Набор игр в автобусе
Чтобы они не скучали в дороге, подумайте заранее, чем вы их займете. Приготовьте несколько игр. Это могут быть игры-кричалки, игры на знакомство и т.п. Хорошо, если вы умеете играть на гитаре, но даже без гитары можно разучить с детьми две-три простые песни. Расскажите ребятам о лагере, в который они едут, о его законах и традициях, если таковые есть. Если ребята напряжены, неохотно участвуют в играх, не отчаивайтесь. Постарайтесь их расшевелить, развеселить. Если вы сейчас опустите руки, дальше вы уже это не наверстаете. Не надо спрашивать детей: “Вы хотите играть?” Велика вероятность, что в ответ вы услышите: “Нет!” Лучше всего не давать им опомниться. Даже взрослые ребята с удовольствием играют, если умело их “завести”. Вот несколько игр.
- Ребята, сейчас мы с вами будем знакомиться. Все очень просто. Сейчас каждый из вас громко-громко крикнет свое имя. По команде дети кричат, вы комментируете, какие имена вы расслышали. “Кричалки” очень раскрепощают детей.
- Сейчас вы будете изображать радиоэфир. А я буду регулировать громкость. Можно петь, разговаривать, издавать любые звуки, но если я опускаю руку, радио умолкает.
Также хорошо поиграть с детьми в игры, где они должны повторять за вами слова и движения.
Например, спойте на мотив “Сердце красавицы” следующие слова:
- Чайничек с крышечкой,
- Крышечка с шишечкой,
- Шишечка с дырочкой,
- В дырочку пар идет,
- Пар идет в дырочку,
- Дырочка в шишечке,
- Шишечка в крышечке,
- Крышечка в чайничке.
Для слов “чайничек”, “крышечка”, “шишечка”, “дырочка”, “пар идет” нужно придумать жесты. Песню нужно одновременно петь и показывать руками. Затем уберите слово “чайничек”. Не произносите его, только показывайте. Затем не произносите уже 2 слова, потом 3 и т.д. В конце концов вам придется молча показать песню руками.
Есть аналогичная игра “Летит, летит по небу шар, По небу шар летит, Но знаем мы - до неба шар никак не долетит”, которую многие из вас знают с детства.
Главное - играть вожатый должен темпераментно, заразительно, уверенно, чтобы дети не смотрели друг на друга, не чувствовали себя глупо и получали от игры настоящее удовольствие.
В первые дни у ребят возникает множество вопросов. Можно устроить для них пресс-конференцию с вожатыми. Разделите их на группы по 5-7 человек. Пусть каждая группа придумает себе название газеты или журнала, редакцией которого они будут в этой игре. Дальше редакции по очереди задают любые вопросы, а вожатые отвечают. Можно продолжить игру, предложив редакциям сделать выпуск своей газеты Сочинить можно в дороге, а оформить - в лагере. Не забудьте оставить на это время.
Итак, еще игры в автобусе...
"Встреча лагеря".
Когда автобус будет завершать свой маршрут и до лагеря останется «рукой подать», можно организовать «ликование» по случаю прибытия в лагерь. Организуйте группы и раздайте им роли (одни громко кричат, другие хлопают в ладоши, третьи – свистят и т.д.). Проведите инструктаж и репетицию. Придумайте условные слова, после которых ребята приступают к выражению всеобщего ликования. В последнюю минуту пусть наступит затишье. А как только автобус остановится
"За окном".
Вожатый называет любую букву алфавита. Дети по очереди перечисляют предметы на эту букву, которые они видят за окном. Соревнуются два ряда. Вожатый поднятой рукой показывает, чья очередь отвечать. Если через 5 секунд он не получает ответ, то право ответа получает ряд, последним назвавший слово. Можно провести несколько туров игры.
"Песенная перепевка".
Соревнование между командами ребят, сидящих в одной половине автобуса и во второй. Вожатый называет любую букву алфавита, а команды по очереди исполняют песни, начинающиеся с этой буквы. Если в течение 10 секунд команда не сможет спеть песню, то очко получает противоположная команда. Вариант игры: дается тема, на которую команды по очереди вспоминают песни и их поют (темы: любовь, природа, песни, имена и т. д.).
