Роликовые коньки

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску

Роликовые коньки (roller)

37153881 c1ef842f6dm.jpg

Ролики – это отлично проведенное время и хорошее настроение. Физкультура и спорт? В чем-то да. Ведь ролики – это тренировки вестибулярного аппарата, укрепление мышц и связок, дыхательной и сердечно-сосудистой системы. А еще – развитие какой-то особенной гибкости и растянутости. Но едва ли в детском дворце спорта или спортивном клубе вы так сразу найдете тренера по роликовым конькам. Хотя, например, все профессиональные игроки НХЛ летом много катаются и играют в хоккей на роликах... Если мы уточним: экстремальный спорт – то окажемся ближе к правде. Люди на роликах регулярно превышают природную скорость и проделывают немало сложных и опасных трюков. При этом получают травмы, зато отхватывают бодрящие порции адреналина, демонстрируя неизведанные возможности человеческого тела. Можно еще добавить: уличный спорт. Действительно, подростки и молодые люди чаще всего катаются на роликах в таком неспортивном месте. Научите хорошо кататься! Чтобы предоставить ребенку возможность больше двигаться и лучше владеть телом, чаще бывать на свежем воздухе, уберечься в будущем от скуки и зловредных занятий и повысить самооценку. А гарантией безопасности будут правильно подобранные коньки и снаряжение!


Виды роликов (классификация)

Целью покупки роликовых коньков может быть "просто катание" либо "всякие фишки". Именно так мы выходим на первоначальную классификацию стилей катания: фитнес и агрессив.

К первому стилю относят все катание "вдаль", с развитием скорости и преодолением серьезных расстояний.Фитнес делится на собственно fitnes (катание для поддержания спортивной формы с элементами несложных фигур), прогулочное катание (recreation) и скоростное катание (racing)

Фитнес - самый распространённый и популярный вид роликов. Предназначены они для активного отдыха. Традиционно фитнес-ролики имеют по 4 колеса в одну линию (размер 76-82 мм, жёсткость 76А-80А). В последние годы, лидирующие компании по производству роликовых коньков стали выпускать модели с диаметром колеса 84 и 90 мм.

Если говорить о роликовых коньках для отдыха (Fitnes), не привязываясь к каким-либо брэндам, и тем более моделям, то они будут иметь примерно следующие характеристики, отличающие их среди других классов:

1. Ботинок выполнен из пластика с внутренним сапожком, либо мягкий ботинок, выполненный по технологии Soft Boot. Такой ботинок не будет иметь множество технологий, и как следствие будет сравнительно не дорог.

2. Рама в таких коньках выполняется из синтетических полимерных материалов (высокопрочный нейлон и т.д.), что также будет сказываться на цене в меньшую сторону по сравнению с коньками более высокого класса (Fitnes), имеющими алюминиевую раму.

3. Колёса в классе Fitnes имеют следующие параметры: диаметр 76мм, жёсткость 78-82А, профиль колеса U-образный для большей устойчивости. В общем, обладая этой общей информацией, довольно просто подобрать коньки своими силами.

Агрессив - это тот стиль, который можно увидеть в любом телевизионном ролике с участием роллеров. Агрессив- ролики, которые используются для выполнения различных трюков, прыжков с трамплинов, скольжения по парапетам, переворотов и езды по лестницам. Отличаются массивным (большим и тяжелым) ботинком, короткой твёрдой рамой, маленькими (по диаметру) и жёсткими колёсами (по 4 колеса на каждой раме). На этих роликах трудно развивать даже среднюю скорость.

Ролики для агрессивного катания отличаются от коньков для фитнеса следующим:

1. Внешняя часть ботинка для агрессивного катания выполнена, как правило, из пластика. Это сделано для защиты ноги катающегося, поэтому ботинок становится тяжелее и менее вентилируемым.

2. Рама выполнена из армированного пластика с вырезом посередине - для скольжения по трубам.

3. Колеса имеют размер 55-58 мм и П-образный профиль. Это обеспечивает невысокую скорость и стабильность при приземлении.

Так же обращайте внимание на крепление рамы. Клепки должны быть ровными. Никаких трещин или глубоких царапин быть не должно.

Если какое-либо колесо плохо крутится или крутится медленнее, чем остальные, это не означает, что внутри стоит плохой подшипник или колесо имеет дефект. Просто смазка в подшипнике более густая и при катании это абсолютно не повлияет на скорость.

Примечание: женские коньки имеют зауженную колодку, более пологий подъем, заниженный задник для того, чтобы он не давил и не натирал икроножную мышцу. Естественно, женские ролики имеют особый дизайн.

Беговые - ролики для бега. Отличаются низким жестким лёгким ботинком, зачастую изготавливаемым из карбона, длинной рамой. На роликах данного класса, как правило, установлены либо пять колес диаметром 84 мм (5x84), либо четыре колеса диаметром 100 мм (4x100). Вариант 4x100 в последнее время стремительно набирает популярность. Жесткость колес большая, что позволяет развивать максимальную скорость.

Трейнинговые - промежуточный вариант между фитнес и беговыми роликами. Обычно имеют полунизкий ботинок, по жесткости превосходящий фитнес - модели, но уступающий беговым моделям. Используются те же рамы и колеса, что и на беговых- либо 5-колесные с диаметром колеса 78-84 мм, либо 4-колесные с диаметром колеса 90-110 мм. Совмещают большую скорость и достаточную поддержку ноги.

Детские - раздвижные ролики (позволяют менять размер конька вместе с ростом ноги ребенка), обычно имеют 3-4 колеса на каждом ботинке, штатный тормоз (иногда два тормоза- на каждом ботинке). Скорость маленькая.

Фрискейт - ролики для тех, кто не может кататься в одном стиле. На них можно и прыгать, и заниматься слаломом, и играть в догонялки.

Внедорожники - оправдывают своё название, могут использоваться в плохих дорожных условиях.

Структура стандартного конька

Roliki structure.gif

Выбор роликов

Давайте посмотрим сам роликовый конек. Несмотря на то, что рынку роликовых коньков около 30 лет, коньки до сих пор делятся на три категории ботинка:

Жесткий ботинок. До недавнего времени это была самая распространенная конструкция роликов: прочная внешняя пластиковая оболочка, в которую вставлен мягкий сапожок. Ведущие производители роликовых коньков на сегодняшний день практически достигли совершенства при создании роликов этой, ставшей сегодня уже классической, конструкции.

Характерные плюсы:

  • отличная боковая поддержка ступни,
  • ударопрочность и стойкость к истиранию внешнего ботинка,
  • возможность легкой сушки и стирки внутреннего сапожка.

Могут быть рекомендованы для новичков и для избежания неправильных позиций ног во время катания. Минусы - плохая вентиляция и вес.

Мягкий ботинок (Soft-Boot). В мире роликовых коньков 6-8 лет назад наметилась тенденция перехода от жесткого ботинка к мягкому, т.е. вместо двойной конструкции из пластика и мягкого внутреннего сапожка, ролики получили несъемный ботинок из прочной ткани, кожи или ее заменителей. Боковая поддержка в таких роликах может обеспечиваться как внешней пластмассовой силовой манжетой, так и внутренними элементами жесткости из пластика. Технология создания таких конструкций и отработка их нюансов постоянно находится в стадии совершенствования.

Характерные плюсы:

  • стильно выглядящая легкая конструкция,
  • повышенный внутренний комфорт,
  • отличная вентиляция.

Гибридная конструкция. Жесткий внешний полуоткрытый и стойкий к истиранию пластиковый башмак переменной жесткости и комфортный внутренний сапожок. По мнению создателей, такая конструкция должна сочетать в себе как плюсы традиционной конструкции: отличную боковую поддержку, стойкость к ударам, возможность чистки (или стирки) внутреннего сапожка; так и достоинства роликов с мягким ботинком: полуоткрытая конструкция обеспечивает хорошую вентиляцию и выглядит привлекательно.

