Техника по работе с гневом

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
21313278.jpg

"Каждый раз, когда хочется нагрубить кому-нибудь, считай до миллиона."


С момента, когда ребенок впервые появляется в лагере, и до того момента, когда он его покидает, вы проводите вместе множество времени. Невозможно, чтобы все проходило безмятежно и спокойно. Безусловно, вам доведется столкнуться с множеством проблем, проявлениями гнева и ошибками, как со стороны ребенка, так и с вашей стороны. При возникновении конфликтного поведения у ребенка основные задачи вожатого заключаются в следующем:

  • Быстро корректировать нежелательное поведение ребенка (например, отвести ребенка в сторону)
  • Преподать урок (объяснить ему, что нужно учится адекватно выражать свои эмоции)
  • Вооружить инструментами, которые помогут ребенку овладеть самоконтролем (пояснить ему, что будет, если поведение изменится к лучшему, и наоборот)
  • Установить прочные отношения с детьми (проявлять терпение и авторитет)

Иногда правильность наших действий бывает очевидна, а иногда их последствия неясны. Практически каждая ошибка, допущенная вами, уже не один десяток раз совершалась другими людьми. В процессе воспитания общий последовательный подход и единая философия имеют гораздо большее значение, чем какое-то единичное действие. Рассмотрим конфликтные ситуации, с которыми чаще всего сталкивается вожатый.


Если дети обманывают

Дети лгут, чтобы избежать неприятностей или от смущения, а еще потому, что склонны жить в своих фантазиях, которые не очень отделяют от реального мира. Не наклеивайте на ребенка ярлыки, они формируют о себе мнение со слов окружающих. Спокойно и доброжелательно поговорите с ребенком о честности, вместе вспомните фильмы и книги, в которых герои вели себя не лучшим образом и наоборот. Сосредоточьтесь на решении проблемы, а не на упреках. Не считайте слова ребенка ложью, если не уверены в этом на 100%. Выдвигайте разумные требования, бывает, дети лгут из-за страха не соответствовать нашим ожиданиям.


Если дети очень громко себя ведут

Не секрет, что у детей очень много энергии, "вопли" — всего лишь одно из ее проявлений. Если ребенок очень разошелся, нужно подойти к нему, посмотреть в глаза и попросить говорить спокойно. Вожатому следует следить за громкостью своего голоса, на собственном примере показывая, какой тон считается нормой. Предоставляйте детской энергии сходить на нет мирными способами: через подвижные игры, физические упражнения на воздухе. Учитесь шептать вместе с детьми. Переключайте детское внимание на более спокойную деятельность: пластилин, мозаика, рисование. Не ждите, что дети усвоят нормы за один день. Если в отряде есть крикуны, можно предложить конкурс: тот ребенок, который в течении дня будет говорить спокойно (по оценке большинства ребят из отряда), в конце дня получает поощрительный приз.


Если дети грубо разговаривают и шутят

Огрызаясь или грубя, дети выражают свои эмоции, как правило недовольство. При этом, выражение своего мнения происходит в грубой форме. Вожатому стоит сразу обратить на это внимание, и глядя в глаза ребенку, твердо сказать: «Это звучит грубо. Пожалуйста, не разговаривай так». Учите ребенка выражать свое мнение вежливо. Иногда спокойное наставление помогает с этим справиться. Не игнорируйте выходку и не делайте вид, будто вы шокированы или оскорблены — это подтолкнет ребенка повторить слова снова. Если грубость повторяется, можно применять штрафные санкции, о которых заранее стоит предупредить ребенка.


Если ребенок дразнит других

Детские дразнилки — это своеобразный способ социального общения у детей. А иногда это злоупотребление своей силой или признаки смущения. Иногда дети быстро самостоятельно справляются с подобной ситуацией. Но если это затянулось, следует ввести строгое правило: мы не дразним других людей. Переключить внимание нападающего, а ребенка, подвергающегося нападкам, научить защищаться: либо рассмеявшись в ответ, либо проигнорировав обидчика. Можно научить ребенка «фразам отшивалкам» — "Кто так обзывается, сам так называется", а также вожатому пообещать свою поддержку, если ситуация еще раз повторится. Не следует считать испорченным дразнящего ребенка, возможно, в его родительской семье он сам является жертвой своих родителей. Может, его постоянно дразнят: нытиком, копушей или как-нибудь еще. Не смущайте задиру публичными упреками. Потребуйте от него извинений и отпустите играть дальше.