"С одной буквой".
Предлагается выяснить: кто, с кем, куда, на чем и зачем двигается. Для этого вожатый задает эти вопросы, а ребята с ходу на них отвечают. Все ответы должны начинаться на одну букву, о которой договариваются заранее. Вопросы задаются быстро и неожиданно. Не забывайте комментировать полученные ответы.
"Трехлитровая банка".
Выбирается любая буква. Все игроки по очереди начинают перечислять слова (существительные, в единственном числе, именительном падеже, без уменьшительно ласкательных суффиксов) на выбранную букву, но при этом такие, чтобы их можно было «положить» в трехлитровую банку. Например. Выбрали букву «С». В нее могут «вмещаться» такие слова, как «спички», «солома», «сера»… Но нельзя положить «стол», «стук», «сундук». Также нельзя "положить" нарисованные предметы. Сначала игра кажется легкой, но через некоторое время становится все сложнее и сложнее. Игрок, который не находит больше нужных слов - выбывает. Побеждает тот, кто больше назовет слов.
"Угадалки".
Предложить детям угадать ваше имя, а потом и имя вашего отца, из которого они выведут ваше отчество. А потом они могут попытаться угадать вашу любимую песню (назовите популярную и всем знакомую песню, чтобы у вас был шанс услышать ее исполнение по вашей просьбе), ваше любимое блюдо и т.д.
"Что мы взяли с собой".
Можно выяснить, не забыли ли мы взять с собой в лагерь что-то важное. Для этого вы задаете подобные вопросы: «Полотенце взяли?», «Хорошее настроение взяли?», «Глаза взяли?», «Жареного бегемота взяли?», а ребята будут хором на них отвечать. Если окажется, что кто-то прихватил с собой в лагерь желтую подводную лодку или запасные коленки, поинтересуйтесь, каким образом удалось упаковать их в чемодан, где это продается, можно ли посмотреть, померить и есть ли разрешение на провоз этого ценного предмета в автобусе. Только не превращайте свой комментарий из шуточного в язвительно – саркастический.
"Слово в песне"
Ребята в автобусе делятся на несколько "секторов" и им дают задание: Сейчас я вам даю слово, которое должно присутствовать в песне. Итак, слово - (к примеру) - МОРЕ. Датся минута на "обдумывание"...минута закончилась. команда №1 - ребята поют..."Мооооооре, мооооре...мир бездонный..." - ПРИНЯТО.
команда №2 - " А там за морями,где бушуют бураны, жила там девчёнка с именем странным, и часто бывало: она на просторе в мечтах уплывала в синее море...Алые паруса, алые паруса..." - ПРИНЯТО!
команда №3 - Нам нужны моря и океаны, стены и преграды не нужны...(современная песня - знает кто нибудь кроме команды - подходит...) и т.д. выигрывает команда, знающая больше всего песен.
Набор игр
- Игра на знакомство. Все участники по команде кричат свое имя. Кто громче.
- Спички-скороходы. Каждая команда на скорость должна передать спичечный коробок.
- Бумажное знакомство. Каждый участник отматывает кусочек от туалетной бумаги. Потом складывает по определенному стандарту (который задает ведущий). Сколько получилось прямоугольников, столько предложений участник должен сказать о себе.
- Футбол. Одна команда кричит гол, другая мимо. Все это происходит по поднятию руки ведущего. Левая –гол, правая – мимо, обе руки – штанга.
- Внимательный футбол. Сперва разучивается речевка: На поле зеленом колышется флаг, играют команды: динамо, спартак. Все громко произносят речевку. После этого ведущий показывает рукой на команду, и эта команда должна крикнуть ГОЛ. Левая рука для команды, сидящей слева, правая рука – для сидящей справа. Ведущий может сбивать команды, показывая левой рукой на команду, сидящую справа. После «забитого» гола игра продолжается, но речевка говорится все быстрее и быстрее.
