Учим плавать, играя

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
Asdf28m.jpg

Игра для детей – способ научиться тому, чему их никто не может научить. Виктор Франкл


Одной из наиболее интересных и полезных форм работы по плаванию с детьми являются игры. Умелое использование игр на уроках не только эмоционально насыщает занятие, но и положительно влияет на психику детей, способствует их быстрому освоению в водной среде и овладению техникой плавательных движений, регулирует функциональную нагрузку, повышает интерес к занятиям плаванием. Игры в воде используются во всех формах проведения занятий по плаванию.

Применяемые при обучении плаванию игры в воде классифицируются по их педагогической направленности: для освоения в воде, изучения плавательных движений, развития физических качеств.

Ниже приводятся распространенные игры, которые можно проводить в мелком бассейне (или на мелкой части) в процессе начального обучения.


Игры для освоения в воде

Игры с передвижением по дну шагом и бегом


«Караси и рыбаки». Группа делится на две команды. Игроки одной – «рыбаки» – берутся за руки и образуют «невод». Остальные – «караси» – разбегаются по бассейну. «Рыбаки», чтобы поймать «карася», должны сомкнуть вокруг него «невод». Пойманный «карась» присоединяется к «рыбакам». Когда все «караси» выловлены, команды меняются ролями. Во время игры нельзя толкаться, хватать соперника за руки, туловище, ловить «разорванным неводом».


«Море волнуется». Группа стоит в шеренге лицом к преподавателю. По его команде: «Море волнуется!» игроки разбегаются в разных направлениях («убегают от волн»), помогая себе произвольными движениями рук в воде. По команде: «На море тихо!» все останавливаются. Тот игрок, который дальше убежал от своего исходного места, становится победителем. Затем все возвращаются на свои места, и игра продолжается.


«Караси и карпы». Группа разбивается на две команды – «караси» и «карпы». Команды выстраиваются в шеренгу у противоположных бортиков бассейна лицом друг к другу и по команде преподавателя начинают сближаться к середине бассейна. Когда расстояние между ними будет 2–3 м, преподаватель дает команду: «Кар-р-пы!» или «Кар-р-раси!» Игроки названной команды поворачиваются и убегают к своему бортику, а игроки другой команды их ловят. После нескольких минут игры преподаватель отмечает наиболее ловких «карасей» и «карпов».


Игры с погружением лица и головы в воду


«Морской бой». Группа делится на две команды, которые выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 1 м друг от друга. По сигналу преподавателя обе команды начинают брызгать водой друг другу в лицо. Побеждает команда, в которой оказалось больше игроков, не закрывающих глаза, не поворачивающих лицо в сторону и не отступающих со своего места.


«Лягушата». Группа выстраивается в круг. По сигналу преподавателя: «Щука!» «лягушата» начинают выпрыгивать из воды вверх как можно выше («щука» может схватить за «лапки»); по сигналу: «Цапля!» – прячутся под воду на 5–7 сек. После нескольких минут игры преподаватель определяет наиболее внимательных и ловких «лягушат».


Салки с мячом. Преподаватель назначает водящего и дает ему маленький мяч. Все игроки расходятся по бассейну. По команде преподавателя: «Салка!» водящий стремится осалить мячом любого игрока. Осаленный игрок меняется с водящим ролями. Нельзя салить игрока, который погрузил голову в воду.


«Удочка». Назначенный преподавателем «рыболов» встает в центре круга, образованного «рыбками». В руках «рыболова» – футбольная камера, привязанная к шнуру. Длина шнура равна радиусу круга. По команде преподавателя «рыболов» вращает камеру по кругу и старается задеть ею одну из «рыбок». Чтобы избежать касания мячом, каждая «рыбка» старается уйти под воду, не имея права сходить с места. Задетая «рыбка» становится «рыболовом».


«Водолазы». Группа делится на две команды. Игроки садятся на противоположные бортики бассейна. Преподаватель начинает разбрасывать равное количество резиновых колец (или хоккейных шайб). Команды считают вслух до трех. По команде: «Три!» или по сигналу преподавателя команды начинают собирать предметы со дна бассейна, ныряя с открытыми глазами. По команде преподавателя обе команды быстро выходят из воды и садятся в исходное положение на бортик. Выигрывает та команда, которая собрала наибольшее количество предметов и быстрее вышла из воды.


