Игры тренинговые (набор 38)

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
062km.jpg
086km.jpg

«Покажи настроение»

Цель игры: Познакомить детей с эмоциональными состояниями человека, научить их распознавать эти состояния. Процедура проведения: Игра проводится в круге. Лучше всего проводить эту игру в подгруппах с количеством участников не более 10 человек, чтобы каждый участник мог выполнить задание и у участников игры не пропадал интерес. Перед игрой проводится небольшая разминка, чтобы вспомнить какие бывают у человека эмоциональные состояния. Ведущий кидает мяч и называет какое-либо состояние. Тот, кто поймал мяч, должен назвать следующее состояние и т.д. После завершения разминки ведущий может еще раз перечислить основные эмоциональные состояния человека и перейти к основному упражнению. Каждому участнику раздаются карточки с заданием. На карточках написано несколько стихотворных строчек и указано настроение, которое надо показать, читая эти строчки. Например, прочитайте с гневом следующий текст: «Мороз и солнце, день чудесный, еще ты дремлешь друг прелестный?». Инструкция: Представьте, что вы все артисты. Сейчас я каждому из вас раздам карточки с заданием. Вы эту карточку никому не показывайте. Каждый из вас в соответствии с заданием должен будет прочитать несколько строчек и при этом показать какое-либо состояние человека. Один участник выполняет задание, а остальные стараются угадать, какое состояние человека он показывал. Ведущий раздает карточки с заданием, предлагает каждому ознакомиться со своей карточкой, спрашивает, есть ли у кого-нибудь вопросы. Дает 2- 3 минутки на подготовку, а затем предлагает начать. Участники показывают свое задание по очереди (например, слева направо). Для заданий лучше всего использовать такие состояния, которые достаточно легко показать, иначе ребенок может отказаться от выполнения задания, или никто не узнает, что он показывал.

Варианты заданий: • Прочитайте с радостью • Прочитайте со злостью • Прочитайте с отвращением • Прочитайте с пренебрежением • Прочитайте с удивлением • Прочитайте со стыдом • Прочитайте с восторгом • Прочитайте с нежностью • Прочитайте со страхом • Прочитайте с гневом

Лучше всего для заданий брать достаточно известные стихотворные строчки. В нескольких карточках могут быть одинаковые тексты, но не во всех.


«Зеркало»

Цель игры: Развитие эмпатии, развитие наблюдательности, развитие способности владеть своими мимическими реакциями. Процедура проведения. Игра проводится в парах. Все участники разбиваются на пары, садятся друг напротив друга. Один участник просто молча сидит, не стараясь ничего изображать, а второй участник старается отразить все, что он видит. Принять такую же позу, повторить мимику. По мере выполнения задания мимика и поза первого участника будет меняться, задача второго максимально точно повторять происходящие изменения, быть зеркальным отражением первого участника. Работать молча. Через 5 – 7 минут партнеры меняются ролями. Первый участник становится зеркалом второго. Обсуждение. При обсуждении обращается внимание на то, насколько легко было быть «зеркалом», что было сложнее – быть «зеркалом» или смотреть на свое «отражение», какие чувства испытывал каждый из участников, находясь в каждой из ролей.


«Обезьянки»

Цель игры: В веселой непринужденной обстановке научить детей владеть своей мимикой. Формирование доброжелательной обстановки в группе. Процедура проведения.

1. Ведущий проводит разминку: массаж лица, различные мимические движения (поднимание бровей, надувание щек, различные движения губ и т.д.).

2. Все участники разбиваются на пары. Один участник пары – строит различные рожи, используя только мимику, второй «обезьянка» - полностью копирует первого участника.

3. Через 5 -7 минут участники меняются ролями. Обсуждение. При обсуждении ведущий обращает внимание участников на следующие вопросы: насколько хорошо каждый из участников владеет своей мимикой, легко ли было повторять мимику другого человека, какие были сложности, что мешало.


«Угадай настроение»

Цель игры: Познакомить детей с эмоциональными состояниями человека, научить их распознавать эти состояния. Развитие эмпатии. Упражнение может проводиться с целым классом. Время проведения: 20 – 25 минут. Процедура проведения:

1. Ведущий на доске выписывает список состояний (страх, злость, удовольствие, радость, раздражение, удивление, обида, стыд).

