Туристический поход в лагере

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
Palatkim.jpg

Туристические походы занимают ведущее место в жизни детского лагеря, в физическом воспитании детей. В данной главе кратко излагаются рекомендации по их подготовке и организации в детском лагере отдыха.

Туризм – это одно из средств физического воспитания. Он занимает в детском лагере отдыха значительное место, так как располагает большими воспитательными возможностями. Их реализация зависит от педагога, вожатого-руководителя. Работа по туризму создает благоприятную почву для воспитания трудовых и волевых навыков. В походе турист учится преодолевать препятствия, готовить пищу, рубить дрова, ставить палатку, ориентироваться на местности.

Вожатый, педагог в походе хорошо познают своих ребят. Они видят их в труде, в общении с коллективом, в момент преодоления трудностей. Походная жизнь сближает туристов: они лучше узнают друг друга. Коллектив в этих условиях при умелом педагогическом руководстве может хорошо воздействовать на нарушителей дисциплины.

Правильно организованный и проведенный туристский поход обеспечивает хороший отдых, физическое развитие и спортивное совершенствование туристов.

Предстоящий туристский поход вызывает много переживаний. Ребята относятся к нему с восторженным интересом. Еще бы! Неразведанные дали и события, связанные с ними. Новая обстановка, романтика походной жизни в палатках у костра. Что может быть интереснее?!

Пожалуй, не меньше желания скорее отправиться в поход и у вожатых. Правда, не у всех, а лишь у тех, кто не обладает опытом. Совсем по-другому к походам относятся вожаки, побывавшие с ребятами уже не в одном походе. Они-то знают, что путешествия воспитывают коллективизм, волю, смелость, выносливость, инициативу и самодеятельность. Они знают также, что торопливая и необдуманная подготовка не сделает поход полезным, а иной раз может даже принести много неприятностей. Да, чтобы вести ребят в поход, нужен навык, опыт. Ну, а вожатый, впервые работающий с детьми в лагере, и новичок должны восполнить этот пробел более тщательной подготовкой.


Подготовка к походу

Поход не должен превратиться в пустое времяпрепровождение, в своего рода пикник или в увлечение километражем в ущерб познавательному направлению.

Подобно тому как мысли о постройке здания облекаются в план и чертежи, поход также не может обойтись без точно оформленных задачи и темы. А вся подготовка к походу, таким образом, будет возведением фундамента этого здания. Прорабом же его становится вожатый или учитель—руководитель похода. В его обязанности входят разработка маршрута, изучение района путешествия, для чего он заранее производит личную разведку. При выборе маршрута следует принимать во внимание возраст, степень физической подготовки, природные н климатические условия района похода. В результате должна быть сделана съемка местности или схема маршрута.

Нужно иметь в виду, что вожатый в лагере, да и в школе в большинстве случаев будет иметь дело отнюдь не с бывалыми туристами, которые знают трудности походной жизни, умеют готовиться к ней. Понадобится серьезная подготовка всего отряда; Сюда войдут тренировочные походы с включением преодолении различных естественных препятствий (причем длина дистанции, темп ходьбы, вес носимого груза постепенно увеличиваются, а маршрут усложняется), краеведческая работа, ориентирование, ознакомление с правилами движения и туристскими законами.


Разработка маршрута


При разработке маршрута следует:

  1. Определить экскурсионные и экспедиционные объекты.
  2. Наметить пути движения группы.
  3. Составить план-график маршрута: наметить места привалов;- определить наиболее трудные (по проходимости) места-препятствия, прохождение отрезков пути по азимутам, ночлег, места для купания, подготовки топлива; определить пункты связи с начальником лагеря, школой или другими лицами, возможности приобретения овощей, других продуктов.
  4. Договориться (при необходимости) о ночлеге с экскурсионным учреждением, с детским лагерем отдыха по пути следования, о товарищеской встрече, питании или о других мероприятиях.