Игры для обучения дыханию в воде


«У кого вода в котле закипит сильнее?». Группа делится на команды (по числу гимнастических обручей). Участники встают вокруг своего обруча лицом внутрь и, взявшись за обруч руками, удерживают его на поверхности воды. По сигналу преподавателя игроки опускают лицо в воду внутрь круга и выполняют непрерывные сильные выдохи. Преподаватель определяет, у какой из команд «вода в котле кипит сильнее».


«Насос». Группа разбивается на пары. Каждая пара, взявшись за руки, стоит на глубине по грудь, лицом друг к другу. По сигналу преподавателя игроки поочередно приседают, погружаясь в воду с головой и делая полный длинный выдох. Игра проводится в течение 1–2 мин.


Игры для изучения плавательных движений

Игры для обучения скольжению


«Буксир». Группа разбивается на пары. Каждая пара выстраивается, стоя в воде у бортика бассейна (спиной к нему). Вторые номера встают сзади первых и захватывают их руками за пояс. По сигналу преподавателя первые номера как можно быстрее бегут по дну к противоположному бортику, буксируя за собой своих партнеров, которые ложатся на воду и вытягиваются. После забега преподаватель подводит итоги (пара, пришедшая первой, получает 1 очко, вторая – 2, третья – 3 и т.д.), а участники готовятся к забегу в обратном направлении, при этом первые и вторые номера меняются ролями. После второго забега очки команды складываются. Пара, у которой сумма очков оказывается наименьшей, объявляется победителем.


«Скользящие стрелы». Группа выстраивается в одну шеренгу на мелком месте лицом к воде. По команде преподавателя игроки приседают в воду до плеч, вытягивают руки вперед и, оттолкнувшись от дна бассейна, выполняя скольжение, вытягиваются и принимают положение «стрелы». Выигрывает тот, кто выполнит скольжение дальше всех.


«Попади торпедой в цель». Несколько учеников становятся на расстоянии 2,5–3 м от бортика бассейна и держат в руках параллельно бортику бассейна гимнастические обручи, наполовину погруженные в воду, – это «цели», остальные ученики – «торпеды». Они должны встать напротив своего обруча и по сигналу преподавателя проскользить через него на груди с помощью толчка ногами от стенки бассейна. Если «торпед» больше, чем обручей, то стрельба по «целям» выполняется несколькими «залпами».

Эту игру также можно использовать для обучения работе ног.


«Поезд в тоннель». Двое игроков встают лицом друг к другу и приседают так, чтобы вода доходила им до плеч. Берутся за руки, выпрямляют их и опускают на поверхность воды. Остальные игроки выстраиваются в колонну по одному, проходят к «тоннелю» на расстоянии 1 м. Делают толчок от дна бассейна и проплывают «тоннель», скользя под поверхностью воды. Выигрывает тот, кто лучше выполнил скольжение и не задел «тоннель».


«Эстафета со скольжением». Эстафета проводится поперек учебного бассейна. Группа делится на команды (не более 3–4 человек в каждой) и выстраивается у бортика бассейна. В руках у первых номеров команды плавательная доска или пластиковый мяч – это «эстафетная палочка». По сигналу преподавателя первые номера команды выполняют несколько скольжений, отталкиваясь от дна бассейна ногами, преодолевают свой этап и передают «эстафетную палочку» из рук в руки следующему участнику своей команды. Во время эстафеты нельзя бежать по дну бассейна, бросать партнеру «эстафетную палочку».


Игры для обучения работе ног


«Торпеды». Группа строится в шеренгу по одному и по команде преподавателя выполняет скольжение на груди с последующими движениями ног, как при плавании кролем на груди. Выигрывает тот, кто первым пересечет финишную линию или дотронется до противоположной стенки бассейна рукой. Во время выполнения скольжения с работой ног лицо опущено в воду, и плавание осуществляется на задержке дыхания.


