Контрольный туристский маршрут (КТМ)

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
Big imgm.jpg
Big img12m.jpg

Контрольный туристский маршрут (КТМ) проводится как туристский поход, в ходе которого каждая команда выполняет различные задания по краеведению, туристкой технике, топографии, ориентированию, оказанию первой медицинской помощи.

На маршруте команда преодолевает различные препятствия, самостоятельно выбирая тактику и способ безопасного прохождения. При этом команда набирает баллы. Если ребята не готовы к преодолению какого-либо этапа, они могут его пропустить, лишившись соответствующего количества баллов. На прохождение каждого этапа устанавливается определенное время – НВ (нормальное время). Если команда преодолевает этап быстрее, преимущества она от этого не получает, а за превышение НВ ей дается меньшее количество баллов.


Предлагаем включить в КТМ следующие этапы:


Предстартовая проверка (максимальная оценка 20 баллов).

Ответ капитана о действиях команды в аварийной ситуации – до 4 баллов. Ответ одного из участников (по жребию или выбору судьи) о границах района соревнований – до 4 баллов. Проверка личного снаряжения одного из участников (по жребию) — до 3 баллов. Наличие и состав медицинской аптечки, ремонтного набора, группового снаряжения – до 3 баллов за каждый список. За отсутствующий предмет снимается 1 балл, но не более 3 баллов по каждому списку.

Знание правил оказания первой медицинской помощи (максимальная оценка 20 баллов). Двое представителей команды получают карточку с указанием диагноза травмы и заболевания. Используя представленные в карточке наборы признаков травм, заболеваний и способов оказания первой медицинской помощи, команда выбирает правильный ответ (записывает шифр). За каждый правильный ответ дается до 5 баллов.


Оказание первой медицинской помощи при условно заданной травме (максимальная оценка 10 баллов).

Список травм заранее оговаривается. Правильное выполнение – 10 баллов, с ошибкой – 5, неправильное – 0 баллов.

Транспортировка “пострадавшего” (максимальная оценка 10 баллов). Команда изготавливает из подручного материала средства для транспортировки и транспортирует “пострадавшего”. Правильная транспортировка – 5 баллов, с ошибками — 2,5, неправильная – 0 баллов. Аналогично оценивается и правильное изготовление средств для транспортировки.


Определение расстояния по карте (максимальная оценка 3 балла).

Команда, используя имеющийся инструмент (линейку или компас), определяет расстояние между пунктами на карте. При ошибке до 5% – 3 балла, до 10% – 2, до 15% – 1, более 15% – 0 баллов.


Определение азимута на три ориентира (максимальная оценка 9 баллов).

Команда при помощи компаса определяет азимут на указанные ориентиры. При ошибке до 5 – 3 балла, до 10 – 2, до 15 – 1, свыше 15 – 0 баллов.


Бивак (максимальная оценка 10 баллов).

Команда за контрольное время (1 час) должна поставить палатку и вскипятить воду.


Маркированный маршрут.

Команда, двигаясь по маркировке, отслеживает по карте путь движения и наносит местонахождения КП проколом, а на следующем КП зачеркивает прокол карандашом. При ошибке до 2 мм – 6 баллов, до 4 мм – 4, до 6 мм – 2, свыше 6 мм – 0 баллов.


Обозначенный маршрут.

Команда движется по обозначенному на карте маршруту, проходя через КП, установленные на местности, но не обозначенные на карте. За посещение каждого КП дается 5 баллов.


Открытый маршрут.

Команда должна преодолеть при помощи карты маршрут в несколько километров, проходя в заданном порядке через КП. Оценка – как при обозначенном маршруте.


Ориентирование по “легенде” (описанию маршрута).

Команда движется без карты по “легенде” с указанием азимутов и расстояний, проходя через КП в том случае, если она идет правильно. За посещение каждого КП – 3 балла.


Азимутальный ход.

Получив исходные данные (азимут и длину хода – до 1 км), команда движется к указанной точке. При выходе на финишную прямую записывается номер вешки. При ошибке до 5% длины хода — 15 баллов, до 10% – 10, до 15% – 5, свыше 15% – 0 баллов.


Определение расстояния до недоступного предмета.

Команда любым известным ей способом определяет расстояние до недоступного предмета. При ошибке до 5% – 6 баллов, до 10% – 4, до 15% – 2, свыше 15% – 0 баллов.

В зависимости от уровня подготовки команд в КТМ можно включить и другие элементы – спуски и подъемы при помощи веревки, навесную переправу, а также элементы краеведения, связанные со школьной программой: определение растительности, измерение расхода воды и др.

Каждая команда имеет зачетную маршрутную книжку (ЗМК), в которой судьи делают отметку о прохождении этапа и о полученном результате.

Основное требование к работе судей: команда, уходя с этапа, должна узнать свой результат. Этапы с ориентированием проходят при помощи любой имеющейся карты, однако лучше использовать спортивную карту, изготовленную для соревнований по ориентированию. Если есть проблема с судьями на этапе, то можно рекомендовать с каждой командой отправить судью-посредника - руководителя другой группы, который оценивает действия команды на этапах.


Таблица штрафов для этапов соревнований

п/п

Ошибки и нарушения Номер этапа, к

которому относится ошибка

Штраф 1 балл (30 с)
1 Заступ за контрольную линию 1—4,6
2 Касание земли одной ногой 1,3,5,6
3 Сбита верхняя планка 7
Штраф 3 балла (90 с)
4 Двое на этапе 1—7
Штраф 5 баллов (150 с)
5 Падение 1-6
6 Сбита боковая стойка 7