Коллективное планирование работы отряда
Коллективное планирование работы отряда в оздоровительном лагере летом «Принимаются все идеи»
Для многих воспитателей летних оздоровительных
лагерей, особенно новичков, проблема планирования – одна из
самых сложных. Как приступить к ней, что нужно сделать,
прежде чем спланировать смену?
Первое – познакомиться с территорией оздоровительного лагеря и его окрестностями. Встретиться с руководителями кружков, физруком и музыкальным руководителем лагеря и узнать, какую помощь они смогут оказать вам. Доскональное изучение лагеря, его возможностей – первый шаг в успешном планировании смены.
Второе – вместе со своим будущим напарником определить цели и задачи предстоящей смены и подумать, как они могут быть решены, определить оптимальные формы и методы работы. Составить своеобразную модель смены, учитывая важнейшие события в жизни государства и общества (в этом поможет календарь знаменательных и памятных дат); возможности лета для оздоровления детей, укрепления их физического и психического здоровья; традиции и специфику оздоровительного лагеря, особенности контингента детей, их возраст.
Четвертое – нужна информация о ребятах, получить которую можно различными способами. Например, с помощью вопросов: «Чем увлекаешься? Что ждешь от лагеря? Какое поручение имел в школе? Был ли уже в лагере? Что умеешь делать? Что любишь?»
А теперь можно приступить к планированию. Необходимо помнить, что план – это результат совместного творчества взрослых и детей, и что главная цель коллективного планирования – включить каждого ребенка в составление плана работы отряда на смену. Отрядные дела будут по–настоящему интересны только тогда, когда их решают проводить сами дети. Для этого существуют различные приемы, включающие в себя поиск идей, творческую мысль, спор, анализ, выбор предложений, совет друг с другом, поддержку и многое другое.
Прием первый – проект плана и его защиту готовят
микрогруппы отряда. Сбор отряда обсуждает все варианты,
выбирая из них самое полезное, интересное. Обсуждение
открытое. Говорить может любой: отвергать, спорить,
защищать, предлагать что-то новое.
Прием второй – анкета. Например, ребятам могут быть
предложены такие вопросы:
- В каких делах отряда ты хотел бы принять участие?
- За какое дело возьмешься в качестве организатора, ответственного?
- Куда предложишь пойти на экскурсию, в поход?
- Чему хотел бы научиться в лагере?
- На какие вопросы ты хотел бы получить ответы (или какую тему предлагаешь обсудить в отряде?) и т.д.
Прием третий – творческий конкурс между
микрогруппами на лучшее предложение к плану. Возможны
как открытое обсуждение, так и закрытый конкурс, когда
имена авторов засекречиваются девизами и оглашаются
только после рассмотрения и оценки всех предложений.
Прием четвертый – тематические задания по
планированию. Группам ребят, имеющим общий ярко
выраженный интерес, определяются конкретные задания по
планированию, например, выбрать спортивные дела,
спланировать на смену походы, продумать экологическое
направление в работе отряда и т.д.
Прием пятый – публичная защита предложений. Группы
ребят готовят свое нестандартное предложение главного дела
смены и его рекламу.
Прием шестой – час вопросов и ответов. Ребятам
предлагается задать любые вопросы на любые интересующие
их темы. Вопрос может стать темой отрядного сбора, диспута,
вечера, пресс-конференции, встречи с интересными людьми.
Час вопросов и ответов также дает информацию о зрелости, о
направлении интересов коллектива. Полученные вопросы
следует подсчитать и классифицировать. Анализ вопросов
показывает наиболее важные для ребят направления работы.
Прием седьмой – обсуждение проекта плана работы
коллектива. Проект готовит совет отряда или творческая
группа ребят вместе с воспитателем. Обсуждают этот проект
все члены коллектива.
Прием восьмой – ящик-копилка интересных
предложений («банк идей»). Ящик может находиться в отряде
постоянно или определенное время в начале смены.
Прием девятый – разведка полезных дел. «Разведка» -
потому что группе ребят дается задание что-то найти, узнать,
разведать. Ее проводят в лагере и за его пределами. До того,
как ребята отправятся в разведку, воспитателю необходимо
встретиться с руководителями тех объектов, куда придут
ребята, предупредить их о приходе «разведки», попросить
подсказать ребятам, где требуется их помощь. Ведут разведку
специально созданные группы во главе с командиром. Они
получают конкретные задания, оформленные в виде
маршрутных листов или пакетов. Донесения разведки
помещаются в отрядном уголке.
