Веревочный курс

Материал из Летний лагеря
Версия от 10:28, 2 июля 2015; Vvk (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
SHAPKAm.jpg
Dn7 0171 013.jpg

ВЕРЕВОЧНЫЙ КУРС

1 01m.jpg
1 04m.jpg
1 05m.jpg
1 06m.jpg
1 07m.jpg
1km.jpg
15gffm.jpg
12hgghhm.jpg

А называется этот курс - веревочным. Почему? Потому что главная идея - все вместе, словно связаны одной веревкой. Кроме этого, веревка вам пригодится в некоторых упражнениях. Итак, запаситесь не только веревкой, но и терпением, а главное желанием!

Веревочный курс (верёвка) - это серия специально подготовленных занятий, психофизических упражнений для малых групп, а также индивидуальные занятия.

В процессе выполнения курса создается атмосфера творческого поиска, прорабатываются возможности принятия нестандартных решений, повышается взаимопомощь и поддержка в коллективе. На примере увлекательных, но довольно сложных упражнений группа учится решать общую задачу, вырабатывать тактику и стратегию ее решения. Участвуя в "Веревочном курсе ребята начинают преодолевать барьеры в общении, узнают друг друга ближе, благодаря этому происходит естественное и быстрое сплочение группы. Анализ каждого упражнения дает ребятам возможность понять как было выполнено задание, принято решение, кто занял активную позицию и как это повлияло на результат. Думают и над тем, что можно было сделать иначе и лучше в следующий раз, как преодолеть трудности в жизни более эффективным способом. "Веревочный курс - это программа взаимообучения, в которой участники познают все сами из собственного опыта, согласно своих действий. Главные цели "веревочного курса - командная работа и лидерство. Но при этом можно добавить, что это дает:

  • выработку стратегии группой;
  • творческий подход;
  • самовыражение;
  • результативное лидерство;
  • уверенность в себе;
  • решение проблем;
  • преодоление себя.

На собственном опыте мы убедились в эффективности этого курса в работе над сплочением коллектива. Рекомендуем использовать его в организационный период смены.

Необходимо соблюдать все условия выполнения "Веревочного курса".

  1. Группа, которая проходит испытание, не должна превышать 12 человек.
  2. Упражнения выполняются под руководством вожатого, хорошо знакомого с курсом.
  3. Время на подготовку задания не ограничено.
  4. Задание считается выполненным, если каждый безошибочно справится с поставленной задачей.

Если же хоть одни участник допускает ошибку, группа возвращается на исходную позицию.

Веревочный курс - это программа самообучения, в которой участники познают все сами, из собственного опыта, собственных действий. Ведущие не говорят, что делать надо, а что нет. Ребята получат ценный опыт сами. Работа ведущего - направить их на получение этого опыта.

Что нужно ребенку? Поиск новых приключений, преодоление препятствий разной сложности, призы за победу, настоящие друзья…и конечно же сказка! Сделаем эти мечты реальностью!!!

Взрослый и детский веревочные курсы отличаются друг от друга. Упражнения очень похожи, но подходить к этому процессу желательно совсем по другому, а именно создаем ПРИКЛЮЧЕНИЕ- сложное и веселое преодоление Гигантских паутин, горных рек, преодоление заколдованных пещер и т.д.

Для детей ВК проходит в виде игры, суть упражнений и правила прохождения объясняются очень доступным и понятным языком, уроки тренинга дети могут начать применять в общении со своими сверстниками сразу же!

Цель программы:

  • Создание командного духа у отряда;
  • Проявление творческих и коммуникативных качеств в каждом ребенке;
  • Совместное решение проблем и выработка стратегии;
  • Развитие воображение ребенка;
  • Развитие нестандартного мышления (способность находить нестандартные решения);
  • Развитие навыков эффективной коммуникации у детей.

А значит веревочный курс для детей это:

  • захватывающая игра, участники которой могут повеселиться и расслабиться, получая удовольствие от самого процесса игры;
  • учебная программа, которая позволяет испробовать разные модели поведения и взаимодействия со своими сверстниками, получить навыки командной работы, сделать свой вклад в достижении командной цели;
  • школа индивидуального роста, которая дает возможность лучше познать себя и других своих сверстников, ощутить свои сильные и слабые стороны, выйти, открыть новые возможности, получить опыт, коллективного взаимодействия, участия в игре, получить переживания и различные эмоции, торжество победы, доверие, чувство локтя;
  • осознание и открытия, осознание полученного опыта и пережитых ощущений в ходе коллективных обсуждений или индивидуального общения;
  • уроки и выводы, полученный опыт в некоторых смоделированных ситуациях и перенос его в жизненные ситуации.

Программу желательно проводить на свежем воздухе.

Разминка — во время разминки участники знакомятся друг с другом и инструктором в процессе выполнения несложных заданий. Появляется опыт взаимодействия, первые победы.

Комплекс упражнений — всей команде необходимо из пункта А попасть в пункт Б, преодолев разнообразные сказочные препятствия, которые нагромоздили пираты, гоблины и другие сказочные персонажи.

Особенность этой программы в том, что дети получают на практике бесценный опыт взаимодействия друг с другом. Как показывает практика, в результате проведения такой программы исчезают внутриотрядные конфликты, дети становятся общительней добрее друг к другу, появляются навыки работы в команде.

Не обязательно делать сложные упражнения, все задания даются с учетом возраста группы.

Детский Веревочный Курс это не только упражнения, это еще и путешествие в волшебный мир, которое останется на всю жизнь, и конечно же ПОБЕДА каждого юного участника и его КОМАНДЫ!!!

А вечером вы все вместе сидя у костра можете вспомнить как прошел день, что за приключение пережил каждый участник, и конечно же поделиться этим с друзьями, сидящими рядом.

Возможно проведение тренинга, как в зале, так и на свежем воздухе.


И еще, ни в коем случае не забывайте, что курс можно проводить только в теплой, доброжелательной атмосфере. А она зависит только от вас, дорогие коллеги! Удачи!

Упражнения.

Узелки

Участники образуют круг и берутся за руки. Теперь попросите их расцепить и перехватить ребят за руки напротив так, чтобы руки одного человека были сцеплены с руками разных людей. Как только это сделано, объявите задачу: не расцепляя рук, распутать узел и образовать снова круг.

  • Это упражнение дает возможность участвовать всем в выработке стратегии.