«Лягушки и аисты». Группа делится на две команды. Одна команда – «лягушки», другая – «аисты». Обе команды выстраиваются в шеренги попарно лицом друг к другу на расстоянии 10–20 м, в руках держат плавательные доски. По команде преподавателя «лягушки» и «аисты» (по одному игроку от каждой команды) одновременно начинают плыть навстречу друг другу (к средней линии) только с помощью ног: «лягушки» – брассом на груди, а «аисты» – кролем на груди. Если «аист» первым пересекает среднюю линию, то «лягушка» останавливается. Если «лягушка» первой пересекает среднюю линию, то останавливается «аист». Выигрывает команда, в которой больше игроков пересекли среднюю линию.


Игры для обучения работе рук


«Мельница». Игра проводится на мелком месте (глубина – по пояс). Группа строится в одну шеренгу у стенки бассейна лицом по направлению движения. По сигналу преподавателя игроки отталкиваются от стенки или дна бассейна. В положении на груди выполняют попеременные круговые движения прямыми руками, как при плавании кролем на груди в быстром темпе, задерживая дыхание. Ноги находятся в вытянутом, свободном положении на воде. Выигрывает тот, кто быстрее других проплывет заданный отрезок.


«Бабочка». Группа строится в одну шеренгу на мелком месте у стенки бассейна на расстоянии 1,5–2 м друг от друга. По команде преподавателя: «Бабочки полетели!» игроки наклоняются вперед и быстро идут по дну бассейна, выполняя гребковые движения рук (как плавает дельфин). По второй команде преподавателя: «Бабочки прилетели!» все игроки немедленно останавливаются. Выигрывает тот, кто, «пролетев» наибольшее расстояние, правильно выполнял гребковые движения руками.


Игры для обучения прыжкам в воду


«Прыгни в обруч вниз ногами». Преподаватель или несколько участников игры встают примерно в 1 м от бортика и держат на поверхности воды параллельно ей несколько обручей. Остальные стоят на бортике напротив обручей. Каждый играющий должен спрыгнуть в воду вниз ногами, стараясь попасть в обруч, но не коснуться его. Затем обруч несколько отодвигают от бортика, и прыжки повторяются.


«Береговые ракеты». Игра напоминает игру «Попади торпедой в цель», но игроки – «береговые торпеды» – сидят на бортике с опорой ногами о стенки бассейна. Руки вытянуты вверх. По сигналу преподавателя игроки выполняют прыжок в воду и скольжение в обруч.


Игры для развития физических качеств


«Борьба за мяч». Группа делится на две команды. Игроки одной команды получают мяч и по сигналу преподавателя начинают перебрасывать его друг другу, перемещаясь по воде в различных направлениях. Игроки противоположной команды стараются отобрать у них мяч и передать его игрокам своей команды. Игра может проводиться на мелком или глубоком месте в зависимости от плавательной подготовки игроков.


Эстафеты. Группа делится на команды (в каждой должно быть не более 3–4 человек) и выстраивается у бортика бассейна. Все участники эстафеты проплывают одинаковые отрезки заданным способом с помощью движений ног или рук либо в полной координации. Можно использовать встречные эстафеты.


Игровое занятие предусматривает использование целого ряда игр и развлечений, выполняемых в опорном и безопорном положениях в целях освоения в водной среде или изучения отдельных элементов техники плавания.

Если в лагере имеются условия для проведения с учащимися работы по плаванию, то целесообразно при изучении подготовительных упражнений по освоению в воде проводить только игровые уроки. В этом случае подбираются игры, содержащие упражнения, необходимые для решения задач урока. Такая форма занятий с начинающими пловцами очень продуктивна и эмоциональна, способствует более быстрому освоению детей в воде.


Привыкаем к воде


«Кто первый?»

Цель игры – научить быстро и решительно входить в воду. На расстоянии 3–5 метров от воды проводится черта. Играющие выстраиваются вдоль этой линии в шеренгу лицом к воде на расстоянии шага друг от друга. По сигналу взрослого дети вбегают в воду, энергично продвигаются до заранее отмеченного (шестом или веревкой) места и бегом возвращаются на берег. Выигрывает тот, кто быстрее всех вернется на свое место. Нельзя допускать, чтобы дети во время бега мешали друг другу.