Прием десятый – операция «Поиск идеи» (см.
Приложение). Цель ее: придумать смену, какой никогда еще
не было. Отряд делится на микрогруппы, которые
разрабатывают и представляют свои идеи на всеобщее
обсуждение. Реклама их может проходить в разных формах:
путешествие на машине времени, серия телеграмм, живая
афиша, виртуальная экскурсия и т.п. При обсуждении идей
оценивается оригинальность, смелость, несбытность или
реалистичность самой идеи и то, как она представляется в
рекламе. За основу в план работы отряда можно взять один из
вариантов идей или отобрать из каждой самое интересное и на
этой основе разработать общий план на смену.
Прием одиннадцатый – творческое строительство «Дом,
который построим мы». Выполняется по микрогруппам или
всем отрядом. Ребятам предлагается представить, что это тот
дом, в котором им предстоит жить в течение смены. Каждому
ребенку предлагается на протяжении одной минуты подумать,
какие дела, мероприятия, игры будут полезны для совместной
деятельности и комфортного проживания в доме. На
заготовленных листочках бумаги прямоугольной формы
каждый ребенок записывает свое предложение, из которых
«возводится» дом.
Кроме предложенных могут быть использованы и другие
методы, приемы и формы коллективного планирования:
- «мозговой штурм»
- аукцион идей и предложений (творческих дел)
- вертушка общения
- спецвыпуск газеты «Что делать?», «Твое предложение» (лист ватмана, на котором ребята запишут свои идеи и предложения)
- защита проектов коллективных творческих дел
- создание «банка идей» (карты звездного неба, отрядного созвездия, дерева идей, поезда творческих дел).
Предложенные приемы планирования работы отряда не
являются обязательными. При их выборе необходимо
учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребят,
их склонности и интересы.
Работа по составлению плана завершается на сборе отряда. Отбирая дела в план работы отряда, необходимо предусмотреть разнообразие форм и видов деятельности детского коллектива, их соответствие поставленным целям, равномерность распределения отрядных дел по времени, разумную насыщенность плана, реальность выполнения запланированных мероприятий, согласованность с планом работы оздоровительного лагеря.
План оформляется и помещается в отрядном уголке.
Оформление его может быть различным: в виде домика,
паутинки, солнца, дерева, поезда, ромашки, аквариума,
звездного неба, шаров, салюта, карты, маршрутного листа и
т.п. Наиболее удобная форма рабочего плана – план-сетка.
Лист бумаги расчерчен на столько клеток, сколько дней в
лагерной смене. В них отмечается, в какой день и что будет
проводиться. План-сетка позволяет наглядно увидеть, не
перегружен ли план работы отряда, выполним ли он в
отведенные сроки, не назначено ли несколько дел на одно и то
же время. Структура плана может быть и такой: дата, дела,
ответственные.
Приложение
Операция «Поиск идеи»
Воспитатель предлагает ребятам придумать смену, какой никогда еще не было в лагере. Принимаются не те идеи, которые наверняка можно осуществить, а наоборот – самые невероятные, даже несбыточные. Для разработки идей, отряд делится на микрогруппы по 7-8 человек. На подготовку дается 20 минут. Набор идей в микрогруппах осуществляется на основе «мозгового штурма».
Свои идеи группы рекламируют в разных формах.
Примерные идеи:
Одна группа выдвигает лозунг: «На всю смену в поход!» Лагерь это только база, куда отряд возвращается из двух- трехдневных походов по окрестностям, чтобы пополнить запас продуктов, устроить банный день, согласовать с руководством свои дальнейшие планы. На маршрутах предполагаются спортивные и творческие встречи с другими лагерями, экскурсии в музеи и по памятным местам, встречи с интересными людьми, уход за памятниками, а в лагере будут выступления с творческими отчетами о походах и организация туристских соревнований для младших отрядов.
Вторая группа предлагает отряду прожить смену как всю
историю человечества, передвигаясь через каждые три-пять
дней от эпохи к эпохе.