Электрическая цепь

Команда разбивается на пары. Партнеры садятся напротив друг друга, где соединяют руки и ступни, образуя таким образом, электрическую цепь, по которой ток течет по сцепленным рукам и ногам.

Задача участников: встать, не разрывая электрической цепи. Теперь объединитесь по две пары друг с другом, чтобы получилась электрическая цепь, состоящая из четырех человек. Задача остается прежней - встать всем вместе, не разрывая цепь. Когда этот этап благополучно завершен, снова объедините группы, чтобы образовать электрическую цепь, состоящую из 8 человек. В конце концов вы получите электрическую цепь, образованную всеми участниками, которые должны подняться.

Два главных условия этого упражнения: 1) электрический ток должен беспрепятственно течь по замкнутой электрической цепи, образованной сцепленными руками и ногами; 2) на каждом этапе участники должны отрываться от земли одновременно. Подсказка вожатому: не забудьте поддержать детей, ведь им очень трудно!

Как упрощенный вариант электроцепи – Исходные условия: участники садятся в круг на землю (пол), касаясь сидящих рядом ступнями и держась за руки (т.е. замкнули цепь руками и ногами). Задание: "Пускаем ток" - всем участникам одновременно (синхронно) подняться, не расцепляя рук и не меняя положения ступней. Ограничения: при расцеплении рук или несинхронном подъеме всех участников упражнение выполняется всей группой с начала.

Биг-мак

Организуйте большой круг. Разбейте команду на пары и попросите каждую пару выбрать словосочетание из двух слов, которые традиционно употребляются вместе (например, один партнер говорит: "Биг", - другой: "Мак"; один: "Ореховые", - другой: "Масло", Ковер-самолет и т.д.). Затем объясните, что по условиям игры, нужно закрыть глаза и не открывать их до конца события (упражнения), и, кроме того, можно произносить только свое выбранное слово. Теперь ведущий перемешивает команду так, чтобы партнеры были далеко друг от друга. Партнеры с закрытыми глазами, выкрикивая свое слово, находят друг друга. Как только пара воссоединилась, отведите ее с пути тех, у кого глаза еще закрыты. По завершению задания, каждая пара сообщает всем участникам свое словосочетание. Для этого упражнения очень важную роль играет площадка, которая должна быть большой.


Сидячий круг

Команда формирует тесный круг (плечи касаются). После этого попросите ребят повернуться на 90 градусов направо. Задание: Нужно медленно сесть на колени друг к другу и рукой коснуться плеча находящегося сзади человека. Завершите это упражнение на высокой ноте, смеясь и хлопая всем.

Отжимания

Разбейтесь на группы по 4 человека. Ваша задача - отжаться от земли, чтобы в нее упирались только ваши руки, и продержаться не меньше 5 секунд.

  • Подсказка вожатому: удобнее всего будет выполнять отжимания, если группа ляжет на землю лицом вниз так, чтобы образовался квадрат, стороны которого образованы телами (ноги одного лежат на спине соседа).

Вожатому необходимо узнать у детей, есть ли у них проблемы со спиной? В данном упражнении таких детей можно привлечь в качестве судей.

Все на борт

Оборудование: любая обозначенная площадка (банкетка, стул, брусок). Задача участников: уместиться всей командой на площадке средней величины. Нужно убрать обе ноги от земли, и удержаться минимум пять секунд. Второй этап: нужно сделать то же самое на площади меньшей величины. Может быть и третий этап и т.д.

Бревно (Обрыв)

Оборудование: любое бревно (дерево, лежащее на земле, гимнастическое бревно и т.п) или любой другой бортик, скамейку, шириной 20 см и такой длиной, чтобы 10-11 участников, встав "паровозиком", уместились впритык. Команда выстраивается на бревне. Задание: участникам группы - поменяться местами так, чтоб первый с конца стал первым сначала, второй с конца - стал вторым сначала и т.д. Итак, начиная с первого человека, команда переправляется на противоположный конец бревна. В результате должна получиться та же линия, в том же порядке. Ограничения: при касании земли любым участником упражнение выполняется всей группой с начала.

  • Подсказка вожатому: лучше расположить команду, чередуя мальчиков и девочек.

Тролли

Оборудование: тролли - небольшая дощечка, брусок или другой вспомогательный предмет. Обозначить две параллельные линии, находящиеся на расстоянии не меньше трех метров друг от друга. Задача команды - переправиться от одной линии до другой, не касаясь земли, используя тролли.

Прогулка слепых

Вся группа встает "паровозиком", впереди встает ведущий. Все, кроме ведущего закрывают глаза (или завязывают на глаза повязку). Когда все глаза закрыты расскажите ребятам, что мы собираемся в путешествие по неприкосновенной земле, которой не может коснуться наш взгляд. Попросите положить правую руку на плечо впередистоящего (или кладут руки на пояс впередистоящему). . Дорогу видит лишь ведущий. Если впереди препятствие (около правой ноги), то ведущий хлопает сзади стоящего по правой ноге, тот перешагивает препятствие и хлопает по правой ноге сзади стоящего, аналогично с левой ногой. Если надо повернуть направо или налево, то ведущий ударяет по соответствующему боку сзади стоящего и поворачивает. Тот, в свою очередь, передает сигнал дальше назад. Медленно начните путешествие по выбранному маршруту, включая залезание на пеньки, возвышенности, пролезание под низко нависшими деревьями и ветками, протискивание между деревьями и т.д. Финишируйте на каком-нибудь тесном (но безопасном!) месте.

  • Подсказка вожатому: выполнять это упражнение следует в полном молчании. Следует выбрать знак для обозначения опасности (пожимание, хлопок по плечу и др.).

Переправа

Оборудование: канат, ведро с водой. Заранее готовится "маятник" (канат крепится к опоре). Задача состоит в том, чтобы переправиться всей командой за обозначенную линию, не касаясь земли. Кроме того, каждому члену команды нужно перенести емкость с водой, не пролив ни единой капли. Обязательна страховка!

--

Платформа, на расстоянии 3 м от нее находится бесконечная прямая. Между ними вертикально висит веревка, не касающаяся земли с узлами и петлями. За прямой находится банка с водой и ручкой. Ваша группа стоит за линией. Ваша задача - перебраться на платформу всей командой и перенести туда банку с водой. Если вы касаетесь любой точки земли или проливаете хоть каплю воды, вся команда возвращается за линию и упражнение начинается сначала. Какие либо прыжки запрещены.