Кроме разделения коньков на стили катания и конструкции ботинка, существуют и другие важные особенности конструкции роликовых коньков:

Клипсы (бакли) или шнурки. Обычно ролики имеют одну клипсу в верхней части силовой манжеты, а вот подъем ступни могут закреплять как 1-2 дополнительные клипсы, так и шнурки + пяточный ремень.

Клипса - механическая застежка-зажимы с рычажком. Единственным преимуществом клипсы перед шнурками является скорость и удобство их застегивания. На некоторые ролики ставятся клипсы с "памятью" - один раз отрегулировал усилие зажима и потом можно просто застегивать без подгонки застежек вновь.

Вентиляция. Это самый сложный вопрос при выборе роликов. Просто посмотрев на ролики, очень сложно сказать насколько приличную вентиляцию они имеют. Наличие отверстий в пластмассовом ботинке хорошую вентиляцию не гарантирует - материал внутреннего сапожка может оказаться излишне плотным, или отверстия в нем могут быть неудачно расположены для хорошего обдува. Поэтому нужно обращать внимание покупателя на вид ткани в передней части внутреннего сапожка или ролика типа Soft-Boot. Ткань в вентилируемых частях ботинка должна иметь сетчатую структуру.


Ботинок. Когда-то все ролики делались цельнолитыми из пластика с мягким внутренним ботинком. Потом фирмы-производители сделали революцию, обнародовав идею SoftBoot: делать роликовые ботинки похожими на кроссовки, усиленные в нужных местах прочным пластиком. На сегодняшний день подавляющее большинство фитнесс-роликов всех производителей имеют мягкий ботинок.

Преимущества мягкого ботинка: комфортное облегание ног, хорошая вентиляция (такие ботинки делаются из специальной ткани, пропускающей воздух) и легкость.


Совет: Выбор для начинающего - мягкий ботинок.

Женский вариант ботинка отличается от мужского.

Изучив физиологические отличия женской ноги и икроножной мышцы от мужской, проанализировав анатомическое строение женской ноги, компании-производители переносят все специфические черты на конструкцию роликовых коньков для прекрасного пола. Для женских моделей характерны следующие моменты:

  • более узкая колодка ботинка
  • менее крутой подъем ботинка в передней части
  • более низкий задник манжеты, который не давит на икроножную мышцу
  • слегка увеличенная область голеностопной косточки
  • женский дизайн, цветовая гамма и название роликовых коньков соответственно.


Rama.gif

Рама. Рамы подразделяются на металлические и пластиковые. Какую же предпочесть? Металлические рамы обычно делаются из жестких и легких алюминиевых и магниевых сплавов. Благодаря высокой жесткости они лучше передают толчковое усилие – на них проще разгоняться и поддерживать скорость. С другой стороны, более отчетливо передается от рамы на ботинок вибрация при катании по неровной поверхности, что требует дополнительной амортизации внутри ботинка. Общая тенденция производителей - оснащать металлическими рамами более скоростные модели, ориентированные на подготовленных роллеров. На всех, без исключения, беговых моделях стоят именно металлические рамы.


В свою очередь алюминиевые рамы подразделяются на литые и экструдированные:

литые алюминиевые рамы: рама отливается по форме одновременно вся конструкция. экструдированные рамы: конструкция отливается постепенно под давлением. Такие рамы с самыми хорошими эксплуатационными характеристиками на рынке, благодаря своей прочности и лёгкому весу. Это растущий сегмент рынка еще и потому, что только с ними можно использовать колёса 90/100 мм.

Альтернатива металлу - композитные рамы (иногда их называют пластиковыми). Самые популярные материалы для их изготовления: нейлон (nylon), стекловолокно (fiberglass), карбон (carbon composite).

Такие рамы меньше отдают по ногам при катании по неровной поверхности. Они тяжелее металлических.

При ударе не гнутся, а лишь царапаются или, при особом упорстве роллера - трескаются. Композитные рамы наделены отличным сопротивлением и прочностью. Идеально подходят для начинающих и катающихся с небольшой скоростью роллеров.

Рамы могут быть съемные (особенно в агрессивных коньках). Специфическая неприятность, подстерегающая владельцев коньков со съемной рамой - возможность самопроизвольного откручивания винтов, крепящих раму к ботинку.

Как правило, каждая фирма использует свой стандарт крепления рамы, иногда крепежные отверстия совпадают. Для агрессив-роликов существует свой стандарт - UFS (Universal Frame System). Это позволяет выбирать агрессив рамы "просто "на вкус и цвет", после чего запросто прикручивать их к одному и тому же ботинку. С каждым годом все больше производителей поддерживают UFS.


Koleso 1.gif

Колеса. Все колеса производятся из полиуретана, так как в своих качествах он объединяет ударостойкость, сопротивление истиранию и небольшое сопротивление качению. Такие колеса лучше держат дорогу, долго используются и делают катания приятным.

Роликовое колесо состоит из двух неразъёмных частей - ступицы и внешнего полиуретанового слоя, который и соприкасается с дорогой.

Ступица - это жёсткая "сердцевина" колеса, именно в неё и вставляются подшипники; материал ступицы намного прочнее и твёрже внешней полиуретановой оболочки - ступица не должна деформироваться от нагрузок при катании.

Колеса для роликов имеют две основные характеристики: диаметр (размер) и твердость (жесткость).

Здесь имеются в виду свойства оболочки колеса, которая катится по асфальту. Колеса известных производителей: Hyper Wheels, Senate, K2, Kryptonics, Labeda и др., кроме ло готипа самой фирмы всегда имеют маркировку размера и жесткости. Это позволяет хоть как-то ориентироваться при подборе колес.

Koleso 2.gif

Твёрдость обозначается "индексом дюрометрии", на самих колёсах этот показатель обозначается двузначным числом: от 72А до 93А - чем больше это число, тем колесо жестче. Жесткость на колесах обозначается в условных единицах по шкале "А". Размеры, материалы и особенности исполнения колёс непосредственно связаны со стилем катания.

Koleso 3.gif

Колеса для отдыха, фитнеса и скоростного катания Используются колёса от 70 до 100 миллиметров, это наиболее многочисленная группа колес! Стандартный ряд диаметров этих колес 76-78- 80-84-90-100 мм. На улице удобнее использовать колёса самого большого диаметра, насколько позволяет рама конька. Колеса изнашиваются неравномерно: за первые 2-3 дня катания снимаются первые 1-2 мм от размера колеса, а потом износ замедляется.


Средняя жёсткость колёс для фитнеса - от 78А до 85А. Наиболее распространены колеса с жесткостью 78A-84A - обеспечивают лучшее сочетание сцепления с дорогой и комфорта на плохих покрытиях.

Ступица колеса для фитнеса большая по размеру и делается со спицами. Несмотря на кажущуюся внешнюю простоту, ступицы специально рассчитываются, ведь у нее масса задач:

  • обеспечивать жёсткость и курсовую устойчивость колеса
  • отводить тепло от подшипников и оболочки
  • она должна быть при этом достаточно лёгкой
Koleso 4.gif

Колеса для агрессивных роликов Для агрессивных роликовых коньков делаются самые прочные колеса; их размеры - от 53 до 64 мм. В последнее время разница между колесами для рампы и стрита практически исчезла.Жесткость таких колес варьируется в пределах 88-101A.

Ступица колес для агрессива всегда делается сплошной (без спиц), это делает её максимально устойчивой к ударным нагрузкам. Маркировка. Настоящие колеса для агрессива кроме обозначения производителя всегда имеют маркировку размера и твердости. Для большего удобства катания по перилам есть специальные маленькие и очень твердые колесики - 44-47 мм / 100A.

