Игра «Пиратский бриг»
Цель: исследование параметров взаимодействия в условиях жесткого ролевого диктата.
Участники путем жеребьевки разбирают роли
1) капитана - вправе обрывать речь любого;
2) старшего помощника - вправе обрывать речь любого, кроме капитана;
3) штурмана - кроме капитана и старпома;
4) боцмана-подхалима - всех, кроме первых трех;
5) матроса-шута - всех, кроме капитана;
6) матроса-марионетки - всех, кроме капитана и недовольных матросов (кочегаров);
7) недовольных матросов (кочегаров) - всех, кроме капитана и старпома;
8) юнги - их обрывают все, они - никого.
Нарушивший правила, переводится в юнги, юнга, нарушивший правила, выбрасывается за борт.
Задача: договориться о том, как будут грабить испанский галеон с золотом, и кому и как будет распределяться добыча.
В ходе предварительного анализа участников просят определить возможные причины дискомфорта в ролевом общении. Чаще всего выясняется, что доминантным людям достаточно сложно выполнять роли, предполагающие подчинение. Наоборот, людям доброжелательным и демократичным в общении бывает сложно выполнять роли капитана и боцмана. В итоге анализа группа приходит к пониманию того, что качество исполнения деловых ролей связано с личностными установками и ценностями человека – субъекта личностного общения..
Если упражнение снимается на видео, то в ходе видеоанализа выявляются т.н. «пусковые кнопки» неконтролируемого, конфликтного общения. Оказывается, что они соотносимы с понятиями «личностная дистанция», «самооценка», направленность личности (на деятельность, на общение, на себя) и т.п.
В качестве итоговой иллюстрации участникам может быть предоставлена информация:
- о базовых личностных реакциях;
- о правилах примитивного реагирования
- об уровнях общения (примитивном, масочном (ролевом), манипулятивном, конвенциональном, игровом, деловом, духовном).