Разминки, «ледоколы»

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
32455203QRHm.jpg

Командные упражнения

Игровое упражнение «Чудесный ковер»

Использую так же в продажных тренингах для отработки комплиментов (желательно, что бы в группе был хотя бы один мужчина, между женщинами комплименты банальные)

Для этой игры Вам опять потребуются моток ярких нитей. Лучше, если нитки будут золотого цвета или «радужные». Золотой цвет ассоциируется с теплом, солнцем, энергией, — все это позитивно влияет на формирование энергии единства в команде. Если есть возможность, включите спокойную музыку и попросите членов команды встать в круг. Возьмите моток ниток и займите свое место в кругу. Попросите членов команды сделать медленные вдох и выдох. Далее, расскажите такую историю.

«Дорогие друзья! Припомните, пожалуйста, все наикрасивейшие, наипрекраснейшие, сотканные вручную ковры... От них веет особым теплом и очарованием. В чем секрет ковров ручной работы? В древности искусство тканья ковров считалось чуть ли не магией. Мастерица как будто держала в руках нить судьбы, соединяла ее с другими судьбами в причудливые орнаменты. Действительно, когда судьбы переплетаются красиво, получается чудесный рисунок. Когда мы строим друг с другом красивые взаимоотношения, наш общий рисунок получается гармоничным... В древности к процессу тканья ковра не допускали мастериц злых, сварливых, суетливых. Считалось, что только с добрыми намерениями и сердцем можно создать настоящий ковер... Вы видите у меня в руках моток ниток. Если нить намотать на палец, наши пальцы смогут удерживать нити в натяжении, как катушки. Таким образом, мы можем соткать общий ковер. Намотав нить на палец, мы будем передавать моток другому.

Но чтобы ковер действительно получился чудесным, есть один секрет: передавая моток другому, нужно сказать ему доброе слово. Это может быть комплимент, доброе пожелание, выражение добрых чувств. Передавать моток можно как угодно — и тем, кто стоит напротив, и тем, кто рядом, и тем, кто стоит через несколько человек. Можно говорить добрые слова всем ткачам, тогда моток будет пущей по кругу; каждый намотает нить себе на палец, и моток вернется обратно. Постепенно все наши пальцы окажутся занятыми, а ковер сотканным».

— Позвольте, я начну, — продолжаете Вы, наматывая на палец конец нити. — Я восхищаюсь вашей открытостью и готовностью сотрудничать друг с другом. Я прошу пустить моток по кругу, чтобы каждый намотал нить себе на палец. Когда моток вновь вернется к Вам, можно продолжать.

— Нить вновь вернулась ко мне, а у нашего ковра появилась форма, — говорите Вы, наматывая нить на другой палец. — Я хочу передать моток вам, Мария (имярек)! Ваша улыбка озарила солнечным светом сегодняшнее хмурое утро. Вы передаете моток адресату комплимента. Если он находится далеко, другие члены команды помогут Вам. Далее, член команды, которому Вы передали моток и доброе слово, наматывает нить себе на палец и передает моток другому, говоря тому добрые слова. Постепенно между всеми членами команды образуются нити. Игра может продолжаться довольно долго: либо пока нитки не закончатся, либо пока все не устанут. Здесь Вам важно поймать настроение команды, ибо «все хорошо в меру».

— Посмотрите, — можете сказать Вы, когда ковер станет достаточно прочным, — какой красивый ковер у нас получился! Похоже, что и почти все наши пальцы задействованы в поддержании его формы? Попробуйте, пошевелите пальцами! Чувствуете, какой резонанс это вызывает?

— Мы уже с вами говорили о том, что между нами протянуты невидимые нити, теперь мы видим, что они образуют интересные рисунки. Видите, достаточно нам пошевелить пальцами, как мы можем быть услышанными. Мудрецы называют это ЧУТКОСТЬЮ. Давайте сохраним это ощущение.

— Итак, наш ковер соткан. Теперь мы аккуратно опустим его вниз, на пол и снимем с пальцев.

— Теперь, когда ковер лежит на полу, если хотите, можно снять обувь и по очереди пройти по нему.

