня проверить? 5. Я бы с ней так не обошелся. 6. Не могли бы вы перенести обсуждение наших проектов на следующую пятницу, но у меня в пятницу еще одна встреча. 7. Он все делает лучше, несмотря на то, что у него нет такого опыта, как у меня. 8. Не могу понять этих людей. Может хватит им угождать? 9. Я никогда больше не буду ей помогать. Даже ни слова благодарности за то, что сделала для нее. 10. Мы могли бы попробовать снова, но, честно говоря, я думаю, что этого делать не стоит.

Теперь сравним то, что написали участники с тем, что хотел выразить ведущий. 1. Раздражение, желание получить, наконец, результат. 2. Убежденность в том, что сказано достаточно. 3. Усталость. 4. Неуверенность, желание получить поддержку. 5. Сожаление, чувство вины. 6. Перегруженность работой, нехватка времени. 7. Восхищение, зависть. 8. Упадок духа, желание выйти из игры. 9. Горечь, обида. 10. Скептицизм, сомнение.

Вариант: Фразы раздаются участникам вместе с обозначением чувства (для точности). Задача – произнести фразу, выразив интонацией, мимикой это чувство. После произнесения фразы участник имеет право спросить, какое именно чувство он хотел выразить.

«Просьбы и требования». Участники разбиваются по парам. Задача – попробовать общение в двух интонационных и мимических режимах – требования и просьбы (последнее – с выражением своих чувств, демонстрируя полную направленность на партнера, готовность выслушать и понять чувства другого). Объект для анализа – ощущения каждого участника в роли просящего и требующего, а также в роли объекта требования или просьбы. Комментарий: Повредить взаимоотношениям могут скрытые требования, замаскированные под просьбы. Важно научиться отличать их от прямых законных требований, как и от искренних просьб и противопоставлять нежелательному типу поведения адекватную защиту.

«Я хочу». Участники, разбитые по парам, поочередно говорят друг другу предложения, начинающиеся со слов «Я хочу». Задача – не отвлекаться на споры и обсуждения по поводу ваших желаний, а просто высказать и выслушать (!) беспристрастно и быстро свои желания.

«Я недоволен». Задание как и в предыдущем упражнении, но участники говорят друг другу фразы, начинающиеся со слов «Я недоволен». Важно выслушать партнера, не перебивая его и не исправляя его «заблуждения». Высказывания недовольства могут быть направлены как друг на друга или на значимого другого, так и на что-то постороннее.

«Я ценю». Высказывания в парах, начинающиеся со слов «Я ценю» могут быть направлены как на партнера по упражнению, так и на общие жизненные ценности. Важно не пуститься в обсуждение и не начать «наставлять» партнера «на путь истинный».

«Начальник и подчиненный». «Вы приходите к начальнику и должны узнать, когда Вы пойдете в отпуск. Начальник уже решил это, но по каким-то соображениям не хочет говорить раньше времени».

«Контроль эмоций». Участники делятся по парам. Им задается различное эмоциональное состояние: «спокойствие – язвительность», «добродушие – взвинченность», «мягкость – агрессивность», «эмоциональный подъем – эмоциональный спад». Задача – в диалоге «перетащить» партнера в свой пласт эмоционального реагирования.

«Управление беседой». Перед началом упражнения каждый участник записывает на бумаге то, что он хотел бы выяснить у партнера в процессе беседы. Затем за определенное время (время можно и не ограничивать) происходит диалог в парах, в котором каждый участник стремиться выполнить поставленную перед собой задачу. В итоге упражнения производится оценка эффективности построения беседы с партнером.

«Кошка-собака». Берутся две игрушки – кошка и собака (их роль могут выполнять любые другие предметы, например, две ручки). Эти предметы должны передаваться по кругу в противоположных направлениях по правилам жесткого ритуала. Участники, задействованные в передаче предмета должны обменяться следующими репликами: «Я передаю вам кошку (собаку)» – «Что?» – «Кошку (собаку)», и только после этого предмет может быть передан. Сложность этого упражнения заключается в том, что в определенный момент для каждого игрока наступает ситуация, когда он вынужден работать с четырьмя каналами информации одновременно. Это является аналогом неупорядоченного во времени общения с несколькими респондентами одновременно. В таком режиме работают только синхронные переводчики и авиа и железнодорожные диспетчеры. На третьем месте по этому параметру стоит профессия школьного учителя.

