Что мешает вожатым эффективно управлять подопечными

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
M bc0be222m.jpg
Prepm.jpg

Свои пробелы в умении управлять подопечными мы прекрасно ощущаем, хотя и не всегда готовы в этом признаться даже себе. Но, используя свои неотъемлемые резервы — здравый смысл, интуицию и опыт, — вожатый со временем учится избегать грубых управленческих ошибок.

Кроме того, вожатый, как правило, предпочитает солидаризоваться со своими подопечными против системы управления режимными моментами в лагере вообще и администрации лагеря в частности. Это объясняется подсознательным ощущением своей ответственности за их действия. Вместо осознания проблемы возникает естественное желание оправдать их, а заодно себя.

Со временем у большинства вожатых в отношениях с детьми устанавливается своеобразное равновесие: те особо не качают права, а вожатый не портит им жизнь приступами жесткой требовательности. Со стороны все это выглядит так, как будто бы проведена некая незримая, но хорошо понимаемая демаркационная линия, и обе стороны стараются ее не переступать.

Используя только три ресурса — опыт, интуицию и здравый смысл, — вожатый незаметно для себя обрастает проблемами так же, как деревянный корабль водорослями и ракушками. В результате ему приходится постоянно бороться с действительностью, вместо того чтобы получать удовольствие от своей профессиональной работы. Попробуем сформулировать и описать те проблемы вожатого, которые представляются наиболее типичными. Не все они присущи всем действующим вожатым. Однако у любого из тех, кто не склонен обременять себя регулярным саморазвитием, отыщутся некоторые из перечисленных помех.


Синдром хорошего человека

Управление детским коллективом применительно к режимным моментам лагеря изначально носит конфронтационный характер по отношению к подопечным, так как нарушает достигнутое ими состояние равновесия. Далеко не все дети испытывают удовольствие от того, что им поручают выполнение какой-либо новой обязанности или предъявляют набор дополнительных требований к содержанию уже привычной. Приходится преодолевать возникающее сопротивление.

Поэтому управление неизбежно связано с негативными эмоциями, которые возникают у вожатого в процессе соприкосновения с сопротивлением подопечных. Большинство же людей не испытывают никакого удовольствия от постоянных психологических поединков или конфронтации с детьми, рядом с которыми они проводят значительную часть времени в лагере.


Позитивная проекция

В психологии проекцией принято называть свойство приписывать другим людям собственные черты характера, а также парадигмы мышления.

Такая привычка обеспечивает нам иллюзорную легкость взаимодействия с окружающими. Действительно, зачем напрягаться и тратить энергию на осмысление индивидуальных черт характера, прогноз возможной реакции на свои слова и отслеживание реальной обратной связи своего собеседника? Гораздо проще представить себе, что контрагент является вашим зеркальным отражением.

Большинство вожатых — люди ответственные с точки зрения их отношения к работе. Поэтому, поручая работу подопечным, вожатый предполагает, что они обойдутся с порученным им заданием точно так же, как он сам бы поступил, если бы находился на их месте.

В реальности же высока вероятность того, что ребенок употребит свой талант не на поиск возможностей для наилучшего выполнения порученного задания, а на подбор тех причин, которые позволят ему не напрягаться. Узнает же об этом вожатый зачастую как раз в тот самый момент, когда предполагает получить от подопечного изначально интересовавший его результат.

Оказавшись в такой ситуации, вожатый испытывает некий шок — он просто не может понять, как же его подопечный мог так нехорошо поступить? Вот я бы на его месте!

Закономерный результат: вожатый предпочитает сделать все самостоятельно, детей же задействует исключительно "на подхвате" или загружает той деятельностью, от которой ни вреда, ни пользы.


Синдром старшего

Подопечные гораздо более наблюдательны по отношению к своим вожатым, чем вожатые к подопечным. Причем некоторые вожатые еще и бравируют своим невниманием, целенаправленно подчеркивая дистанцию тем, что в процессе контактов с детьми смотрят поверх голов своих подопечных. Почему? Ответ прост: те, кто зависит, более внимательны к тем, от кого они зависят.

Закономерный результат: некоторые вожатые практически не обращают внимания на настроение и состояние своих подопечных, не видят в них личность. Некоторые же просто боятся стать жертвой манипуляций и лишить себя возможности принимать прагматичные решения. Все это приводит к скудности эмоциональных контактов и увеличивает уровень психологической разобщенности структуры. В итоге вожатый если и сохраняет управляемость, то лишь на уровне жесткой исполнительности. При этом он начисто лишает себя того мощного ресурса, который заключен в самомотивации детей.


Ожидание героя

Говорят, что когда официанта с тридцатилетним стажем попросили описать идеального клиента, то он сказал: «Это человек, который обедает дома, а чаевые высылает по почте чеком». Иногда кажется, что так некоторые вожатые и представляют себе идеального подопечного. Как же должен себя вести подобный персонаж?