Для катания в рампе (vert) удобнее колеса диаметром побольше - 59-64 мм: больше колеса - больше скорость. Еще один параметр, по которому колеса отличаются друг от друга - профилем.

Он может быть:

  • заострённым у гоночных колёс – V
  • полукруглым у колес для фитнеса и отдыха - U
  • уплощенным или совсем плоским для агрессивных колес - |_|

Теоретически, колесо с узким профилем имеет маленькое пятно контакта с дорогой и соответственно небольшое трение качения.

Совет: Выбор начинающего - диаметр 78-80 мм, жесткость 78A-80A.


Podshipniki.gif

Подшипники. В каждом колесе роликовых коньков стоят 2 подшипника. Легкость, с которой катятся коньки и развиваемая скорость во многом зависят от качества подшипников, спрятанных в колесах.

Существует несколько классов точности изготовления подшипников согласно стандартам разных стран (ISO, DIN, ГОСТ). Классификация по классам определяет точность полировки деталей подшипника. Чем выше точность изготовления подшипника, тем меньшие зазоры имеют его рабочие сопрягаемые части и тем больше его ресурс. Чем больше номер, тем меньше трение в подшипнике, и тем легче он прокручивается, что положительно сказывается на легкости движения роликов.

Самая известная классификация подшипников идет согласно американской системе стандарта ABEC (Annual Bearing Engineering Council - Ежегодный совет производителей подшипников). Существует несколько типов: ABEC 1, ABEC 3, ABEC 5, ABEC 7, ABEC 9.

Самые массовые виды подшипников - "пятые" и "седьмые". Все ролики уважаемых производителей оснащены хорошими подшипниками известных марок - TwinCam, SKF, BSB.

Не все покупатели знают, что подшипники – не бессменный атрибут покупаемых роликов, а расходный материал. Как и колеса, их можно со временем заменить на любые приглянувшиеся. К тому же подшипники изнашиваются со временем и менять их все равно придется.

Особое внимание при примерке коньков:

Как правило, мягкий ботинок современных роликов обладает свойством авто-формирования. То есть под воздействием тепла ноги ботинок приобретает ее форму. Для правильного определения размера требуется не менее 15-20 минут. Дело не только в формовке ботинка. Ноги, попадая в непривычную форму, какое то время должны привыкнуть к особенностям колодки. Не надо забывать, что в роликах человек будет совершать энергичные движения, в результате ступни немного увеличиваются за счет притока крови к мышцам.


1. Ролики должны сидеть по размеру. Не велики. Не малы. Одев ролик на ногу, нужно его сильно надавить на пятку – чтобы ступня ушла назад, только после этого можно шнуровать ролик, аккуратно и плотно с носка и до подъема. При примерке нога в ботинке ролика должна чувствовать себя комфортно - т.к. на жаре и при катании нога немного распаривается, поэтому при примерке пальцы ног не должны упираться в носок ботинка. Особенно тщательно нужно примерять мягкие ролики Soft-Boot -ботинок должен сразу четко сидеть на ноге. Если ботинок будет сидеть свободно, то очень скоро ролики внутри умнутся и начнут болтаться на ноге. Большую свободу ноги в ботинке нельзя скомпенсировать сильной затяжкой шнурков. Начните предлагать коньки с заведомо большего размера и постепенно уменьшайте его - до тех пор, пока покупатель не почувствует, что в правильно зашнурованном ботинке пятка упирается в задник, а пальцы не смотрят в пустоту, а чувствуют неподалеку ткань носка ботинка. Но существует альтернативное мнение, что люди лучше чувствуют, когда ботинок мал и пальцы упираются, и поэтому примерку следует начинать с меньшего размера в сторону увеличения. Как понравится покупателю.

2. Обязательно необходимо какое-то время для усадки ботинка на ноге. Прокатитесь по залу магазина. Почувствуйте свои ролики!

3. Обязательно примерьте роликовые коньки разных фирм, т.к.разные компании делают разные колодки и разные ботинки, это позволит покупателю сравнить свои ощущения и сделать верный выбор. Вне зависимости от типа застежки (клипсы или шнурки) ботинок в роликах следует затягивать достаточно плотно, но так, чтобы он сразу не сдавливал ступню.

4. Обязательно выясните, как правильно застегиваются ролики!!! Ролики необходимо одевать точно так же, как при первой примерке: сначала опустить и зафиксировать пятку, и только потом подтягивать шнурки (или бакли).

5. При покупке роликов для агрессива, ботинок должен быть обязательно на полразмера-размер больше обычного - при приземлениях ступню немного "плющит", поэтому спереди перед пальцами должно быть немного свободного места.

Чтобы оценить Боковую поддержку роликов, надо встать на одну ногу и всем весом нажать на внешнюю (или внутреннюю) сторону ботинка ролика, т.е. попытаться "завалить" ролик в сторону. Чем сильнее сопротивление ботинка ролика – тем проще будет маневрировать на больших скоростях и исполнять технически сложные трюки. Если удается сильно "завалить" ролик вовнутрь или наружу, то - это значит, что боковая поддержка этой модели для Вас недостаточна и, может быть, нужно попробовать другие ролики.

У роликов SoftBoot боковая поддержка обычно несильная - т.к. эти ролики для катания, а не прыжков и трюков. Для справки: таблица соответствия размеров.

Table razmery.gif


Дополнительная информация


Тормозные системы.

Тормоз для рам может переставляться с правого конька на левый. Чтобы произвести замену, достаточно отвинтить винт, прикрепляющий тормоз к внешней оболочке (он также держит заднее колесо) и переставить тормоз с одного ролика на другой (нужно использовать специальный винт, чтобы закрепить тормоз). Если вы хотите снять его совсем, проделайте те же операции, но для крепления колеса используйте винт, прилагаемый (в большинстве случаев) в комплекте вместе с ключами.


Уход за тормозом.

Всегда проверяйте состояние тормоза до катания. Обычный тормоз имеет резиновую колодку, которая может быть заменена. Для этого необходимо вывинтить ось из держателя, вытащить старую колодку и вставить новую.


Уход за колесами.

Регулярно меняйте местами колеса на своих коньках:

1) Развинтите винты, используя специально прилагающиеся для этого инструменты (шестигранный ключик).

2) Измените положение колес, не изменяя направление вращения колес (центральные 2 колеса с одного ролика переставляются на позиции первого (1) и последнего (4) другого ролика, а крайние на центральные позиции, и наоборот).

3) Завинтите винты.

ПОМНИТЕ: колеса постоянно изнашиваются!


Уход за подшипниками.

Чтобы сохранить подшипники в нормальном состоянии, нельзя кататься по воде, нефтепродуктам, песку. Если подшипники не очень хорошо работают, снимите их и опустите в специальный растворитель на несколько минут, высушите и смажьте техническим маслом или литолом, солидолом и т.д.

Уход за баклями.

Система баклей расчитана на среднее усилие среднего молодого человека. В то же время, некоторые комплектующие баклей сделаны из достаточно хрупкого материала и сильный боковой или фронтальный удар могут нанести повреждение.

Защита

Комплект защитной экипировки выглядит следующим образом:

Наколенники, налокотники: закрывают и предохраняют от ударов локти и колени. Конструктивно модели разных фирм схожи - жесткая пластиковая спрофилированная по ноге или локтю оболочка (чашка) снаружи и амортизирующая, обшитая тканью, прокладка изнутри.

Защита запястий: - защищает кисть от ударов, с помощью жестких пластин на тыльной стороне не дает кисти выгибаться назад, предохраняя этим запястье от вывихов. Самая частая травма при катании на роликах, вне зависимости от стиля катания, опытности и других факторов - вывихи, ушибы, и переломы запястий - ведь при падении человек инстинктивно вытягивает руки вперед.

Шлем - служит для защиты головы.

Защита для агрессива Она выглядит несколько иначе, чем защита для фитнеса: большие и очень прочные пластиковые чашки, толстый ударопоглощающий слой резины.