--

Переправа — команда переправляется из одного пункта в другой, используя один промежуточный перевалочный пункт (несколько узких коротких брёвен) и две широкие доски.

--

Параллельная переправа — Между деревьями один над другим натянуты два троса длиной 10-15м, нижний - на высоте 1.5м. Необходимо перейти по нижнему тросу, держась руками за верхний. Надевается обвязка, пристегивается страховка. Максимальное количество участников на трассе – 2 человека.


--

Переправа/болото — Задача команды: перебраться с одного края болота на другой по кочкам (листы бумаги). Причем 1) при переправе на каж-дой кочке должна стоять нога участника (начиная с первого), если на кочке в какой-то момент нет ноги, кочка исчезает; 2) При пере-праве ни на одной кочке не должно находиться две ноги одновременно, иначе – штраф.

--

Участникам нужно переправиться по двум натянутым между двумя деревьями канатам. Примечание: Можно натянуть все-го один канат, но перебраться по нему на руках на другую сторону.

--

Исходные условия: между двумя деревьями на высоте 3,5-4 метров натянута прочная веревка.

Расстояние между деревьями - 2,5 метра. К середине веревки привязана висящая вертикально прочная веревка с узлами в нижней части. Нижний конец висящей веревки - на высоте 0,5 метра над землей. Параллельно натянутой между деревьями веревке на земле чертятся две линии на расстоянии 1,5 метра от деревьев. Расстояние между линиями -3 метра. Группа находится за одной из линий.

Задание: всей группе переправиться за другую линию.

Ограничения:

  • нельзя касаться земли между линиями;
  • нельзя обходить деревья;
  • нельзя перепрыгивать;
  • при касании любым участником земли между линиями упражнение выполняется всей группой с начала.

Электрическая изгородь

Оборудование: веревка, шест (доска, палка и т.д.). Задача состоит в том, чтобы переправиться всей командой через воображаемую электрическую стену, не касаясь ни единой видимой или воображаемой ее части. Если кто либо коснется стены, вся команда возвращается обратно и начинает упражнение снова.

  • Подсказка вожатому: шест может использовать как вся команда, так и последний участник.

Траст - фол

(Доверительное падение) Постройте команду в две линии так, чтобы обе группы стояли лицом друг к другу. Попросите снять часы, кольца, браслеты, вытянуть руки вперед, согнуть их в локтях (угол 90 градусов). Руки чередуются между собой, образуя "колыбель" для падающего. Ладони обращены вверх и ни в коем случае не сцеплены ни между собой, ни с руками соседа сбоку или напротив. Колени страхующих слегка согнуты. Ведущий становится в линию на то место, куда придется наибольший вес падающего и, чтобы ни случилось, не убирать рук во время падения участника. Поставьте радом с собой сильных ребят. По мере продвижения очереди вы можете изменять порядок линии, чтобы каждый участник испытал момент поимки, но держите сильных в середине. Если у вас большая сильная команда, вы можете быть руководителем падения (вне линии), но если вы чувствуете, что для безопасности падения вы необходимы команде, попросите ребят самим выбрать руководителя (Маэстро).

Подготовьте Маэстро, чтобы он смог проверить падающего.

  • Торс и ноги должны быть абсолютно прямыми, как струнка;
  • Руки - скрещены на груди и сцеплены в замок;
  • Голова немного откинута назад;

8 Попросите снять очки и вынуть предметы из карманов.

Слова, которые обязательно должны быть сказаны перед падением:

  1. ПАДАЮЩИЙ: "Готовы страхующие?"
  2. СТРАХУЮЩИЕ: "Страхующие готовы"
  3. МАЭСТРО: "Падай".

После приземления покачайте товарища на руках - проявите ласку.

Заключение: это упражнение на доверие и снятие комплексов (освобождение внутреннего "Я".

Попросите каждого поделиться опытом и чувствами, т.к. ощущение каждого индивидуальны. Начните обсуждение, сказав, что вам хотелось бы узнать об ощущениях каждого:

  • Что вы чувствовали перед самым началом падения, во время падения и после?
  • Что можно сделать, чтобы создать доверительную атмосферу в коллективе?

Обосновывайте ваше обсуждение на приобретенном опыте.

На этом "Веревочный курс" закончен. Результаты этой программы вы получили. Все ли смогли выполнить упражнение? Никто не остался в стороне? А на вечернем "огоньке". Спросите у детей, чему они научились в процессе данного курса?

и еще...

Квадрат

На площадке чертится квадрат небольшого размера (подбирайте по количеству человек). Задача команды - уместится на квадрате за определенное время (10-30 секунд), и столько же простоять, не дотрагиваясь до пола за пределами квадрата никакими частями.

--

Исходные условия: на земле начерчен квадрат со стороной 1 метр.

Задание: уместиться всей группой внутри квадрата.

Ограничения:

  • не заступать за его стороны;
  • продержаться в таком положении не менее 10 секунд.

Лабиринт

Нужно преодолеть препятствия с завязанными глазами, держась друг за друга. Открыты глаза только у замыкающего цепочку. Он видит все препятствия и должен объяснить жестами, как их преодолеть, не произнося при этом ни слова. Например, хлопок по правому плечу означает — шаг вправо, по левому — влево.

Участники договариваются об этих условных сигналах перед началом движения.

--

Веревка натянута горизонтально на уровне колен, между 4 деревьями, на расстоянии 2-2,5 м. 2-3 веревки переплетаются в виде паутины. Участники, держась за руки, дружно проходят все ячейки лабиринта. В каждой ячейке должна находиться нога впереди идущего и следующего за ним участника.

--

Описание: на местности очерчен криволинейный путь (например цветной лентой), ширина его варьируется от 0,5 до 2 м – это лабиринт. В лабиринте есть не более двух препятствий – натянутые на пути веревки, так чтобы через одну можно было перешаг-нуть, а под ругой пройти нагнувшись. В конце лабиринта подвешено яйцо, на полу лежат ножницы. Задача команды: выбрать одного человека, который вслепую пройдет по лабиринту, не задев ограждения и препятствий, срежет яйцо и разобьет его. Команда, распре-делившись вдоль лабиринта, могут подсказывать слепому, куда идти, только по одному слову каждый в заранее выбранном порядке (один после другого, когда все сказали по слову, снова начинает первый и т.д.) Реквизит: веревка 40 - 50 м, яйцо 3 шт (по одному на команду), ножницы.