Маршруты могут быть:

  • линейными (активный способ передвижения проходит между пионерским лагерем, школой и железнодорожной или автобусной станцией);
  • кольцевыми (маршрут начинается и заканчивается в одном пункте);
  • радиальными (маршруты осуществляются из одного пункта в разные места для выполнения экспедиционных заданий или осмотра экскурсионных объектов).

Основными документами для утверждения похода служат план-график и схема маршрута.

В любых условиях есть необходимость маршрут похода предварительно пройти или проехать (например, на велосипеде) руководителю и заместителям похода. Ими составляется маршрутный лист, куда заносится план похода.



Комплектование группы

2879225934 a5793cf7b6m.jpg

За 2—3 дня до выхода вожатый вместе с врачом устанавливает список участников. Их число будет зависеть от количества туристского снаряжения (палаток, рюкзаков, посуды), продолжительности похода, его задач: не более 25—30 человек, так как чем больше участников, тем труднее вожатому руководить походом.

На каждые 12—15 человек выделяется руководитель (из числа взрослых). Всех участников лучше разделить на отделения по 6—8 человек. Они выбирают командиров отделений. Командиром назначается наиболее авторитетный и опытный из ребят. В выборе командного состава большое значение имеет совпадение мнений ребят и руководителя похода.

Распределяются и другие обязанности. Вот основные из них:

  1. Командир группы.
  2. Заместитель, ответственный за разработку маршрута (проводник). Помогает руководителю в подготовке документации для утверждения маршрута, посылает донесения в лагерь.
  3. Завхоз по снаряжению (ответственный за групповое снаряжение). Вместе с руководителем он составляет список необходимого снаряжения и инвентаря, если надо, организует ребят для ремонта и подготовки этого оборудования к походу. На месте привалов организует установку и снятие палаток, составляет поименный список, определяет, кто из ребят несет снаряжение.
  4. Заместитель командира по продовольствию, ответственный за питание. При укладке рюкзаков фиксирует в специальном списке, у кого в рюкзаке какие продукты (рюкзаки нумеруются). В момент малого или большого привалов (прежде чем отряд распущен за дровами, водой и для установки палаток) выдает заблаговременно продукты дежурному повару. В его распоряжении находятся поварская группа (3—4 человека) и костровые (3—4 человека)—знатоки своего дела, показавшие себя с лучшей стороны на конкурсах и тренировках.
  5. Санитар.
  6. Физорг.
  7. Фотограф.
  8. Краевед.
  9. Ответственный за дневник. Определенные обязанности должен иметь каждый участник похода.

После того как на основании распоряжения начальника лагеря будут выписаны продукты, поварская группа составляет меню на все время похода. Зампрод и завхоз еще накануне выхода получают продукты, инвентарь, посуду (ведра, миски, кружки, ложки), распределяют их по рюкзакам и в другую удобную для переноски тару. Заметим, что все это должно быть завершено до вечерней линейки

Руководитель группы и его заместитель назначаются приказом начальника лагеря и несут ответственность за подготовку и успешное проведение похода (путешествия), за жизнь и здоровье его участников. Заместителем может быть кто-либо из родителей или лицо, достигшее 18 лет, которому начальник лагеря доверяет эту работу.

Городской детский лагерь отдыха может не располагать должным количеством инвентаря, и поэтому часть его (палатки, рюкзаки, недостающий хозинвентарь) приобретается на прокатных базах. Для этого необходимо заблаговременно составить смету расходов, где, кроме инвентаря, предусмотреть стоимость питания, транспортные и другие расходы.

Время для сбора отряда будет зависеть от его организации. По сбору отряда руководству лагеря можно сделать заключение, как он подготовлен. И так как отряду часто предстоит собираться в путь после привалов, вожатому еще в лагере нужно обратить внимание ребят на быстроту и четкость сбора. Поставить перед ними задачу—закончить подготовку до вечерней линейки; уложить свои личные и групповые вещи, а также продукты по заранее определенным рюкзакам.