«Морской бой»

Цель игры – научить не бояться водяных брызг. Играющие разбиваются на две команды, которые выстраиваются в воде лицом друг к другу на расстоянии одного шага. По сигналу взрослого команды наступают друг на друга, стараясь брызгами в лицо оттеснить «противника» на берег или до заранее установленного места. Игрок, повернувшийся спиной, считается выбывшим из строя и получает штрафное очко. Игра продолжается в течение 2–3 минут, до тех пор, пока одна из команд не оттеснит другую к берегу. Выигрывает команда, у которой меньше штрафных очков.


«Пятнашки в кругу»

Цель игры – научить ребят самостоятельно погружаться в воду с головой. На мелком месте (глубиной до 1 м) играющие становятся в круг, водящий располагается в его центре. Он должен запятнать кого-либо, но останавливаться возле игрока не имеет права. Игроки спасаются, окунаясь с головой в воду. Запятнанный становится водящим, а пятнающий занимает его место.


«Хоровод»

Цель игры – обучить детей выдоху в воду во время погружения с головой. Участники игры, взявшись за руки, образуют круг. По сигналу взрослого они начинают двигаться по кругу, повторяя: «Хоровод наш, хоровод все идет, все идет; скоро, скоро он придет, он придет!». Затем все останавливаются, приседают и погружаются в воду с головой, выполняя выдох в воду. Затем играющие поднимаются и повторяют движение в обратную сторону. Запрещается отпускать руки товарища, задерживать друг друга под водой, уходить вперед или назад. Игру повторяют 4–6 раз.


Осваиваем технику плавательных движений


«Рыбки и рыболов»

Игра проводится на мелком месте глубиной 30–40 сантиметров. Содержание игры: рыбки выплыли порезвиться на открытое место, но появился рыболов – и рыбки спасаются от него в камышах.

Определяется место, где плавают рыбки. Метрах в 10–15 отмечается зона камышей. Играющие становятся в одну шеренгу лицом к камышам, приседают на корточки и ждут появления рыбака. Как только рыбак дойдет до условленного места, рыбки ложатся на воду и начинают работать ногами, как при плавании способом «кроль», передвигая руками по дну и стараясь достигнуть зоны камышей раньше, чем рыбак успеет до них дотронуться.

При построении участников в шеренгу нужно поставить самых быстрых с той стороны, которая ближе к рыбаку. Пойманные рыбки либо выбывают из игры, либо становятся рыбаками.


«Плавучие стрелы»

Цель игры – научить как можно дольше скользить по воде. Играющие выстраиваются на берегу в шеренгу лицом к воде на расстоянии шага друг от друга. По сигналу взрослого играющие делают разбег, сильно отталкиваются ногами от дна и скользят по воде. Выигрывает тот, кто дольше проскользит без движения. Игра повторяется 3–4 раза.


Знакомимся с элементами прикладного плавания


«Водолазы»

Цель игры – научить открывать глаза и ориентироваться под водой. Проводится только в водоеме с чистой, прозрачной водой и ровным дном. Каждый игрок берет в руки ярко раскрашенный камень. Дети заходят в воду по грудь, выстраиваются в шеренгу лицом к берегу на расстоянии шага друг от друга. По команде взрослого все бросают камни вперед, затем делают глубокий вдох, ныряют под воду с открытыми глазами, и каждый старается найти свой камень. Выигрывает тот, кто найдет камень. Игра повторяется 2–3 раза.


«Карась и щука»

На глубине 0,5–1 метра играющие становятся в круг и берутся за руки. Один из них – «щука» – должен запятнать другого – «карася». Игроки пропускают карася в круг и из круга, опуская до уровня воды или поднимая (не выше чем на 20–30 см) над водой руки, но не разъединяя их, мешают щуке проникнуть в круг или выйти из него. Однако щуке предоставляется возможность нырнуть под руками играющих или перепрыгнуть через них головой вперед.

При большом количестве игроков назначаются две щуки. Запятнанный становится водящим, а пятнающий занимает место в круге взамен одного из игроков, который принимает на себя роль карася.