Тренинг для вожатых подростковых отрядов

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску

Педагогический тренинг для вожатых подростковых отрядов нацелен на развитие у них коммуникативных навыков, средств позитивного проектирования индивидуального развития подростка, актуализации личного опыта в общении с подопечными, способов эффективной профессиональной саморегуляции.


Цикл "Вожатый - лагерь"

0 705b0 d271be40 origm.jpg

Упражнение "Смена позиции"

  • Цель упражнения: развитие у вожатых гибкости и пластичности в процессе смены коммуникативной позиции в контактах с коллегами.

Группа рассаживается в круг. По желанию выбирается один участник, который, двигаясь по часовой стрелке, вступает в непродолжительные разговоры с каждым членом группы. Остальные участники слушают, оценивая, какие коммуникативные средства были применены, изменяется ли стиль беседы в соответствии с индивидуальностью нового партнера, меняется ли коммуникативная позиция у водящего.

Коллективное обсуждение проводится в двухфазном режиме. На первой фазе свои впечатления высказывают члены группы, с которыми водящий разговаривал. На второй - группа выслушивает самого водящего, анализирующего чувства и переживания, возникшие у него в ходе многократной смены коммуникативной позиции при переходе к новому собеседнику.


Упражнение "Мостик"

  • Цель упражнения: создание консолидированного педагогического коллектива, развитие у вожатых взаимоподдержки и взаимопомощи по отношению друг к другу, отработка невербальных средств общения.

Участники садятся по кругу, в центре которого по диагонали ведущий вычерчивает мелом линию. Условия игры он объясняет следующим образом; "Представьте, что эта линия - мостик через бурную горную речку. Внизу, под таким подвесным, качающимся на ветру мостиком, бушует река. Пройти по мосту в один конец может только один человек: негде разминуться. Задача игры заключается в том, чтобы два путника, двигающиеся навстречу друг другу, сумели пройти по мостику в противоположные стороны и не свалиться вниз. Кто хотел бы попробовать?"

Из группы по желанию выходят два участника. Решение данной задачи предварительно не обсуждается, люди действуют спонтанно, начиная идти по игровому "мостику" навстречу друг другу. При встрече они должны договориться, применяя минимум слов и затрачивая на переговоры не более одной минуты.

После проигрывания упражнения следует рассмотреть такие вопросы: кто проявил инициативу в решении коммуникативной задачи и кто был ведомым, старались участники игры помочь друг другу или наоборот, пытались достичь только своей цели, не задумываясь о партнере, какие средства более эффективны в подобной условно опасной ситуации?


Упражнение "Карниз"

  • Цель упражнения: укрепление в педагогическом коллективе доброжелательности, открытости и взаимопомощи по отношению друг к другу.

Вожатые встают друг за другом, соприкасаясь плечами и ориентируясь на меловую прямую линию, проведенную ведущим. Он говорит: "Эта черта - карниз высотного дома. Носки ваших туфель - край этого карниза. Один человек из нашей группы, по желанию конечно, должен пройти по карнизу и не упасть вниз. Задача группы - помочь ему в этом. Разрешаются поддержки в виде физических контактов, краткие разговоры. Главное ~ это пройти по карнизу!"

Затем участник, который "шел по карнизу дома", рассказывает свои впечатления: на каких отрезках пути он чувствовал поддержку, где ему было трудно справиться с игровой задачей и почему. Члены группы также обмениваются мнениями, почему в одних случаях поддержка была успешной, а в других - нет. Если произошло "падение" игрока с импровизированного "карниза", данный момент также обсуждается в группе.


Упражнение "Очередь"

  • Цель упражнения: развитие у вожатых форм непосредственного коммуникативного поведения, способности к спонтанному игровому общению, раскованности и внутренней свободы.

Из группы выбираются восемь человек, из которых один - водящий. Семь человек становятся друг за другом как бы в очередь, а восьмой должен пройти к прилавку магазина без очереди. Он завязывает разговор с каждым стоящим, пытаясь достичь своей цели. Очередь при этом имеет игровую задачу не пропустить "нахала" к прилавку. В это время остальные члены группы рассаживаются амфитеатром и наблюдают за происходящим. Затем проводится общее обсуждение. Анализируется каждый коммуникативно-содержательный момент игры: кто из стоящих в очереди уступил и кто не пропустил "нахала", какие средства были применены водящим (просьбы, угрозы, шантаж и т.п.).


Упражнение "Вдвоем"

  • Цель упражнения: формирование внутренних средств гибкости и пластичности в процессе смены коммуникативных позиций.

Психолог предлагает членам группы разделиться на пары. Упражнение содержит три игровые задачи: партнеры садятся спина к спине и в течение 5 минут ведут разговор; следующие 5 минут они беседуют, когда один сидит, а другой стоит перед ним, поочередно меняясь позициями "сверху" и "снизу"; затем они садятся друг напротив друга и "разговаривают" только глазами в течение 10 минут. После решения каждой задачи пара обменивается впечатлениями.