Нередко бывает и так, что невзятая с собой, но очень нужная в походе мелочь портит настроение. Отряд взял в дорогу консервы, а консервный нож забыл. Поэтому вожатому с завхозом нелишне накануне проверить, все ли уложено и куда.


Материально-финансовое обеспечение

Смета финансового обеспечения похода (или путешествия) составляется после разработки маршрута и составления плана-графика. Перед составлением сметы руководитель должен получить консультацию в бухгалтерии лагеря. Смета состоит из двух частей. В расходной части предусматриваются: • приобретение медикаментов для походной аптечки, покупка группового снаряжения; • питание.

Руководителю также могут потребоваться средства на культурно-хозяйственные расходы, покупку овощей, чтобы облегчить вес рюкзаков у детей.

На основании подготовленных руководителем плана-графика и схемы маршрута начальник лагеря издает приказ, по которому отряду (группе) выдаются продукты (накануне утром), чтобы успеть разложить их по рюкзакам и соответственно выработанному меню.

Примерные нормы продуктов на одного человека в день в граммах:

  • Хлеб белый или черный или сухари - 350—400
  • Печенье, галеты - 130—180
  • Крупы, макаронные изделия - 180—220, или готовые концентраты(каши) - 100—200, или супы (концентраты) в пакетах - 30—40
  • Масло сливочное, топленое, растительное - 40—50
  • Консервы—мясо тушеное, фарш, паштет - 50
  • Сахар - 80—100
  • Конфеты, шоколад, халва, мед - 40—70
  • Колбаса сырокопченая, варено-копченая, грудинка, корейка, сало шпиг, ветчина, сосиски - 50
  • Рыбопродукты,рыбасоленая,консервированная в томате - 50
  • Овощи свежи -100, или сухи - 50
  • Молоко сгущенное - 50, или сухое (сливки сгущенные -25—35
  • Сыр плавленый - 30—40
  • Фрукты свежие - 100
  • Какао (порошок) - 10
  • Чай - 2
  • Специи(перец, горчица, лавровый лист) -20
  • Витамины, глюкоза - 5—10
  • Соль - 10—12


Примерный список снаряжения

Girlcamp1m.jpg

Личное снаряжение:

  1. Рюкзак (вещевой мешок)с широкими лямками (хорошо подшить его войлоком, байкой или сукном).
  2. Тренировочный костюм или ковбойка с длинными рукавами, куртка и брюки.
  3. Свитер.
  4. Крепкие разношенные ботинки, Туристические ботинки (хуже кеды).
  5. Сандалии или тапочки (надеваются на привале),
  6. Носки шерстяные и бумажные.
  7. Легкий головной убор (панама, пилотка, берет).
  8. Трусы, майка, купальный костюм.
  9. Спальные принадлежности, поролоновый коврик.
  10. Легкое одеяло.
  11. Легкий непромокаемый плащ (или полиэтиленовая накидка) (нужно включить в список вещей, необходимых ребенку и в лагере).
  12. Миска, кружка эмалированная, ложка, нож (для школьного похода).
  13. Туалетные принадлежности (полотенце, мыло, зубная щетка, паста). (
  14. Иголка, нитки, пуговицы, кусочек материи,
  15. Записная книжка, карандаш.