— Чудесный ковер, сотканный нами сегодня, символизирует добрые отношения между нами. Давайте скатаем его в клубок. Пусть этот ковер, свернутый в клубок, станет нашим талисманом.


КВН - На творческой волне

Все связано со_всем... * Леонардо да Винчи Цели:

развить способности к соединению противоположных идей из разных областей опыта и использовать полученные ассоциации для решения творческой задачи;

- потренироваться в умении смотреть на задачу глазами товарищей по группе, быть готовым к "стереоскопичности" взгляда на проблему, решение логической задачи;

- создать проблемную и недирективную среду, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы.

Размер группы: не важен. Ресурсы; писчие принадлежности, фломастеры, листы бристоля, лоскуты цветной ткани, обрывки веревки, сухие ветки деревьев и любой иной реквизит. Время: 90-120 минут.

Ход игры

Считается, что поиск аналогий плюс работа в команде - одно из эффективных средств расширения креативного поля и создания команды. Искать, что на что похоже, пытаться использовать аналогичные задачи, которые когда-то были с успехом решены, вспомнить об общей базе свойств и явлений - значит актуализировать опыт, задействовать его при решении новых задач. Можно провести своеобразный КВН креативности, в котором каждая подгруппа (4-6 человек) должна будет выполнить серию индивидуальных и коллективных заданий.

Приблизительная программа может выглядеть так.

1. Тренер объясняет важность работы по расширению творческого поля и роль ассоциативного мышления в тренировке креативности.

2.Команда разбивается на подгруппы, выбирает стана.

3.Первое задание: назвать команду по имени одного из сказочных героев, обосновать свой выбор (5 минут на размышление, 3 балла).

4.Записать на карточке одну из актуальных проблем, которую, по вашему мнению, должна решать на своих встречах ваша тренинговая группа. По сигналу ведущего передайте карточку с написанным заданием группе, сидящей слева от вас. В свою очередь получите задание, над которым вам предстоит работать, от группы, сидящей справа от вас. У вас есть 10 минут на обсуждение полученного задания. После этого группа или ее представитель должны будут рассказать всем присутствующим, почему проблема является актуальной, какие пути решения вы предлагаете, каких результатов в итоге тренинга надеетесь достигнуть. (6 баллов, общее время упражнения - 15—17 минут).

5. Найти максимум свойств, качеств, объединяющих: - солнце и электричку, - зебру и матрац, - осень и балет, - мужчину и кофе, - авторучку и ракету, - любовь и Интернет. Упражнение может быть как групповым, так и индивидуальным. Время на размышление - 3 минуты, оцедка - до 4 баллов.

6.Перефразировать следующие предложения, т.е. высказать идею другими словами, и как можно более близко к оригинальному тексту (дать максимально возможное количество вариантов!): — Любви все возрасты покорны. — Не было бы счастья, да несчастье помогло. — Я так хочу, чтобы лето не кончалось! Работа продолжается 3—6 минут, "стоимость" конкурса - 4 балла.

7.Придумать как можно больше вариантов -использования не по прямому назначению следующих предметов: - утюг, - пуговица, - канцелярская скрепка, - банан. Время на обдумывание - 5-7минут, задание индивидуальное или групповое, максимальный балл — 6.

8. Убедить соперника из команды слева, что: - в холодильнике очень жарко; - пучком ваты можно убить человека; - есть жизнь на Марсе; - что вы обязательно выиграете этот конкурс. Задание идет 5 минут. Его "вес" - 4 балла.

9.Представьте, что вы стали обладателем: -Лунного камня; - сломанной авторучки; - отброшенного ящерицей хвоста; - неисправного хлебоуборочного комбайна. В течение 10 минут подумайте и дайте соперникам убедительное объяснение того, почему именно сейчас, именно для вас этот предмет играет критически важную роль. Что вы собираетесь с ним делать? Почему он так абсолютно необходим вам именно здесь и сейчас? Задание индивидуальное или командное, "вес" конкурса — 6 баллов.

