Как провести беседу
Беседа дает возможность контактов с подопечными детьми, информацию. Значимость беседы определяется непродолжительностью.
Структура беседы: 1) задачи; 2) построение; 3) время; 4) ход; 5) завершение.
Практические советы
- Поставить цель. Что я хочу добиться в ходе беседы.
- Решается в зависимости от цели, необходимо записывать план беседы: с чего начну, как будет идти беседа, чем завершу. Необходимо планировать несколько вариантов беседы.
- Если времени не хватает, разбить беседу на несколько этапов – особенно, если надо убедить ребят в чем-либо.
- Ход беседы:
- необходимо установить климат доверия (поговорить о вещах, на которые есть общие мнения);
- правильно реагировать на замечания, которые высказывает собеседник;
- отвечать надо нейтрально: «надо подумать», «продолжай»;
- выяснить, понимает ли собеседник, о чем идет речь (в запасе иметь ключевые вопросы, которые помогут понять разбирается ли он в сути проблемы);
- определить, что в словах собеседника – факт, а что оценка, мнение человека. Фиксировать события, факты;
- избегать задавать наводящие вопросы;
- поощрять собеседника к тому, чтобы он точнее высказал свою точку зрения: «С чего бы ты начал, если бы тебе поручили…?», «Что тебе мешает сделать так, как ты только что рассказал?»;
- на беседах-взысканиях обязательно отметить, что помешало выполнить задание, что мог сделать, а не сделал, объявить взыскание;
- уметь правильно слушать собеседника – повторять его ключевые мысли;
- если выявилась новая тема, отложите ее на другое время.
- Четко изложите результаты беседы. Если приняли решение, сообщите его и оцените беседу.
- Не затягивайте беседу больше, чем наметили.
Во время беседы обязательно делайте записи (покажите их собеседнику). Лидер обязан делать анализ беседы:
- как я провел беседу;
- четко ли я ставил вопросы;
- как вел себя собеседник и т.д.
Условно весь путь можно поделить на три этапа:
- Подготовка беседы
- Сама беседа
- Анализ получившейся беседы
Итак, подготовка беседы. Для начала надо определиться с темой, то есть надо решить, о чем будем рассказывать, лучше всего, если тема нам интересна. Хотя иногда тему могут просто дать.
Теперь, когда мы знаем, о чем будем говорить, надо придумать название. Оно должно быть четким кратким, полностью отражать суть беседы и, по возможности, заинтересовывать слушателей.
Дальше определяемся, с какой целью мы беседуем – чего хотим добиться: просто поделиться информацией или мы хотим взволновать всех своим рассказом. В зависимости от этого мы и подбираем слова. Например, если хотим взволновать, то вставляем в текст вопросы и факты, которые заставят ребят задуматься и привлекут на нашу сторону.
Еще нам важно знать, кто нас будет слушать. Знакома им эта тема или нет. В зависимости от этого мы и строим текст беседы. Если ребятня с темой не знакома, то стоит раскрывать какие-либо важные основные понятия. Тогда как если ребятам тема известна, то знакомство с понятиями можно опустить.
Теперь мы все придумали и переходим к следующему этапу сама беседа. Ну, вот мы оказались перед своими питомцами. Теперь самое важное установить контакт со слушателями. Поэтому нужно пропустить через себя тему своего рассказа, тогда и слушатели живо откликнуться, слушая новую информацию. А если самому вожатому не интересно, то и остальным скучно. Что же надо делать:
- • Поддерживаем контакт глазами – нужно обводить зрителей взглядом.
- • Стараться вовлечь ребят в диалог, то есть задавать вопросы. Этим мы вовлекаем в нашу беседу остальных.
- • Информация должна быть интересной и новой.
- • Есть еще волшебный прием – юмор. Но шутки должны быть уместными.
Как же узнать удалось ли нам установить контакт с ребятней? Все очень просто если дети заинтересованно смотрят, если нет постороннего шума, если откликаются на вопросы, то у нас все получилось!
Ну и непосредственно при беседе с ребятами:
- Не стоит строжиться или стараться казаться добрым. Будьте собой.
- Когда рассказываете, то не торопитесь, но и не медлите. В первом случае Вас не поймут, а во втором аудитория благополучно уснет.
- Лучше если Вы будете при беседе задавать наводящие вопросы, да и просто спрашивайте ребят по теме разговора, возможно, кто-то уже может поделиться информацией.
- Старайтесь приводить примеры, иллюстрируйте материал реальными случаями. Это поможет лучшему пониманию, однако все хорошо в меру!
Еще один важный аспект в беседе это наши: поза, мимика и жесты. Речь на 25% воспринимается зрительным путем, потому очень важно как мы выглядим.
Начнем с позы: мы должны выглядеть уверенно и легко. Неподвижный вожатый утомляет ребят. Поэтому позу надо периодически менять. Нет бегать от стены к стене не надо – это слишком, а вот переступить(перевалиться) с ноги на ногу - вполне. И нам легче, и зрителю не тяжело смотреть.
Дальше мимика и жесты: помним, что наше отношение к к тому что мы говорим у нас «на лице написано». И поэтому наше выражение лица должно соответствовать тому, что мы рассказываем: мы должны быть оживленными, взволнованными, где-то задумчивыми или радостными. В этом нам так же помогают жесты. Их тоже лучше заранее отрепетировать. Перегруженность лишними жестами плохо воспринимается детьми. Жесты должны усиливать отдельные моменты текста, нести определенные эмоции.
Важным элементом для отличного взаимодействия является расположение детей.
Круг - это правильная организация рабочего места. Почему лучше всего, чтобы они садились именно в круг?
- Садясь друг напротив друга (линиями) можно вызвать агрессию.
- Садясь через любое препятствие (парта, стол) – неполное взаимопонимание.
- Если в группе не все друг друга видят – в процессе не все задействованы.
Выбор места в кругу дает небольшую характеристику человека (это необходимо для себя отметить, так как поможет работать с детьми):
- кто садится ближе к вам – открытые, готовы работать;
- кто сидит напротив – лидер, будет тянуть на себя одеяло, поможет организовать детей, что-то придумывать;
- тех, кто садятся группами, сразу не разделять, однако следить, чтобы не отделялись своей компанией;
- те, кто сидят отдельно, обычно замкнуты, надо втягивать их в процесс, обязательно дать задание, указав на его важность.
Стоит отметить, что не во всех случаях круг поможет вам во взаимодействии с детьми, но чаще всего его польза велика.
Ну, вот мы уже выступили и рассказали свой рассказ. На этом наша работа не заканчивается. Осталось проанализировать беседу. Надо подумать, что у нас получилось, а что нет. Можно даже спросить мнение со стороны. Тогда у нас будет возможность работать над собой и самосовершенствоваться.