Треугольник

Между деревьев на высоте 1-1,5 метра натянуты тросы, которые образуют треугольник (постепенно расходятся). Участникам нужно по двое пройти этот треугольник, держась за руки.

Треугольники

Повязки на глаза для всех членов команды, широкая комната (6х6 кв.м), веревка длиной 6 м. Завязать всем членам группы глаза, только после этого запустить их в комнату и прочесть правила. Веревка лежит где-нибудь в комнате.

Где-то в комнате лежит веревка. Ваша задача - найти ее и сделать из нее равнобедренный треугольник. Не забудьте и то, что когда вы попросите ведущего оценить вашу фигуру, вся команда должна держать в руках этот треугольник. Если играющие просят Вас оценить их фигуру, сначала спросите: "Вы уверены, что это равнобедренный треугольник?" Если они согласны, попросите их аккуратно положить веревку на землю и затем развязать глаза и посмотреть на фигуру.

Кочки (болото)

На игровой зоне размещены так называемые "кочки" - это могут быть и круги на асфальте и кирпичи и т.д. Задача участников - перейти с одной стороны поля на другое через это болото. Переходить участники могут только по кочкам, причем на кочке одновременно должны всегда находиться 2 ноги - человека спереди и следующего за ним. Исключение составляют только идущие в начале и в конце. Ведущий, первый игрок считает "И раз, и два..". Участники под счет должны одновременно переставлять ноги с кочки на кочку. За разрыв рук, касание пола за пределами кочек команда начинает снова.

Покрывало

Всем встать на покрывало и перевернуть покрывало на другую сторону, при этом (переворачивании) никто из команды с покрывала не сходит.

По другому...

Кружка должна пройти определенный путь согласно маршруту, нарисованному на покрывале


Шарики

6 штук надувных шариков удерживать в кругу, чтобы они не упали на пол, в руки прри этом не брать, только отбивать.

Мячики

прижаться друг к другу с шариками между людьми

Паутина

Исходные условия: между деревьями натянуты веревки в виде паутины. Расстояние между деревьями - 2,5 метра. Верхняя веревка - на высоте 1,5 метра над землей. Нижняя - на высоте 0,3 метра. Ячейки "паутины" такие, чтобы в них можно было каким-то образом пролезть участнику. Число ячеек на два - три меньше числа участников. Группа находится по одну сторону от "паутины".

Задание: пролезть всей группе сквозь "паутину" с одной стороны на другую. Ограничения:

  • сквозь одну ячейку может пролезть только один человек;
  • над "паутиной" и под ней могут пролезть два участника;
  • обходить "паутину" нельзя ни в ту, ни в другую сторону;
  • участник, который переправился на другую сторону, не может вернуться, обойдя паутину, и помочь команде;
  • нельзя касаться "паутины" (веревки);
  • при касании любым участником "паутины" (веревки) упражнение выполняется всей группой с самого начала.

Примечание для ведущего:

Использовать ячейки "Паутины" вторично разрешается, если участников больше чем ячеек, и только после того, как будут использованы все ячейки по одному разу.

Вертикальная паутина

Тоже самое, что и горизонтальная паутина, только паутина натягивается вертикально. Задача ребят по одному пройти через паутину.

Горизонтальная паутина

Между несколькими деревьями, которые стоят в 2-3 метрах друг от друга натягивается веревка и плетется паутина. Дырки в ней должны быть сделаны таким образом, чтобы можно было в нее наступить ногой и не задеть. Жта паутина натягивается от землм 20-30 см. - примернго на уровне колен. Задача отряда взяться за руки и пройти через всю паутину не зацепив ее. При ошибке задание начинается сначала. Как правило в среднем отряд проходит поутину за 30-50 минут.

Колодец

("Треугольник")

Исходные условия: между тремя деревьями на высоте 1,5 метра натянута веревка. Расстояние между деревьями - 2 метра. Внутри "треугольника" лежит прочная палка длиной 1,5 метра, способная выдержать на себе взрослого человека. Группа находится внутри "треугольника" ("колодца").

Задание: всей группе выбраться из "колодца" через "верх" над веревками.

Ограничения:

  • нельзя касаться веревки и пролезать под ней;
  • при касании любым участником веревки упражнение выполняется всей группой с начала.

Стена

Исходные условия: отвесная стена высотой 2,5 метра и шириной не менее 3 метров. Группа находится с одной стороны стены.

Задание: всей группе перебраться через стену.

Ограничения:

  • обходить стену нельзя;
  • одновременно стены не могут касаться несколько участников.

--

Стена — команда должна переправиться через высокую стену (обычно около 4 метров), не используя никаких подручных средств. В данном упражнении обычно снимается деление на команды.

Крокодил

Исходные условия: участники садятся на землю (пол) вплотную друг за другом, вытянув в стороны ноги. Руки участников подняты над головой и согнуты в локтях. Первый участник встает и ложится спиной на руки сидящих за ним, скрестив свои руки на груди. Участники передают его на руках в "хвост" группы. Задание: переправить таким образом всех участников. Ограничения;

  • переправляющим участникам нельзя вставать;
  • переправляемый участник не должен касаться земли (пола);
  • при падении или касании земли (пола) передаваемым человеком упражнение выполняется всей группой с начала.

По другому...

Все становятся паровозиком. Одного за другим ребята должно протощить по верху на руках. Иначе говоря, каждый человек должен пройти по всему отряду, а отряд помощь руками протащить.

Качающееся бревно

Исходные условия: бревно длиной 2,5 - 3 метра и диаметром 0,4 метра подвешено за концы прочными веревками на высоте 0,2 метра над землей. Веревки крепятся к деревьям, расстояние между которыми 3,5-4 метр. К дереву, у которого находится группа, прислонена прочная палка длиной 1,5 метра.

Задание: всей группе переправиться по бревну за другое дерево.

Ограничения:

  • можно использовать палку длиной 1,5 метра;
  • нельзя касаться земли между деревьями;
  • переходить от дерева к дереву можно только по бревну;
  • при касании любым участником земли между деревьями упражнение выполняется всей группой с начала

Тать

Исходные условия: на земле начерчены две параллельные линии, расстояние между которыми 25 метров. У одной линии лежат три жерди длиной 4,5 метра и диаметром 10 -15 см. Перед этой линией находится группа.

Задание: всей группе переправиться за другую линию.

Ограничения:

  • можно использовать три жерди;
  • при касании любым участником земли между линиями упражнение выполняется всей группой с начала.

