Да-Нетки

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
11153009UWUm.jpg

Для тех кто еще не знает, или просто не уверен то Да-Нетки (Данетки) это такие загадки, которые требуют компании для их решения. Ведущий, который знает ответ, говорит фабулу (которые и даны ниже), а все остальные должны выпытать ответ или объяснение этой фабулы спрашивая наводящие вопросы.

Ведущий может отвечать только "да" или "нет", а иногда, для упрощения задачи может говорить "не важно" имея в виду что это не относится к разгадке. Причем ведущему очень важно точно соблюдать формулировку загадки, так как одно неверное слово может все очень изменить... Ответы зачастую неожиданны и кажутся надуманными - но так даже интересней :))

Общие принципы и примеры ситуаций

Методика занятия по игре "Да-Нет"

Цель занятия: сформировать у детей понимание сущности "сильного вопроса", дать методику поиска путём последовательной дихотомии (усечения поля поиска)

Положительные стороны метода: игра по сути своей довольно проста и может одинаково успешно применяться в работе с любыми возрастными группами - от дошкольников до старшеклассников, ведущий может легко варьировать предметную область и сложность задач, адаптируя их к уровню детей, а также создавать новые задачи на основе практически любого материала - предметных задач, головоломок, сказок, анекдотов, вопросов "Что ? Где ? Когда ?" и т.д.

1

Я предлагаю детям сыграть в простую игру: я загадываю число от 1 до 10, они должны попытаться отгадать это число - разрешено задавать мне любые вопросы, на которые я буду отвечать "Да", "Нет" или же "Ну-ну-ну", если на вопрос нельзя ответить "Да" или "Нет".

Примечание 1: среди детей не должно быть никого, знакомого с алгоритмом двоичного поиска - если есть такая возможность, это желательно выяснить заранее и, если такие дети найдутся, отстранить их от этой игры.

Примечание 2: если дети случайно отгадали число с первой-второй попытки, я не сообщаю им об этом и "перезагадываю" число - важно, чтобы прежде чем дети добъются успеха, ими были сделаны хотя бы 5-6 попыток.

После того, как дети отгадают число, я говорю им: "Молодцы, очень хорошо... А теперь попробуйте отгадать число от 1 до 1000 !" Как правило, дети начинают либо паниковать, либо возмущаться (либо и паниковать, и возмущаться): "Да разве мы сможем это сделать ?! Это же придётся полдня гадать !" Впрочем, наиболее смелые могут попробовать - я даю им возможность задать 10-15 вопросов, чтобы продемонстрировать, что их способ неэффективен. Тогда я предлагаю им (как вариант - на спор) отгадать число от 1 до 1000, задав не более десяти вопросов. Что и делаю, используя метод двоичного поиска (последовательного деления поля поиска пополам):


Это число больше 500 ? Нет.

Больше 250 ? Да.

Больше 375 ? Нет.

Больше 322 ? Да.

Больше 348 ? Нет.

Больше 335 ? Да.

Больше 342 ? Да.

Больше 345 ? Да.

Больше 347 ? Нет.

Это 346 ? Да !


Как видите, 10 вопросов было вполне достаточно. Затем я обсуждаю с детьми, почему их способ угадывания чисел был неэффективным, а использованный мной - эффективным. Если кто-то дойдёт самостоятельно - хорошо, если же нет - я наглядно (начертив числовую прямую и, если надо, объяснив им, что это такое) объясняю им, что они действовали "методом тыка" - каждый их вопрос сокращал область поиска (область поиска или поле поиска - область, в которой может лежать искомый ответ) лишь на одну позицию, т.е. после каждого вопроса, который не привёл к успеху, область поиска почти не уменьшалась - такой способ поиска и такие вопросы мы назовём слабыми:


Попробуем угадать число от 1 до 20 (загадано число 11):

Это 5 ? Нет. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Это 9 ? Нет. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Это 12 ? Нет. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Это 1 ? Нет. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Это 19 ? Нет. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Это 4 ? Нет. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Это 20 ? Нет. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Это 6 ? Нет. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Это 2 ? Нет. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Это 15 ? Нет. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Я же действовал методом последовательного усечения поля поиска - после каждого моего вопроса, даже если он не приводил меня к успешному решению, поле поиска значительно сокращалось (примерно вдвое) - такого рода вопросы мы будем назвывать сильными:


Число > 10 ? Да. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Число > 15 ? Нет. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Число > 13 ? Нет. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Число > 12 ? Нет. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Число = 12 ? Нет. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Таким образом, выводим определение:

Сильный вопрос - вопрос, значительно сокращающий поле поиска даже в случае "неблагоприятного" ответа. Когда есть возможность, следует использовать сильные вопросы.