Для рампы и стрита защита делается несколько разной. Для рампы наколенники и налокотники более объемные, перчатки с усиленной фиксацией запястья - все это должно предохранять от травм при падениях.


Анатомия роликового конька

0001 2830.jpg

А теперь поговорим о деталях – но деталях очень важных. Чтобы знать, какую функцию и ответственность несет каждая из них. Взгляните на картинку. Даже если ваши ролики выглядят несколько иначе, у них все равно есть все эти функциональные части. Здесь не обозначены только шнурки и стелька, но скорее всего, вы их узнаете и сами

Ботинок – бывает целиком пластиковым (ведь ролики «произошли» от горнолыжного ботинка), а бывает похожим на мягкие кроссовки, укрепленные пластиком и металлической вентилирующей сеткой в задней части и на носке. Жесткий ботинок надежно фиксирует ногу и позволяет удерживать ее в ровном положении, обеспечивая лучшую боковую поддержку, что хорошо для детей младшего возраста – до 5 лет. Поэтому многие родители целенаправленно ищут детям для первых тренировок ролики именно с жестким ботинком. Правда, в жестком ботинке мышцы и связки голеностопа тренируются меньше. Ролики с жестким ботинком идеальны для тех, кто катается (или будет кататься) на горных лыжах. Мягкий ботинок несколько комфортнее, он лучше вентилируется. В мягком ботинке мышцы и связки голеностопа могут получать тренирующую нагрузку. Поэтому в мягком ботинке особенно важны крепления. Лучше всего фиксирует стопу шнурковое крепление в сочетании с пяточной петлей и баклей – ролик будет единым целым с ногой. Если мягкий ботинок застегивается на две бакли, то нужно особенно придирчиво проверить надежность фиксации голеностопа, ибо для узкой стопы такого крепления может оказаться недостаточно, и тогда нога может «болтаться» в ботинке, что чревато травмами.

Шнурки – которые не видно на этой картинке, позволяют равномерно удерживать ногу, чтобы ребенок чувствовал себя единым целым с ботинком. Однако шнурки нельзя перетягивать, чтобы не затекла стопа. Бывают быстрые системы шнуровки (тогда ребенку достаточно потянуть за два шнурка и закрепить их специальным «бегунком») и обычные системы, в которых шнурки приходится затягивать и завязывать, как в обычных кроссовках.

Бакля – у многих роликов она выполняет роль верхнего крепления. Но есть модели, у которых все крепление ноги осуществляется двумя-тремя баклями – для быстрого надевания-снимания. Порой крепление одними баклями ухудшает фиксацию и повышает риск травм, особенно в мягких ботинках. Но, как мы уже говорили, такие ботинки могут отлично подойти маленьким роллерам с широкой стопой и высоким взъемом.

Пяточный ремень – важная часть крепления в мягких ботинках, хотя в некоторых моделях его нет. Но наличие пяточного ремня – большой плюс: он позволяет дополнительно зафиксировать пятку и уберечь от травм ахиллесово сухожилие. Кроме того, зафиксированная пятка не дает гулять центру тяжести тела относительно рамы конька, а это улучшает контроль за передвижением.

Рама – бывает пластиковая и металлическая. Считается, что металлическая (хотя если она выполнена из некачественных материалов, то может погнуться), но и пластиковую ребенок едва ли разгромит. Металлическая рама лучше передает усилие ноги в колеса, повышая маневренность ролика, пластиковая – более комфортна, с нею меньше чувствуются неровности асфальта.

Колеса – бывают пластиковыми и с каучуковой «шиной». На пластиковых хорошо кататься только по специальному полиуретановому покрытию, на асфальте же они беспардонно проскальзывают и цокают. Каучуковые колеса оптимальны для города (хотя каучуковые колеса бывают разной плотности: более мягкие лучше подходят для зала, а более плотные – для асфальта, но это уже тонкости на будущее). На некоторых моделях детских роликов, например, на популярных Roces Orlando, стоят колеса небольшого диаметра – 64 мм; на таких колесах удобно кататься по специальному покрытию или очень гладкому асфальту, при переходе на более шероховатое покрытие возникают некоторые трудности. На большинстве других детских роликов стоят колеса диаметром 72-76 мм. Колеса со временем изнашиваются, поэтому знайте: это заменяемый элемент. В случае необходимости вы можете прийти в спортивный магазин и купить новый набор колес взамен истрепанных старых. Еще один важный момент: в колесах скрыты подшипники. Легкость и скорость, с которой катятся ролики, во многом зависит от качества подшипников. Подшипникам противопоказаны лужи, пыль и песок, от этого они быстрее портятся. Подшипники, как и колеса, изнашиваются и заменяются. Но можно продлить им жизнь, периодически промывая их в бензине и заново смазывая. Различия подшипников и смазки для них – это отдельная большая тема, которую опытные роллеры прорабатывают на своих сайтах

Тормоз – присутствует, как правило, только на правом ботинке (его можно переставлять на другой ботинок, если левая нога ведущая). Можно встретить совет снимать тормоз с рамы, если мы хотим научить ребенка тормозить иным способом. Это бывает ценно при переходе на обычные ледовые коньки, а также просто «для общего развития». Существуют также новые более эффективные системы торможения, в которых полуавтоматический тормоз блокирует также последнее колесо.

Стельки – которые также не видно на картинке, сделаны из специальных материалов, благодаря чему они запоминают форму ноги владельца, а также смягчают неизбежные удары и вибрацию. Иногда в стельках присутствуют скрытые элементы, вроде антишока под пяткой, которые смягчают удары при прыжках.

Теперь вы лучше представляете, как ролики стоит подобрать ребенку.


Защита

0001 2879.jpg

На первый взгляд, может показаться, что роликовые коньки – очень опасный спорт, связанный с постоянными падениями и травмами. Но на этот счет существует статистика. Оказывается, травматизму роллеры подвержены гораздо меньше, чем другие спортсмены – футболисты, баскетболисты, гимнасты… Также американские исследователи выяснили, что при падении на льду вероятность ушиба головы составляет 13%, а при падении на роликовых коньках – только 3%. Все это немного успокаивает, но вовсе не означает, что ребенка можно ставить на ролики без защиты.

Хотя есть нюансы: в первые дни катания, когда вы больше водите ребенка за руку, при катании дома или в специальном зале можно легко обойтись без комплекта защиты. Больше того: в самом начале защита может мешать, сковывать движения. Но когда ребенок уже почувствовал силу и вкус к катанию, начал экспериментировать и самостоятельно выходит на асфальт, - его надо правильно экипировать. Ведь падения, ушибы и ссадины неприятны и опасны, к тому же они запросто могут отвадить маленького роллера от нового занятия. А защита не только уберегает чадо от ненужной «шлифовки асфальтом», но и выглядит внушительно, добавляя ребенку сходства с героями кино и мультфильмов.

В комплект детской защиты входят:

Налокотники и наколенники – защищают от ударов локти и колени. Они состоят из жесткой пластиковой «чашки», спрофилированной по локтю или колену, и мягкой амортизирующей подкладки. Такая «чашка с подложкой» крепится к суставу с помощью пары мягких тянущихся ремней на липучках – под и над суставом. Еще она может надеваться «чулком». Также бывает защита в виде «чулка», снабженная еще и ремешками. «Чулочная» защита не натирает кожу, а защита на ремнях может немного натирать руки и ноги, если ее надеть на голое тело. Надежность защиты зависит, по большому счету, от того, насколько хорошо защита сидит, то есть, насколько она анатомически адекватно выполнена. Детские налокотники и наколенники часто делаются одинакового размера и формы. Отличаются они только длиной пристежных ремней.