Откос

Исходные условия: участники встают в колонну вплотную друг за другом. Ведущий с помощью одной веревки затягивает петли на правой ноге каждого участника (на уровне щиколотки). Длина веревки 10 метров. Задание: не разрывая петель, пройти 100 метров.

Прыжок с шестом

Исходные условия: яма (канава) глубиной 1 метр и шириной 2,5 метра. По краям ямы начерчены две параллельные линии, расстояние между которыми равно 3 метрам. Группа находится за линией, у которой лежит деревянный шест длиной 2,5 метра и диаметром 10 см.

Задание: переправиться всей группе через яму за противоположную линию с помощью шеста.

Ограничения:

  • нельзя перепрыгивать яму;
  • при касании любым участником земли между линиями упражнение выполняется всей группой с начала.

Гусеница

Исходные условия: участники встают в колонну друг за другом. Каждый участник ста¬вит ноги на ширине плеч и подает правую руку между ними стоящему позади, при этом левой рукой берет правую руку стоящего впереди.

Задание: всей группе сесть на пол, а затем подняться, не расцепляя при этом рук.

Ограничения: при расцеплении рук любых участников упражнение выполняется всей группой с начала.

Пенальти

Исходные условия: на расстоянии 10 метров перед футбольными воротами шириной 3 метра установлен футбольный мяч.

Задание: группе забить ногой мяч в ворота 15 раз подряд с расстояния 10 метров, Ограничения: при промахе счет забитых мячей идет с начала.

Баскетбол

Исходные условия: группа находится на баскетбольной площадке.

Задание: каждому участнику с линии штрафного броска забросить в баскетбольную корзину баскетбольный мяч два раза.

Подтягивание

Исходные условия: группа находится перед турником.

Задание: подтянуться всей группе 100 раз, при этом каждый участник должен попытаться подтянуться.

Волейбол

Исходные условия: участники стоят в кругу лицом друг к другу. Ведущий подает им волейбольный мяч.

Задание: группе сделать 25 касаний по правилам волейбола.

Ограничения:

  • участник не может касаться мяча два раза подряд;
  • каждый участник должен коснуться мяча;
  • при падении мяча или нарушении условий задания счет касаний идет с начала.

Платформа

Платформа или что-либо наподобие ее (можно просто нарисовать), лежащая горизонтально. Ее размеры зависят от количества участников (для 9-10 человек: 1х1 м). Ваша задача - уместиться всей группой на этой платформе, не заступая за ее края и удержаться на ней 5-10 секунд.

Восковая палочка

Группа встает в круг плечом к плечу. Один из участников встает в круг, закрывает глаза, обнимает себя за плечи и стараясь не отрывать пяток от земли, ровно, словно палочка, падает в любом направлении. Участники, стоящие в кругу, держат руки перед собой и ладонями аккуратно отталкивают падающего, заставляя его качаться внутри круга, словно маятник. Почувствуйте свое единство, руки ваших друзей, доверьтесь им! После прохождения через круг всех участников, проведите обсуждение ваших чувств.

==

Участники встают в плотный круг, плечам к плечу, руки полусогнуты ладонями к центру круга. В середине встает человек, прижимает руки к груди, закрывает глаза, расслабляется и плавно падает на руки участников. Их задача передать человека по кругу, а его в это время полностью расслабиться, но не сгибать колени и не топтаться. Это не совсем стандартный трек ВК, но его хорошо проводить в начале, что бы группа как бы "потрогала друг друга", научилась так сказать доверять.

Доверительное падение

Для этого упражнения группа самостоятельно разбивается на пары. Один из участников встает за спиной другого - он страхующий, на расстоянии 1,5м. По команде страхующего "Падай!", стоящий к страхующему спиной начинает падать назад, не отрывая пятки от земли. Страхующий подхватывает падающего под руки. Падайте ровно, страхующему будет легче поймать вас. Доверьтесь другу, а потом поменяйтесь с ним местами.

По другому...

Это задание выявляет степень доверия в отряде. Один человек становися спиной к отряду и должен упасть, а его должны поймать. весть отряд выстраивается сзади в две шеренги и вытягивает вперед руки.

Оно же... Падение на доверие — падение на руки всех членов команды спиной вперёд. Здесь главное выработать доверия к команде, людям, которые тебя будут страховать.

Тростинка

Выбирается тонкая длинная палка или камыш. Задача ребят поднять с земли эту палку над головой используюя только два указательных пальца.


Фломастеры

Материалы: фломастеры – по количеству человек в группе (возможна замена фломастеров на трубочки из бумаги).

Место проведения и исходное положение участников: комната делится прямой линией на 2 игровые зоны – «зона обсуждения» и «зона молчания». В «зоне молчания» на полу находятся фломастеры.

Задание: поднять одновременно с пола все предметы, при этом:

1 человек может касаться только одного предмета,

в воздухе одновременно может находиться только один предмет.

Правила:

У группы на выполнение задания есть 20 минут.

Когда группа готова выполнять задание, она сигнализирует ведущему. Ведущий дает команду: «Время». Группа переходит в «зону молчания» и начинает выполнять задание.

При нарушении задания ведущий говорит об этом, группа переходит в «зону обсуждения», ведущий приводит в исходное положение материалы (соединенные фломастеры разъединяются).

Участники группы могут разговаривать, только когда все они находятся в «зоне обсуждения». За нарушение этого правила – штраф во времени 1 минута.

Когда задание выполнено, ведущий говорит об этом группе.

Примечание для ведущего: два и более фломастера, устойчиво соединенных вместе, рассматриваются как один предмет. Участники должны догадаться об этом самостоятельно.

Монстр (Гоблин)

Группе в 10 человек необходимо преодолеть расстояние в 10 шагов, используя всего лишь 6 конечностей или точек опоры.

==

Задача группы сделать четыре шага, но при условии что вся группа будет стоять определенном количестве опор. Группа из 10 человек на 4, так же можно варьироваться в зависимости от возраста. Есть вариант что "монстр" не идет, а стоит например 10 секунд.

Муравьи

Группа становится цепочкой друг за другом, каждый пытается удержать карандаш (или любой другой мелкий предмет, предлагаемый ведущим), вставленный между ним и стоящим впереди. Нужно чтобы человек, замыкающий цепочку, переступил линию финиша. Если же кто-то роняет карандаш, все пятятся обратно на старт.