Групповое снаряжение:

  1. Палатки (из расчета 1 шт. на-4—6 человек) чистые с веревками для, растяжек.
  2. Стойки (2 шт. на палатку).
  3. Колышки дюралевые проволочные (по 12 шт. на каждую палатку).
  4. Компасы (1 шт. на 4—5 человек).
  5. Топорики Туристические (1 шт. на 8—10 человек).
  6. Ножовка.
  7. Спички в водонепроницаемой упаковке.
  8. Полиэтиленовая скатерть, полиэтиленовая пленка под палатку и на палатку.
  9. Треножник (трос).
  10. Крючья на трос.
  11. Рукавички для костровых.
  12. Веревки.
  13. Лопатка саперная.
  14. Посуда для приготовления пищи. Ведра (лучше специальные плоские) жестяные или алюминиевые—3 шт. (в оцинкованных во избежание отравлений готовить запрещается).
  15. Ложки, миски, кружки (на каждого человека).
  16. Ножи кухонные—3—4 шт,
  17. Консервный нож.
  18. Разливная ложка (половник).
  19. Разделочная фанерная доска.
  20. Чехлы для ведер и хозяйственной посуды, мешочки для продуктов.
  21. Фонарики с батарейками (1 шт. на палатку).
  22. Мыло хозяйственное, мочалки для мытья посуды.
  23. Карта-схема района похода.
  24. Фотоаппараты.
  25. Походная аптечка.
  26. Специальное снаряжение для ведения краеведческой работы.
  27. Горн, свисток, 1—2 волейбольных мяча.
  28. Радиоприемник—1 шт.

От вожатого зависит работа командиров отряда и отделений. Они могут быть ему не только помощниками, но и настоящими организаторами. Вся деятельность по подготовке в основном должна вестись ими. Они же производят последнюю проверку всего Снаряжения. Командир похода получает маршрутный лист.


Укладка рюкзака

1805676276 78d9548821m.jpg

Особое место в подготовке занимает тренировка в укладке рюкзака, разжигание костра, быстрой установке палаток, устройстве шалашей. Все это хорошо бы разучивать в игровой форме и в виде викторин. Эффективным средством подготовки к туристским походам являются соревнования по туристской полосе препятствий в отрядах между звеньями. Они могут проводиться на быстроту преодоления командой (звеном) всей полосы, состоящей из естественных и искусственных препятствий:

  1. Бег«по кочкам».«Кочками»могут служить 8—12 дощечек, расположенных на расстоянии друг от друга в зависимости от возраста.
  2. Переноска пострадавшего. В каждой тройке два человека переносят третьего любым способом на расстояние 15—30 м.
  3. Преодоление рва, ручья по бревну.
  4. Перепрыгивание через барьерчики.
  5. Подлезание под барьерчики.
  6. Завал.
  7. Подъем на склон при помощи веревки.
  8. Ориентирование. Каждая пара в команде получает от судьи по компасу с задачей: по заданному азимуту на расстоянии 40—70 м найти предмет, показать его судье и положить на то же место (для других команд). Выполнение задания фиксируется судьей, когда все пары справятся с заданием. На данном этапе возможен вариант: каждая пара определяет азимут на какой-то ориентир и сообщает судье. Тогда ко времени преодоления всей полосы прибавляется время за ошибки в определении азимута: до 3°—1 мин, за 6°—3 мин, за 9°и выше—6 мин.
  9. Установка палатки. Правильность определяет судья.
  10. Разжигание костра, на котором нужно вскипятить в котелке воду или пережечь веревочку. Между двумя стойками судья натягивает шпагат на определенной высоте. Ниже шпагата необходимо предусмотреть ограничитель для укладывания растопки. Это может быть проволока, не дающая при нагревании провиса.

Для оживления соревнования перед вторым этапом судья предлагает команде ответить на один из вопросов специально подготовленной викторины спортивной или иной тематики. Если команда ответить на вопрос не может, она своеобразно наказывается: один из участников бежит к судье обратно на старт за помощью—ответом—и возвращается обратно, сообщая его команде и, конечно, судье.

Для организации массового обучения туристским умениям в лагере может быть создан учебный пункт—«Турград».

Как разжигать костер? Растопкой могут служить тонкие сухие веточки ели или береста. Если этого нет, то сделать лучинки или настрогать стружки. Растопку укладывают шалашиком или колодцем, а вокруг и сверху кладут тонкие сухие ветки так, чтобы они не сжимали растопку. Затем шалашиком или колодцем укладывают дрова потолще.