Защита запястий – защищает кисть от ударов с помощью жестких пластин сверху и снизу запястья. Самая частая травма при катании на роликах – это ушибы и прочие бедки именно запястий, ведь при падении человек инстинктивно вытягивает руки вперед, чтобы защитить самое ценное – голову. Стоимость комплекта детской защиты из наколенников, налокотников и накистников составляет 250 рублей за китайский набор на рынке, 400-600 рублей за простой фирменный набор, 600-700 р. за более продуманную анатомическую защиту и 1000-1100 р. за удобную анатомическую защиту «чулочного» типа.

«Нет шлема – нет роликов». Шлем служит для защиты головы. Не будем беспечны, побережем детскую голову. Травма возможна на любом повороте, особенно когда ребенок начинает самостоятельно пробовать силы. Кроме того, к роллеру в шлеме прохожие и водители относятся с бОльшим вниманием и уважением. На шлем часто наносятся светоотражающие узоры для безопасности в темное время суток. А вдруг ваш ребенок, натренировавшись, соберется ездить на роликах в школу или в гости к друзьям? Вашего разрешения он может и не спросить.

Чтобы шлем защищал голову, как надо, он должен подходить конкретной детской голове. В большинстве случаев, детские шлемы раздвигаются на несколько размеров, например: 46-50, 48-52, 52-56. Но, тем не менее, шлем лучше мерить, ведь форма головы – тоже индивидуальна, и какие-то модели будут крепче и уютнее сидеть на детском черепе. Обычный комплект защиты вы можете купить и заочно, ориентируясь на возраст или рост ребенка, а за шлемом стоит отправляться в магазин вместе с деткой. К тому же консультант сможет показать вам, как правильно подогнать и надеть шлем. Обращайте внимание на прочность, вес, удобство шлема и надежность застежки, а также на количество вентиляционных отверстий. Детские шлемы обычно выполняются из плотного пенопласта, покрытого снаружи мягким пластиком. В шлеме ребенок сможет кататься на скейте и велосипеде. Цена вопроса 400-900 р. за фирменный детский шлем в магазине. Не рекомендуем брать шлемы с рынков, они могут только усугубить травму: например, если при падении хрупкий пластик треснет и осколки ранят кожу головы и лица.

Есть родители, которые выделяют для совсем маленьких роллеров специальные штаны и нашивают дополнительно на их попу взрослый наколенник… Есть дети, которые поднаторели в езде и перешли к таким скоростям и трюкам, что им может понадобиться дополнительная защита, например, щитки на голени и бедра. Но большинству начинающих роллеров хватит и перечисленных средств защиты.

Важную роль в катании играют еще и носки. Носки служат прокладкой между ногой и ботинком ролика, они призваны сглаживать трение и уберегать детскую ножку от мозолей, а также выводить наружу влагу. Поэтому носки должны быть, во-первых, высокими, чтобы выступать из ботинка и предотвращать натирание голени манжетой ролика. Во-вторых, они обязаны отлично облегать ногу и быть при этом либо махровыми, либо двухслойными, либо просто толстенькими – так они будут минимально натирать ногу. В-третьих, пусть они будут с процентом синтетики (правило то же, что и для «подложек» к мембранной одежде): носки не должны впитывать пот и создавать благоприятную среду для размножения бактерий, они должны выводить его наружу. А из вентилируемого ботинка влага, по идее, будет улетучиваться. В спортивных магазинах можно приобрести специальные носки для больших и маленьких роллеров – полусинтетические, часто двухслойные, хорошо облегающие ногу и снимающие давление в зонах ноги, подверженных нагрузкам (цена вопроса – 300 рублей +/-). Хотя подобные носки можно поискать в магазинах одежды.

Кстати, об одежде. Для удобства катания одежда должна либо полуоблегать тело и тянуться при этом, либо быть очень свободной – особенно это касается штанов. Очень тонкая ткань быстро рвется при падениях, в очень толстой - жарко. Защиту можно надевать как под одежду, так и на нее.


Уход за роликами

20090809023221-ouygtbzofssfmbbcom.jpg

Конечно же, ролики нуждаются в уходе. Рамы, поверхность колес, жесткие ботинки и жесткие части мягких ботинок мы будем нежно протирать тряпочкой, следя, чтобы капли воды не попали в оси и на подшипники. Если мягкая вкладка жесткого ботинка или мягкий ботинок ролика заметно испачкались, то их можно постирать. У некоторых моделей мягкая часть легко отделяется от жесткой и ее можно смело засовывать в стиральную машину. Но у других (например, К2) сделать это не так-то просто, и ботинки приходится стирать над тазиком с водой, вооружаясь щеткой и мылом, ОБЯЗАТЕЛЬНО сняв колеса (иначе их придется смело выбрасывать в мусорное ведро или же проводить подшипникам полный курс реабилитации с помывкой в бензине и смазкой).

В особом уходе нуждаются подшипники. Подшипники страдают от влаги, пыли и песка, в них может подсыхать смазка, тогда колеса крутятся заметно хуже. Но их можно оживить. Для этого вам понадобится немного бензина, баночка с крышечкой, небольшая емкость и палочка, на которую можно прочно насадить подшипник. Нужно отвинтить колеса, вынуть подшипники, рассмотреть их вдумчиво, и если они частично разбираются – частично разобрать с помощью иголки. После этого сложить все 16 подшипников в банку, залить бензином, подождать немного, а потом плотно закрыть крышечкой и энергично потрясти в течение нескольких минут. Старая смазка вместе с въевшейся грязью уходит в бензин. Затем открываем баночку, сливаем каку, каждый подшипник по очереди насаживаем на палочку, опускаем в емкость со свежим бензином и крутим его пальцем до тех пор, пока он не начнет крутиться свободно (подшипник в бензине может крутиться самостоятельно до 10-15 секунд). Промытые подшипники сушим на бумажке. Только после этого приступаем к смазке, нанося ее совсем немного. Для этого не используем «Солидол», а лучше всего покупаем в автомагазине «Литол-24» или его импортные аналоги. После процедуры собираем подшипники и делаем все, как было. Если вам интересны другие способы и тонкости прочистки подшипников – их можно найти на роллерских сайтах (см. конец статьи).

В целом, с уходом и ремонтом роликов (например, заменой колес) может справиться любой взрослый человек. Но в то же время при некоторых крупных спортивных магазинах существуют сервис-центры, куда вы можете обратиться в затруднительных ситуациях. Но опыт показывает, что сломать качественные ролики – сложно, а ребенку – ОЧЕНЬ сложно.

Обучение

Чтобы процесс обучения был плодотворным и доставлял удовольствие не только ребенку но и Вам, стоит обратить внимание на несколько основополагающих моментов.

Во-первых, для того чтобы учение не превратилось в мучение, процесс должен быть увлекательным и, желательно, происходить в игровой форме. Т.е. не стоит упрямо навязывать исполнение тех или иных упражнений, взамен те же упражнения можно преподнести как забавные игры в салки-догонялки - приседалки. Это будет весело и увлекательно.

Во-вторых, следует свято помнить о том, что переходить к более сложным упражнениям можно переходить лишь после того как будут как следует освоены самые простые.

Прежде всего, следует начать с освоения правильной стойки. В любом "самоучителе" по катанию на роликах Вы найдете ее изображения. Тем не менее, подавляющее большинство начинающих самоучек, видимо, пролистывает скучные первые страницы и игнорирует те несколько базовых требований, которые предъявляются к стойке. Это приводит к катастрофическому снижению устойчивости и эффективности отталкивания. И, что немаловажно, эстетичности. Попросту говоря, на приличном расстоянии такого умельца запросто можно перепутать с коровой, попавшей на ледник. Итак, правильная стойка - залог быстрого прогресса и грамотной техники катания.

