Как организовать и провести игру

Материал из Летний лагеря
Перейти к: навигация, поиск
09-902m.jpg

Как проводить игры круто? Основное «оружие» каждого вожатого — игры. Уважающий себя и опытный вожатый знает их огромное количество на все случаи жизни, для всех возрастов и всех настроений. Но речь у нас пойдёт не о самих играх, а о том, как их хорошо, интересно и каждый раз свежо проводить. Теперь по шагам, что нужно сделать, чтобы игра прошла круто. Не пугайся, шагов будет много, но на практике они пролетают буквально за минуту!

1. Выбор игры.

Я могу знать десятки, сотни и тысячи игр. Они могут быть бесконечно крутыми и идеальными. НО! Всё это ничего не стоит, если мне самому не нравится игра, которую я хочу провести. А вот если ты всей душой любишь какую-то игру, то и пройдёт она гораздо круче, ведь ты сам покайфуешь от её проведения! Поэтому у меня всегда есть шорт-лист из ~10 игр, которые я очень люблю и в любой момент смогу провести так, чтобы всем было классно. Советую и тебе!

2. Сбор детей.

Куда же ты без главных виновников торжества! Перед тем, как вообще что-то говорить, проверь, все ли дети перед тобой — иначе весь смысл игры теряется.

3. Привлечение внимания.

Этот шаг иногда объединяется с предыдущим, ведь если ты зовёшь всех детей к себе, они и рядом с тобой, и слушают тебя (в идеальном случае, хе-хе). В любом случае не забывай, что нужно добиться того, чтобы все тебя слышали — любым громким звуком (даже хлопком), какой-нибудь шуткой или даже забавным трюком!

4. Объяснение правил игры.

Один из ключевых моментов! Здесь есть много тонкостей, слушай внимательно. Во-первых, это не должно быть вяло, скучно и затянуто. Рассказывай бодро, вставляй шуточки по возможности, старайся быть лаконичным! При этом объясни всё предельно точно, не упуская деталей. Во-вторых, приведи пример! Можешь использовать своего напарника, можешь сам изловчиться, а можешь и взять какого-нибудь особо смышлёного или близкого ребёнка — так все увидят, что же им предстоит делать самим. Ну и в-третьих обязательно проверь, что все всё поняли! Не просто вопросом в пустоту, а обратись к конкретным людям, пусть кратко повторят суть игры, если ты не уверен в их понимании. И вот только теперь!..

5. ИГРАЕМ!!!

Наконец-то переходим к самому интересному шагу! Но и тут не теряй бдительности, ведь игра может наскучить всем или кому-то одному, кто-то может травмироваться, может начаться ссора… Поэтому, как говорится, одним глазом туда, другим сюда. Контролируй процесс целиком и полностью, подогревай интерес/азарт, помогай тем, кто не справляется. Ах да, твой напарник! Он обязательно должен играть :) Если только он не помогает каким-то другим образом, хе-хе.

6. Завершение.

Крайне важно заметить тот момент, когда игру стоит прекратить. Изжила себя, всем стало скучно, пора идти куда-то или просто подошла к концу. Остаётся последний штрих — поставить точку в этой игре, чтобы двигаться дальше. Ну, как думаете, как? Да, конечно, аплодисментами самим себе! После этого ребята поймут, что дальше будет что-то новое.

7. Обсуждение.

Желательно, после каждой игры или серии игр проводить рефлексию. Обратная связь поможет узнать что нравится детям, а что нет, выяснить какой настрой у отряда, чего не хватает и что добавить. Итак, вот мы и посмотрели на основные этапы проведения любой игры! Что-то может добавляться или изменяться, но основной скелет почти всегда остаётся именно таким.


Как правильно проводить игры?

Все мы знаем, что игры являются неотъемлемой частью жизни отряда, они поднимают детям настроение и заряжают на длительное время! Что же важно помнить при проведении игр?

  • Наш настрой. Игра нравится самому вожатому и проводит он её с удовольствием
  • Планирование места проведения
  • Ввод, любая игра становится удивительной историей в руках вожатого, она обязательно имеет начало
  • Эмоциональный пик, его нельзя упустить, чтобы детям не надоело
  • Вывод, все истории имеют своё завершение, счастливое, конечно же!

И мы не забываем, что на море с детьми тоже можно и нужно играть! Отличных вам игр, друзья


В этой шпаргалке вы найдете последовательность подготовки к игре и некоторые советы при ее проведении.

Прежде всего, необходимо решить:

  1. По какому принципу будет проходить игра (личный зачет, командный, по кругу, когда играющие переходят от одной игровой станции к другой, по легендам, загадкам, шифровкам…)
  2. Объединяющая идея (для игроков – цель) – «жизни», жетоны, очки, олимпийская система, контрольное время и т.д.

«Жизни» лучше использовать в командных игах, это не только позволяет лидеру увидеть сплоченность группы, но и ребят заставляет лидеру увидеть сплоченность группы, но и ребят заставляет взглянуть и почувствовать себя по-другому. Не каждый сам за себя, а «Один за всех и все за одного». Как правило, после командных игр ребята либо разбегаются, любо становятся дружнее.