Десятиножка

Задание на точки опоры. Группа становится в круг и добивается, чтобы на земле стояло только 10 ног. Кого-то поднять, кому-то встать на одну ножку и т.д. В итоге должно остаться только 10 ног. И продержаться так заданное время.

Расчет

Встают в круг, свободный не касаясь друг друга. Головы опускают вниз. Задача: рассчитаться, то есть каждый участник должен произнести одно число (раз, два, три и т.д.). Но при условии - нельзя договариваться заранее как считаться, нельзя говорить одновременно, нельзя называть следующее число рядом стоящим. Если делаются ошибки, то считаться начинают сначала.

Амеба

Группа держится за руки, задача перебраться через веревку натянутую чуть ниже уровня пояса среднего участника. Если группа расцепляется или задевает веревку (одежда в счет) то начинают сначала.

Есть более суровый вариант когда нельзя еще и разговаривать.


Прыжок с высоты

Существуют варианты: прыжок вперёд на трапецию и падение спиной вперёд (второе не пробовал, наверное совсем жесть).


Растяжки

Парное упражнение, в котором участники проходят по подвешенным на небольшой высоте расходящимся тросам, упираясь друг на друга вытянутыми руками.


Болото

Команда переправляется из одного пункта в другой, используя несколько перевалочных пунктов (несколько брёвен малого размера) и две длинные узкие жерди для перехода.


Зигзаги

Команда переправляется по нескольким узким доскам, сложенным зигзагообразно, из одного пункта в другой, не коснувшись земли. Иногда вводятся роли: однорукий (участник не может пользоваться одной рукой), слепой (участник проходит упражнение с закрытыми глазами при помощи других участников), немой (участник не может говорить во время упражнения)


Минное поле

Участники делятся на пары, одному из пары завязывают глаза и выпускают на поле с препятствиями, которое с помощью команд другого члена пары «слепому» участнику предстоит преодолеть.


БИП/Минное поле

На земле расчерчено поле из 20 – 30 клеток, в каких-то из них мины. Где есть мины, знает только ведущий. Задача коман-ды: пройти через поле, не нарвавшись на мины. Пробуют по одному. Когда участник нарывается на мину, ведущий говорит «БИП!», участник сходит с пути, следующий начинает сначала.


Джойстик

Вся команда держится друг за друга следующим образом: левой рукой - за большой палец правой руки соседа, правая рука сжата в кулак с выставленным большим пальцем. Первый участник в цепи выполняет роль джойстика, управляя пальцем правой руки, как джойстиком. Задача команды: максимально точно по цепи передать движения джойстика, чтобы последний человек в цепи своей правой рукой совершил определенное действие (вверх, вниз, влево, вправо) для того, чтобы достичь цели – сорвать яблоко, обрезать веревку, коснуться мишени и т.д. Глаза закрыты у всех, кроме первого участника (джойстика).


Улитка/Якорь

Веревка длиной около 15-20 м привязана одним концом к дереву, второй конец в руках у команды (за веревку держится ка-ждый одной или двумя руками). Команда стоит на таком расстоянии от дерева, чтобы веревка была натянута. Задача команды: до де-рева так, чтобы веревка всегда была натянута, переставлять руки на веревке нельзя.


Пещера

Команда встает в круг, держась за руки. С одной стороны круга на руках висит большой обруч, с другой стороны – обруч поменьше. Задача команды: пройти через обручи так, чтобы они оба прошли полный круг.


Тарелочка

Команда садится в круг на корточки. Задача команды: предать по кругу тарелочку с водой. Нельзя: касаться руками земли, проливать воду, вствать.


Ватная палочка

Команда встает «паровозиком» в цепь. Между спиной впередистоящего и животом слдеующего ставят ватную палочку и т.д. во всем «паровозике». Задача команды: пройти какой-либо маршрут, не уронив ни одной палочки.


Качели

К прочно привязанной ветке прикрепляется веревка с доской (качели). Команде нужно по очереди с помощью качелей, пе-реправиться на другую сторону, на расстояние 3 метров.


Петля

На ветку дерева завязать висящую петлю из веревки. Участники по очереди, с расстояния 2-3 метра, метают копье через петлю, стараясь не задеть веревку. Копья можно сделать из ровных веток.


Карусель

Судья становится в центр круга, образованного членами команды, и начинает раскручивать канат. В интервале между от-дельными вращениями каната каждый должен успеть вбежать в круг, взять находящийся там предмет и вернуться на свое место так, чтобы его не задел канат.


Осиное гнездо

Описание: На возвышении, в отдалении от команды установлен стакан с шариком. На месте старта приготовлено множест-во не надутых воздушных шариков и скотч. Задача команды – надуть шарики и, скрепив их скотчем в одну длинную указку, сбить шарик. При этом нельзя заступать за территорию, ограниченную сигнальной лентой, нельзя сбивать шарик мотками скотча.

Реквизит: 50 воздушных шариков, нитки, скотч 2 штуки – для каждой команды; металлический стакан (кружка), бумажный шар, диаметра чуть больше стакана.


Плот

Описание: На этапе приготовлен коврик (ткань), такого размера, чтобы на нем тесно умещались все участники команды. На коврик встают все члены команды, задача команды – перевернуть коврик на другую сторону, при этом, не сходя с него. Наступать на землю (пол) во время выполнения задания нельзя. Можно брать друг друга на руки, на шею, поддерживать друг друга любым образом.

Реквизит: резиновый коврик или кусок плотной ткани.


Узел

Описание: Все члены команды берутся двумя руками за один длинный канат, равномерно распределяясь по всей его длине. Команде необходимо завязать узел посередине каната, не отпуская от него рук и не перемещая их по длине каната.

Реквизит: Канат или плотная веревка длиной не менее 5 метров.


Пропасть

Описание: На этапе приготовлены 4 «островка» (покрышки, пеньки) и 2 доски. Используя доски, нужно преодолеть рас-стояние от старта до финиша. Наступать на землю (пол) нельзя, можно идти только по доскам. Это задание на логику. «Островки» расположены так, как изображено на рис.а. В точке 0 старт, в точке 3 финиш. Расстояние между «островками» 0 и 1, 0 и 2, 1 и 2 одинаково, и равно длине доски. Расстояние между «островками» 1 и 3 и 2 и 3 равны между собой, но больше длинны доски. Обе доски равны между собой.

