Технология разработки конкурсной программы

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
Gdsgdsgdm.jpg

1. Программа (греч. programma – объявление, предписание) – 1) план деятельности; 2) изложение основных целей и задач; 3) последовательное описание операций для компьютера; 4) краткое систематическое изложение содержания обучения; 5) перечень радио- и телепередач; 6) порядок концертных, цирковых номеров, выступлений.

Конкурс (лат. concursus – стечение, столкновение) – соревнование, имеющее целью выявить лучших из числа его участников.

Конкурсная программа – здесь: форма досугового мероприятия, основанная на последовательности конкурсов. (Этим термином называют и программу какого-либо конкурса: «Конкурсная программа Каннского кинофестиваля».)

В числе досуговых мероприятий наряду с конкурсной можно выделить, в частности, концертную, танцевальную, экскурсионную, шоу-программу и их комбинации. Объединяющий признак – многоэлементность.

Отличительная черта конкурсной программы как формы организации досуга (в отличие от просто конкурса) – смещение целей. Ее главной целью является не столько выявление победителей, как в конкурсе, сколько с помощью соревнования – развлечение, развитие, рекреация, удовлетворение других потребностей участников и зрителей. Таким образом, наибольшую ценность представляет не результат, а процесс.


2. Конкурсные программы различаются:

  • по типу подвергаемых испытаниям способностям человека – интеллектуальные, творческие (в том числе танцевальные, музыкальные и т.п.), спортивные, психологические (например, «Интуиция»), а также комбинированные;
  • по жанру – комические, драматические, мелодрамы, триллеры и т.п.;
  • по наличию темы – тематические и нетематические;

нетематическими являются, в частности, многие интеллектуальные КП («Своя игра»),

  • по наличию театрализации – театрализованные и нет;

театрализация подразумевает наличие сюжетных связок конкурсами, которые отыгрывают актеры, изображающие персонажей;

  • по месту проведения – сценические, на открытой площадке и т.п.;
  • по составу участников – командные, индивидуальные и индивидуально-командные;

индивидуально-командные – основанные на сочетании индивидуальных и командных конкурсов;

  • по ведущему виду деятельности – игровые, познавательные, развлекательные и т.п.;
  • по форме проведения – зальные, игры по станциям;
  • по форме организации – разовые и цикловые.

Упражнение 1. Определить, к каким категориям относится конкурсная программа «Интуиция» (ТНТ).

Отступление 1. О копировании готовых конкурсных программ, особенно телевизионных, - плюсы и минусы.


3. Алгоритм составления конкурсной программы

  1. Придумайте тему вашей игры или конкурсной программы: кому или чему она будет посвящена?
  2. Придумайте сюжетную линию, на которую будут «нанизаны» отдельные конкурсы:
    • зарабатывание максимального количества очков, например, условных денег в экономической игре;
    • путешествие с приключениями;
    • формирование коллектива на основе конкурсного отбора (съемочной группы, экипажа для полета в космос и т.д.);
    • ведение следствия или раскрытие тайны;
    • спасение попавших в беду;
    • другое.
  3. Решите, кто будет участником вашей игры:
    • команды;
    • отдельные игроки;
    • команды, но на каждом этапе действует не вся команда, а только один-два игрока.
  4. Определитесь, как будут выявляться победители:
    • по количеству заработанных очков;
    • по чистому времени (прохождения дистанции, например);
    • и по очкам, и по времени;
    • победителей не будет: главное – участие.
  5. Определитесь, каков будет принцип проведения вашей конкурсной программы:
    • игра в зале;
    • игра с передвижением по «станциям»;
    • длительная ролевая игра, моделирующая действительность.
  6. Определитесь, каким будет принцип набора участников:
    • команды формируются заранее;
    • команды формируются или участники отбираются непосредственно в процессе игры:
    • случайно (например, при входе все получают билетики разного цвета; обладатели билетов одного цвета становятся командой);
    • с помощью отборочных конкурсов или контрольных вопросов в начале игры;
    • все присутствующие участвуют в многоуровневых конкурсах (каждый конкурс состоит, например, из трех частей: в первой части отбираются до десяти претендентов (например, по внешним признакам), во второй в результате проведенного между ними мини-конкурса остаются трое, в третьей из троих отбирается один, который получает приз или выходит в финал всей конкурсной программы);
    • участвуют все поголовно (если игра ролевая)
  7. Определитесь, кто будет выявлять победителей в конкурсах:
    • жюри (в этом случае надо продумать критерии оценки действий участников);
    • победители выявляются автоматически по времени, их победу фиксирует ведущий (в этом случае нужны технические работники, которые будут следить за временем и считать очки);
    • победителя определит случай (лотерея);
    • другое.
  8. Составьте последовательность конкурсов.
  9. Определитесь, надо ли готовить участникам какое-то домашнее задание.
  10. Составьте правила игры и продумайте, как вы ознакомите с ними жюри и участников:
    • заранее;
    • в начале игры.
  11. Разработайте сюжетную линию в соответствии с темой. Составьте сценарий или сценарный план. Учтите законы композиции.
  12. Составьте список необходимого реквизита.
  13. Определитесь, кто и как будет вести игру.
  14. Определите, как и чем следует поощрить победителей игры.
  15. Продумайте приемы активизации.
  16. Определите, нужны ли в вашей игре передышки, например, «музыкальные паузы».
  17. Спроектируйте зрелищность мероприятия, использование выразительных средств.