10. Вам необходимо через 8 минут дать словесное описание с использованием максимального количества музыкальных терминов следующих явлений: - землетрясения; - старта космической ракеты; - утра в сосновом бору; - марсианского пейзажа. Ваше описание должно быть логически связным, ярким, зримым и эмоциональным. На обдумывание дается 5 минут, максимум -5 баллов.

11. Помните сказочных персонажей - Кентавра, Тяни-Толкая?.. Вашей команде дается 20 минут, чтобы придумать своего сказочного персонажа — животного, соединяющего как физиологически (в строении тела, физических особенностях и возможностях), так и в свойствах характера характеристики нескольких других реальных живых существ. Придумайте имя вашему животному, поработайте над его внешностью, походкой, голосом. Через 20 минут вам придется показать продукт своего творчества на нашей импровизированной сцене. В показе могут участвовать как один человек, так и вся команда. Дерзайте! Максимальная оценка этого задания - 8 баллов.


РАЗМИНКА на умение устанавливать контакт, а также на внимание: (из книги Хрящевой «Психогимнастика в тренинге»)

Эта разминка для нечетного количества участников. В зависимости от численности группы тренер либо принимает участие в разминке (если в группе четное количество участников), либо не принимает (если количество участников нечетное).

В круг ставятся стулья по количеству в два раза меньше, чем количество участников разминки. Участникам предлагается сесть на стулья. Те, кому стульев не хватило, становятся за спинки стульев. При этом один стул остается пустым (на нем никто не сидит). За пустым стулом также стоит участник. Он – водящий.

Инструкция к разминке: Перед Вами стулья. Пожалуйста, желающие займите стулья. Только один из стульев должен остаться пустым. (наиболее активные участники занимают стулья).

Теперь оставшиеся встаньте за спинки стульев, также, как я (тренер встает сам за спинку пустого стула. Участники также встают каждый за стул с сидящем на нем участником).

Я – водящий. Моя задача – сманить на свой пустой стул любого из Ваших сидящих партнеров. Предполагается. Что каждый сидящий просто мечтает попасть на пустой стул. Делать я это могу только взглядом, молча. Ничего произносить нельзя: ни слов, ни звуков. Только глаза приглашают переместиться на пустой стул. Ваша же задача – удержать своего партнера. Если партнер сбежит. То становится водящим тот, кто потерял свою пару. Удерживать Вы можете только одним способом: легким касанием своими ладонями плечей партнера. Если не успели коснуться плеч, а коснулись спины, то считается, что партнер успел сбежать от Вас. Нельзя все время держать ладони над плечами своей пары. Руки должны быть опущены. Вы удерживаете только, если заметили угрозу потери партнера.

Итак. Начали! (При этом тренер быстро сманивает взглядом одного из сидящих участников, демонстрируя, как надо вести себя водящему).

После того, как прошло 5 минут, тренер предлагает поменяться местами сидящих со стоящими, чтобы каждый попробовал себя в роли водящего.

Группа обычно встречает это предложение с большим энтузиазмом. Разминка продолжается еще 5 минут.

Эффекты групповой динамики от разминки:

  • Эта разминка прекрасно оживляет атмосферу, вызывает бурное веселье.
  • Кроме снятия напряжения, накопленного участниками во время изучения эмоционально сложной темы «работа с возражениями»,
  • разминка направлена также на тренировку устанавливать контакт глазами. Это умение крайне важно во время работы с возражениями. Наш взгляд должен быть теплым, дружелюбным, приглашающим к контакту.
  • Также эта разминка усиливает групповую сплоченность.

После проведения разминки тренер может задать вопросы к группе:

  • «Насколько легко или сложно было сманить участника взглядом?»
  • «У кого лучше всех получалось сманить взглядом?»
  • «Кто чаще других упускал свою пару?»
  • «Кто у нас был самым контактным, кого было легче других пригласить на пустой стул?»

Также тренер может поддержать участников, подбодрить их словами:

Вы – молодцы! У вас прекрасно получалось устанавливать контакт глазами, приглашать пару одним лишь взглядом. Это умение нужно нам во время работы с возражениями. Наши доводы будут более убедительными и легче приниматься другой стороной. Если наш взгляд при этом будет таким же теплым и приглашающим к сотрудничеству, как в этой разминке. Когда встретите критикующего клиента, вспомните эту разминку, ваше сегодняшнее состояние и улыбнитесь!