Для того, чтобы проверить, поняли ли дети материал и чтобы закрепить его, я провожу с ними ещё одну игру на угадывание числа.

2

Затем я предлагаю другую игру на угадывание, использующую те же правила. Требуется угадать задуманное мною животное (как вариант - страну, литературного персонажа, марку машины, одного из детей и т.п.). Это уже нелинейный поиск, так что скопировать решение предыдущей задачи полностью не удастся. Если дети сразу начинают использовать сильные вопросы - очень хорошо, если же они начинают снова использовать "метод тыка" - "Это собака ? Это кошка ? А может быть, это крокодил ?" - я напоминаю им о том, что следует использовать сильные вопросы. Если и после такой подсказки никто не сообразил, какие вопросы задавать, я могу привести пример таких вопросов сам: "У этого животного есть ноги ? У него четыре ноги ? Две ? У него есть крылья ?" С помощью таких вопросов можно достаточно быстро "вычислить" искомое животное. По ходу игры я показываю это графически, рисуя на доске "область поиска" и отсекая от неё куски:


Неизвестное животное


- У этого животного есть ноги ?

- Да.



Все животные без ног (рыбы, змеи, черви и т.п.)


Животное с ногами


- У этого животного есть крылья ?

- Да.


Все животные без ног (рыбы, змеи, черви и т.п.)

Крылатое животное с ногами

Все животные без крыльев (большинство зверей, земноводные и пресмыкающиеся, пауки и т.п.)


- Оно умеет летать ?

- Нет.


Все животные без ног (рыбы, змеи, черви и т.п.)


Нелетающее крылатое животное с ногами ____________________

Все летающие животные (летучие мыши, большинство птиц и т.д.)


Все животные без крыльев (большинство зверей, земноводные и пресмыкающиеся, пауки и т.п.)


Есть ноги, есть крылья, но летать не умеет... Видимо, какая-то нелетающая птица (хотя может быть и крылатое, но нелетающее насекомое - однако вряд ли дети осведомлены о существовании таких диковин). Нелетающих, хотя и имеющих крылья птиц весьма немного - страус, пингвин, ископаемый дронт... Мы достаточго уменьшили область поиска и можно перейти на перебор вариантов, так как вариантов осталось всего несколько, а дополнительные вопросы, похоже, уже не принесут нам особой пользы - иначе стоило бы продолжить усечение области поиска.


- Это пингвин ?

- Нет.

- Это страус ?

- Да !


После того, как дети один-два раза сыграют в эт игру со мной, я делю их на группы по 5-8 человек и даю им время, чтобы пару раз сыграть в группах - один загадывает что-то, остальные угадывают.

3

Следующая игра из серии "Да-Нет", которую я даю на том же занятии, использует ещё большее поле поиска, так как я спрашиваю уже не "Кто ?" или "Что ?", а "Какой ?" Игра имеет несколько вариантов - я могу загадать человека (я могу назвать детям его имя - например, "Кто такой Марат Казей ?" - или же не назвать, это может быть реальная личность или литературный персонаж), и дети должны выяснить, кто этот человек, чем он известен либо чем он важен для меня. Я могу загадать какой-то предмет или же дать детям угадывать, каковы могут быть функции некоего незнакомого им предмета или чем занимается человек малоизвестной профессии ("Для чего применяется батометр ? Что такое ревербратор ? Чем занимается метранпаж ?") и т.п. Поскольку эта задача на порядок сложнее предыдущей, допускаются следующие ответы на вопросы детей:

Да

Нет

Ну-ну-ну

И да, и нет (например, если загадана соль и поступил вопрос "А это едят ?")

Неизвестно

Не имеет значения (используется по желанию ведущего)

Разумеется, все ответы должны быть абсолютно правдивыми, однако ведущий может изрядно усложнить или упростить задачу детей, используя или не используя ответ "Не имеет значения" - так, например, если я загадал Юрия Гагарина и предлагаю детям угадать, чем знаменит загаданный мной человек, а кто-то из детей спрашивает, убил ли этот человек кого-либо, я могу упростить решение задачи, ответив "Это не имеет значения", могу ответить "Неизвестно" (что в данном случае равноценно, так как спрашивалось, чем он знаменит), а могу и запутать детей, ответив "Да" - уж кого-то (например, муху, комара или таракана) Гагарин за свою жизнь наверняка убил.

