Упражнения для оптимизации взаимодействий вожатого с родителями подопечного

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
S640x480sdfm.jpg

Каждый вожатый знает, как нелегко вести беседу с родителями трудных детей. В любом случае вожатый должен стремиться к конструктивному разговору с родителями. Как этого достичь?


«Нейтрализация»

Упражнение «Нейтрализация» направлено на улучшение взаимодействия в ходе беседы с родителями, демонстрирующими наступательную позицию и позицию растерянности, беспомощности. «Нейтрализация» нацелено на то, чтобы вожатый не попал под влияние родителя. Дело в том, что при потере самостоятельности и «подыгрывания» родителю становится невозможным достижение конструктивных результатов в разговоре. Например, если родитель демонстрирует наступательную позицию, то вожатый, попавший под его влияние, в одном случае будет вынужден оправдываться, доказывать свою «невиновность» в том, что ребенок плохо себя ведет и нарушает дисциплину. В другом случае может начать угрожать родителю применением административных мер к ребенку. Если же родитель реализует позицию беспомощности, то вожатый, по-человечески жалея его, стремится его успокоить, обещает что-то сделать для того, чтобы изменить к лучшему поведение ребенка. Однако при реализации родителем той и другой позиций не происходит реального, содержательного взаимодействия его с вожатым, и последний остается один на один со своей проблемой: плохим поведением ребенка.

Основная цель общения вожатого с родителем трудного ребенка состоит не в оправдывающихся или агрессивно-оборонительных действиях вожатого и не в принятии на себя всей тяжести воспитательной коррекции поведения трудного ребенка, но в объединении усилий вожатых и родителей в деле исправления трудного ребенка.

На первой фазе общения с родителем вы peaлизуете действие «сопротивления» его эмоциональному воздействию. Для этого следует обрести нейтральное состояние «резервуара» — пустой формы, не наполняемой психологическим содержанием вашего собеседника. Не включайтесь эмоционально в ситуацию вашего разговора, будьте психологически отстраненными от, нее, поддерживайте в себе спокойный и охлажденный нейтралитет.

Как показывает наш опыт, вам необходимо будет «продержаться» примерно 10—15 минут, в течение которых родитель в форме монолога будет либо высказывать свои претензии к лагерю и лично вам, либо жаловаться на свою беспомощность в воспитании. В первом случае постарайтесь молча выслушивать и оставаться спокойным, уверенным в себе, не теряя вежливой доброжелательности. Во втором случае спокойно кивайте вашему собеседнику головой, вставляйте некоторые нейтральные фразы, такие, например, как «Успокойтесь», «Я вас слушаю», «Я вас понимаю».

Почувствовав вашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнет «остывать», его эмоции станут иссякать и гаснуть. В конце концов он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с вами.


«Равенство»

Наступает время для второй фазы вашей беседы. Приступайте к выполнению действий, описанных в данном упражнении. Теперь вашей задачей является организовать равноправное взаимодействие с родителем. Это означает, что вы должны убедить его в незамедлительном включении в активную деятельность по воспитанию своего ребенка. Как это сделать?

Позволим себе дать несколько конкретных советов.

Чтобы избежать противостояния с родителями, учителю необходимо понимать и принимать чувства отца и матери своего ребенка, более того, стараться найти в них опору при выстраивании совместных воспитательных действий. Не отталкивайте от себя приехавших в лагерь родителей, проявите сдержанную доброжелательность, открытость. Ваше личное положительное отношение к своему собеседнику будет выражением доброй воли и первым шагом к сотрудничеству.

Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями. Надеюсь, вы разделяете наше мнение, что воспитание ребенка основывается на совместных усилиях лагеря и семьи. Если только лагерь занимается трудным подростком или юношей, а в семье он получает негативный опыт, усилия вожатых будут безрезультатными. И обратно, отстранение лагеря от воспитания ребенка и передача его, например, в руки работников милицииили направление на психиатрическую экспертизу при невмешательстве родителей также являются малоэффективными.