2. Каждый участник должен вспомнить три различные ситуации, в которых он испытывал одно из перечисленных переживаний (переживания не должны повторяться).

3. Все участники разбиваются на группы по три человека («тройки»).

4. Один участник «тройки» про себя (желательно с закрытыми глазами) вспоминает одну из ситуаций, два других участника «тройки» наблюдают за ним и стараются по мимике определить, какое состояние было у их товарища в той ситуации, которую он вспоминает. Записывают это состояние на своих листочках, не обсуждают, каждый решает сам. Затем первый участник вспоминает вторую и третью ситуации.

5. Когда все три ситуации определены, участники проверяют свои догадки.

6. Участники в тройках меняются ролями (каждый из участников «тройки» должен побывать в роли «вспоминающего» и в роли наблюдателя). Обсуждение. Какие состояния было понять легче, а какие труднее? Насколько точно удалось определить состояние другого человека? С какими трудностями встретились при выполнении данного упражнения?


«Что изменилось?»

Цель игры: Развитие наблюдательности Данную игру лучше проводить не с целым классом, а с подгруппой. Это необходимо для того, чтобы ведущему было проще контролировать происходящее. Время проведения 12 – 15 минут. Процедура проведения. Все участники разбиваются на пары. Разбиваться на пары можно по принципу расчета на первый – второй. Инструкция: Посмотрите внимательно друг на друга (выполняется в течении 3-х минут). Теперь все «первые» выйдут на 5 минут за дверь. За это время каждый из вас в своей внешности должен будет сделать 5 изменений. Через 5 минут ведущий проверяет, что все участники успели выполнить задание и приглашает всех вернуться в свои пары. Снова посмотрите друг на друга. Сначала «первые» говорят о тех изменениях, которые они обнаружили у своего партнера, а потом «вторые». Обсуждение. При обсуждении обратить внимание участников на то, какие изменения было легко обнаружить, а какие нет. Можно дать рекомендации по тренировке наблюдательности.


«Мигалки»

Цель игры: развитие у детей внимания друг к другу, развитие наблюдательности, развитие внимания к невербальным сигналам. Данное игровое упражнение можно использовать в качестве разминки при проведении психологических тренингов. Лучше всего проводить игру в группе до 20 человек, количество участников должно быть нечетное. Процедура проведения. Организуется круг из стульев. Стульев в 2 раза меньше чем участников. Все участники разбиваются на пары. Один партнер в паре садится на стул, а второй встает за его спиной. Один участник остается один, перед ним свободный стул (это водящий). Его задача переманить кого-либо из участников, сидящих в круге, к себе на стул. Задача участников, стоящих за стульями, – не пустить своих партнеров. Задача участников, сидящих на стуле, - уловить сигнал ведущего и успеть перебежать на его стул. Водящим становится тот, кто упустил своего партнера. Обсуждение. При обсуждении упражнения обращается внимание на то, что помогало, а что мешало при выполнении данного упражнения. Кто из участников лучше реагирует на невербальные сигналы, а кто хуже.


«Сделайте вместе»

Цель игрового упражнения: развитие наблюдательности, развитие внимательности к другим участникам группы, развитие умения воспринимать невербальные сигналы партнера по общению. Процедура проведения. Данное игровое упражнение лучше проводить в подгруппах по 12 – 16 человек. С целым классом проведение данного упражнения может быть затруднено в связи с большим количеством участников. Все участники встают в круг. Задача участников группы на счет «раз» найти себе партнера (невербально), на счет «Два» начать выполнять со своим партнером одинаковое движение до тех пор, пока ведущий не остановит. Нельзя разговаривать, нельзя подходить друг к другу. Эта игра повторяется 4 – 5 раз. Важно каждый раз находить себе нового партнера. Обсуждение. При обсуждении необходимо обратить внимание на то, как каждый из участников находил себе партнера, каким образом он узнавал о том, что партнер согласен с ним участвовать в одной паре, как участники договаривались о том, какое движение делать, кто был лидером в каждой из пар, насколько это устраивало каждого участника.