Отступление 2. О материальном поощрении победителей конкурсной программы: за и против.


Как написать сценарий

Мы не специалисты, но хотим вам дать пару советов по тому, как написать сценарий мероприятия в лагере!

В общих чертах все сценарии одинаковы. Самое главное — выбрать правильный сюжет.

Предложенная схема в общем виде подходит к написанию любых сценариев

1. Идея. Вы должны четко понимать, о чем будет ваш сценарий. Фантазия автора не ограничена, но нужно привязаться к смене, определенной теме дня или тематики мероприятия (например, Минуту славы могут вести инопланетяне, но все же они будут уместнее в космической теме). Подбирайте тему совместно с напарником, коллегами и детьми, чем больше вариантов, тем интереснее тема.

2. Выбор «формы». Ответьте себе на вопрос: «Каким будет мой праздник?» Это концерт или игровая программа, посиделки за столом или активный флэш-моб, конкурс или спортивное соревнование, просмотр кино, вылазка на природу, формат теле-шоу, перенесенный в аудиторию – это все возможные формы, в которых можно создавать что-то свое.

3. Максимально краткое изложение идеи. Сформулированное в одном-двух предложениях описание сценария, поможет в дальнейшем наполнить его необычными поворотами, исходя из предложенных «номеров» от отряда. Он должен содержать описание героев, их действий и некоего результата.

Например: Маша и Саша каждый год с родителями ездят на море, но в этот раз они решают, что лучше поедут в лагерь. В автобусе они знакомятся с Никитой. Что же ждет ребят в лагере?

4. Выберите историю или доработайте свою идею, до готовой, на основе которой будет ваш сценарий. Адаптируйте его для постановки на сцене. Сначала очертите основной круг действующих лиц. Это могут быть не обязательно все герои рассказа, кого-то вы можете убрать, кого-то оставить, в зависимости от задачи. Затем составьте небольшой сценарный план, оформите текст в виде пьесы, из него должно быть понятно, кто и что делает в определенный момент времени. Что говорит каждый из персонажей.

Например: «ДЕД МОРОЗ: Ну что же, пора и нам отправляться на Новогодний бал в лес!

5. Подберите актеров для исполнения ролей. Для этого пригласите всех детей, желающих участвовать в постановке, раздайте каждому по отрывку из подготовленного вами сценария и попросите прочесть. Тот, кто на ваш взгляд лучше справится с этим заданием – получит роль.

6. Все вместе придумайте костюмы для каждого из персонажей, декорации, которые понадобятся для сценки и начинайте репетиции.

Совет. Подготовьте для себя 2-3 игры с залом, которые не включены с общий ход праздника, и используйте их при возникновении форс-мажорных ситуаций (не успели подготовиться, барахлит аппаратура).

Совет. Более массовые, эффектные выступления, розыгрыши призов, награждение грамотами приберегите на финал. Не забывайте раскрывать и поддерживать свой сюжет на протяжении всего сценария. Учитывайте время на переодевание участников, если они задействованы в нескольких номерах.

Существует такая разновидность сценария, как сценарный план. Это сокращенный вид, без слов ведущих – только перечень номеров. Он хорошо подойдет для звукооператора, чтобы тот не отвлекался, вчитываясь в текст, но видел, что за чем идет. Удобно вывесить такой план в помещении с артистами, которые смогут сами следить за ходом торжества.