Третья группа выдвигает идею превратиться всему отряду
в передвижной театр. Подготовить один-два спектакля и
отправиться «в турне» по окрестным лагерям и населенным
пунктам. Опробовать эти спектакли сначала, конечно, в своем
лагере, а затем выступать перед ребятами с творческими
отчетами о своих «гастролях».
Четвертая группа приглашает всех в «международный
лагерь». Микрогруппы создаются по знанию ребятами
иностранных языков. Каждая выбирает себе страну, где их
язык является государственным, и превращается в делегацию
этой страны в международном лагере. Группы будут
разговаривать только на своем иностранном языке, а на общих
делах придется пользоваться услугами переводчиков. Можно
устраивать пресс-конференции с представителями разных
стран, поочередно праздновать день страны, организовать
эстафету национальных игр, провести конкурс рисованных
анимационных фильмов, в которых действующими лицами
будут герои сказок и мультфильмов разных стран.
После того, как группы представят свои идеи, нужно
решить: взять за основу один из предложенных вариантов или
отобрать из каждой самое интересное и на этой основе
разработать общий план на смену. В него могут войти и серия
походов, и постановка спектаклей, и историческая игра, и свой
«международный лагерь», но только уже что-то будет длиться
неделю, что-то один-два дня, а что-то займет лишь несколько
часов. Группам дается задача – за 15 минут сделать
содержательную разработку выбранного варианта, чтобы туда
вошли и труд, и спорт, и творчество, и забота о младших, и
были учтены интересы всего отряда и каждого ребенка.
Второй этап разработки идеи заканчивается также общим
обсуждением.
В ходе операции «Поиск идеи» воспитатели находятся не в
позиции стороннего наблюдателя, чего-то ожидающего от
детей, а в позиции творческого сотрудничества – на равных с
ребятами они решают творческую задачу, ответа на которую у
них заранее нет.
Аукцион как форма коллективного планирования жизнедеятельности детского коллектива в лагере
В разработке программ и планов деятельности детских коллективов в практике работы широкое распространение получили деловые и организационно-деятельностные игры. Одной из таких игр является «Аукцион форм работы».
Аукцион – публичная продажа, при которой вещь приобретается тем, кто даст за нее наибольшую сумму; торги.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ
Назначение игры: составить проект плана работы детского коллектива на смену; развивать творческое воображение, коммуникативные способности и социальную активность ребят.
Участники: отряд среднего (старшего) возраста.
Реквизит: молоток, фломастеры, бумага, музыкальное оформление; оборудование для работы пресс-центра.
Ведет игру ведущий – распорядитель аукциона, один из воспитателей отряда.
В игре обычно участвует несколько групп, которые формируются в отделе по желанию или с помощью специально подготовленных атрибутов: разрезанных открыток, геометрических фигур, разноцветных лепестков и т.п. В каждой микрогруппе 7-8 человек, которые во время игры выполняют определенные роли:
- лидер (представляет микрогруппу и ее коллективное мнение);
- аналитик (отмечает положительные качества наработок других групп);
- критик (дает критическую оценку);
- пресс-секретари (записывают предложения и идеи своей группы: один экземпляр передается экспертной группе игры, второй – остается для работы в микрогруппе);
- эксперт (входит в экспертную группу игры);
- оформитель (входит в состав пресс-центра игры);
- игровик (проводит игру или творческий конкурс для всех участников с целью психологической разгрузки).
Для оценки деятельности команд создается экспертная
группа из представителей каждой творческой микрогруппы.
Возглавляет ее второй воспитатель отряда. На протяжении
игры эксперты анализируют деятельность микрогрупп, дают
оценку выставленным на аукцион формам работы.
Для наглядно-информационного обеспечения хода аукциона выбирается пресс-центр. Хорошо, если его возглавит воспитатель, владеющий навыками оформительской работы. Пресс-центр фиксирует предложения участников игры и вывешивает их на всеобщее обозрение. Оформить материалы можно по-разному. Желательно, чтобы это были отдельные элементы, т.к. такой подход позволяет работать над полученной от групп информацией одновременно всем членам пресс-центра. Например, в виде дерева с листьями, паровоза с вагонами, солнышка с лучами и т.п. Наиболее интересные и нестандартные идеи и предложения помещаются в «Банк идей», который можно оформить в виде домика.