Плохие манеры

Иногда дети не задумываются, как важно говорить спасибо, пожалуйста и многое другое. Стоит конкретно сообщить ребенку, что вы хотите от него услышать. Обучайте, а не наказывайте. Подавайте положительный пример, как можно чаще говорите спасибо и пожалуйста. Хвалите ребенка. Не отвечайте на плохое поведение, глядя ребенку в глаза скажите: «Я знаю, что ты можешь вести себя как следует». Не насмехайтесь над плохим поведением, это подтолкнет ребенка рассматривать плохие манеры, как предмет шуток.


При длительной поездке на автобусе

Активному и энергичному ребенку тяжело долго сидеть неподвижно в течение длительного времени. Что можно предпринять? Есть правила, которые не обсуждаются: специальные сиденья и ремни используются для безопасности. Вожатый формулирует правила поведения в автобусе перед поездкой. Необходимо занять детей: скука — это глупое поведение и возможные потасовки. Уделяйте детям внимание. Включите свою любимую музыку, детское караоке или аудио книгу. Не забудьте про словесные игры. Сохраняйте оптимизм.


Радость от общения с детьми

  • Научитесь получать удовольствие от игр с детьми. Дела у взрослых будут всегда, но если вы играете с детьми, не поглядывайте каждую минуту на часы.
  • Меньше переживайте из-за мелочей, и чаще расслабляйтесь. Беспорядок в комнатах, потерянная игрушка — если из-за этого слишком расстраиваться, мы взрослые лишаем себя счастья, которое дарят нам дети.
  • Хвалите себя за правильные действия и не придирайтесь к своим ошибкам. Любые пробелы в отношениях с детьми можно заполнить любовью, которая позволяет исправить все ошибки. Занимаясь воспитанием, делайте все, что от вас зависит. Учитесь на собственных ошибках, и цените свою работу, такую важную и значимую.
  • Прислушивайтесь к голосу своего сердца, а не к чужим навязчивым советам. Читайте книги, соответствующие вашему представлению о правильном воспитании, общайтесь с родителями, разделяющими ваши взгляды.
  • Посмотрите на мир глазами ребенка. Оценивая детское поведение как искреннее и непосредственное, нам будет легче выбрать правильную тактику. Дети есть дети, им еще многое предстоит узнать о жизни.


Как вожатому реже злиться

  • Овладевайте навыками воспитания и отрабатывайте их.
  • Составляйте письменный план дел на каждый день во избежание проблем.
  • Формулируйте просьбы к детям четко и кратко.
  • Выражая мысли используйте местоимение «Я» вместо местоимения «Ты». Например: "Мне не нравится, когда люди врут. Или: Я была бы рада, твоей помощи".
  • Расставляйте приоритеты. Не каждая ситуация требует немедленного и длительного разбирательства.


Если вожатый переживает негативные эмоции

В психологии есть очень интересное упражнение, оно называется «Буря». Представьте себе, что вы — это разбушевавшееся море, тучи заволокли небо, сверкают молнии, огромные волны бьются о скалы. Но вот потихоньку тучи уходят, небо светлеет, и волны становятся меньше. Выходит солнышко, и вокруг снова воцаряется мир и покой. Почувствуйте, что вы стоите босыми ногами на песке, ощутите запах моря, и касание ветра. Услышьте крики чаек, мир вокруг прекрасен, также как и ваше настроение.


Техника по работе с гневом «6 шагов»

  1. Если чувствуете, что начинаете закипать — остановитесь.
  2. Создайте дистанцию, выйдите из помещения, где находится ребенок, либо выведите его. Если чувствуете, что успокоились, можно обнять ребенка.
  3. Успокойтесь, сделайте глубокий вдох, повторите успокаивающие слова или помолитесь, соберитесь с мыслями.
  4. Анализируйте, мысленно прокрутите эпизод в голове. Посмотрите на ситуацию со стороны.
  5. Определите проблему: «Проблема состоит в том, что…».
  6. Ищите решение, подумайте, какой метод воспитания может помочь в этой ситуации? Найдите несколько возможных решений этой проблемы.

Овладевайте навыками воспитания и ежедневно применяйте их. Не забывайте прощать себе и ребенку неизбежные ошибки!


Работа в лагере кипит почти круглые сутки, практически не оставляя вожатым личного времени. При таком режиме очень важно уметь быстро расслабляться и восстанавливать силы. Нехватку времени на полноценный сон помогут компенсировать релаксирующие упражнения. Лучше потренировать их выполнение до смены, но наиболее легкие из них можно освоить и в «полевых» условиях.