В конце организуется общее коллективное обсуждение того, какая игровая задача была наиболее лёгкой и приятной, когда в общении появились трудности и почему, в какой из пар возник психологический контакт и др.


Упражнение "Аквариум"

  • Цель упражнения: тренировка наиболее успешных в коммуникативном отношении форм поведения участников группы, поиск средств эффективного индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Группа делится на две равные подгруппы, одна из которых садится в центре круга, а другая - располагается вокруг нее. Образуются два круга - внутренний и внешний, наподобие аквариума. Участникам, находящимся во внутреннем круге, психолог дает тему для дискуссии. Подходят конкретные, реальные и актуальные для вожатых темы, взятые из жизни: "Мальчики постоянно срывают тихий час", "В отряде трудно наладить хорошую дисциплину", "Дети не хотят ..." и др. Тема обсуждается по принципу "здесь и теперь", в соответствии с которым участники внутреннего круга реагируют на слова и формы поведения своих партнеров, возникающие в данную минуту, в данный момент. Участники внешнего круга ничего не говорят. Их задача: каждый должен выбрать кого-нибудь из участников внутреннего круга и наблюдать за ним. Они подмечают, как их "объект" ведет себя в дискуссии, какие коммуникативные средства применяет, оказывает ли поддержку партнерам по общению, активен или пассивен, лидирует или стремится занять позицию ведомого.

Примерно через 15-20 минут участники меняются местами. Ведущий может либо предложить новую тему, либо продолжить старую, если возникла интересная и содержательная дискуссия.

На общем обсуждении вся группа садится в круг и анализирует различные формы поведения участников, происходившие в группе события, выделяет наиболее эффективные коммуникативные средства.

Цикл "Вожатый - группа подростков"

Упражнение "Атмосфера"

  • Цель упражнения: развитие коммуникативных средств формирования в классе эмоционального благополучия и позитивной атмосферы.

Участники группы удобно устраиваются в креслах, расслабляются и закрывают глаза. Психолог в спокойной и мягкой манере произносит приблизительно такой текст: "Вспомните сейчас самое приятное событие, которое недавно у вас произошло. Что вы чувствовали? Воспроизведите как можно отчетливее свои ощущения по поводу этого события: радость, удовлетворение, блаженство, успокоение.

Постарайтесь теперь сохранить свое внутреннее состояние и каждую картинку, которую я буду сейчас словесно описывать, насыщайте положительными эмоциями.

Вы входите в воображаемый холл с подростками: почувствуйте бодрость и уверенность в себе. Входя в комнату, поздоровайтесь с ребятами, улыбнитесь им. Найдите внутреннее состояние, сохраняющее разумный баланс между сдержанной строгостью и открытой доброжелательностью. Какую позу вам хочется принять? А теперь в своем воображении пройдите по холлу. Постарайтесь найти удобный темп ходьбы - не слишком быстрый, но и не медленный. Поддерживайте в себе внутренний темп ритма, который позволяет вам продемонстрировать перед ребятами авторитетность, уверенность в себе. Представьте, как вы идете. Вы сложили руки за спиной? Или скрестили их на груди? Найдите удобный для вас жест, чтобы чувствовать себя свободно и уверенно.

Помните, что выбранные вами удобная поза, соответствующие вам ритм движения и стиль общения создадут условия вашего нормального самочувствия и эмоционально-позитивной атмосферы в холле".

После выполнения данного упражнения вожатые обмениваются своим психотехническим опытом: каким образом каждый из них нашел для себя оптимальные формы поведения, что он при этом чувствовал, какие трудности имеются в реальной работе в школе.


Упражнение "Круги внимания" (по К.С.Станиславскому)

  • Цель упражнения: тренировка функции внимания, умения оперативно сосредоточиваться и концентрироваться в процессе общения.

Из группы по желанию выбирается один участник, которому надо справиться со следующим заданием. Вожатые встают перед ним в случайном порядке. Водящий должен определить для себя внутренние ощущения, соответствующие "малому", "среднему" и "большому" кругам внимания. Сначала ему предлагается при помощи взгляда сосредоточиться на каком-либо одном участнике группы, затем расширить свое видение до объема "среднего" круга, включающего 5-7 участников. Как только водящий почувствует, что его внимание стало устойчивым, он может перейти к "большому" кругу, в который входит вся группа. При возникновении ощущения, что внимание рассеивается и теряет свою устойчивость, следует вернуться к предыдущему кругу и повторить упражнение.

В группе обсуждаются ощущения водящего, которые он испытал при выполнении упражнения: какие внутренние средства он применял для удержания устойчивости своего внимания, как добивался высокой концентрации внимания, какие у него были трудности при переходах от одного круга внимания к другому. Полезно организовать также коллективный обмен психотехническим профессиональным опытом между вожатыми.


