Советы по организации детского лагеря

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
Phoca thumb l IMGP6359m.jpg

Вожатство — это работа с группой, во время которой поставленные задачи решаются, как правило, в форме ролевых игр (хорошо бы в форме игры проводить и некоторое обучение полезным для детей навыкам). Кроме того, деятельность вожатого может быть посвящено текущим вопросам, таким, как оформление группы (название, девиз, эмблема...), подготовка к мероприятиям лагеря и т.д.

Планируя свои задачи на текущий день, вожатый учитывает не только тему и состояние группы в этот день (так сказать, вертикально, т.е. линию текущего плана на день). Хорошо бы учитывать уже прожитый кусок смены и маячащие впереди вершины (горизонталь, если иметь в виду общую ежедневную картину). Попробуем детализировать сей туманный отрывок. Каждый лагерный день имеет свое расписание мероприятий и тему дня. В конце дня — вечернее мероприятие, которое является кульминацией, как по теме, так и по психологическому уровню, достигнутому группой. Но ведь мы последовательно движемся к последнему дню смены, который покажет, чего мы стоим. Вот и хочется, чтобы, набирая обороты, к концу лагеря команда достигла апогея, интеллектуального и морального.

Теперь поговорим о «несерьезном» — об играх. Игры для детей чрезвычайно разнообразны, в зависимости от ставящихся в них вожатыми задач: игры на знакомство, на углубление знакомства, игры на деление по подгруппам, сплочение группы, выявление и развитие способностей (как творческих, так и социальных), активизация группы, демонстрация процессов в ней... и чего вам еще придет в голову.

Конечно, в течение одного дня в детском лагере можно решить сразу несколько задач, «проиграв» их в логической последовательности. Кроме того, одна и та же игра может быть нацелена на достижение многопланового эффекта. Поэтому деление игр на виды несколько условно, но все же для лучшего представления, что и как играть, загляните в наше приложение.

К игре нужно готовиться. Кроме подготовки необходимого для игры оборудования, хорошо бы тщательно проанализировать, какой эффект (тривиальный или неожиданный) может она произвести на группу и на каждого участника в отдельности, как вести себя в незапланированной ситуации. Иногда прямо по ходу игры можно изменить ее правила с учетом особенностей конкретной группы.

При выборе игры стоит принять во внимание количество и возраст участников, общественную структуру группы, условия безопасности и погоду.

Многое зависит от умения вожатого «донести» до группы правила игры (ясно и кратко). Если правила трудно объяснить, лучше продемонстрировать их на примере. И, как хороший режиссер, вожатый должен вовремя закончить игру, не дав ей стать скучной. Не желательно играть в игры на выбывание, что порождает аутсайдерство и «шатание» выбывших. Ну, и про бикфордов шнур — это вы, вожатые и аниматоры, вам «гореть», чтобы «зажечь» играющих. Ваше настроение и увлеченность «делают» игру.

Играть ли вожатому самому или наблюдать со стороны? В зависимости от ситуации. Если не играть, то у группы может возникнуть ощущение, что сам вожатый не готов делать то, на что он толкает участников. Ну а как тогда наблюдать процессы? Решайте сами, но зачастую лучше быть «внутри».

Фантазия и изобретательность — это как раз то, что нам надо.

Каждый вечер после отбоя в общую вожатскую слетается вся стая: на разбор полетов — ежевечерние «планерки» команды лагеря. Тронную речь по итогам и замечаниям дня держит старший смены. Затем отрядные вожатые получают возможность поделиться своими впечатлениями, маленькими радостями и, будем надеяться, небольшими горестями и трудностями. Каждый из присутствующих должен получить возможность высказаться. Очень важно, чтобы при этом сохранялась атмосфера доброжелательности, доверительности и уважения друг к другу: общее и любимое дело вершим, друзья!

Роль старшего смены (старшего вожатого) в этом оркестре — в сторону личные «приязни» и «не-», собственное настроение или недомогание. Забудьте про раздражение. Улыбайтесь и будьте спокойны! И, пожалуйста, личное внимание каждому, взгляните на них и увидьте!

От патетики вернемся к прозе лагерной жизни. Старший смены знакомит всех с расписанием на следующий день, напоминает тематику «завтра». Идет бурное обсуждение претворения темы «в жизнь».