Решение задачи изображено на рис.б Первая доска укладывается между точками 0 и 1 или 0 и 2, команда или часть коман-ды переправляется в точку 1 (или 2). Отсюда дотянуться до точки 3 нельзя, но можно, проложив доску между точками 1 и 2, от центра этой доски дотянуться до точки 3. Это решение подсказывать командами нельзя, они сами должны догадаться о решении задачи. При выполнении задания командам нельзя перепрыгивать от точки к точке, заступать за доски и или островки. Наступать можно только на доски и островки. Доски не должны касаться земли, их можно опирать только на «островки».

Реквизит: 4 покрышки (пенька), 2 доски длиной 1 – 1,5 м.


Коридор любви

Детям в лагере часто не хватает внимания и заботы, данная игра может помочь уменьшить тоску по дому вдали от мамино-го тела. Участники выстраиваются в узкий коридор лицом друг к другу, по этому коридору начинает медленно двигаться человек с закрытыми глазами, а все остальные участники должны сделать ему что-нибудь приятное, пока он двигается по этому коридору: об-нять, погладить по голове, поцеловать в щечку и т. д. Надо заранее настроить детей на определенный лад, чтобы игра не превратилась в тычки и подножки.


Плен

Описание: На этапе параллельно земле растянут участок паутины в виде сетки на высоте 10-15 см от земли. По одну сторо-ны паутины собирается команда, а по другую становится один из участников, которого и надо будет спасти. Вызволить его можно только переправив на ту сторону паутины, на которой собралась команда. Чтобы сделать это остальным участникам также придется забраться в «паутину». Но при этом необходимо соблюдать следующее правило: Паутина состоит из 4-5 рядов, в каждом из которых от 2 до 6 ячеек. Как только участник встает в ячейку – он тоже запутывается в паутине и может выйти из нее только когда будет спасен главный пленник. Значит, команде доступны только ближайшие к ним два ряда, как же достигнуть остальных? Алгоритм: Когда уча-стник ставит ногу (или руку) в какую-либо ячейку – он тоже «запутывается» в паутине и уже не может достать ногу из ячейки. Но он может поставить вторую ногу в более далекую ячейку. Таким образом, он приблизится к спасаемому, но сам «увязнет» в паутине. Следующий участник становится напротив него подобным же образом. Далее, они на руках переправляют следующего участника в ближайшие к пленнику ряды. И еще одного напротив него. Образуется еще одна пара. Теперь эти две пары могут переправить сле-дующую пару практически вплотную к пленнику. Таким образом, выстраивается ряд пар от свободной стороны к пленнику и его мож-но на руках переправить на свободу. Подсказывать алгоритм командам нельзя, они сами должны догадаться об этом.

Реквизит: 30 м веревки 18 колышков (при расчете на паутину 4×5 ячеек размером 50×50 см).


Река памяти

Описание: На земле размечен веревкой следующий рисунок: Таким образом, две линии сходятся и расходятся примерно параллельно друг другу. Команда выстраивается перед этими линиями лицом друг к другу и соединяют руки ладонями в шахматном порядке. То есть: правая ладонь первого участника с левой ладонью второго участника, правая ладонь второго участника с левой ладонью третьего участника и тд. Задача команды пройти по этим линиям от начала и до конца. Руки должны быть соединены на всем протяжении маршрута от старта до финиша. Если кто-то из участников разъединит ладони – команда начинает все сначала. Это можно сделать в том случае, если участники, доверяя друг другу, будут в равной степени друг на друга опираться. Если кто-то падает или расцепляет ладони, задание начинается сначала.

Реквизит: веревка или сигнальная лента 20 м


Зыбучие пески

Описание: На ровной земле отмечены две линии на расстоянии 10 м: страт и финиш. Между ними – «зыбучие пески». Ко-манде необходимо пройти от старта до финиша, дотрагиваясь до земли как можно меньшим количеством конечностей (т.е. рук или ног). Первый этап: можно использовать столько конечностей, сколько человек в команде. Второй этап – минус три ноги.

Реквизит: веревка или сигнальная лента - 4 м (можно использовать длинные палки).


Рама

Задача состоит в том, чтобы переправить деревянную раму отсюда за ту линию вон там. Один человек должен касаться ра-мы в течение всего упражнения, но он не должен касаться земли. Все остальные участники не могут приблизиться к раме ближе, чем на 5 метров. Рама может иметь с землей не менее одной и не более двух точек касания. Когда она находится между двух линий, верев-ки не должны касаться земли.


Статуя добра

Вся команда становится глиной, из которой надо вылепить статую, где каждый является каким-то элементом. Кроме изо-бражения можно добавить звуки (по желанию), а потом эта статуя обсуждается: кто каким элементом был? Что хотел изобразить? До-волен ли своим местом в общей картине


Карандаш

На ровной площадке устанавливается деревянный шестигранный помост, на котором в центре устанавливается вертикально бревно с привязанными к нему сверху и снизу веревками. Участник, удерживающий нижнюю веревку, должен протащить бревно по кругу помоста против часовой стрелки. Участники, удерживающие верхние веревки, должны удерживать бревно в равновесии.


.

Заключение

Verevochniy-kurs.jpg
E72bdf53be08m.jpg
18-07 09m.jpg

Веревочный курс (далее - "ВК") представляет собой серию тренинговых упражнений. "ВК" - это программа самообучения группы, в которой ее участники находят решения, руководствуясь лишь собственным опытом. В "ВК" нет места соревновательности. Важен успех и полученный опыт. "ВК" может проводиться одновременно для нескольких групп. В каждой группе упражнение проводит специально подготовленный ведущий.

Цель: сплочение группы в процессе преодоления трудностей, создание атмосферы взаимного доверия и поддержки в коллективе.

Участники: оптимальное число участников в группе -15 человек.

Участники одеты в спортивную форму.

Время проведения: время выполнения упражнений не регламентируется. Группа самостоятельно решает: продолжать упражнение или начать выполнять следующее. При желании группа всегда может вернуться к невыполненному упражнению.

Место проведения: большая территория включающая участки леса и спорт площадку. Инвентарь: деревья, веревки, футбольный, баскетбольный и волейбольный мячи, турник, шесты.

Обязательное требование "ВК": обеспечение для его участников безопасности.