«Муха»

Цель игрового упражнения: развитие внимания, развитие воображения. Процедура проведения. Данное упражнение лучше всего проводить в подгруппах по 12 – 16 человек. Для проведения этой игры требуется доска с расчерченным на ней игровым полем (поле может быть на 9 клеток или больше) и небольшая присоска. Перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит по одной из четырех возможных команд: «Вверх», «Вниз», «Влево», «Вправо». Играющие подают команды по очереди, при этом они не видят игровое поле (например сидят спиной к игровому полю). Они должны держать игровое поле в воображении, следить за перемещениями «мухи» и не допускать выхода «мухи» за пределы игрового поля. Ведущий стоит перед игровым полем (это может быть доска или лист бумаги) и перемещает «муху» по команде играющих. Если ведущий видит, что игрок потерял нить игры и «Муха» покинула игровое поле, он подает команду «Стоп!». Игрок, допустивший ошибку, выбывает из игры (можно играть и без выбывания игроков). Ведущий помещает «Муху» на игровое поле (это может быть центр игрового поля или его угол) и сообщает оставшимся участникам стартовое положение «Мухи».


«Живые картинки»

Цель упражнения – осознание детьми влияния позы и мимики на качество общения. Может проводиться как с целым классом, так и с подгруппой (12 – 15 человек). Инструкция. Сейчас я буду описывать человека, его мимику, движение, а вы попробуйте изобразить этого человека. Работаем молча, друг с другом не разговариваем.


«Бука».

Не улыбайтесь. Выражение лица должно быть таким как будто вы подозреваете, что присутствующие стащили у вас кошелек, вы в раздумье: устроить скандал или нет. Стисните зубы. Слегка напрягите мышцы спины и шеи, как будто хотите кого-то боднуть. Спина колесом (не выпрямляйте спину). Голова опущена вниз, как будто вы что-то ищете под ногами. Теперь представьте, что вам надо тащить в руках огромную тяжесть (полную телегу своих недостатков). Начинайте двигаться, шаркая ногами, как будто вам трудно оторвать ноги от земли (представьте, что у вас на ногах пудовые гири). Продолжая двигаться, обратите внимание на свое внутреннее состояние, на желание с кем-либо общаться. Вспомните, случалось ли вам так себя ощущать, что это были за ситуации? Посмотрите на других, какое впечатление они производят на вас. Удерживаем позу примерно 5 минут. Теперь встряхнитесь, сейчас вы будете изображать другого человека.


«Душа компании»

Выпрямите спину, слегка приподнимите голову, но не задирайте ее высоко. Взгляд должен быть направлен вперед. Улыбнитесь (вспомните какое-либо хорошее событие в вашей жизни). Начинайте двигаться так, как будто вы вот-вот побежите вприпрыжку (ноги слегка впереди). Обратите внимание на свое внутреннее состояние, на ощущение комфорта. Посмотрите на окружающих. Находимся в этом состоянии тоже 5 минут. Обсуждение. Поделитесь своими чувствами. Как вы себя чувствовали первый раз и как во второй. Поза отражает состояние человека, но, как вы могли заметить по этому упражнению, изменение позы также влияет на изменение состояния человека.


«Волшебное кольцо»

Цель упражнения – формирование навыков общения. Упражнение может проводиться как с целым классом, так и в подгруппах. Время проведения 10 – 15 минут Процедура проведения. Участники становятся кругом в группы по 8 – 10 человек. От каждой группы выбирается по одному делегату. Делегат оказывается в центре круга другой команды. Участники берутся за руки - «Волшебное кольцо» закрыто. Задача делегата – вернуться в свою группу, уговорив кого-либо выпустить его. Обсуждение. При обсуждении ведущий обращает внимание на проблему индивидуального подхода в общении, поиски «ключика» к человеку.