Палатка устанавливается так: сначала на землю кладется полиэтиленовая пленка затем растягивается и за«шалашик»скрепляется колышками дно палатки. После этого поднимается крыша палатки; за растяжки она натягивается между деревьями или на двух стойках (вровень с высотой палатки). Их лучше ставить не внутрь палатки, а снаружи, с передней и тыльной сторон. Потом по диагонали под углом 45°по отношению ко дну палатки забиваются колышки и к ним привязываются угловые растяжки. Для защиты от дождя вокруг палатки выкапывается ровик с канавкой, отводящей воду. Под голову укладываются рюкзаки с мягкими вещами. В карманах палаток раскладывают электрофонарики, туалетные принадлежности, компасы. Обувь желательно класть под пол палатки у входа, а топорики—в палатку или втыкать в пень.


В путь

Pokhod.JPG

Раннее утро. Весь лагерь еще спит. Именно в это время лучше всего начать свой путь. Подъем. Его участники похода ждали и быстро поднимаются. Но условие: не будить остальных пионеров. Умывание. Завтрак. Последнее в лагере построение. Перед участниками похода должны лежать готовые рюкзаки.

Руководитель похода проверяет наличие общегруппового снаряжения, назначает замыкающего. Его функция очень ответственна: он следит, чтобы никто не отставал, а в случае необходимости может разгрузить ослабевшего.

Всех уставших переводят в голову колонны. Если с отрядом идут двое взрослых (а это обязательно), то один из них выполняет роль замыкающего. Затем командир сдает рапорт начальнику лагеря. Следует команда«Надеть рюкзаки!». Вслед за командиром следуют слабые участники, за ними—вся группа, в конце—замыкающие.

Через 10—15 мин устраивается малый привал для исправления всех недостатков снаряжения (укладка рюкзака, переобувание обуви, снятие лишней одежды и т. д.).

Для отдыха в среднем через 45 мин движения устраиваются малые привалы на 10—15 мин. Места для них выбираются в сухом живописном месте в тени. Рюкзаки снимаются, дается несколько упражнений для рук, плечевого пояса и туловища. Участники садятся или ложатся так, чтобы ноги были повыше (на рюкзаке или пне). Садиться на рюкзаки, тем более на чужие нельзя.

Может быть, на месте большого привала не будет чернолесья, где можно изготовить принадлежности для варки пищи (рогатины, шест), колышки (10—12 шт. на палатку) и стойки для палаток, тогда во время малых привалов следует предусмотреть их изготовление. Это делается только под наблюдением руководителя. И еще. Изготовленный инвентарь нужно захватить с собой или спрятать в надежное место: им сможет пользоваться другой отряд.

Но лучше всего приобрести легкий металлический инвентарь, который имеется в магазинах, или можно даже сделать на предприятии данного лагеря, дабы избежать рубки леса, подчас в недозволенных местах. А еще лучше заменить рогатины с перекладиной металлическим тросиком (от волейбольной сетки). На конце прикрепляется карабинчик или крюк. Тросик крепится между двумя деревьями, на крючках подвешиваются ведра. Высоту подвески ведер над костром легко регулировать передвижением тросика по стволу или применением двух—трех крючков.

На больших привалах устраивается бивуак—временное расположение отряда на ночлег вне населенного пункта. К этому намеченному пункту необходимо прийти до наступления темноты как минимум за 2 ч, чтобы успеть разбить лагерь. Лучшим местом для остановок будет лесная поляна, где поблизости есть вода и много дров.

Об ориентировании

В отрядных и классных походах на 1—2 дня редко применяются на деле элементы ориентирования. Причина состоит в том, что вожатые (классные руководители) не подготовлены в должной степени к роли руководителя, к походам по неразведанным маршрутам. Тем не менее передвижение лишь по шоссейным и проселочным дорогам, минуя лесные и полевые тропы или даже бездорожье (по азимуту), обедняет поход. Для этого вожатым нужно приобрести умения и навыки в ориентировании. В походах необходимо и ребят привлекать к определению местонахождения, из их числа назначать проводников на определенных участках.