  • О том, что надо делать, он догадывается по выражению глаз вожатого, после чего уносится вдаль, возвращается точно в срок и с превышением ожидаемых результатов.
  • В случае, если ему ничего конкретного не поручают, он оглядывается вокруг, мгновенно находит наиболее полезную для данного момента деятельность, после чего с блеском ее выполняет, не нарушая при этом установленные в лагере правила.
  • Постоянно вносит полезные инициативы, направленные на улучшение как самих результатов, так и процесса их достижения.
  • В любой момент готов к решению возникающих проблем, причем исключительно за счет смекалки и без привлечения дополнительных ресурсов.
  • Не задает вожатому неуместных вопросов, не требует к себе внимания и ничем не отвлекает того от выполнения текущих задач.
  • С одной стороны, никогда не нарушает установленные в лагере правила, с другой — всегда понимает, в чем и как следует нарушить те или иные правила для пользы дела.
  • Всегда готов действовать дополнительно и даже не помышляет о похвале.
  • Самостоятельно повышает свои умения, без какой-либо мотивации со стороны вожатого.
  • Вечно лоялен к режимным моментам и лично вожатому вне зависимости от того, как с ним обращаются и что происходит в отряде.
  • Понимает всю сложность работы своего вожатого и смиренно принимает все нарушения со стороны вожатого его (подопечного) прав, без каких-либо предварительно взятых обязательств.

Конечно, ни один вожатый не признается в таких ожиданиях. Но, анализируя жалобы, упреки и претензии, которые обрушиваются на головы таких вожатых, можно предположить, что подсознательно реальные дети сравниваются ими примерно с такой моделью.

Закономерный результат: разочарованный несоответствием повседневной реальности и своей светлой мечты, вожатый трудится в поте лица, так как просто не доверяет своим подопечным.


Синдром Bluetooth

Вожатый искренне полагает, что мышление его подопечных автоматически совпадает с его собственными мыслями. Размышляя над теми или иными аспектами деятельности и приходя к каким-либо выводам, ему кажется, что его подопечные готовы эти выводы воспринимать или уже самостоятельно дошли до них. На это влияет такая примерно логическая цепочка: мы вместе в одном отряде — мы получаем одинаковую информацию — мы одинаково заинтересованы в результатах — мы одинаково мыслим. К тому же возникает предпосылка для сокращения процесса общения и экономии времени.

Закономерный результат: даже если очень близких мотивации детей снабдить абсолютно идентичной информацией, то они придут к различным выводам. Процесс мышления весьма индивидуален. Вожатый, не посчитавший нужным объяснить подопечным свои решения и поручения, рискует столкнуться с непониманием и/или сопротивлением, неточностью выполнения задания и отсутствием предпосылок для самостоятельных действий детей.


С надеждой на лучшее будущее

Некоторые вожатые уделяют управлению детьми меньше времени, чем требуется, предпочитая что-то сделать сами, а не управлять своими подопечными. Более того, многие воспринимают управление детским коллективом как досадную помеху.

В итоге страдают интересы дела: основной объем работы выполняется перегруженным вожатым, а его подопечные скучают. Даже если они и стараются что-то сделать, то часто делают совсем не то, что в данный момент требуется.

Тогда неудачливый вожатый спрашивает: «Они не выполнили моего распоряжения, как мне их лучше наказать?» Умный же вожатый должен формулировать иначе: «Видимо, я допустил ошибки в управлении. Что мне следует изменить в своих действиях?»

Конечно, всегда есть объяснение отсутствию необходимых действий. Например, постоянная нехватка времени. Однако фраза «нет времени» на самом деле означает, что вопрос не считается реально важным и приоритетным.

Для практического развития ваших управленческих навыков детским коллективом вы можете провести деловую игру «Голова профессора Доуэля». В ее рамках вы должны себя вести следующим образом: для того чтобы выполнить какую-либо деятельность в лагере, вы можете использовать физические ресурсы детей, свои же — только интеллектуальные. Представьте себе, что, как и у героя романа, у вас нет ни рук, ни ног. Вначале можете дать себе послабление: руками можно только жестикулировать.

Внимательно изучите описание помех. Отметьте те из них, которые характерны для вас лично. Если их несколько, то расставьте приоритеты. Цифрой «1» обозначьте ту помеху, которая, как вам кажется, больше всего вам свойственна. Цифрой «2» — следующую по значимости. Создайте свой личный список в соответствии с рейтингом и поместите его на видное только вам место. Далее старайтесь избегать описанных симптомов в процессе управления детьми. Практика показывает, что уже избавление от типичных ошибок существенно повышает эффективность управления детьми и результативность деятельности детского коллектива.