Игра «Пиратский бриг»

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
X e04cc49em.jpg

Цель: исследование параметров взаимодействия в условиях жесткого ролевого диктата.


Участники путем жеребьевки разбирают роли

1) капитана - вправе обрывать речь любого;

2) старшего помощника - вправе обрывать речь любого, кроме капитана;

3) штурмана - кроме капитана и старпома;

4) боцмана-подхалима - всех, кроме первых трех;

5) матроса-шута - всех, кроме капитана;

6) матроса-марионетки - всех, кроме капитана и недовольных матросов (кочегаров);

7) недовольных матросов (кочегаров) - всех, кроме капитана и старпома;

8) юнги - их обрывают все, они - никого.


Нарушивший правила, переводится в юнги, юнга, нарушивший правила, выбрасывается за борт.


Задача: договориться о том, как будут грабить испанский галеон с золотом, и кому и как будет распределяться добыча.


В ходе предварительного анализа участников просят определить возможные причины дискомфорта в ролевом общении. Чаще всего выясняется, что доминантным людям достаточно сложно выполнять роли, предполагающие подчинение. Наоборот, людям доброжелательным и демократичным в общении бывает сложно выполнять роли капитана и боцмана. В итоге анализа группа приходит к пониманию того, что качество исполнения деловых ролей связано с личностными установками и ценностями человека – субъекта личностного общения..

Если упражнение снимается на видео, то в ходе видеоанализа выявляются т.н. «пусковые кнопки» неконтролируемого, конфликтного общения. Оказывается, что они соотносимы с понятиями «личностная дистанция», «самооценка», направленность личности (на деятельность, на общение, на себя) и т.п.


В качестве итоговой иллюстрации участникам может быть предоставлена информация:

  • о базовых личностных реакциях;
  • о правилах примитивного реагирования
  • об уровнях общения (примитивном, масочном (ролевом), манипулятивном, конвенциональном, игровом, деловом, духовном).