Отрядные вожатые скрупулезно записывают касающуюся их раскладку и излагают старшему смены свои материальные запросы в связи с расписанием (канцтовары, аудиоаппаратуру, клавишные инструменты, помещения или площадки и тому подобное).

Разграничение обязанностей — великая вещь. Если каждый знает, какой кусок его, и не суется в компетенцию коллеги (что отнюдь не исключает помощь в нужный момент), то трения и накладки сводятся к минимуму.


Психологические аспекты работы с участниками

Жизнь в детском лагере идет четко по расписанию, которое обязательно для всех. Таким образом, мы получаем, как сказали бы психологи, групповой процесс в замкнутом пространстве.

Кроме того, ребенок, который игнорирует мероприятия отряда и лагеря, выпадает из темы лагеря и из своей команды. Не только он оказывается «не в курсе», но и группа не ощущает его своим, раз он «кошка, которая гуляет сама по себе». Почему рекомендуется «колючая проволока» (запрет на общение с близкими)?

Во-первых, если работа по раскрытию индивидуальности и сплочению группы идет успешно, то, встречаясь с людьми «извне», человек как бы возвращается к себе прежнему, к своим повседневным заботам. При этом возникает психологический конфликт внутри самого человека, а затем он обязательно отражается и на группе.

Теперь поговорим о процессах, происходящих в группе на протяжении всего срока смены лагеря.

Есть одна закономерность: примерно в середине срока смены детского лагеря в группе происходит «ломка». Могут возникнуть конфликты, деление на группы и т.д. В зависимости от того, как мы справимся с этим «трудным периодом», дальше пойдет либо наращивание положительного потенциала, либо спад. Кстати, такой же процесс в определенный момент может возникнуть и в «лагерной команде» вожатых.

Вот почему это происходит:

«На ранних стадиях существования группы в поведении ее членов отражается их потребность во включенности в группу, то есть в обретении чувства принадлежности к ней и в достижении удовлетворительных отношений с другими. Позднее возникает потребность в контроле. На этой стадии появляются соперничество и стремление к власти, и члены групп вступают в борьбу за лидерство и доминирование. Наконец, на стадии зрелости группы, когда ее члены устанавливают тесную эмоциональную связь друг с другом, особое значение приобретают взаимное тяготение, партнерство, близость. На этом этапе преобладающей становится потребность в привязанности». Вероятно, процессы, происходящие в детском лагере, пусть не полностью, но вписываются в эту схему.

Какие мы обычно ставим перед собой задачи, работая с группой? Знакомство, раскрытие способностей, снятие, либо «сглаживание» комплексов, активизация и сплочение. Особенное внимание при этом уделяется вовлечению в общее дело новичков и малоинициативных участников.

Часто возникают проблемы с потенциальными лидерами. Во-первых, мы с вами заинтересованы в положительных лидерах, которые работают на сплочение, цементируя своей личностью групповой процесс, сглаживая конфликтные ситуации и разряжая накалившуюся обстановку. Ну, а если лидеров несколько? (А такое встречается часто.) Борьба на выживание? Или распад на группки?

Нелегкая задача для вожатого, но именно ему приходится брать процесс под контроль. Конечно, если в лагере имеется хороший психолог, его помощь, ой как, пригодится. Что происходит с «аутсайдерами»? Смотрите, если мы с вами хорошо поработали, то человек раскрылся, обнаружил в себе новые резервы. Замечательно! Но вдруг что-то идет не так: то ли борьба в группе за лидерство, то ли личная неудача в каком-то деле или просто кто-то косо посмотрел... И тогда он начинает «играть назад» — закрываться, уходить в тень. Ему срочно требуется помощь! Замечательно, если группа сильна и сама справится с этим. Но чаще всего это наша с вами задача: исподволь выдвигать его на отрядных беседах-рефлексиях, уделять внимание, а иногда нужна и просто личная беседа.

Как в любом человеческом общежитии, в лагере не исключены и бытовые конфликты: кто-то громко веселится, перепутали, например, тазики, чей-то ребенок получил нагоняй от чужой мамы, и уж конечно, у детей поводов для взаимных обид хоть отбавляй. Нам с вами придется разбираться и с этим: психологический климат зависит от любых мелочей.


