Методы проведения рефлексии в младшем отряде
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление, самообладание, самопознание, самоанализ. Это форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление его собственных действий и их законов.
В социальной психологии рефлексией называется осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.
И, наконец, в педагогике под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.
Развитие ребенка предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование (овладение способами добывания знаний) и саморазвитие (изменение самого себя). И то и другое невозможно без рефлексии. Принцип сознательности и активности - один из принципов развивающего обучения. Ребенок может быть активен, если осознает цель обучения чему либо, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии. Пытаясь систематизировать знания и опыт работы по данному вопросу, введем следующую классификацию видов рефлексии:
- рефлексия настроения и эмоционального состояния;
- рефлексия деятельности.
Данные виды рефлексии могут проводиться как в индивидуальной, так и в коллективной (групповой) формах.
При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности участников.
Подробнее остановимся на каждом виде рефлексии.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Вот некоторые примеры приемов работы, которые можно использовать.
1. Самый простой вариант - показываем подопечным карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.
Ребятам предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению. Детям также можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце дня дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Дети подходят к стенду и вставляют лучики.
2. Интересен, также, и прием с различными цветовыми изображениями.
У подопечных две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце дня. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ребенка в процессе дня или занятия. Не может не вызвать интереса у воспитателя причина изменения настроения в ходе дня. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности. Эффективен прием «Букет настроения». В начале дня детям раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На стенде изображена ваза. В конце дня воспитатель говорит: «Если вам понравилось за день, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».
Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку.
Еще один цветовой прием «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.
Напомните, какому настроению соответствует какой цвет:
- красный - восторженное;
- оранжевый - радостное, теплое;
- желтый - светлое, приятное;
- зеленый – спокойное;
- синий - неудовлетворенное, грустное;
- фиолетовый - тревожное, напряженное;
- черный - упадок, уныние.
Завершая день, воспитатель может использовать и другие приемы рефлексии: «Светофор»,
«Яблоко и стрелы».
3. Если воспитатель хочет закончить день на более высоком эмоциональном уровне, к чему располагает также и содержание мероприятий в течение дня, то можно использовать еще один вариант - эмоционально-художественную рефлексию:
- Подопечным предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Дети выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
- Эмоционально-музыкальная концовка. Подопечные слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Дети выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.
- Если есть время, то можно предложить ребятам выразить свое эмоциональное настроение в виде рисунка, а в конце провести выставку рисунков.
Более старшие ребята (9-10 лет) могут оценить не только настроение, но и своё эмоциональное состояние. И вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?» быстро становятся привычными и не вызывают у ребят удивления. В помощь детям для высказывания предлагаем опорный конспект, который также способствует повторению и расширению лексического запаса.
Отвечая на эти вопросы, подопечные обычно радуют разнообразием чувств и переживаний.
Рефлексия деятельности
Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе дети, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность. Предлагаем некоторые приёмы, используемые нами в практике для реализации данного вида рефлексии.
Рефлексия содержания деятельности.
1. Прием незаконченного предложения.
Мне (не) понравилось ...., так как :
- - ...,
- - ...,
- - ...,
- - ...
2. Прием «Выбор афоризма или пословицы».
Для включения детей в деятельность воспитатель предлагает 2-3 высказывания или пословицы. Затем подопечные выбирают высказывание или пословицу, которое им больше понравилось, и воспроизводят его по памяти. В конце дня вновь возвращаемся к этим афоризмам и пословицам. Ребята выбирают то высказывание или пословицу, которые соответствует теме деятельности в течение дня, обосновывая свой выбор.
3.Рефлексия достижения цели.
Цель мероприятия анонсиркуется вначале и в конце занятия проводится обсуждение её достижения.
4. Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия), который является моментом соединения старого знания с новым – осмысленным, пережитым, выстроенным:
- первая строка – название темы (одно существительное);
- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
- третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
В этом выводе каждый ребенок соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.
Самооценка активности на каждом этапе летней смены.
Можно выделить этапы деятельности. В конце дня предложить подопечных оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.
Лестница успеха.
Виды рефлексии, о которых мы говорили, могут быть как коллективными, так и индивидуальными. Коллективная и индивидуальная рефлексия имеют свои особенности.
Индивидуальная (личностная) рефлексия
Данный вид рефлексии должен служить как бы логическим завершением конкретной деятельности, его осмыслением. Формы проведения самые разнообразные и хорошо известные тесты, мини-сочинения, письмо другу, схема, таблица, а также синквейн о котором уже сказано выше. Остановимся на приёмах, стимулирующих речемыслительную деятельность ребят и наиболее полно способствующих реализации развивающей цели деятельности.
Приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяют подопечным по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления детей.
Решение проблемы в ходе мероприятия можно оформить в виде графического организатора, например «грабли» или «гроздь». Они приемлемы на стадии рефлексии, когда участники ещё раз пересматривают, осмысливают то, что узнали, расширяют сферу своих знаний, выдвигают новые идеи.
- Гроздь
Приём «Графический организатор» имеет определённый смысл и значение: дети продумывают свои значения, устанавливают связи между ними, образуя тем самым систему знаний. Включается эмоциональная сфера, воображение.
Коллективная или групповая рефлексия
Помощь, вместе, совет, один, помогли, все, посоветовал, рассказывал, подружились, друг и т.п.
- Мы учились вырезать…,
- Саша мне помог решить…,
- Многие молчали…,
- Мы вместе рисовали…,
- Мы хотели сделать… .
Итог совместной работы в группе можно выполнить в виде схемы-паутины к мероприятию по сказкам А.С.Пушкина.
Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в жизни, чтобы не чувствовать себя изгоем.
- Самостоятельность. Не наставник отвечает за ребенка, а ребенок, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
- Предприимчивость. Ребенок осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
- Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
Мы с вами хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.
В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим.
Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий вожатый находится в постоянном поиске.
Давайте вернёмся к рефлексивным вопросам и зададим их себе:
- Что я делаю?
- С какой целью?
- Каковы результаты моей деятельности?
- Как я этого достиг?
- Можно ли сделать лучше?
- Что я буду делать дальше?
Пока вожатый задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития и вожатого тоже.