Что же такое ориентирование? Ориентироваться на местности—значит найти направление сторон горизонта и свое местонахождение относительно окружающих местных предметов и форм рельефа. Ориентирование при передвижении состоит в определении расстояний, направления движения и выдерживании нужного направления маршрута.

Туристу приходится ориентироваться все время, применяя различные приемы и средства ориентирования: карту или схему, компас, часы, небесные светила, местные предметы и признаки, очертания рельефа. Туристические карты-схемы издаются для наиболее популярных районов путешествий. Они менее точны, чем топографические, но содержат данные, которых нет на топографических картах. Этим они удобнее для проведения походов. Карты и схемы имеют определенные масштабы. Для ориентирования в походе, для разработки маршрута нужно иметь крупномасштабные карты, на которых нанесены населенные пункты, центры, сельсоветы, железные, шоссейные и некоторые проселочные дороги, лесные массивы, реки, озера, болота, границы областей и районов.

Вертикальные линии (сетки меридианов), боковые рамки либо специальные стрелки, указывающие на схеме направления«север—юг», дают возможность ориентировать карты (схемы) по сторонам горизонта. Угол между линией, ориентирующей карту (схему), и направлением, по которому мы предполагаем двигаться на участке маршрута, называется истинным азимутом. Азимуты на карте определяются с помощью транспортира. На местности магнитные азимуты измеряются с помощью компаса.


Тематические игры

2744132870 b35746844bm.jpg

Определение расстояния. Руководитель игры предлагает детям на глаз определить расстояние до ориентира, находящегося примерно в 500—1000 м. Они стараются как можно точнее определить расстояние до ориентира. Они записывают его на бумагу, расписываются и сдают руководителю. Затем руководитель вместе с пионерами измеряет парными шагами (шагом или бегом) расстояние до ориентира, переводит шаги в метры и сообщает«го игрокам. Кто точнее определил расстояние, тот выигрывает первый этап. Остальные места определяются по очкам. Очки подсчитываются следующим образом. Например, расстояние до ориентира равно 580 м. Один из игроков записал 600 м, другой—565 м и т. д. Первый участник получает 600—580 = = 20 очков, а другой—580—565=15 очков и т. д. Места между звеньями определяются по меньшей сумме очков, набранных участниками. Затем руководитель предлагает определить расстояние до следующего ориентира и т. д. В основе определения очков лежит расстояние, измеренное руководителем.

Как перевести парные шаги в метры? Руководитель отмеряет с помощью рулетки 100 м. Потом ребята проходят это расстояние обычными шагами и вычисляют, скольким парным шагам оно равно. Это нужно определить три раза и высчитать среднее арифметическое трех результатов измерения. Этим числом, например, оказалось 70. Следовательно, 70 парных шагов соответствуют 100 м. Таким же образом высчитывают пройденный отрезок бегом. Этим числом, например, оказалось 50. Если расстояние до ориентира при движении бегом оказалось равным 560 парным шагам, то в переводе на метры это будет: 560:50=11,2; 11,2X100 = 1120 м. Если расстояние от исходного пункта до ориентира при движении шагом оказалось, например, равным 680 парным шагам, то расстояние в метрах—680:70=9,7; 9,7X100=970 м.