Если используются жетоны, тогда есть несколько вариантов:

  • Собрать определенный комплект цветов
  • Собрать определенное количество жетонов
  • Смешанный тип двух первых вариантов

«Жизни» и очки по ходу игры можно отмечать на табло. В этом случае команды (участник) будут знать свою ступеньку к победе и ступеньку соперника. Но для постоянного подогрева азарта нужно, чтобы ребята, сыграв в игру, пришли на центральный пятачок, где находится табло, отметились (посмотрели результаты соперников) и пошли на следующую игру.

Контрольное время – дается время, за которое ребята должны пройти весь комплекс игр или выполнить задание. Желательно, чтобы были маршрутные листы, иначе может появиться проблема в судействе.

Этап Очки Отсечки времени Подпись судьи

После выбора принципа и объединяющей идеи вашей программы вы должны выбрать тему (если она еще не определена).

Игры могут быть познавательные, интеллектуальные, на проверку практических навыков, развлекательные. Развивающие, возрастные, музыкальные, игрушки-шутки, подвижные, спортивные и др.

Если вы берете узкую тему, то проследите, чтобы ваша команда при подборе игр вместо познавательной не выбрала развлекательную.

Может быть смешанный тип, когда игры идут по кругу и независимы друг от друга, но объединены одной идеей.

Если вы взяли принцип круга, тогда вам надо будет отработать по времени (например, 10 минут все играют, 2 минуты переход на следующую станцию, вновь 10 минут игры и т.д.). Во всех остальных системах игры может быть ограничено только общее время.

После того, как вы для себя определили примерный план, следует позаботиться о стартовой информации. Независимо от того, где будут проходить игры, вам необходимо знать: где? Когда? Во сколько? Сколько будет человек? Возраст? Электричество? Помещение? После такого подготовительного этапа вам понадобится команда судей, которая будет подбирать и проводить игры (можете оставить себе роль главного судьи).


Итак, команда судей есть, игры отобраны. Наступает не менее важный момент – этап подготовки.

  1. Оформление. У вас должна быть отдельная команда, которая будет заниматься оформлением всего комплекса или его центральной части. Свои игры судьи вполне способны оформить сами.
  2. Реквизит. Желательно, чтобы каждый судья составил для себя список реквизита, который ему понадобится, и заранее собрал его в отведенном вами месте, проверив по списку.
  3. Музыка. Музыкальный фон обязателен при проведении игр (если есть возможность). Музыка, как правило, создает настроение и задает темы играющим. Она так же, как и оформление, создает нужную атмосферу, настроение праздника.
  4. Призы. Почти все и всегда играют ради игры, но, если будут маленькие призы, дипломы, ребятам будет интересней и приятней. Призы можно вручать и независимо от вашего принципа игры.
  5. Закон Кнопки. Выберите свободный моментик в своей подготовке, продумайте, что будет, если вам что-то помешает. Может быть вам потребуется еще и запасной вариант. Составьте список помех и сразу определите, как можно их избежать.
  6. Репетиция. Будет намного полезнее, если во время игры вы проиграете всей командой. Сразу станут видны все ваши слабые места. Устройте генеральную репетицию, желательно. В условиях, близких к действительности.
  7. Сценарий. Желательно, чтобы первое время ваши судьи писали себе небольшой сценарик: как они встретят ребят? Что скажут? Как попрощаются? Где будут стоять? Во что одеты и т.д.
  8. Как рассказывать правила
    • Голос должен быть уверенным и громким, чтобы услышали все.
    • Вы должны быть сами увлечены своей игрой, тогда вам легко будет увлечь других.
    • Слова надо произносить четко, выговаривая каждый звук. Можно потренироваться дома с родителями, друзьями.
    • Правила должны быть понятны каждому, иначе игра не получится. Лучше объяснять дважды.
  9. Судейство.
    • Прежде чем играть. Прочитайте внимательно правила игры.
    • Проигрывая, ребята становятся сверхизобретательными, поэтому продумайте все варианты и ситуации, которые могут возникнуть при судействе.
    • Чем меньше правил, тем лучше.
    • Судья всегда прав.


Если вы учтете два последних закона, то проблем будет меньше. Было бы неплохо, если у судей будет отличительный знак (форма, галстук, повязка, значок).

  • Вы должны быть дружелюбны и вежливы со всеми без исключения. Если вы видите, что кому-то игра не нравится, и этот человек мешает остальным, тактично удалите его.
  • Никогда не спорьте с играющими. Вы должны выслушать обиженных и, если они правы, изменить свое решение, но только после того, как вы обдумаете ситуацию. К тому же, если вы будете спорить, ваш авторитет судьи упадет, и вас никто не будет слушать и играть у вас.


Организатор игры

  • Планирует игру и готовит резерв
  • Планирует игры не слишком трудные и не слишком легкие
  • Доходчиво объясняет правила игры
  • Играет наравне с другими
  • Никогда не играет, чтобы быть судьей, или не занимать место играющего
  • Старается избежать пауз, сменяя одну игру другой
  • Не заставляет насильно играть в игру
  • Не позволяет посторонним мешать игре
  • Часто роль судьи в игре берет на себя
  • Может роль судьи в игре поручать кому-то из детей
  • Должен все видеть и замечать
  • При делении на команды, равномерно распределяет силы
  • Меняет игру, если она не заинтересовала игроков


Классификация игр...