«Разговор»

Цель упражнения – осознания детьми влияния соотношения поз на качество общения. Упражнение может проводиться как с целым классом, так и с подгруппой. Время проведения от 20 до 30 минут. Процедура проведения. Все участники разбиваются на пары. Инструкция. «Вы сейчас будете общаться в своих парах, но несколько своеобразным способом. Я буду говорить как вам встать относительно друг друга и вы будете разговаривать в этих позициях. Вы можете говорить друг с другом о чем угодно. Повернитесь спиной друг к другу, оставайтесь на небольшом расстоянии, не касаясь друг друга. Начали говорить». Через 3 – 5 минут разговора ведущий предлагает участникам повернуться лицом друг к другу, но продолжать разговаривать стоя. На каждый вариант отводится от 3 до 5 минут. Далее ведущий предлагает одному партнеру сесть, а другому оставаться стоять. Потом партнеры меняются (тот кто сидел – встает, кто стоял – садиться). И последний вариант - оба партнера сидят. Обсуждение. В группе обсуждается какие ощущения испытывали участники находясь в той или иной ситуации разговора. При каком положении было наиболее комфортно разговаривать, а при каком наименее комфортно. Какие трудности в общении возникали в тех или иных ситуациях.


«Комплимент»

Цель упражнения – развитие у детей навыков общения. Процедура проведения. Все участники разбиваются на две шеренги. Шеренги встают напротив друг друга. Все, кто стоит в первой шеренге, говорят своему партнеру комплимент. Все, кто стоит во второй шеренге – молча слушают, не отвечают на комплимент, а просто его принимают. По хлопку, участники первой шеренги передвигаются на одного человека вправо и говорят комплимент новому партнеру, а участники второй шеренги остаются на месте. И так до тех пор, пока не вернутся к первоначальным партнерам. Затем участники второй шеренги говорят комплимент своим партнерам напротив, а участники первой шеренги стоят на месте и молча выслушивают комплимент. Обсуждение. В группе обсуждается что было легче, комфортнее: говорить комплимент или принимать его. Какие чувства возникали при этом.


«Я такой же, как ты…»

Цель упражнения – формирование доверительных отношений в классе, формирование представлений детей о психологических границах. Процедура проведения упражнения. Разбейтесь на пары, в своих парах сядьте напротив друг друга. Сейчас вы по очереди будете говорить своему партнеру по две фразы: «Я похож на тебя тем, что…» и «Я отличаюсь от тебя,,, ». Говоря о сходствах и различиях используйте не только внешние признаки, но и личностные качества. Упражнение длится 7 – 10 минут. Задача ведущего - наблюдать за тем, чтобы участники старались в большей степени использовать для сравнения личностные характеристики, а не ограничивались только внешними признаками. Обсуждение. При обсуждении важно обратить внимание на то, что было сложнее: находить сходства или различия. Насколько партнеры попадали в точку, отмечая качества друг друга.


«Восковая палочка»

Цель упражнения – развитие доверительных отношений в группе, формирование сплоченности и взаимоподдержки. Данное упражнение лучше всего проводить в подгруппах (по 9 – 12 человек). Процедура проведения упражнения. Ведущий предлагает всем участникам встать в круг (плечом к плечу). В центр приглашается один желающий. Участнику, находящемуся в центре круга предлагается закрыть глаза и расслабиться. Тело участника, находящегося в центре, совершает колебательные движения. Остальные участники поддерживают его, подхватывают и мягко дают другое направление. Участнику в центре важно расслабиться и довериться остальным участникам. Затем в центр становится другой участник. Обсуждение. Ведущий предлагает участникам поделиться своими переживаниями, насколько легко было довериться другим.


«Слепой и поводырь»

Цель упражнения – развитие способности заботиться о другом, развитие ответственности, доверия. Процедура проведения упражнения. Все участники делятся на пары. Один становится «Слепым» (ему завязывают глаза), другой становится «Поводырем». «Поводырь» берет «Слепого» за руку и им предлагается погулять 7 – 10 минут по помещению. Участники не должны друг с другом разговаривать, также нельзя устраивать «бег с препятствиями». «Поводырь» должен проявить максимум внимания к своему подопечному, предоставить ему возможность пережить самые разнообразные ощущения. Например, опознать предметы на ощупь, услышать различные звуки, ощутить свою беспомощность, обойти препятствия, пройти ровно и т.д. По истечении отведенного времени «Слепой» и «Поводырь» меняются ролями. Обсуждение. Это упражнение дает возможность пережить собственную беспомощность, доверие и недоверие к поводырю, ответственность за безопасность другого. Важно обратить внимание на то, как строилось взаимодействие между партнерами, кто проявлял активность, поощрялась или нет «поводырем» активность «слепого», какая роль более характерна для каждого из участников.