Рефлексия блока: Как надо и как не надо слушать. Какие тактики мы обычно используем для получения информации, как мы контролируем и передаем эмоции.

«Жест по кругу». Попробуйте передать по кругу любой жест. попробуйте вложить в него какую информацию, чувство. Что почувствовал каждый, получая жест?

«Жесты». В произвольный разговор вступают два участника группы. Их задача – максимально использовать в разговоре средства мимики и жестов, не переигрывая при этом. Группа внимательно следит за естественностью невербального выражения и анализирует наиболее удачные эффективные с точки зрения цепи разговора жесты и мимику партнеров. В упражнении могут участвовать многие члены группы с цепью анализа и отработки индивидуального стиля пользования средствами мимики и пантомимики.

«Телепат-2». Участники выражают по очереди любое состояние человека, группа должна угадать это состояние. Как только состояние угадано, задается вопрос: «А почему именно так? Что говорит о том, что это именно такое состояние?»

«Три роли». Участники играют три роли: «слепого», «немой», «глухой». Ведущий просит участников передать небольшую фразу по цепочке: «немой» – «слепой» – «глухой». Это может быть фраза типа «Картина «Грачи прилетели» выставлена в Третьяковской галерее».

«Родильный дом». Несколько участников (девушки – «мамы») выходят из комнаты. Тренер задает им информацию от том, сколько и каких детей у них родилось (вес, цвет, поп, на кого похожи т.д.). Остальные участники играют роль «отцов». Их задача – понять, что же пытается сообщить им с 4-го этажа родильного дома через стекло «мама».

Рефлексия блока: Насколько богато наше невербальное самовыражение? Нужно ли знать это? Зачем?

«Пожелание группе». Что бы Вы хотели пожелать группе? Подумайте немного, а теперь по кругу произнесите это группе.

«Болтун». Участнику задается тема (по желанию, либо путем «слепого» выбора карточки), которую он должен развивать без остановки в течение 5 минут. Тема дается не слишком серьезная, например: «Почему рваный ботинок лучше нового», «Почему дом лучше всего строить из стекла».

«Прокуроры и адвокаты». Участники делятся на две группы. Одни играют роль прокуроров, другие – адвокатов. Один из участников садится между двумя этими группами – это «подсудимый». «Адвокаты», выступая, акцентируют внимание на положительных сторонах сидящего, усиливают их, приводят подтверждающие примеры, а «прокуроры» аргументировано доказывают обратное. Комментарий: Время выступления сторон можно регламентировать, давая определенное число временных отрезков.

«Маневры выступления». Участник начинает выступление на тему, названную в карточке, полученной от ведущего. По ходу выступления руководитель дает участнику новые карточки с другими темами. Задача выступающего – без изменения темпа речи переводить разговор на указанную тему.

«Этюд на оправдание». Участники выбирают человека в группе, о котором придумывают и рассказывают короткую, смешную историю. К примеру: «Ты знаешь, я вчера видел тебя на аттракционе, ты там вместо шестеренки крутила ...» История заканчивается вопросом: «Как ты объяснила свое поведение и то, что произошло?». Оправдываясь, нельзя ссылаться на сон, алкоголь, наркотики т.п. Первая фраза оправдания должна звучать так: «Да, это было на самом деле, я так делал потому, что я …».

Рефлексия блока: Часто ли нам приходится что-либо доказывать, убеждать кого-либо? Как мы это делаем? Умеем ли мы выступать, отвечать на неправдивые обвинения? Зачем нам эти знания?

В завершении блока можно дать краткую информацию о том, что есть публичное выступление, о построении высказывания (тезис-аргумент-иллюстрация), правомочных и неправомочных аргументах, защитах от некорректных выпадов в споре и т.д.