Упражнение "Сбить ритм"

  • Цель упражнения: формирование эффективных средств управления группой подростков.

В данной игровой ситуации ведущий предлагает одному участнику стать "вожатым", а остальным - "подростками". Игровая задача заключается в том, чтобы быстро, в течение 1-2 минут усмирить группу подопечных, которые начали всячески нарушать дисциплину. "Вожатый" может применить административные меры воздействия, сделать замечание или повысить голос. Наиболее эффективны те средства воздействия на группу подростков, которые позволяют привлечь внимание ребят, успокоить самых активных лидеров, т.е. средства психотехнического порядка.

Затем участники анализируют выбранные "вожатым" способы воздействия, из них выделяются наиболее эффективные. Происходит также обмен профессиональным опытом между участниками группы.


Упражнение "Перехвати инициативу"

  • Цель упражнения: расширение диапазона профессиональных возможностей вожатых относительно успешного удерживания своей ведущей, управляющей позиции,

Из группы участников выбираются два "актера", остальные -наблюдатели. "Актеры" играют роли собеседников, которые разговаривают на какую-то тему, например, "Самый лучший художник..." ("Самая лучшая музыка...", "Самый лучший отдых...", "Самая лучшая система ..." и т.п.). Задаются также этапы разговора: на первом один собеседник держит инициативу, а другой играет пассивную роль - слушает и поддакивает; на втором этапе пассивный собеседник должен суметь перехватить инициативу у первого и навязать ему свою точку зрения. Разумеется, первый при этом будет стараться удержать за собой коммуникативное лидерство.

Далее участники группы анализируют возможные в таких случаях средства "захвата коммуникативного пространства" или борьбы за управление ситуацией. Важно обратить внимание на возникающие в педагогической деятельности ситуации подобного типа, в которых подопечные (чаще всего это подростки) начинают личностно самоутверждаться, используя слабости вожатого.


Упражнение "Чувства в педагогике"

  • Цель упражнения: развитие профессионально важных качеств вожатых, связанных с использованием чувств в педагогической деятельности.

Группа вожатых рассаживается в круг. Некоторым из них психолог раздает карточки, на которых обозначены человеческие эмоции. Рекомендуется следующий набор: "Радость", "Гнев"; "Безразличие", "Разочарование", "Негодование", "Возмущение", "Поддержка", "Поощрение", "Заинтересованность". Вожатые, получившие карточки, должны подготовить небольшое выступление перед группой с описанием ситуаций с подростками, в которых использование данных чувств было бы педагогически целесообразно. Другие члены группы дополняют каждое выступление своих коллег.


Цикл "Вожатый - подросток"

Игра "Позиционное общение"

  • Цель игры: расширение диапазона коммуникативных средств вожатого, поиск эффективного индивидуального стиля педагогического общения с подростками.

Игра проводится в три этапа. На первом этапе ведущий предлагает двум участникам группы проиграть одну из типичных ситуаций, взятых из взаимодействия вожатого и подопечного-подростка. Остальные участники наблюдают. Возможны следующие ситуации: "Подросток нашкодил, и вожатый вызвал его для беседы"; "Подросток пойман за курением в лагере" и т.п.

Выбранная ситуация проигрывается в соответствии с заданными коммуникативными позициями: "вожатый" выступает строгим, реализующим формально оценивающий стиль, а "подросток" оправдывается, молча выслушивает нотацию "вожатого". Затем происходит общее обсуждение: какие ощущения и впечатления получил "подросток" от такой беседы, как чувствовал себя "вожатый", какие мысли и эмоции вызвала данная сцена у группы. Довольно часто вожатый, который играл роль подростка, с удивлением признавался, что никогда бы не подумал, что жесткие, директивные меры воздействия, справедливо применяемые для наказания нерадивого подопечного, рождают в последнем такую подавленность, пассивность, а иногда и раздражение. Участники группы приходят к выводу, что применение авторитарных средств общения с подростками в целом малоэффективно.

На втором этапе проигрывается та же ситуация общения вожатого и подростка, но меняются "актеры" и заданные коммуникативные позиции. Участнику группы, играющему роль вожатого, предлагается перейти на упрашивающий тон {например, в дорогом элитном детском лагере вожатый вынужден уговаривать сына миллионера), в то время как подросток ведет себя высокомерно и вызывающе. Групповое обсуждение результатов второго этапа игры посвящено анализу того, по каким причинам возникают ситуации зависимости вожатого от подопечного и как их преодолеть или избежать.

На третьем этапе организуется групповой поиск средств и способов, помогающих вожатому наладить психологически полноценное общение с подопечным на примере той же ситуации, но при этом реализовать педагогическую управляющую позицию. Рассматриваются вопросы: как вожатому следует начать разговор с подтростком, как сесть, какие фразы и когда говорить, какую атмосферу и настрой должна носить такая беседа и др.