Меры предосторожности

Выбор пути, порядок движения и меры предосторожности:

  1. Выбирая маршрут, нужно избегать больших открытых участков. Лучшей дорогой будет тропинка. По шоссе необходимо двигаться по обочине с левой стороны навстречу идущему транспорту.
  2. Пробираясь сквозь лесную чащу, нужно выдерживать такую дистанцию между участниками, чтобы ветки не ударяли идущего сзади.
  3. Болота обходят. Но в заведомо проходимых местах необходимо двигаться рассредоточенно по кочкам и кустарникам, тщательно зондируя почву шестом. Впереди идет наиболее опытный турист или взрослый.
  4. Большую опасность представляет переправа через реки. Переправляться можно на лодках и на пароме, но избегая переправы вброд. Категорически запрещается переправляться вплавь.
  5. Во время грозы в поле не надо бежать, а лучше найти укрытие в сухой яме, канаве, отнести все металлические предметы на несколько метров, лечь и укрыться плащом. В лесу не следует прятаться под высокие деревья. Особенно опасны отдельно стоящие дуб, тополь, ель, сосна (в березу и клен молнии ударяют редко).
  6. В пути следить за уставшим участником, заботиться и помогать ему.
  7. Придерживаться утвержденного маршрута и плана похода, не допуская отклонений от них без уважительных причин.
  8. Строго придерживаться установленных правил купания детей. Руководитель лично проверяет место купания и во время купания неотлучно находится с ребятами.
  9. Соблюдать санитарно-гигиенические правила. Не разрешать пить некипяченую воду (за исключением проверенных колодцев и родников). Разъяснять участникам, что чрезмерное питье вызывает обильное потоотделение, выделение солей, а это в свою очередь вызывает утомление. Тщательно проверять качество употребляемых в пищу продуктов (мясо, колбаса, рыба, консервы, грибы). Не допускать приготовления пищи в оцинкованной посуде (ведра, бидоны должны быть обливные, алюминиевые).
  1. Не разрешать двигаться с непокрытой головой, без рубашки во избежание солнечных и тепловых ударов. Немедленно оказывать первую помощь заболевшим и пострадавшим, а в случае необходимости обращаться к врачу ближайшего населенного пункта.
  2. Турист никогда ничего не делает в одиночку. Не допускайте отставания от группы и самовольной отлучки.
  3. Из заранее установленных пунктов уведомлять Детский лагерь (школу) о ходе похода и состоянии участников. Однако не всегда это удается сделать. Тогда следует договориться о прибытии в условленное время и место кого-либо из лагеря на лагерной автомашине.
  4. Руководитель обязан обеспечить сохранность имущества и собранных материалов.


Ряд советов

2927973742 92c9768797m.jpg

Не надо располагаться в оврагах, в низинах, в руслах пересохших ручьев, ибо в случае дождя палатки зальет. А в чаще леса много комаров и другой мошкары, да и трава там долго не просыхает. На случай большого количества комаров следует брать с собой в поход специальную пасту «Тайга» или диметилфталат. Хорошо помогают «дымовушки», сделанные из консервных банок.

Весь отряд на большом привале складывает в одно место рюкзаки и занимается заготовкой дров, установкой палаток и другими хозяйственными делами. Два костровых готовят место для костра (в 4—5 м от ближнего дерева), установку для варки пищи, разжигают костер. А два повара начинают готовить пищу.

Хорошо, когда рядом опытный руководитель. Послушаем ряд его советов:

  1. Во избежание порчи продуктов следует вырыть для них небольшую яму—импровизированный«холодильник».
  2. Наметить и расчистить места для установки палаток. Следует ставить их в одну или две линии.
  3. В походе действует закон: пока есть работа, все без исключения трудятся.
  4. Только по окончании всех дел участники похода могут привести себя в порядок.

Вообще, в походе нужно строго придерживаться установленного распорядка дня: запрещать подолгу задерживаться у костра в вечернее время; производить отбой в 22—24 ч, а подъем—в 6—8 ч в зависимости от предстоящей работы. В ночное время устанавливается поочередное дежурство. Эту миссию ребята с удовольствием выполняют. Регламент такой: по 2 человека по 2—3 ч, обязательно со взрослыми. Отряду, которому предстоит еще больший путь, именно этого распорядка и нужно придерживаться. Но, если цель достигнута и путь обратный недалек, можно разрешить, а лучше возглавить вечернее песнопение, доставляющее ребятам много радости и удовольствия. Часто сбор у такого костра выливается в замечательное, надолго запоминающееся время. Тут интересные истории, игры, смешные рассказы, фокусы, интермедии и, конечно, песни, песни, песни.