Упражнения для окончания смены

«Подарки друг другу». Вариант 1. Характеристика человека с помощью абстрактного слова, характеризующего его черту, главную на взгляд респондента. Вариант 2. Один из участников садится со своим стулом в центр, ос-тальные дарят ему подарки – слова (они могут быть написаны на листочках, то-гда, прежде чем посмотреть их, он угадывает, что ему подарили). После «обнародования» подарков производится анализ чувств получа-теля.

«Чемодан». Мы собираем чемодан в дорогу каждому участнику наших встреч. От каждого участника – одна поведенческая характеристика и один предмет (предмет или его назначение должны быть смешными или необычными).

«Гомеостат». Цель упражнения – выявить скорость достижения групповой сплочен-ности. Все делятся на команды (произвольно). По сигналу ведущего участники команд выбрасывают на пальцах какое-либо число. Договариваться нельзя. Игра продолжается до тех пор, пока все участ-ники одной из команд не покажут на пальцах одинаковое число.

«Захват инициативы в диалоге». Двое участников садятся в центр круга. Один из них начинает диалог с произвольной реплики. Второй должен подхватить разговор, но при этом по-стараться как можно скорее переключить собеседника на свою тему.

«Паромщик». Участник, выбранный ведущим, исполняет роль паромщика на перепра-ве. На противоположном от него берегу стоят 5 участников, которым необхо-димо переправиться через реку. В свою лодку паромщик может взять только одного пассажира. Задача каждого участника – убедить паромщика взять в лод-ку именно его. Комментарий: В этом упражнении важно проанализировать, почему па-ромщик взял именно того участника, а не какого-либо другого, какими спосо-бами убеждения пользовался выигравший участник, на какие потребности па-ромщика он опирался в своих словах.

«Выбор тактики». Группа выбирает активного и гибкого по своим поведенческим характе-ристикам участника. Он – «рабочий», которого надо уговорить поработать в субботник. Остальные – «начальники». Группе сообщается, что уговорить его не удастся. Рабочему предлагается «брать интеллектом», искать «индивидуаль-ный подход», отказывать в просьбе. Без определенной очередности «начальни-ки» пытаются уговорить «рабочего». Комментарий: Можно усложнить ситуацию, сказав, что отработавшие способы и аргументы применять больше нельзя. При анализе тренер вводит по-нятие трансакции и пользуется теорией об эго-составляющих (Родитель – Взрослый – Ребенок).

«Аэропорт». Вводятся две роли – «начальник планово-экономического отдела» и «со-трудница» – его подчиненная. Вводная «начальнику»: «Вы – начальник планово-экономического отде-ла. Сотрудница Т. не сдала к сроку так важные для Вас расчеты. Вам передали, что она звонила и сказала, что из-за болезни она, видимо, долго теперь не поя-вится. Однако когда Вы несколько раз звонили ей домой, к трубке никто не подходил. Вы вынуждены теперь улетать в другой город в срочную команди-ровку без нужных данных. Вы очень переживаете. В аэропорту Вы вдруг види-те Вашу «больную» сотрудницу Т. с вещами, которая ожидает чего-то у очере-ди к пункту регистрации отлетающих. Вводная «сотруднице»: «Вы – сотрудница планово-экономического от-дела. Очень неудачно складываются Ваши дела: в самую пору сдачи важного отчета тяжело заболела Ваша сестра, и, поскольку с ней некому сидеть, Вы взя-ли больничный лист по уходу за ней, и теперь временно живете у нее. Ваш зна-комый улетает в краткосрочную командировку в город, где для Вашей сестры приготовлено редкое лекарство. Вы спешите в аэропорт, чтобы попросить его передать Вашей родне в этот город кое-какие вещи и привезти от них это ле-карство. Вы немного опоздали к рейсу, табло уже не горит. Вы стоите и не знаете, что делать. Вдруг Вас окликает Ваш начальник…» Комментарий: При анализе ситуации ведущий должен актуализировать установку, что мы мыслим и поступаем, исходя не из реальных событий, а из наших представлений о них (и домыслов, если эти представления не полны).