Упражнение "Мой самый трудный подросток"

  • Цель упражнения: обмен между вожатыми опытом общения с трудным подростком, поиск эффективных способов взаимодействия с подопечным, нарушающим дисциплину в отряде.

Группа вожатых рассаживается в круг. По желанию в течение 10-15 минут каждый из них рассказывает одну из самых трудных в педагогическом отношении ситуаций его общения с подростком. Он обращает внимание группы на то, что делал, переживал и чувствовал, а также на то, какие были результаты при применении тех или иных мер воздействия. В ходе одного занятия удается обычно выслушать 4-5 случаев, взятых из реального профессионального опыта вожатых.

На коллективном обсуждении достигаются следующие цели: вожатый-рассказчик получает от группы поддержку; участники обмениваются опытом общения с подопечным в проблемных ситуациях. Важно и то, что ведущий имеет возможность продемонстрировать применение психологических средств для решения конкретных педагогических задач: как следует говорить, что следует делать, какую позицию необходимо занять.


Упражнение "Моя юность"

  • Цель упражнения: активизация воспоминаний вожатых, отнесенных ко времени, когда они сами были подростками.

Группа вожатых садится в круг и по очереди (или по желанию) вспоминают случаи из своего личного опыта: "Самое радостное событие моего детства" или "Самое грустное событие моего детства".

Выполнение упражнения будет успешным, если участникам группы удастся почувствовать себя такими, какими они были в детстве, ярко и отчетливо ощутить свои подростковые переживания.


Цикл "Я - вожатый"

Упражнение "Замедление"

Многие начинающие вожатые находятся в постоянном напряжении из-за того, что они стремятся сделать много дел одновременно и везде успеть. Некоторые составляют для себя списки дел, которые вычеркивают по мере их выполнения. Молодые вожатые говорят о том, что испытывают постоянный страх, что "они не успеют", ускоряют ритм собственной жизни в детском лагере, стараясь ценить каждую минуту и не разрешая себе "отвлекаться по пустякам". К таким "пустякам" они часто относят минуты отдыха, созерцания или наслаждения маленькими радостями жизни.

Как следствие этого, неопытные вожатые начинают раздражаться, испытывают переутомление, жалуются на головные боли, бессонницу. В таком состоянии они не находят ни сил, ни времени для спокойной и обстоятельной беседы с подопечным-подростком, совершившим проступок или нуждающимся в личной, задушевной беседе.

Цель упражнения: замедление внутренних темпоритмов, создание энергетического баланса, состояния уравновешенности и стабильности.

Ведущий просит членов группы снять наручные часы и отложить их в сторону. В течение примерно 15-20 минут участницы группы фиксируют свободные ассоциации на чистом листке бумаги: слова и фразы, которые первыми приходят в голову. После этого психолог рассаживает группу парами. Партнеры прочитывают друг другу ассоциации и обмениваются впечатлениями. Беседы в парах длятся 20-30 минут. При этом психолог рекомендует говорить медленно, как бы "взвешивая" каждое слово, не следить за временем, а постараться насладиться каждой минутой общения.

Для организации последующего группового обсуждения участники садятся в круг. Психолог задает такие вопросы: "Кто испытал удовольствие от беседы со своим партнером?", "Кто почувствовал, что отдохнул?", "Как выдумаете, сколько прошло времени с начала нашего занятия?" В группе обговариваются различия в переживаниях внутреннего, субъективного и реального времени, ощущения, полученные членами группы, которым удалось замедлиться и которые этого сделать не смогли.


Упражнение "Пять минут"

  • Цель упражнения: преодолеть "стресс торопливости", нейтрализовать эмоциональное напряжение, укрепить стремление вожатых к достижению состояния внутренней уравновешенности,

Упражнение начинается со следующих слов ведущего: "Представьте, что вы идете к автобусной остановке и видите, как подъезжает нужный вам автобус. Что вы сделаете? Спокойно скажете себе, что не будете торопиться, вскоре подойдет другой, или резко побежите к нему, чтобы сэкономить пять минут? Подумайте о том, что вам удалось успеть в автобус и, тяжело дыша, вы протискиваетесь между пассажирами. Пять минуту вас в запасе. Что вы будете делать в течение этих пяти минут, которые вам удалось сэкономить, затратив определенные усилия?" В ходе группового обсуждения часто выясняется, что вожатые находятся в постоянной спешке, стремясь сэкономить каждую минуту даже тогда, когда в этом нет особой необходимости. Многие действительно не могут представить, что они будут делать в эти сэкономленные пять минут, и приходят к выводу о бесполезности "стресса торопливости" и его вредном влиянии на свое самочувствие.