«Атомы и молекулы»

Цель упражнения – поднятие энергии в группе, формирование сплоченности коллектива. Упражнение может проводиться как с целым классом, так и с подгруппой. Процедура проведения упражнения. Для проведения упражнения необходимо свободное пространство, в котором все могли бы передвигаться. Инструкция. «Сейчас каждый из вас слегка сжимается в комок. Вы – одинокие атомы. Вы хаотично двигаетесь, изображая броуновское движение. в вашем беспорядочном движении происходят легкие столкновения друг с другом. По команде вы соединитесь в молекулы, число атомов которой я назову». После некоторого времени хаотичного движения ведущий называет число (например, «пять»). Все участники должны соединиться в молекулы. Затем молекулы опять распадаются на атомы и начинают хаотично двигаться. Ведущий называет другое число (например, «семь»), участники должны соединиться в молекулы по семь атомов. Так повторяется 4 – 5 раз. Обсуждение. При обсуждении обратите внимание на то, кто чаще всего оказывался вне молекул. Как они себя ощущали, что мешало этим участникам объединиться в молекулы. Примечание. Это упражнение можно проводить в таком варианте, где участник, который не успел объединиться в молекулу – выбывает из игры.


«Заросли»

Цель упражнения – поднятие энергии в группе, развитие умения преодолевать сопротивление окружающих. Процедура проведения. Один участник должен пройти к своей цели, а остальные участники, изображают «заросли», мешают ему двигаться к цели, задерживают его. Каждый участник должен побывать как в роли «зарослей» так и в роли «идущего к цели». Обсуждение. В группе обсуждается какие приемы использовал человек при движении к своей цели, какие чувства испытывал в тот момент, когда встречал сильное сопротивление.


«Своя песня»

Цель упражнения – развитие способности удерживать свой внутренний мир, развитие умения противостоять общему ритму. Упражнение проводится в подгруппах по 10 -12 человек. Время проведения 10 – 15 минут. Процедура проведения. Упражнение проводится в два этапа. У каждого этапа своя цель. Все участники встают в круг. Ведущий дает инструкцию для первого этапа. Инструкция 1. «Сегодня мы будем петь. Сейчас наша задача – спеть хором. Будем петь всем известную песню. По первому хлопку начинаем петь, по второму – замолкаем, по следующему хлопку – снова поем. Постарайтесь не сбиться и после молчания продолжить пение одновременно». После того как песня будет исполнена (4 -5 прерываний песни) проводится второй этап. Инструкция 2. «Сейчас вы продолжите пение, но иначе. По хлопку каждый начинает петь свою песню про себя (мысленно). По двум хлопкам вы продолжаете петь свою песню вслух. Не сбивайтесь, будьте внимательны». Обсуждение. Что было легче: поддерживать общий ритм песни или петь свою песню, в своем ритме. Насколько трудно противостоять общему ритму.


«Пальцы»

Цель упражнения – в игровой форме оценить умение идти на компромисс, договариваться, выявление неформального лидера в группе. Процедура проведения. Все участники рассаживаются по кругу. Каждый участник сжимает руку в кулак и по команде ведущего одновременно с остальными участниками «выбрасывает» определенное количество пальцев. Группа стремится к тому, чтобы все участники независимо друг от друга выбросили одинаковое количество пальцев. Участникам запрещено договариваться, перемигиваться, пытаться согласовывать свои действия невербальными знаками. Игра продолжается до тех пор, пока группа не достигнет своей цели. Обсудждение. При обсуждении можно выяснить, кто какой стратегией пользовался. Кто занимал позицию лидера (постоянно выбрасывал одно и то же число пальцев), а кто подстраивался. Кто упорно не желал подстраиваться и продолжал выбрасывать свое число, несмотря на то, что другие участники пришли к определенному соглашению.