- Ухты-Ахты, все мы космонавты. Правила игры см. п. 4
- Чайничек с крышечкой. Чайничек с крышечкой, крышечка с шишочкой , шишечка с дырочкой, из дырочки пар идет. По мере прохождения игры, каждое слово по очереди заменяется на другое. Например, ля-ля-ля, или трам-там-там.
- Песенная перестрелка. Каждая команда по очереди поет песню на заданную ведущим тему. (времена года, цифры, любовь, животные)
- Конкурс на лучшее название отряда. Автобус делится на команды, каждой команде дается задание: придумать название и девиз своей команды. Время ограничено
- Веселый оркестр. Автобус делится на несколько команд, которые уже придумали себе название. Ведущий раздает движения и звуки, которые команда по сигналу ведущего должна выполнить. В конце ведущий называет все команды.
За окном
Вожатый называет любую букву алфавита, дети по очереди перечисляют предметы на эту букву, которые они видят окном. Соревнуются два ряда. Вожатый поднятой рукой показывает, чья очередь отвечать. Если через 5 секунд он не получает ответ, то очко получает ряд, последним назвавший слово. Можно провести несколько туров игры.
Что я видел
Эта игра на внимание. В ней ребята должны сосчитать количество нелогических суждений в стихотворении, которое прочтёт вожатый:
- Я видел озеро в огне,
- Собаку в брюках на коне,
- На доме шляпу вместо крыши,
- Котов, которых ловят мыши.
- Я видел утку и лису,
- Что плугом пашут луг в лесу,
- Как медвежонок туфли мерил,
- И как дурак всему поверил.
(С.Я. Маршак)
Или:
- Из-за леса, из-за гор
- Ехал дедушка Егор.
- Он на пегой на телеге,
- На дубовой лошади,
- Подпоясан он дубиной,
- Приопёршись на кушак,
- Сапоги на растормашку,
- На босу ногу пиджак.
Или:
- Ехала деревня мимо мужика,
- А из-под собаки лают ворота,
- Кнут схватила лошадь,
- Хлещет мужика,
- Чёрная корова
- Ведёт девку за рога.
(К.С. Станиславский)
Слова на букву
Вы с отрядом отправляетесь в поездку. Ваш путь лежит в лагерь или на экскурсию, вы едете в автобусе или на электропоезде. Чтобы поездка стала незабываемой, можно подобрать несколько дорожных затей. Конечно, если это не первый день жизни ребят в лагере, то в дороге они сами могут предлагать и организовывать полюбившиеся им игры или дружно распевать любимые песни. Но вот когда ребята только едут в лагерь, когда они заскучали, вот тут за дело берется вожатый. За окном. Вожатый называет любую букву алфавита, дети по очереди перечисляют предметы на эту букву, которые они видят окном. Соревнуются два ряда. Вожатый поднятой рукой показывает, чья очередь отвечать. Если через 5 секунд он не получает ответ, то очко получает ряд, последним назвавший слово. Можно провести несколько туров игры.
Музыкальный пинг-понг.
Салон автобуса разбивается на две команды. «Объявляется конкурс на лучший музыкальную команду. Для этого нам нужно знать много песен. Какая команда споёт их больше всего, та и будет победителем! Но главное, чтобы в песне были слова о море, моряках, морских кораблях». Эта игра очень вариативна и её условия зависят от вашего воображения. Это могут быть песни о городах, могут быть песни, в которых встречаются цифры: «миллион, миллион, миллион алых роз»; «…девчонка из квартиры 45»; «…раз словечко, два словечко….» Более сложным вариантом этой игры будет игра «Вопрос-ответ», где команда по очереди берёт вопрос из одной песни, а ответ — из другой. «Что стоишь, качаясь?..» «…Качает, качает волна морская». Можно, чтобы одна команда в песенной форме задавала вопрос, а вторая опять же из текста песен выбирает ответ.
Песенная перестрелка
Группа делится на 2 команды по принципу: "вон те чуваки в начале" и "вот эти в конце автобуса". Определив состав команд, начинаете стреляться. Первая группа задает вопрос, фразу из песни, а вторая отвечает, тоже фразой, но из другой песни. Потом вопрос задают отвечавшие.