И был день, и был вечер

Вечерние мероприятия интересны не только тем, что происходит «отдача» того, что накоплено за этот и предыдущие дни. Вожатые и дети видят друг друга с новой стороны, которая, может быть, была невостребована в домашней обстановке. Работая в одной команде, они помогают друг другу и обмениваются полученной информацией. Если в «вечерней команде» дети разных возрастов, то они знакомятся ближе, завязываются дружеские отношения. Все это укрепляет не только отрядные отношения, но и вся корпоративная среда детского лагеря. После всех этих вечерних событий, если остается время до отбоя, его можно заполнить различными «развлекалочками», где опять же возраст — не помеха, как для маленьких, так и для старших.


День

Цикл занятий выстраивается согласно выбранной теме лагеря и теме конкретного дня.

Практические занятия в лагере приобретают некоторую направленность и эффект. Так, если на факультативных занятиях по ИЗО обычно «творцы» вольны в выборе темы, то здесь, после подачи информации предлагается направить свою фантазию в определенное русло. И очень интересно потом, устроив выставку, увидеть, как по-разному каждый воспринимает и интерпретирует одну и ту же тему.

Тот же эффект демонстрации достигнутых результатов происходит с музыкальными и танцевальными занятиями. Мероприятия проходят в разных возрастных группах и основываются на возрасте и уровне подготовленности участников. И вот, вечером, например на дискотеке, каждому предоставляется возможность самовыразиться в танце и песне. Как радостно, когда вожатые лагеря и их подопечные дети от мала до велика становятся в общий круг!


Вечер

Как и вся программа лагеря, вечерние действа тоже имеют свою динамику и логику.

Так как в первый вечер участникам еще нечем блеснуть, то мы берем инициативу на себя. Это может быть представление команды вожатых, развлекательно-познавательная игра или что-то еще.

Ко второму вечеру у участников уже имеется некий дневной опыт и свершившееся знакомство. Поэтому им уже есть, чем и о чем творить. Они могут подготовить представления своих команд или в различных формах выразить свои ожидания и начальные впечатления от лагеря.

Последующие вечера можно смело строить на полученной участниками информации. Это могут быть представления или другие импровизации на заданную тему. Но ежевечерние представления могут надоесть и охладить пыл авторов и исполнителей. Поэтому для разрядки неплохо в один из вечеров предложить участникам игру, опять же используя накопленный материал. Под это могут быть адаптированы уже известные игры, как рулетка, «Что, где, когда», «Счастливый случай» и т.д. А можно придумать что-нибудь свое, новенькое.

Интересной, но и рискованной может быть какая-то ночная задумка. Рискованной, потому что попробуйте-ка разбудить людей ночью и предложить им что-то тривиальное. Это обязательно должно быть захватывающее эмоциональное действо. Тут можно вспомнить опыт пионерских лагерей с игрой «Зарница» (но задачи у нас с вами, конечно, несколько иные). Ночью хороши всякие световые и звуковые эффекты. И даже естественные светила и погода могут быть учтены и использованы. А иногда случай (или нечто другое?) сам подыгрывает нам.

Ну и само собой разумеется, что заключительный вечер должен быть кульминационным итогом лагеря. Да и весь день может стать этим итогом. Это могут быть выставки работ, стенгазеты, капустники, прощальное застолье — в общем фейерверк событий, эмоций... А может и вправду фейерверк?


Итоги лагеря

Все хорошее когда-нибудь кончается (хотя бы на время). Закончился период напряженной работы, бурных эмоций, сомнений и переживаний, период радостей и огорчений, самоотдачи и третьего закона Ньютона (действие равно противодействию, то есть ответная реакция, и совсем не «противная»).

Время окинуть взглядом «этапы большого пути».

Итак, если все прошло более или менее успешно, то в результате нашей лагерной деятельности мы получили общность (не побоимся этого высокого слова) людей, которые научились понимать и чувствовать друг друга. Они прожили совместно неплохой (скромность украшает) и яркий «кусочек» жизни. Теперь у них есть совместные и, будем надеяться, приятные воспоминания, они умеют творить и делать это вместе. Эти люди теперь знают друг друга — вкусы и пристрастия, сильные стороны и слабости... Думается, им захочется снова прийти в детский лагерь и не только для того, чтобы пообщаться, но и продолжить то, что было начато в лагере — приобщение к творчеству и возможно к чего-то большему.