Важно не забыть засветло собрать тройной запас дров: на приготовление ужина, на то же вечернее песнопение, для поддержания костра ночью и, наконец, на завтрак. Для последнего следует отбирать лучшие дрова и складывать отдельно штабелем. Закрыть их на ночь клеенкой или полиэтиленовой пленкой. Можно положить часть дров (растопку) под палатку. Если же растопка отсырела, ее следует посолить (2—3 столовые ложки поваренной соли): соль отбирает влагу, и растопка хорошо горит.

Не нужно разрешать никому подходить к«пищеблоку». Запретите поварам«угощать»кого-либо. Это вызывает зависть у других.

И еще. Работающим у костра необходимо быть в одежде и обуви, иметь рукавички. Складывать дрова и производить рубку в стороне от костра и отдыхающих. Предупредить ребят: осторожно ходить босиком, осторожно обращаться с ножами и топорами.

Сразу по окончании еды очередные дежурные моют всю посуду. Каждый из участников способствует тому, чтобы предметы и инвентарь не терялись.

Введите такое правило: взял вещь—положи ее туда же или отдай в руки, у кого взял.

Прежде чем уйти с привала, вся группа тщательно убирает территорию. Мусор сжигается, а костер заливается водой. Руководитель и командиры проверяют проделанную работу и не забыто ли что-либо.

С возвращением!

В условленное время в лагере встречают отряд, пришедший из похода. Это неплохая традиция. Следуют рапорт начальнику лагеря и поздравления с возвращением.

По возвращении из похода подводятся итоги: в последующие 1—2 дня организуется обработка материалов похода, выпускаются стенгазета, фотомонтаж, готовится отчет о походе.

Для детей в возрасте 8—9 лет проводятся прогулки и экскурсии на расстояние 5—7 км в оба конца.

Если вес груза (грузового снаряжения) намного больше рекомендуемого, то его следует доставить на определенные участки маршрута заранее.

Указания руководителю по организации купания учащихся в походе:

  1. Купание в туристском походе и в лагере является одним из наиболее ответственных моментов и требует от руководителя группы серьезного к нему отношения. В походе купание преследует только гигиенические и оздоровительные, а не спортивные цели.
  2. Во всех случаях, когда специально оборудованных пляжей нет, руководитель обязан лично проверить глубину и безопасность места, выбранного для купания (отсутствие старых свай, камней и др.)ч
  3. Глубина места купания при скорости течения не свыше 0,5 м/с должна быть не больше 1,5 м.
  4. При промере глубины места купания нельзя ограничиваться прохождением по прямой от берега—нужно несколько раз пройти выбранный участок по всем направлениям. Границы купания необходимо показать всем купающимся. Температура воды при купании должна быть не ниже 18°С.
  5. Если туристская группа имеет свои лодки, она должна Патрулировать участок, отведенный для купания.
  6. Каждое купание проводится с разрешения руководителя группы и только в его присутствии. Для наблюдения и своевременного оказания помощи один из руководителей должен находиться на берегу. Если в группе имеются пловцы-разрядники, следует привлечь их к дежурству в помощь руководителю, но нельзя им перепоручать руководство купанием.
  7. Одновременно могут купаться не более 8 человек и не свыше 10 мин.
  8. Во время купания не допускать криков. Объяснять участникам, что крик есть сигнал о помощи.
  9. Категорически запрещается: а)купание с лодки, ныряние«в воду с мостиков, лодок, обрывистого берега, а также купание в сумерки и в ночное время; б) купание после принятия пищи в течение 1,5 ч.