Выжить в пустыне

Социально-психологическая игра. Может проводиться как с целым классом, так и в подгруппе. Наиболее эффективным является проведение этой игры в подгруппе (10 -12 человек). По возможности желательно использовать видеокамеру. Игра рассчитана на 4 академических часа.

Процедура проведения (для подгруппы в 10-12 человек).

1. Ведущий рассказывает ситуацию и дает задание участникам.

2. Каждый участник самостоятельно решает, какую выбрать стратегию (идти или ждать) и ранжирует предметы по степени их важности (15 минут).

3. Обсуждение и принятие общего решения в группе (45 минут)

4. Каждый участник оценивает степень своей удовлетворенности групповым решением (по команде ведущего выкидываются пальцы: сжатые кулаки – совсем не удовлетворен; 10 пальцев – полностью удовлетворен)

5. Каждый участник оценивает степень удовлетворенности своим вкладом в принятие группового решения (также на пальцах)

6. Каждый участник оценивает степень удовлетворенности тем, как шло обсуждение

7. Обсуждение. Обсуждается как вела себя группа во время принятия группового решения, был ли координатор, был ли лидер, был ли эксперт, было ли принято общее решение, как принималось общее решение, что было первоначально – обсуждение стратегии или обсуждение частностей, слушали ли участники группы друг друга или говорили одновременно, как аргументировали свою позицию.

Примечание.

1. Если есть видеокамера, то сначала идет просмотр видеозаписи, а потом обсуждение.

2. Можно зачитать экспертную оценку для выбранной группой стратегии и каждый участник может сравнить, где были большие отклонения от экспертной оценки (при его индивидуальном или при групповом ранжировании).

3. Ведущий может спросить у группы, сколько, по их мнению, им понадобится времени, чтобы обсудить задание и принять общее решение. В том случае, если группа запрашивает меньше 45 минут – предоставить им решить задачу за это время.

4. Если обсуждение затягивается больше чем 45 минут ведущий интересуется, сколько времени группе еще нужно и может добавить 10 – 15 минут.

Раздаточный материал для игры.

Ситуация. Время – середина июля, 10 часов утра. Вы только что пережили аварийную посадку самолета, на котором летели. Авария произошла в песчанокаменистой пустыне. Небольшой двухмоторный самолет выгорел, целыми остались только крылья. Все пассажиры остались невредимы. Летчик и второй пилот погибли. Летчик не смог передать по рации точное время аварии. Однако вам стало известно, что вы находитесь примерно в 100 километрах на Юго–Запад от рудника – ближайшего человеческого поселения.

Непосредственные окрестности являются довольно плоскими, только местами растут бочковидные и деревообразные кактусы, которые выглядят очень колючими. В последней метеосводке сообщалось, что в пустыне температура достигает 40°С в тени, а следовательно на уровне 30 см над почвой следует ожидать температуру в 47°С. Вы одеты легко, на вас рубашка – безрукавка, длинные брюки, трусы, короткие носки и обычная уличная обувь на плоских каблуках. У каждого из вас имеется носовой платок, деньги и личные документы, у одного пассажира имеется пачка с сигаретами и спички, у другого – шариковая ручка.

Проблема.

Прежде, чем самолет загорелся, удалось спасти следующие предметы, перечисленные ниже. Ваша задача заключается в установлении такой последовательности этих предметов, чтобы самый жизненно-важный предмет получил 1-ое порядковое место, а наименее важный предмет занял позицию 15. Все предметы необходимо привести в определенную последовательность. Одновременная привязка нескольких предметов к одному месту недопустима.

Каждый в индивидкуальном порядке осуществляет установление последовательности этих предметов.

Работаем молча.

Список предметов Ранжировка Индивидуальная Групповая Карманный фонарик (4 батарейки) Перочинный ножик с выскакивающим лезвием Авиационная карта Большой полиэтиленовый плащ Магнитный компас Санитарный ящик с марлевыми салфетками и бинтами Пистолет калибра 7,62, заряженный Парашют красно-белого цвета Флакон с 1000 таблетками соли 2 литра воды на каждого Книга о съедобных животных пустыни Солнечные очки на каждого 2 литра водки (45%) 1 пальто на каждого Карманное зеркальце