Вечером усталость пройдет быстрее, если, принимая душ, вы будете с закрытыми глазами представлять, как вода уносит весь накопившийся за день негатив: переутомление, раздражение, нервное напряжение. Как это будет выглядеть в вашем воображении, не имеет значения.

Если вы перенервничали, переработали днем и ночью не можете уснуть, то очень помогает следующая методика: лягте на кровать, закройте глаза, руки и ноги вытяните или раскиньте, но ни в коем случае не скрещивайте. Делая очень глубокий вдох, представляйте, как воздух заполняет вас целиком, растекается по телу приятными струями, доходит до кончиков пальцев и забирает все серое и черное, всю усталость и расстройство, накопившиеся за день, и выносит их с глубоким выдохом. Дышите так до тех пор, пока в вашем воображении вся «грязь» из вас не выйдет, тогда воздух будет свободно заходить и уже ничего не выносить из организма, при этом с каждым вздохом часть воздуха будет оставаться внутри, и ваше тело будет становиться все легче и легче (вам может показаться, что вы парите или лежите на волнах или на песке). Заснуть можно прямо в процессе выполнения упражнения, но даже если вы не уснете, организм отдохнет, и с утра вы себя будете чувствовать намного лучше, чем просто промаявшись всю ночь от бессонницы.

Упражнение «Дышим животом» предназначено для тренировки брюшного дыхания. Лягте на спину, расслабьтесь и начните дышать животом так, чтобы грудная клетка практически не принимала участия в дыхании. Для контроля положите ладонь левой руки на грудь, правой — на живот. Следите, чтобы правая ладонь поднималась и опускалась при вдохе и выдохе, левая же оставалась неподвижной. Обратите внимание, что глубокое брюшное дыхание включает и содружественные движения таза (отодвигание назад на вдохе и выдвижение вперед — на выдохе).

Через три-пять минут после того, как заданный режим дыхания начинает поддерживаться сам по себе, без вашего контроля, переходите непосредственно к выполнению следующего упражнения — «Дыхание на счет», которое помогает снять физическое напряжение и эмоциональный стресс (тревогу, возбуждение, отрицательные эмоции).

Вначале надо расслабиться и дышать животом в естественном ритме. Затем начинайте дышать «на счет», поддерживая соотношение вдоха и выдоха 3:3 (вдох – считаете до трех, выдох – тоже до трех). Дышать в таком режиме следует в течение минуты или больше, до тех пор, пока заданный ритм дыхания не будет поддерживаться автоматически. Затем переходите на новый дыхательный ритм 3:4 и доводите до автоматизма. И так последовательно до режима 3:9, а затем в обратном порядке, возвращаясь к отношению 3:3, и далее 4:3; 5:3; 5:2. Закончить упражнение надо на активизирующей фазе, то есть на той, где вдох длиннее выдоха.

Важно уметь быстро избавляться от негатива и переключать себя на хорошие эмоции не только ночью перед сном, но и в течение дня. Часто в лагере возникают конфликтные ситуации, разрешение которых требует максимального спокойствия от вожатого.

Многие вожатые незаслуженно пренебрегают довольно известной методикой, которая позволяет сдержаться и не дать злости, раздражению и волнению выплеснуться. Достаточно медленно сосчитать до десяти, дышать при этом надо глубоко и размеренно, это даст вам время упокоиться и сдержаться от излишне эмоциональной реакции.

Вторая методика релаксации, которую можно использовать в течение дня, основана на инициировании желаемых эмоций. Вызывание внутренних ощущений и внешних проявлений, соответствующих нужной эмоции, по принципу обратной связи сказывается на эмоциональном состоянии человека, и через пять—пятнадцать минут (зависит от индивидуальных особенностей) действительно можно начать испытывать желаемые эмоции. В спокойном состоянии довольно легко добиться вызывания произвольной эмоции, но для того, чтобы в стрессовой ситуации, когда отрицательные эмоции буквально захлестывают, суметь ярко представить и вызвать у себя противоположную эмоцию, нужна довольно хорошая подготовка. И все же попробуйте.

Не важно, приехали вы в лагерь на одну смену или работаете вожатым целое лето, методики релаксации помогут справиться со стрессом и перенапряжением. А полученные в лагере навыки общения и построения рабочих взаимоотношения с различными людьми и умение быстро восстанавливать силы пригодятся не только в течение смены, но и в дальнейшей жизни.