Объединение усилий педагога и членов семьи ребенка возможно только при взаимном и равноуважительном признании ими позиционного равенства друг друга. Первый шаг должен сделать вожатый, поскольку это находится в рамках его компетенции и свидетельствует о его профессионализме.

Людям нравится ощущать собственную значимость. Одним из эффективных способов привлечения родителя к воспитательному сотрудничеству является подчеркивание его значимости в этом процессе. Приложите все усилия к тому, чтобы объяснить отцу или матери их реальную роль в воспитании и развитии ребенка. В одной ситуации покажите несостоятельность доминирования их ориентации только на профессиональную карьеру. В другой — постарайтесь разрушить внутренний эгоцентризм родителя, его обращенность только на свои собственные проблемы и покажите, что в содержание его человеческого «Я» входят не только моменты его личной жизни, но и жизни его ребенка как его духовного продолжения. В третьей — укрепите уверенность родителя в самом себе, выявите его возможности в достижении успеха в воспитании ребенка, резервы в проявлении терпения и настойчивости.

Покажите родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребенку. Нами замечено, что позитивный психологический контакт в общении с родителем возникает сразу же, как только вожатый показывает, что видит положительные стороны в характере его ребенка, симпатизирует ему и даже любит. Согласитесь, что хорошее начало есть в каждом человеке, даже в самом отчаянном нарушителе дисциплины и заядлом хулигане. Так, недисциплинированно ведут себя зачастую активные, инициативные и самостоятельные ребята, склонные к лидерству.

Когда родитель увидит дружелюбные глаза вожатого и почувствует, что тот заботится о благополучии его ребенка, он перестанет прибегать к «психологической защите» и проявит готовность к сотрудничеству в воспитательном процессе.


«Взаимодействие»

Мы предлагаем вам краткое описание методики ведения конструктивного диалога, разработанной американскими специалистами1. Надеемся, что выполнение основных правил и советов, сформулированных ими, поможет вам при организации эффективного коммуникативного взаимодействия с родителем трудного ребенка.

Не стремитесь во чтобы то ни стало отстоять собственную позицию. Часто бывает так, что в процессе общения каждый собеседник стремится только к тому, чтобы отстоять собственное мнение. Если беседа с родителями происходит таким образом, то возможно вожатому и удастся организовать совместную деятельность с ними по воспитанию -грудного ребенка, а возможно и нет. Успешность беседы зависит не от того, смог ли вожатый доказать свою правоту, а от того, сумел ли он привлечь родителей к активному участию в воспитании ребенка, показал ли образец высокой культуры общения, улучшились ли его взаимоотношения с родителями. Другими словами, основная цель беседы вожатого с родителями трудного ребенка состоит не в том, чтобы упрочить свое доминирующее положение и доказать, какой плохой у них ребенок, а в том, чтобы организовать с ними совместную воспитательную деятельность и объединить усилия лагеря и семьи.

Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка. Данное требование запрещает участникам беседы «переходить на личности». Положительные результаты беседы вожатого с родителями не будут достигнуты, если они начнут обсуждать черты характера ребенка, а закончат «дискуссией» относительно личностных особенностей друг друга. Разговор «увязнет» во взаимных упреках, обвинениях, подозрениях, и обе стороны разойдутся врагами. В итоге вожатый окончательно лишится поддержки родителей, и ему не останется иного, как прибегнуть к административным мерам воздействия.

Чтобы избегнуть такого плачевного результата, направьте беседу на обсуждение проблем воспитания. Сформулируйте перед родителями ваш психолого-педагогический «диагноз» деятельности и поведения их ребенка: в силу каких объективных и субъективных причин он плохо участвует в мероприятиях и нарушает дисциплину и какие воспитательные мероприятия следует организовать, чтобы улучшить положение. Подросток плохо ведет себя, потому что он постоянно самоутверждается и демонстрирует свою «смелость» перед ровесниками, — предложите родителям поискать социально приемлемые формы деятельности, в которых их сын смог бы удовлетворить свою потребность в самоутверждении (спорт, подработка, увлечение, художественная самодеятельность). Подросток участвовал в краже, потому что попал под влияние «дурной компании», — приложите совместные усилия к тому, чтобы переключить активность молодого человека и его друзей на другие виды деятельности. Покажите другие возможности участия родителей в реализации совместных воспитательных мероприятий. Выразите уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи и лагеря, существующая воспитательная проблема успешно будет решена.