ХОД ИГРЫ
Начинается игра со знакомства участников с ее назначением, порядком проведения аукциона, правилами «купли-продажи». Они вырабатываются либо организаторами игры, либо сообща всеми участниками. Например, в конфликтных ситуациях решающее слово остается за ведущим игры, спорные вопросы разрешает экспертная группа и т.д. Затем идет формирование творческих групп и распределение в них ролей (5 мин.). Каждая микрогруппа придумывает себе название и девиз. Представляется экспертная группа и пресс- центр, обозначаются их задачи.
На первый лот предлагается задание «Азбука форм работы от А до Я» (10 мин.). Перед выполнением задания ведущему необходимо выявить знания ребят или объяснить им, что такое форма работы и какие они бывают. Каждая группа по очереди (или жеребьевке) предлагает свой вариант азбуки форм. Аналитики и критики микрогрупп высказывают мнение о представленных вариантах, задают вопросы по поводу той или иной формы работы. Качественный и количественный итог представленных азбук определяет группа экспертов и отражает его на специальном табло или фиксирует в таблице.
Во время работы творческих групп может быть использовано музыкальное оформление.
Далее выбираются темы аукциона: они могут быть предложены группой экспертов или самими игроками. Например, дела: «для себя», «для своего отряда», «для своего лагеря», «для окружающих людей» или темы: «Отдых», «Спорт», «Природа», «Здоровье», «Интеллект» и т.д. На протяжении 10 минут каждая группа работает над своим направлением. Второй лот – 10 мероприятий, дел, игр, наиболее значимых и разносторонних. Другие группы начинают выкупать предложенные дела, внося по очереди свои предложения и дополнения. В процессе их внесения ведущий смотрит, чтобы не было повторений, спрашивает: «Кто больше» и по окончании продажи стучит молоточком.
Группа экспертов отслеживает процесс «купли-продажи» и учитывает наиболее весомые и нестандартные предложения, выявляет индивидуальных «покупателей». Предложения микрогрупп оформляются пресс-центром и помещаются на специальном стенде.
Если накал игры не спадает после второго лота, ребята не устали и у них есть желание дальше продолжать аукцион, ведущий может предложить третий лот – разработка одного из мероприятий из серии предложенных микрогруппами по своим направлениям и отобранного экспертами. На протяжении 10 минут творческие группы разрабатывают проспект проведения дела. Разработанные формы деятельности выставляются по очереди группами на аукцион, стремясь подороже их продать (реклама дела, его оформление, представление в творческой форме и т.п.).
Дело могут выкупить другие группы, если дополнят что-то важное, значимое, используют интересный подход или предложат свой вариант проведения. Ударом молоточка ведущий объявляет о том, что данное предложение принято и мероприятие может стать собственностью микрогруппы, внесшей предложение. Выставленное на аукцион дело считается проданным, если после третьего удара молоточка больше не поступит предложений или они будут повторяться.
Пока эксперты определяют группу-победительницу, которой посчастливилось выкупить больше мероприятий, а также – наиболее активных участников игры, внесших интересные, ценные предложения и идеи, игровики микрогрупп могут организовать и провести творческие конкурсы, игры. Группа экспертов и пресс-центр подводят итоги аукциона, награждают победителей (это могут быть специально подготовленные призы или самодельные сувениры, медали, вымпелы, значки).
Примечание:
- В зависимости от особенностей и возможностей детского коллектива (отряда), из предложенной игры можно взять отдельные части или упростить ее. Например, не распределять роли в микрогруппах, использовать в аукционе только один лот.
- Предложенной формой деловой игры можно воспользоваться при подготовке и проведении конкретного дела в отряде, лагере.
- На основании данной методики можно разработать свои варианты проведения аукциона. Например, такой. В качестве «товара» на аукционе выступают дела, которые предложили ребята во время коллективного планирования (по итогам анкетирования, разведки полезных и интересных дел, часа вопросов и ответов и т.д.). Рисуются условные «деньги» (по названию лагеря или отряда). Каждому ребенку выдается по 100 единиц таких «денег». Задача ведущего – продать с аукциона будущие отрядные дела.