Например: 1) Куда уходит детство?" 2) Маленькая страна... Маленькая страна... 2) Кому? зачем? 1) дай мне пять минут. Я узнаю...
И так до бесконечности. В конце побеждает дружба, правда голосовые связки проиграют. :)
Что мы взяли с собой
Можно выяснить, не забыли ли мы взять с собой в лагерь что-товажное. Для этого вы задаете подобные вопросы: «Полотенце взяли?», «Хорошеенастроение взяли?», «Глаза взяли?», «Жареного бегемота взяли?», а ребята будутхором на них отвечать. Если окажется, что кто-то прихватил с собой в лагерьжелтую подводную лодку или запасные коленки, поинтересуйтесь, каким образомудалось упаковать их в чемодан, где это продается, можно ли посмотреть,померить и есть ли разрешение на провоз этого ценного предмета в автобусе.Только не превращайте свой комментарий из шуточного в язвительно –саркастический.
Передай фрукт
Разделите два ряда на две команды. Пустите поодному ряду апельсин, а по второму яблоко, какая команда быстрее вернёт фрукт,та и получает одно очко.
Дальше можно пустить более крупный предмет, можно пустить из одного ряда вдругой, через последнее сидение, только защитать очко тем кто первый передастчужой предмет. Интересно передавать маленькую спичку или горошинку, илипередавать только левой рукой.
Так же можно передовать от одного человека, ко второму, по такому принципу:первый передаёт соседу, тот во второй ряд, далее во втором ряду ребёнокпередаёт соседу и так далее. Ещё вариант, вожатый идёт по салону от начала до конца, смысл в том что предметдолжен быть уже в конце, когда вожатый туда придёт. Вы можете идти медленно илинаоборот бежать и за счёт этого ставить свои условия.
Погружение
Ведущий загадывает предмет, животное, явление иличеловека. Остальные должны отгадать, что он загадал. Они задают вопросы, онотвечает "да", "нет" от имени того, что он загадал. Еслизагаданное этого знать не может, он отвечает "не знаю". Например:"Ты живое?" - "Нет" "Ты предмет?" -"Да" "В автобусе ты есть?" - "Да" "Тыбольшое?" - "Да" "На тебе можно сидеть?" -"Да" "Ты кресло?" - "Да" И т.д.
Собираемся в путешествие
«Давайте представим, что нам предстоит далёкое ипродолжительное путешествие. Что взять с собой? Вопрос, который встаёт передкаждым путешественником. Назовите, не перебивая друг друга, необходимые впутешествии вещи» Побеждает тот, кто назовёт последним одну из самыхнеобходимых вещей в путешествии. Замечания: Надо заметить, что эта игра можетзатянуться на неопределённо долгое время. И всё из-за того, что ребята «брали впутешествие» вовсе не самые необходимые вещи: электроплиты, любимых собак,велосипеды, телевизоры, даже бабушек и т.д.
Ухо – нос
А теперь давайте возьмемся правой рукой за нос, а левой за правое ухо,попробуйте быстро хлопнуть в ладоши, а затем взяться левой рукой за нос, аправой за левое ухо. Попробуйте проделать это несколько раз подряд.
Эстафеты
Эстафета в автобусе - такое действительно бывает. Можно на скорость по рядампередавать спичечный коробок. А можно пустить по каждому ряду картонку скарандашом, и каждый участник должен написать на картонке, пущенной по егоряду, слово из четырёх-пяти букв. При подсчёте учитывается количество букв ивремя. Картонку и карандаш можно использовать для игры в знакомство. Для этого ребятадолжны на картонках писать свои имена. Вожатый после окончания игры объявляетстатистические данные: сколько у нас Свет, Игорей, Лен, Саш и т.д.
Я
Поиграйте в "Я" по кругу говорите Я - Я -Я и так до конца, задача незасмеяться, что на самом деле очень тяжело, тому кто засмеялся к я добавляетсяеще какое-нибудь слово, например, Я - Я - Я сосиска -Я - Я и так далее, и такдалее по одному слову после каждого смешка. в конце может получиться оченьсмешно например я сосиска с сыром не доваренная.