Foto 201.jpg

Надеваем ролики. Выходим на газон. Ставим пятки вместе, носки - врозь. Сгибаем колени. Слегка наклоняемся вперед - не одними плечами, а всем корпусом. Вот она правильная стойка. Почувствуйте, запомните, и изо всех сил старайтесь сохранять ее при катании. Для закрепления навыка полезно здесь же, на газоне, походить в таком забавном положении. Затем, перебраться на асфальт и походить там, - прямо, назад и вбок, - стараясь, чтобы колеса не катились. Чем сильнее наклон корпуса, тем сильнее должны сгибаться колени. От наклона тела напрямую зависит скорость роллера. Не верите? Посмотрите на профессионалов-конькобежцев.

Если ребенок совсем неуверенно стоит на роликах - покатайте его, взяв за руки. Следите, чтобы ноги стояли параллельно друг другу и не выезжали из-под тела. Когда ребенок начнет передвигаться сам, его ноги не должны заваливаться внутрь.

Foto 202.jpg

В процессе обучения очень полезно использовать разноцветные пластиковые стаканы, которые можно расставить в одну линию и объезжать их такими упражнениями: - "фонариками" - представьте, что Вам нужно объехать лежащую на дороге автомобильную покрышку: начинаем движение вперед из положения "пятки - вместе, носки - врозь", коньки равномерно расходятся, объезжая покрышку с обеих сторон и затем снова сходятся мысами. Но не сводите их до конца. Ведь Вам предстоит объехать еще одну покрышку! Стаканчики в данном случае могут служить центром круга, который Вам надо "нарисовать" на асфальте, или его границами. Помните, что при выполнении этого упражнения надо сильно сгибать колени.

- "змейкой" - ставим ролики параллельно, сильно сгибаем колени и, отталкиваясь пятками, начинаем "вилять" из стороны в сторону, продолжая держать ноги рядом. Также можно выполнять как лицом, так и спиной вперед. При движении назад надо делать сильный упор в мыски коньков.

- "восьмеркой" - это упражнение очень похоже на "фонарики", только ноги надо скрещивать. Эти забавные упражнения быстро помогут ребенку освоить азы катания на роликах.

Безусловно, во время обучения, да и после тоже, ребенок будет падать. Постарайтесь научить его падать правильно: вперед, сначала на наколенники, затем на налокотники и защиту на кисти рук, стараясь при этом проскользить на защите вперед, чтобы погасить силу удара об асфальт. Учите ребенка ни в коем случае не падать назад, а выворачиваться так, чтобы упасть передом. Тогда защита примет на себя удар вместо позвоночника и затылка. В крайнем случае, можно упасть на бок. Никогда нельзя выставлять назад прямые руки - почти всегда это приводит к неприятным ушибам и травмам.

Падения нужно потренировать отдельно, на том же многострадальном газоне.

Я - не тормоз!

Когда ребенок научится более или менее сносно передвигаться вперед, поворачивать и, даже, падать, останется освоить одно из самых важных и, пожалуй, сложных упражнений - торможение. Известно огромное количество способов эффективной остановки на роликах. Но для начинающих подойдут только три из них:

Foto 203.jpg

- торможение штатным тормозом. Штатный тормоз - приспособление из пластмассы с резиновой накладкой, размещающееся обычно на правом ролике. Приняв правильную стойку, вытягиваем вперед руки, выдвигаем конек с тормозом немного вперед плавно поднимаем на себя носок этого же конька. Этот вид торможений - не самый эффективный, но хорошо подходит для небольших скоростей. Главное - всегда помнить, что на роликах практически невозможно остановиться мгновенно и торможение всегда надо начинать заранее.

Foto 204.jpg

- торможение "плугом" - представьте, что Вы делаете большой "фонарик" и завершаете его с силой, сводя ноги перед собой. Главное - не забыть согнуть колени и носки коньков чуть повернуть внутрь.

- торможение "Т-стопом" - чтобы затормозить этим способом, надо согнуть колени, слегка наклониться вперед, перенести вес тела на удобную Вам ногу, а вторую развернуть перпендикулярно движению и, слегка на нее нажимая, замедлить движение и остановиться. Главное не пытаться наступить с силой на развернутую ногу - падение будет неизбежным. Для уверенного применения этого способа необходимо уметь уверенно катиться на одной ноге.

Осталось упомянуть о том, что роликовые коньки предназначены для катания в сухую погоду по твердому покрытию. Поэтому катание по лужам, мокрому или влажному асфальту и песку крайне нежелательно. К сожалению, дети обожают залезать в лужи, а потом смотреть какие следы оставляют колеса на асфальте. Это не только портит ролики, но также является небезопасной шалостью. У мокрых колес сцепление с поверхностью гораздо хуже, чем у сухих, и возможность упасть стремительно возрастает.


Катание на роликовых коньках

Катание на роликовых коньках используется в подготовительной группе. Детей учат передвижению, поворотам (направо и налево), торможению, остановке. Дети, у которых сформированы навыки катания на льду, быстро овладевают передвижением на роликовых коньках.

Воспитатель обучает катанию на роликовых коньках одновременно 2—3 детей. Сначала он показывает и объясняет технику передвижения. Затем помогает детям покатиться по прямой. Делается это так: двое детей берут за руки ребенка, поддерживают его, побуждая продвигаться вперед.

Ноги у него должны быть немного расставлены, стопы параллельны, туловище слегка наклонено вперед. Катание с поддержкой повторяется несколько раз в течение 3—4 дней по 5—8 мин. Когда дети освоят навыки катания с поддержкой, их учат передвижению, отталкиваясь то правой, то левой ногой. Для этого туловище надо слегка наклонить вперед, ноги немного согнуть в коленях, стопы несколько развести в стороны, руки чуть согнуть в локтях и слегка развести в стороны. Из такого исходного положения ребенок делает толчок левой ногой и катится на правой; затем толчок правой и катится на левой. Движения рук и ног должны быть согласованы в той же мере, как при катании на льду. В начале обучения шаги у детей очень робкие, но потом их движения становятся все более энергичными и прокатывание продолжительным.

После этого учат сочетать разбег (поочередное отталкивание то одной, то другой ногой) с прокатыванием на двух коньках. Сделав несколько (3—4) энергичных поочередных отталкиваний, ребенок ставит ноги параллельно друг другу на небольшом расстоянии и катится до замедления хода или полной остановки.

Поворот переступанием выполняется так: ребенок немного наклоняет туловище в нужную сторону и переступает до тех пор, пока не закончит поворота. После этого можно продолжать двигаться в новом направлении. Перед тем как сделать поворот во время движения, ход несколько замедляют. Когда дети достаточно хорошо овладеют передвижением на роликовых коньках, можно организовывать игры. Продолжительность передвижения постепенно увеличиваетсядо 10—15 мин.


Катаемся на роликах: первые шаги

Не нужно сразу отправляться на асфальт. Сначала позанимайтесь на газоне, где ребенок будет чувствовать себя увереннее, потому что из-под него не будут «уезжать» ноги. Затем движения нужно повторить на ровном, без уклонов асфальте.


Правильная стойка

Исходное положение: пятки вместе, носки врозь. Колени согнуты, туловище немного наклонено вперед, руки вытянуты перед собой. Так лучше держать баланс, и меньше опасность упасть на спину. А такое падение – самое опасное. Нужно постоянно следить за правильным положением тела. Шаги Шаги делаются из исходного положения. Двигаться нужно, постепенно переставляя ноги вперед, колени должны быть согнуты.


Повороты

Самый простой способ повернуть – это тот же «Самокат» (см. следующую страницу), только при этом опорная нога немного поворачивается. Хорошо также обучаться поворотам, объезжая различные предметы, например, рюкзаки или пластиковые стаканчики, выставленные в линию. Торможение Уметь затормозить важнее, чем уметь разгоняться. У всех роликовых коньков обязательно есть штатный тормоз на пятке правой ноги. Чтобы правильно затормозить, необходимо немного присесть, затем вытянуть вперед правую ногу и потянуть носок правой ноги на себя. Тормоз упрется в асфальт, и начнется торможение. Важно ноги не разводить широко, иначе закрутит, и можно упасть. Тело при торможении нужно еще сильнее, чем при езде, наклонить вперед, желательно руки вытянуть перед собой. Если этого не сделать, то велика опасность падения на спину.