Разминки в малом помещении для большого количества участников

Можно играть даже сидя:

1) Зоопарк. Каждый молча изображает свое животное по кругу. Потом по кругу второй раз участники сначала изображают свое животное, потом животное, которому хотят передать привет. Затем "узнают" кто кем был. Подходит для разогретой группы.

2) "Передавать" по кругу можно воображаемый предмет. Упражнение делается молча. Потом говорят, какой предмет передавали.

3) "Испорченный телефон"

4) Игры с мячом. если помещение маленькое, используется надувной пляжный мячик, либо шарик, либо маленький мячик. Хорошо идет в таких случаев перебрасывание мяча под музыку, музыка останавливается, у кого в руках мяч - выбывает. Так до победителя.

Игра "чепуха" тоже подходит, один - ведущий, остальные по кругу на ушко загадывают любые слова. Потом ведущий по кругу каждому бросает мяч и задает вопросы типа "Что ты ел?". Если человеку дали лово, например, "стол" - т.е., его есть нельзя, получается чепуха, тогда человек должен мяч отбить. Если ему задали то, что можно съесть, т.е. вопрос и ответ совпали по смыслу, чел должен мяч поймать. Если сделал неверно, то становится ведущим.

Ну с мячом еще много чего.


1.Пазл. Каждому участнику дается кусочек картинки, задача - собрать изображение. Проводила на команду.

2.Волк, коза и 7 козлят. Сюжет такой же, как в одноименном мультфильме: к козлятам приходит волк и коза и просят пустить их домой. Задача козлят пустить козу и не пустить волка. Участникам раздаются роли. "Козлята" не знают, кто из участников "волк", а кто "коза". Потом проводим обсуждение о том, что влияет на убедительность речи.

3.Переформулирование детских стишков. Раздаю участникам короткие стихотворения, например:

Идет бычок качается, Вздыхает на ходу… Вот-вот доска кончается, Сейчас я упаду.

Зайку бросила хозяйка — Под дождём остался зайка; Со скамейки слезть не смог Весь до ниточки промок.

Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу… Все равно его не брошу, Потому что он хороший.

Потом прошу их переформулировать стихи так, чтобы ни одно слово не повторялось. Например: "Муха села на варенье" - "Насекомое приземлилось в банку с джемом". А группа пытается угадать, что это было за стихотворение.

4.Рассказ Каждый участник пишет на стикере по одному слову, потом тренер собирает все слова и озвучивает их группе. Задача каждого участника написать свой собственный рассказ на заданную тему, используя все перечисленные слова.


«Бананы-бананы»

Тип игры: разминка, «ледокол» Длительность: 10-15 минут Правила проведения игры

Группа встает в круг. Ведущий предлагает повторять за ним слова, интонацию и движения. Интонация к каждому циклу слов и движений — обычная, грозным низким голосом, пискляво, эротично. Цикл слов и движений:

  • «Бананы-бананы» — обе руки выбрасываются сначала влево, потом вправо, пальцы как будто брызгают водой на кого-то.
  • «Срываем бананы» — то же самое движение рук, пальцы как будто что-то берут/срывают.
  • «Чистим бананы» — то же самое движение рук, пальцы как будто снимают кожуру сверху вниз.
  • «Едим бананы» — поочередно подносим руки ко рту, словно едим воображаемые бананы.


«Джунгли»

разминка, «ледокол» группы по три человека и ведущий оптимально — до 20 человек 15 минут (зависит от ведущего)

Участники становятся в круг. Ведущий в центре круга объясняет: «Мы все находимся в джунглях, где живет много зверей. В наших джунглях живут слон, обезьяна и утка». На примере любых трех участников ведущий показывает и объясняет, как нужно изображать каждое животное.

Правила таковы — ведущий показывает на любого участника и называет зверя. Участник и его соседи справа и слева должны без ошибок изобразить названное животное.