4

Следующая игра - решение задач, задавая вопросы из категории "Да или нет ?". Это могут быть задачи произвольного типа - загадки, парадоксы, вопросы по какому-то предмету, изобретательские задачи, вопросы из "Что ? Где ? Когда ?" и т.п. Как и в предыдущей игре, могут использоваться шесть вариантов ответа. Важно следить, чтобы дети старались, насколько это возможно, не заниматься угадыванием "методом тыка", а использовать сильные вопросы.


- Девочка стоит на остановке, к ней подходит человек в чёрном пальто и чёрной шляпе. Этот человек говорит ей: "Я тебе не отец, но ты мне дочь". Кто он ? (Это мать девочки. Пример сильного вопроса: это был мужчина ?)

- Карлик живёт на 10-м этаже. Каждое утро он садится в лифт, спускается на 1-й этаж и идёт на работу. Вечером он возвращается с работы, садится в лифт, едет на 5-й этаж, выходит и поднимается по лестнице на 10-й. Почему ? (Он не достаёт до кнопки 10-го этажа в лифте.

Пример сильного вопроса: а он хотел бы доехать до 10-го ?)

- Где, согласно верованиям аборигенов Тасмании, находится душа человека ? (В его тени. Вариант сильного вопроса: она находится в какой-то части его тела ?)

5

Последняя для этого занятия игра заключается в том, что дети, задавая вопросы из тех, на которые можно ответить "Да" или "Нет", должны восстановить ситуацию по короткому намёку. Классический пример: "Подул ветер - стекло разбилось - Мэри умерла". Требуется воссоздать предельно точное описание ситуации (в данном случае - ветер распахнул окно, створки окна столкнули с подоконника авариум, в котором жила рыбка по имени Мэри, стекло аквариума разбилось и рыбка погибла без воды). Как и в предыдущей игре, я могу использовать 6 вариантов ответа - "Да", "Нет", "Ну-ну-ну", "И да, и нет", "Неизвестно" и "Не имеет значения". Как и в предыдущей игре, ведущий может запутывать игроков или же, наоборот, помогать им, используя или не используя ответ "Не имеет значения". Ведущему стоит особо отмечать случаи, когда кто-то задаёт сильный вопрос и побуждать детей задавать как можно больше сильных вопросов. Несколько примеров подобных задач:


- Заснеженное поле, высокая скала, в ста метрах от неё лежит мёртвый человек, вокруг никаких следов... (Упал с самолёта)

- Пустыня, оазис, неподалёку лежит мертвый человек, а позади него то, что его убило... (Парашют не раскрылся)

- В комнате лежит мёртвый человек, а рядом с ним кусок дерева длиной около метра, послуживший причиной его смерти... (Человек очень маленького роста работал лилипутом в цирке, другие циркачи решили подшутить над ним и сказали ему, что он растёт, он стал измерять свой рост с помощью палки, и тогда кто-то из шутников эту палку втихаря подпилил - лилипут решил, что он действительно растёт, испугался и умер от разрыва сердца)

- На берегу лежит мёртвая голая девушка, в руке - сломанная палочка, из-за которой она умерла... (Люди летели на воздушном шаре, шар стал падать - тогда люди сперва выкинули за борт все вещи, включая одежду, чтобы хоть как-то облегчить его, а затем, увидев, что это не спасёт их, решили, что один из них должен спрыгнуть, чтобы спасти остальных, бросили жребий и девушка вытащила сломанную спичку)

- Ковбой заходит в бар и просит стакан воды. Бармен выхватывает кольт и направляет его ковбою в грудь. Ковбой говорит "Спасибо", поворачивается и уходит... (У ковбоя началась икота, которую можно вылечить как выпив воды - что он собирался сделать - так и неожиданно напугав человека - что сделал бармен)


На дом можно дать задание:

Самостоятельно приготовить задачу или вопрос для игры в "Да - Нет" и на следующем занятии провести игру.

Придумать несколько сильных вопросов для какой-то предложенной ведущим задачи



A fa3ff32b.jpg

Смотреть также примеры...


Дополнительно


Ссылки

  1. Википедия
  2. Сайт с Да-Нетками на skwad
  3. Загадки-данетки на zagadki.smeha
  4. Куча нестандартных головоломок (можно невозбранно использовать как данетки)
  5. Данетки (с разгадкой) на dink