Правильное падение

Следует страховать юного роллера, но только не позволяйте ему висеть на руках – так он может ничему не научиться. Однако, ролики – спорт динамичный. А значит, падения неизбежны. Поэтому параллельно с азами катания следует учиться правильно падать – вперед, на защиту.


Катаемся на роликах: упражнения

Начинающему роллеру необходимо делать специальные упражнения.


Упражнение «Фонарики»

Оно помогает научиться правильно сгибать колени, а также контролировать положение ног, не позволяя им разъезжаться в стороны. Ноги как бы описывают окружности, они сначала разъезжаются, а потом съезжаются. Упражнение выполняется из исходного положения (фото 1). Упражнение состоит из двух частей. 1) Начав движение, нужно постепенно разводить ноги, при этом немного присесть, сгибая колени (фото 2). В самом широком месте «фонарика» (ноги чуть шире ширины плеч) колени должны быть согнуты максимально. 2) Постепенно разгибая колени, нужно свести ноги и вывести их на исходную позицию (фото 3).

Ошибки: колени мало согнуты, слишком широко разъезжаются ноги, в самом конце ноги сталкиваются друг с другом.


Упражнение «Самокат»

Отталкиваться нужно одной ногой, вторая должна ехать прямо. Исходная позиция: одна нога стоит прямо, вторая под углом, пятки близко друг к другу (фото 1). Надо немного согнуть колени и оттолкнуться одной ногой. Толчковое движение направлено в сторону и назад. Приставьте толчковую ногу к опорной и повторите движение. «Самокат» также помогает развивать равновесие, поэтому важно, чтобы ученик после толчка как можно дольше ехал на опорной ноге (фото 2).

Ошибка: «Проскальзывания» толчковой ноги на передних колесах – ребенок отталкивается только назад.


Правильная стойка начинающего роллера

Самую большую опасность для роллера представляют вовсе не собаки, дети, или плохой асфальт в парке. Сама большая опасность – это неконтролируемая потеря равновесия с последующим падением. Поэтому все законы роллерного мира направлены на избежание этого.

И самый первый, и главный закон, который вам нужно запомнить – это правильная стойка роллера. Она никогда не изменяется. Это то, без чего вы не сможете почувствовать себя уверенно, комфортно, а главное – безопасно, встав на 8 колес. «Примерить» правильную стойку на себя лучше заранее, до того, как вы выйдете на парковую дорожку. И сделать это лучше там, где ролики не поедут без вашего разрешения (а значит, вы не потеряете равновесие и не упадете), то есть на газоне.

Итак, начнем: стойка роллера – это правильное положение корпуса, ног (ступней и коленей) и рук. Корпус роллера всегда немного наклонен вперед для поддержания равновесия. Учтите, что наклон идет от бедра. Не нужно сгибаться в поясе, необходимо выпрямить спину (и напрячь ее мышцы) и наклониться вперед таким образом, чтобы ваши плечи (и подбородок) оказались над передними колесами роликов. Ноги: ноги должны быть на ширине плеч – такое положение ног придаст вам устойчивости. Колени всегда согнуты: сгибаем их так, чтобы непосредственно сами коленки оказались над передними колесами роликов, а попа – над пятками или последними колесами.

Не стесняйтесь приседать! Это вовсе не выглядит смешно и комично. А также, не пытайтесь заменить согнутые колени еще большим наклоном корпуса, это небезопасно! Запомните: чем ниже вы присядете, тем более устойчивым будет ваше положение на роликах, тем проще вам будет удержать равновесие. Попытка ехать на прямых ногах может закончиться тем, что ролики выедут вперед, вы потеряете равновесие и упадете на спину.

Падение на спину самое болезненное и травмо-опасное, поскольку падать вам придется с высоты собственного роста, а на спине нет защиты. Конечно, трудно самому определить, насколько верна ваша стойка, здесь контрольным пунктом должно послужить ощущение, что голенью вы довольно сильно давите на язык ваших роликов.

Руки слегка сгибаем в локте и держим перед собой.

Это помогает держать равновесие, и правильно упасть вперед (если придется падать). При потере равновесия ни в коем случае нельзя размахивать руками! Этим вы не только не восстановите его, но еще больше себя разбалансируете. Если чувствуете, что теряете равновесие, или коньки выезжают из-под вас (вперед или назад) необходимо присесть как можно ниже, ведь, чем ниже находится центр тяжести, тем устойчивее положение. Еще одно важное обстоятельство: следите, чтобы ваши коньки стояли (катились) ровно, колеса должны быть четко перпендикулярны асфальту.

Добейтесь, чтобы вы всегда чувствовали конек и ногу единым целым, чтобы ноги не выворачивались внутрь или наружу, не подламывались в голеностопном суставе. Это вредно как для сустава, так и для процесса обучения.

И последнее, о чем необходимо помнить, становясь на 8 колес: всегда смотрите вперед по ходу движения. Не стоит смотреть на ноги, т.к. вы рискуете потерять равновесие, или не заметить приближающуюся опасность или преграду, и как следствие - упасть. Глядя на пару метров вперед по направлению движения, вы обезопасите как себя, так и окружающих. Итак, освоив правильную стойку роллера, вы сделаете первый и самый важный шаг на пути к уверенному и безопасному катанию на роликах и сможете избежать многих ошибок и неприятностей в роллерном мире.



Катание

Как одеваться, когда катаешься?

0 177b9 21e78457 -1-Lm.jpg

Самое главное для роллерской одежды - максимальное удобство и защита роллера. Не стоит надевать слишком обтягивающую или тесную одежду, сковывающую движения. Одежда должна быть прочной, чтобы защитить роллера при падении и не слишком сильно при этом рваться и пачкаться.

Таким образом, надевать лучше всего какие-нибудь старенькие джинсы и рубашку с длинными рукавами.


Как правильно кататься на роликовых коньках?

Чтобы не получить травму, катаясь на роликах, необходимо выполнять следующие правила:

1. Разминайтесь перед катанием на роликах. "Прогретый", разработанный организм гораздо менее подвержен травмам. Достаточно сделать десять-пятнадцать приседаний, пару упражнений на растяжку и комплекс наклонов, чтобы ваши колени и суставы вошли в рабочий режим.

2. Соблюдайте правила гигиены, при катании на роликах надевайте чистые носки. Если "сапожок" (внутреннюю часть ботинка) можно вынуть и постирать, старайтесь делать это после каждых 10-15 катаний.

3. Не катайтесь слишком долго. Если после определенного времени вы чувствуете дискомфорт в ногах, тяжесть, отеки, катание лучше прекратить.

4. Всегда надевайте защиту на колени, локти и кисти рук. Детям также рекомендуется шлем.

5. Надевайте ролик таким образом, чтобы он плотно сидел на ноге, и все застежки были застегнуты, но нельзя, чтобы ботинок давил на ногу, и при этом возникали болезненные ощущения.

6. Не разгоняйтесь сильнее той скорости, при которой вы бы смогли остановиться в пределах 1-2 метров.

7. Избегайте спуска с горок, лестниц, движения по плохому асфальту или при большом скоплении людей (или, по крайней мере, делайте это крайне осторожно).

8. Никогда не пытайтесь сделать элемент, который вам пока не по силам, - особенно это касается прыжков и тому подобных элементов. Они создают травмоопасную ситуацию и при этом негативно влияют на позвоночник и другие внутренние органы. Любое новое упражнение (движение спиной вперед, развороты, прыжки) сначала выполняйте на маленькой скорости и на ровной поверхности вдали от ограждений, бордюров, других препятствий.