«Слон». Центральный участник тройки — «хобот»: вытягивает руку в перед, вторую руку заводит под вытянутую и берет себя за нос. Соседи справа и слева — «уши»: приставляют «уши» слева и справа — одна рука вверху загнута немного вниз, вторая рука внизу загнута немного вверх (полукруг).

«Обезьяна». Центральный участник тройки — «ест банан»: подносит руки ко рту, держа воображаемый банан обеими руками и энергично «жует». Соседи справа и слева — «пальмы»: поднимают руки вверх и качаются влево-вправо, как деревья на ветру.

«Утка». Центральный участник тройки — «клюв»: кладет одну ладонь поверх другой, подносит их ко рту и изображает закрывающийся и открывающийся клюв. Соседи справа и слева — «утиная походка»: руки согнуты в локтях, вместе с плечами и торсом двигаются поочередно вперед-назад, бедра виляют влево-вправо, слегка приседая и поднимаясь (похоже на элемент «Танца маленьких утят»).

Ведущий дает группе 1-2 раза потренироваться, а затем предлагает начать игру с одним условием — изображать животных надо быстро и правильно, тот, кто не успеет или ошибется — становится ведущим и продолжает игру. Могут оцениваться внимание и быстрота реакции.

Если в помещении нет возможности встать в круг, игру можно проводить стоя за столами, разбившись на тройки, как в игре «Зоопарк».


Разминка «Вы ни за что не поверите»

В парах: по 5 минут участники рассказывают друг другу о себе: - что отличает вас от других людей? - в чём ваша уникальность? - что интересного мы знаем? - что умеем? Затем обсуждение: презентуем соседа, начинаем со фразы:«ВЫ ни за что не поверите, что перед вами человек, который……»

И потом шеринг: - что чувствовали, когда рассказывали о себе? - когда говорили о вас?


разбейте участников на пары. Приседания в парах, варианты:

  1. Спина к спине
  2. Лицом к лицу, взявшись за руки

Важно приседать одновременно и одновременно вставать. Приседая спиной к спине, важно, также, не отрывать...


хлопки ладонями, очень бодрит и сплачивает группу.

Передей ритм. Паузы запрешены. Вы задаете ритм, группа повторяет, когда вы уверенны, что заданный ритм передан в точности, вы кивком даете знак следующему участнику и теперь уже он показывает свой ритм. Все повторяется.


"Удивить других".

Идет идеально - если люди друг друга знают, и нужно создать доверительные и открытые отношения на тренинге.

Суть такова, что дается задание каждому участнику рассказать о себе что-то такое, о чем никогда за время работы не заходило разговора, в обчем что-то, от чего все ахнут.

Так в процессе упражнения люди узнают, что кто-то в молодости был мастером спорта по боксу и в осовном составе Российской сборной, кто-то прыгал с парашютом, кто-то играл в театре, а у кого-то недавно состоялась выставка фоторабот...

Упражнение задает хороший тон тренингу. Но если группа 25 человек - на него уйдет не меньше 40 минут. Есть ли такое время в запасе?


А еще с ладошками можно вот что провести.

Обычно в этой игре ладони кладут на колени левую - соседу слева, правую - соседу справа, но можно и на стол положить перекрестив руки с соседями по тому же принципу. Задача - хлопать по столу по-порядку, ладошка за ладошкой. Так как руки перекрещены - возникает путаница. Нужно сделать 2-3 полных круга. Для выполнения требуется внимание.


Можно провести упражнение "Муха":

Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль «дрессированной мухи». Доска ставится вертикально и ведущий разъясняет участникам, что перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд («вверх», «вниз», «вправо» или «влево») «муха» перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение «мухи» — центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями «мухи», не допустить ее выхода за пределы игрового поля.

После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры или «видит», что «муха» покинула поле, он дает команду «Стоп» и, вернув «муху» на центральную клетку, начинает игру сначала.

«Муха» требует от играющих постоянной сосредоточенности, однако, после того, как упражнение хорошо усвоено, его можно усложнить. Увеличив количество игровых клеток (например до 4х4) или количество «мух», в последнем случае команды подаются каждой «мухе» отдельно.


Разминки в ограниченном пространстве., Что делать когда нет места?