«Воздушный шар». Участникам дается вводная: «Вы – экипаж воздушного шара. Произош-ла катастрофа – в оболочке шара образовалось отверстие. Вы уже выбросили за борт балласт, но шар продолжает падать. У вас остались некоторые вещи, но до земли всего пять километров. Ветер слабый. Насколько обжиты земли под ва-ми, вы не знаете, так как потеряли ориентацию. Решите, что из оставшегося в корзине вы можете и должны выбросить и в какой последовательности. В про-цессе решения участниками задачи об избавления от вещей, ведущий отсчиты-вает оставшиеся до земли километры. Когда все оставшиеся вещи принесены в жертву, ведущим дается новая вводная: до земли 1,5 км, на борту – лишних 80 кг., которые грозят посадить шар в воду (а лодка уже выброшена). Определите возможные пути решения вопроса: можно выкинуть весь оставшийся груз, а можно пожертвовать одним из членов экипажа, чтобы сохранить возможность выжить оставшимся. Как быть?

Предметы таковы: Аптечка с медикаментами – 10 кг. Канат (50 метров) – 20 кг. Консервы – 50 кг. Винтовка и патроны – 25 кг. Ракетница – 5 кг. Конфеты – 20 кг. Палатка на 10 мест – 10 кг. Баллоны с кислородом – 50 кг. Канистры с питьевой водой – 20 л. Радиостанция – 10 кг. Лодка резиновая надувная – 25 кг. Фото и видеоаппаратура – 25 кг. Секстант – 5 кг. Уникальный зверь для зоопарка – 25 кг. Комплект географических карт – 5 кг. Комментарий: Важно отследить различные манипулятивные ходы с це-лью: a) уйти от жесткой постановки задачи; b) уйти от ответственности при выборе жертвы; c) не стать жертвой.

«Необитаемый остров». Вы потерпели катастрофу. У вас почти ничего не осталось. Вы на необи-таемом острове и неизвестно, сколько вы на нем пробудете. Вам необходимо решить следующие вопросы: 1. Власть: какой она у вас будет? Какими мерами она будет поддержи-ваться? 2. Кто какие функции будет выполнять для осуществления жизнедея-тельности на острове? 3. Каков будет кодекс взаимоотношений для эффективного сотрудниче-ства в решении проблем жизнедеятельности на острове? Он должен быть дос-таточно четко определен, лишен абстрактности. 4. Санкции за нарушение правил. 5. Будут ли и какие официальные праздники на вашем острове? Как Вы их будете праздновать? Комментарий: Материалом для анализа будут служить использованные при обсуждении модели социального устройства общества. Для иллюстрации и анализа можно использовать материал о правилах примитивного общения (см. А.Б. Добрович «Воспитателю о психологии и психогигиене общения», М., 1987).

«Выход из контакта». Как выйти из контакта? Порой это сделать очень трудно, особенно, если Вы опаздываете. Участники разбиваются по парам. Вводная: «Вы встретили не очень близкого знакомого, который заводит с Вами разговор, расспрашивает о делах, семье, проявляет назойливость. Вы вступаете в разговор, но взглянув на часы, понимаете, что у Вас нет времени. Вы должны достойно выйти из контакта…» Комментарий: Оценку успеха можно провести в баллах от 1 до 10. Оце-нивает «знакомый».

«Пристройка снизу-сверху-наравне». Участники работают в парах. Задача: обратиться к напарнику с просьбой, демонстрируя различные пристройки. «Пристройка сверху» – более уверенно, ставя себя выше; «При-стройка снизу» – уступая собеседнику, как бы подчиняясь; «Пристройка нарав-не» – с чувством собственного достоинства, но без вызова. Каждый участник должен попробовать работу во всех пристройках.

«Личные проблемы». Участники пишут на бумаге свои личные проблемы в общении. Затем объединяются в микрогруппы по 3–4 человека. Задача – рассказать микрогруп-пе свою проблему и постараться совместно найти способы ее решения. Комментарий: Лучше ограничивать время обсуждения. Выделить, на-пример, по три минуты на обсуждение одной проблемы. Если проблема не сложная, она решается достаточно быстро. Нерешившиеся проблемы (об этом заранее не говорится) проговариваются психологу – ведущему тренинга. Он производит разбор этих проблем и дает свои рекомендации по их решению (ес-ли не требуется серьезная коррекция).

Рефлексия блока: Что мы приобрели? Пригодится ли нам это?