Учитывайте личные интересы родителей. Очень часто в беседе с родителями вожатый советует, чтобы они резко активизировали свое участие в воспитании ребенка. Например, он советует, чтобы мать ушла с работы или перешла на полставки и целиком посвятила себя воспитанию ребенка. Или высказывается условие, чтобы отец забросил все свои увлечения и занялся только ребенком.

В какой-то степени эти требования обоснованы, но вряд ли можно всерьез надеяться на то, что родители, длительное время занимавшиеся собственными делами, после беседы с вожатым мгновенно изменят стиль своей жизни. В ряде случаев они искренне хотят этого, но не знают, как конкретно следует начинать правильное воспитание ребенка, считают, что время потеряно и у них ничего не получится.

Более эффективным действием со стороны вожатого является признание права родителей на интересную и содержательную жизнь. Предложите им не отказываться от своих увлечений, а привлечь к ним ребенка. Например, пусть папа, увлекающийся охотой и рыбалкой, почаще берет с собой своего сына, а мама, активно посещающая художественные выставки, возьмет с собой дочь. Посоветуйте также родителям вместе с детьми заниматься домашними и хозяйственными делами: чинить машину, строить дачу, делать ремонт в квартире, ухаживать за больной бабушкой и т. д.

Ищите варианты. Случается и так, что на беседу с вами приходят отец и мать, не имеющие никаких увлечений и интересных занятий. В этом случае ваша задача состоит в том, чтобы предложить им культурные формы их совместной деятельности с детьми либо в лагере, либо вне ее. Заинтересуйте родителей в том, чтобы дети проводили с ними как можно больше времени.

«Не верьте генетике». Не следует понимать данный совет буквально, к сожалению, вожатого часто высказывают следующее мнение: «Разве этот ребенок будет прилично вести себя в лагере, ведь у него родители... (пьяницы, сидят в тюрьме и т. п.)». Разумеется, влияние наследственных особенностей и семейных условий на формирование характера и способностей ребенка огромно. Но следует помнить, что это влияние не безгранично. Каждый вожатый, опираясь на свой опыт, может рассказать немало случаев, когда из «плохой» семьи выходил «хороший» ребенок и, наоборот, из «хорошей» — «плохой».

В чем дело? В том, что отношение к ребенку значимых для него людей, их оценка его поведения и способностей имеют внушающий характер. Если к ребенку с относятся как к ребенку из «плохой семьи», то он действительно начинает плохо себя вести и нарушать дисциплину. И наоборот, удается выровнять поведение ребенка из «плохой семьи» при помощи положительного, подкрепляющего отношения к нему со стороны вожатого.

Поэтому верьте в силу воспитания! Не отказывайте ребенку из «плохой семьи» в вашем заботливом внимании! Боритесь за него, доверяйте ему, любите его!

Мы вместе против проблемы, а не против друг друга. Ваша беседа с родителями трудного ребенка прошла успешно, если, во-первых, вам удалось избежать противостояния и конфронтации с ними. Во-вторых, если вы смогли удержаться сами и удержать родителей от взаимных упреков и обвинений. В-третьих, если вы удачно сформулировали проблему воспитания и родители поняли и приняли вашу формулировку. И, в-четвертых, если вы обсудили ваши совместные действия по решению имеющейся воспитательной проблемы. Следовательно, с полным основанием вы сможете испытать профессиональное удовлетворение после разговора с родителями, если вы сумели объединиться с ними против вашего общего «врага» — воспитательной проблемы и разработать план конкретных совместных действий по ее решению.