УПРАЖНЕНИЕ: «Чемпионат борьбы на пальцах»

По команде ведущего участники группы разбиваются на пары случайным образом. Ведущий объявляет о начале необычного соревнования – чемпионата борьбы на пальцах. С помощью одного из членов группы или котренера ведущий показывает, как происходит поединок. Большой палец правой руки поднимается вверх (знак "во!"), остальные четыре пальца захватывают пальцы соперника. Задача каждого игрока – производя энергичные движения большим пальцем, увернуться от нападения соперника и прижать его большой палец к боковой стороне указательного. Победители проводят поединки между собой до выявления абсолютного чемпиона. Вся игра занимает минимальное время, однако мгновенно разряжает напряженную обстановку в группе, снимает усталость и задает мажорный тон работе.


УПРАЖНЕНИЕ: «Шестерка»

Очень простая и веселая игра, помогающая участникам потренировать внимание и сообразительность. Все игроки сидят в кругу. Каждый участник группы (начиная с ведущего) по очереди называет числа натурального ряда: один, два, три... Запрещается называть числа, заканчивающиеся на цифру 6 и кратные 6 (например, 6, 12, 16 и т. д.). Если игроку досталось такое число, он должен молча привстать и хлопнуть в ладоши. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Играть можно до трех оставшихся наиболее внимательных игроков. Понятно, что вместо шестерки можно использовать другие цифры.


"Лошадки". Вся группа должна встать. Тренер показывает группе движения: "поскакали" - хлопаем ладонями по коленям, "по камушкам" - кулочками по груди (не сильно :-), "по песочку" - потираем быстро ладони друг о друга, "барьер" - поднимаем руки вверх. Дальше - выполняем упражнение:тренер произносит слова, группа должна делать соответствующее движение:поскакали-поскакали, по песочку-по песочку, барьер! и т.д.. Тренер тоже выполняет движения, но иногда группу путает, например, на команду "по песочку" - хлопает по коленям, "барьер" - руки опускает вниз и т.п. Группе - важно не запутаться. Тренер постеменно увеличивает темп и продолжает путать. Упражнение прекрасно проходит в тесных аудиториях, при любой рассадки, при любом количестве участников!


Ведущий: Сегодня в порт корабль придет, груженный: - веерами (обмахивается одной рукой, как веером); - ножницами (правой рукой, двумя пальцами, указательным и средним, стрижем, как ножницами); - ножными швейными машинками (ногами качаем, словно управляя швейной машинкой); - часами с "кукушкой" (все говорят: Ку-ку, ку-ку) -и китайскими болванчиками. (качают головой из стороны в сторону) -Сначала разгрузили часы (перестают говорить ку-ку) -потом китайских болванчиков (перестают качать головой) - потом разгрузили швейные машинки (перестаем качать ногами) -потом ножницы (перестают резать) -а затем веера (перестают обмахиваться)

Можно использовать "Круговой счет" движений особо нет, но разминка-отвлекалочка хорошая. Участники считают вслух по кругу от 1 до 40. При этом, числа, в которых есть цифра 3 (3, 13,23...) не произносятся, а вместо них - хлопок. Но это было бы слишком просто! Числа кратные трем (3, 6, 9...), также не произносятся, а заменяются хлопком. Самое интересное начинается с 30... Если один из участников сбивается - с него счет начинается по новой! Очень важно, чтобы участники произнесли число 40.


Монеты У меня две монеты на общую сумму 15 копеек. Одна из них не пятак. Что это за монеты? Ответ: Пятак и одна монета достоинством в 10 копеек. Одна монета (десятикопеечная) не пятак.

еще вариант:

Черепахи По ПРЯМОЙ ползут три черепахи Первая говорит: Сзади меня ползут две черепахи. Вторая говорит: Спереди меня одна черепаха и с зади меня одна черепаха. Третья говорит: Спереди меня две черепахи и с зади меня две черепахи. Вопрос: В КАКОМ СЛУЧАЕ ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ? Ответ Поскольку в задаче не говорится, что черепахи ползут по направлению той самой прямой, то все черепахи ползут по параллельным прямым.