Снежная арт-терапия

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
Large038m.jpg
Сначала было неуютно, холодно, грустно. И вдруг... цветной снег!
Мы просыпались от зимней депрессии, окунувшись с головой
в пространство детства и творчества.
Мы рисовали красками на снегу.


Эмоциональное переключение, перевод событий, связанных с сильными переживаниями, в комическую форму (смешно, а не трагично) приводит к катарсису, освобождению человека от неприятных эмоций. А это по существу одна из главных целей арт-терапевтической помощи.

Обычно арт-терапия проводится в условиях арт-кабинета или студии. Отличие данного занятия заключается в том, что вожатый выводит участников за пределы комнаты и работа продолжается в естественном природном окружении.

Участникам предлагается выполнить ряд упражнений на улице, на снегу, в зимнее время года. Такая работа преследует несколько целей: изменяет привычный репертуар самовыражения, создает новые условия и новые способы в выражении чувств, способствует снятию мышечных зажимов, развитию пространственного и творческого воображения, располагает к двигательной и эмоциональной разрядке. Главным психотерапевтическим фактором, действующим в новом пространстве, может являться чувство свободы и раскрепощенности.

Кроме того, работа за пределами арт-терапевтического кабинета предоставляет дополнительные возможности и средства художественной работы (работа со снегом).

Пространство. Снежные просторы неограниченны. Участник имеет возможность заполнить столько пространства, сколько ему будет необходимо. Эффект свободы заключается еще и в том, что изменяется телесное пространство — рисовать можно не только кистью руки, но и ногами, всем телом, с использованием разных предметов, что способствует расширению самовыражения и самосознания.

Размеры. У участников появляется возможность самим определять размеры своей работы. Снимаются ограничения листа бумаги, стола, кабинетных стен, что позволяет выйти за рамки привычного восприятия изобразительного продукта.

Текстура. Качество снежного покрова — от мягкого и пушистого до твердого наста — дает возможность создавать продукт плоский, как на бумаге, или рельефный, или даже объемный (скульптура). Фактура снега позволяет легко изменять и исправлять качество этого творческого продукта.

Белый цвет. В художественной деятельности все начинается с чистого холста. Снег имеет белый цвет и идентифицируется с цветом белого холста. Белая бумага или холст дают возможность для проявления любых цветов и оттенков.

Материалы. Для создания образов на снегу используются:

— разноцветная вода, залитая в пластиковые бутылки с прорезью в пробке. Для получения цвета можно взять гуашь, тушь, синьку, марганцовку и растворить ее в воде. При надавливании на бутылку струя нужного напора выливается на снег, оставляя цветные следы.
— простая вода, с помощью которой можно создавать линии, борозды разной глубины.
— готовые формы: ромбы, квадраты, круги, сердечки и др. (а также отпечатки собственного тела) для создания различных рельефов. Заранее подготовленные домашние заготовки — фигурки из цветного льда и природный материал — применяются как дополнение.


Публикуемое ниже упражнение представляет собой модификацию техники «Каракули Винникотта».

Упражнение «каракули на снегу»

Настрой

Выберите бутылку, наполненную водой понравившегося вам цвета. Попробуйте что-нибудь нарисовать на снегу (это могут быть просто каракули, кляксы, любые образы).

Индивидуальная работа

Выберите место. При желании свое местоположение можно изменить. Вы вправе свободно передвигаться и работать на любой территории. Используя любые цвета, вы можете сделать рисунок (конкретный или абстрактный образ; отпечаток предмета или тела на снегу и др.). Если нет нужного вам цвета, вы можете попросить его у других участников.

Коллективная работа

Посмотрите на то, что получилось у других участников. Соедините линиями свои рисунки с теми, которые вам особенно понравились. Представьте, что прокладываете дороги.

Обсуждение

Этап вербализации и рефлексии.

Каждый участник может поделиться впечатлениями о работе, показывает собственные рисунки, выделяет те рисунки, которые ему понравились.


Упражнение «Снежный вернисаж»

Каждому участнику предлагается занять выбранное им место на отведенной общей территории (не более двух метров друг от друга). Дается задание: с помощью любых понравившихся материалов (цветной воды, формочек для отпечатков, фигурок из цветного льда, природного материала) нарисовать картину, слепить скульптуру из снега. Придумать название своей картине и составить рассказ-представление о своей работе.

В завершение упражнения предлагается поделиться впечатлениями.


Упражнение «Символ группы»

Участники делятся на микрогруппы по 5–6 человек. Каждая микрогруппа рисует на отведенной для нее территории. На каждую микрогруппу выделяется одинаковый набор форм и бутылок с окрашенной водой.

Участники по очереди, используя различные формы и цвета, должны сделать общий рисунок.

Данную форму проведения занятия предлагается включить на завершающем этапе работы группы, поскольку требуется предварительный опыт занятий арт-терапией. Обычно на первых занятиях участники стремятся работать привычными и знакомыми средствами. И только по мере преодоления психологической защиты начинают экспериментировать, становятся более экспрессивными и расположенными к творчеству.


Представляется, что выход за пределы арт-терапевтического кабинета или студии, в особенности если это связано с той или иной степенью дистанцирования детей или членов группы от вожатого, возможен в том случае, если они отличаются зрелой идентичностью и развитыми механизмами психологической защиты, а также достаточной автономностью, для того чтобы самостоятельно справляться с теми ситуациями, которые могут возникнуть в ходе проведения такой работы.