Функции ведущего:

  • в начале каждого упражнения зачитывает группе его задание и правила. При возникновении у участников вопросов, задание и правила повторно зачитываются без дополнительных объяснений. При выполнении задания действует принцип: "Разрешено все, что не запрещено", но участники должны сами догадаться об этом;
  • во время выполнения упражнений не помогает и не мешает группе, помнит, что группа всего должна добиться сама на собственном опыте;
  • во время прохождения группой "ВК" поддерживает хорошее настроение в группе, осуществляет страховку и организует ее силами самих участников.

Рекомендации организаторам:

  • организаторами "ВК" должны быть взрослые, прошедшие "ВК" в качестве участников;
  • с целью обеспечения безопасности привлекать к оборудованию мест упражнений специалистов по работе с туристическим снаряжением;
  • в детских лагерях 'ВК" рекомендуется проводить в форме сюжетной игры в организационный период смены;
  • для осознания членами группы процесса ее развития следует организовать самоанализ действий группы.

Обсуждение упражнений (памятка для ведущего):

  • упражнения для участников должны проговариваться точно и четко, так, как они изложены в правилах;
  • ведущий должен говорить медленно, ясно и спокойно, при необходимости повторяя для участников условия выполнения;
  • ведущий должен быть доброжелателен и нейтрален по отношению к участникам;
  • если участники задают вопросы, ведущий не должен давать подсказок, оптимальный вариант – еще раз проговорить текст упражнения;
  • ведущий должен следить за тем, чтобы в группе не было зрителей – посторонних участников, либо тех, кто отказался от выполнения упражнения (либо работаем, либо уходим);
  • ведущий должен варьировать сложность упражнения в зависимости от уровня группы – таким образом, чтобы группа не сомневалась в своей успешности;
  • если группа принимает решение отказаться от выполнения упражнения, она вправе это сделать – при условии единогласного решения отказа;
  • выполнение заданий необходимо фиксировать, проводя после каждого упражнения групповой анализ.

Ведущему при проведении группового анализа необходимо обратить внимание группы на командность работы, смену настроений, изменения в степени участия, распределение ролей, принятие решений, индивидуальные реакции (преобладающие эмоции, реакция на неудачи, реакция на сложность упражнения и пр.). Важно при этом не настаивать на своей точке зрения, оставляя группе свободу для анализа.

Примерные вопросы для анализа упражнения:

  • Что Вы чувствовали, когда…?
  • Что изменилось, когда…?
  • Почему вы выбрали это решение?
  • Каким образом получилась ситуация, что…?

Техника безопасности: при выполнении упражнений необходимо настаивать на соблюдении в группе необходимых правил техники безопасности. Особенно это касается упражнений второго (воздушного) уровня, где достаточно серьезна опасность травматизма. Если группа не соблюдает требования ведущего, вы имеет право снять группу с выполнения задания – но это условие необходимо проговорить для участников до начала курса.


Варианты организации самоанализа:

  1. После каждого упражнения. Этот вариант наиболее приемлем при использовании "ВК" в качестве тренинга, когда наибольшее внимание уделяется психологическим аспектам взаимоотношений в группе. В ходе обсуждения участники группы делятся своими впечат¬лениями, отмечают трудности, которые они испытывали при выполнении упражнения.
  2. В середине "ВК" и после него. Этот вариант наиболее распространен среди организаторов и используется при проведении "ВК" с целью сплочения коллектива, находящегося на начальной стадии формирования. Б ходе обсуждения участники группы делятся своими впечатлениями, выявляют и анализируют трудности, которые группа испытывала при выполнении упражнений, и определяют пути их преодоления при выполнении последующих упражнений. После "ВК" участники группы подводят его итоги и отмечают изменения, произошедшие с группой в ходе его прохождения.
  3. После всего "ВК". Данный вариант рекомендуется использовать только в случае, когда время на проведение "ВК" очень ограничено. В ходе обсуждения участники группы делятся своими впечатлениями, отмечают трудности, которые они испытывали при выполнении упражнения, что в действиях группы мешало их быстрому преодолению. Для эффективности этого варианта самоанализа важно в ближайшее время дать возможность группе использовать сделанные выводы в другой коллективной деятельности.

Обращение к участникам перед началом "ВК"

Дорогие друзья! Сейчас вам предстоит пройти серию испытаний, которая называется "Веревочный курс". Испытания достаточно сложные, и, чтобы ваша группа успешно их преодолела, каждому из вас придется приложить максимум усилий.

Некоторые испытания связаны с риском получения ссадин и более серьезных травм, поэтому вам необходимо постоянно помнить о технике безопасности, беречь и поддерживать друг друга.

В начале каждого испытания я буду зачитывать вам его задание и правила. Если у вас появятся вопросы, задайте их. Но по условиям "веревочного курса" я имею право только повторно зачитать задание и правила без дополнительных объяснений.

Если какое-либо испытание не удается долго пройти, вы можете перейти к выполнению следующего. При желании вы всегда можете вернуться к непройденному испытанию.

Вам нужно постараться за отведенное время пройти как можно больше испытаний. Это будет непросто, но я уверен, очень увлекательно.

Помните, что от вклада каждого в достижение общей цели зависит успех группы. Вы - справитесь, если будете одной командой.

Удачи!




People projects curs 02.jpg
Poutina 60m.jpg

Смотреть также

  1. Краткое описание Верёвочного курса
  2. Веревочный курс – тренинг формирования команды
  3. Веревочный курс: просто о сложном
  4. Дополнительные этапы



Дополнительно

  1. Алтернативное описание веревочного курса
  2. Вариант веревочного курса
  3. Вариант веревочного курса 2
  4. Вариант веревочного курса 3
  5. Вариант веревочного курса 4
  6. Вариант веревочного курса 5
  7. Методика проведения «Веревочного курса»
  8. Философия веревочного курса
  9. ВК “Связанные одной целью“
  10. Вариант низкого веревочного курса (Перечень упражнений)
  11. Задания командных игр
  12. “Экшн-тренинг в работе вожатого”. Методическое пособие
  13. Веревочный курс (руководство для ведущих)
  14. Веревочный тренинг в чистом виде
  15. Веревочный курс ("ВК")
  16. Веревочный курс в Петербурге
  17. Вариант сценария: «Пятый элемент»
  18. Сборник Орленка по «веревке»
  19. Тренинг командной сыгровки командный дух
  20. Проведение Верёвочного курса «Экстрим»
  21. Тренинг Командного Взаимодействия
  22. Экстремальный тренинг
  23. Экшн-тренинг
  24. Описание этапов веревочного курса
  25. Особенности детского "Веревочного курса"


Ссылки