9. Ни в коем случае не пытайтесь вставать на ролики в закрытых помещениях! Объезжайте лужи и другие места, которые вам кажутся скользкими (мрамор, плитка, лужи масла).

10. Никогда не катайтесь на проезжей части или там, где возможен проезд автомобиля.


Как научиться хорошо кататься на роликах?

Первый и самый очевидный способ - упорные тренировки. Если вы и ваш ребенок будете хотя бы раз в два-три дня вставать на ролики и учиться кататься - в итоге вы чему-нибудь, без сомнения, научитесь.

Второй способ - учиться кататься с тренером. Многие, начиная кататься на роликах, думают: "Что здесь сложного?". И в самом деле, научиться кататься на роликах хорошо, то есть легко, красиво и непринужденно, не сложнее, чем научиться читать или писать. А чистописанию и чтению, тем не менее, всех нас научили в школе учителя. Так же и с роликами. Можно долго учиться кататься самому и обучать этому своего ребенка, извести кучу нервов и пузырьков "зеленки", и даже научиться сносно передвигаться, но настоящей красоты и грации, изящества и плавности движений вам достичь будет трудно. Именно поэтому и нужен тренер. Он обучит красиво кататься на роликовых коньках вас, поможет освоить ролики детям, усовершенствует мастерство, если вы уже кое-что умеете. Для вас все это пройдет быстро, интересно и, главное, безболезненно.


Ролики - учимся кататься самостоятельно!

Итак, вы решили самостоятельно освоить ролики. Чтобы обучение прошло без досадных синяков и ушибов постарайтесь соблюдать некоторые правила.

1. Главное в катании на роликовых коньках - это удерживать равновесие. Для этого вам необходимо принять правильную стойку: спина прямая, ноги на ширине плеч, колени чуть согнуты, роликовые коньки строго параллельны друг другу. Корпус должен быть чуть-чуть наклонен вперед, чтобы центр тяжести тела был впереди. Такая стойка обеспечивает максимальное равновесие и гарантирует, что если вы все же упадете, то упадете вперед, на руки, которые у вас защищены, а не на спину. Хочется подчеркнуть, что самые опасные травмы происходят именно тогда, когда роллер падает на спину. Чтобы это исключить - всегда держите наклон вперед.

2. Начало движения: если вы умеете кататься на ледовых коньках или на лыжах коньковым ходом, научиться кататься на роликах для вас не составит большого труда. Если нет - тогда придется поучиться. Встаньте в исходную стойку. Если вы - правша, приподнимите правую ногу и сделайте небольшой шаг вперед вправо, выпрямляя при этом левую ногу (отталкиваясь от земли левой ногой). Сделав толчок, примите исходное положение - но уже не статичное, а в движении, - и все повторите сначала со сменой ног. На первоначальном этапе ваше движение будет напоминать маятник - катиться вы будете, раскачиваясь из стороны в сторону. Не бойтесь этого, поскольку это вполне нормально: посмотрите на конькобежцев - у них именно такая техника бега).

3. Катание на роликовых коньках называется так именно потому, что на роликах нужно кататься, а не "ходить". Поэтому, сделав толчок, не спешите делать следующий - катитесь как можно дольше .

4. Помогайте себе руками: при движении на роликах, как и на лыжах, размахивайте руками: если правая нога идет вперед (толчок левой), то левая рука должна двигаться вперед, а правая - назад.

5. Вы здорово разогнались - как же теперь затормозить? Для начинающих роллеров самым простым и надежным торможением будет использование штатного тормоза. Он имеется практически на всех моделях роликов, кроме агрессивных и беговых, пятиколесных. Крепится он обычно на правой ноге, но если вы - левша, его будет несложно переставить. Конструкции штатных тормозов могут немного различаться - например, существуют активный и неактивный тормоза, но техника торможения остается прежней.

Чтобы затормозить, примите исходную стойку, перенесите вес тела на левую ногу, наклонитесь вперед чуть сильнее обычного и, плавно выпрямляя правую ногу, двигайте её вперед и ставьте на пятку. Главное - помните о равновесии: при торможении очень легко упасть на спину.


Rolll8m.jpg

Далее разговор в этой статье пойдет не о профессиональном катании, когда спортсмены прыгают сальто через машину, гоняют на нереальных скоростях, мы будем говорить о катании в стиле fitness и recreation. Сразу возникает резонный вопрос, что это за стили такие? Обо всем по порядку.

Катание на роликовых коньках можно разделить на несколько направлений (стилей) от выбора которых и происходит выбор коньков соответствующего предназначения. Перечислим эти стили:

  • recreation (отдых, прогулочное катание) - самое спокойное катание, для людей которым просто хочется погулять в парке, но с ветерком. Катание в этом стиле очень полезно как для людей преклонного возраста (и не надо думать, что пожилые люди не катаются на роликах - вы глубоко заблуждаетесь), так и для людей, которые хотят восстановить свое здоровье (доказано, что свободное катание на роликах благоприятно сказывается на сердечно-сосудистой системе). Очень полезно такое катание для женщин после родов (примерно также как и плавание).
  • Fitness (катание для поддержания спортивной формы с элементами несложных фигур) - это уже нечто серьезнее, чем просто катание. В этом стиле уже присутствуют акробатические элементы (езда по ступенькам, небольшие прыжки, езда задом, развороты). Отдельно стоит отметить то, что существуют соревнования по этому стилю, когда спортсмены должны как можно быстрее объехать около 20 фишек, при этом не просто, а специальным образом (например, на одной ноге, или одна нога на переднем, а другая на заднем ролике). Очень красивый вид спорта, особенно захватывают показательные выступления профессионалов. Рекомендуется, для людей, которые хотят сохранить или даже повысить свои физические показатели (очень помогает при похудании). Более энергичный стиль, но при этом разница между Recreation'ом и Fitness'ом очень условна.
  • Race (racing, скоростное катание) - скоростная дисциплина в которую входят бег на время, short track, Down Hill. Это направление можно смело отнести к действительно профессиональному спорту, и действительно экстремальному. Я думаю, каждый из вас сам догадается: насколько он опасен и травматичен, НО!!! не надо сразу делать для себя пометку: "этот вид спорта не для ребенка". Ни в коем случае!!! Позвольте вам сказать одну прописную истину, которая пока не имеет ни одного опровержения: "Падает тот, кто не думает". Поэтому, научите ребенка думать прежде, чем что-то сделать. Возможно, это прозвучало несколько грубо, но это так. Очень неприятно видеть ребят, которые разбиваются только потому, что не подумали, не решили: что же они хотят сделать.
  • Aggressive - это тот стиль, который можно увидеть в любом телевизионном ролике с участием роллеров. Прыжки с трамплинов, скольжение по парапетам, перевороты и езда по лестницам - вот примерный перечень трюков, которыми старательно обучаются поклонники агрессивного стиля, не щадя рук, ног и головы. - Многие из вас сразу сделали вывод - это тоже не для ребенка. И опять же: научите его думать. Человек, который думает прежде, чем сделать Сальто - не разбивается никогда!

Каждый из перечисленных стилей предъявляет свои требования к техническим характеристикам роликов. Коньки для фитнеса - с более крупными колесами, более длинной рамой, легкость и скорость в них важней маневренности. Агрессивные ролики - с маленькими колесами, короткими низкими рамами и повышенными требованиями к прочности. Коньки начального уровня визуально обычно отличаются более длинной и высокой рамой и иногда — более низкой манжетой.

Раздвижные детские роликовые коньки - для детей и подростков, детские ролики имеют раздвижную на 3-4 размера конструкцию для того, чтобы не было необходимости покупать новые коньки каждый сезон. Всё-таки детская нога так быстро растет! Детские ролики имеют достаточно высокий ботинок с надежной боковой поддержкой, что защищает ногу от вывихов и травм, на таких коньках ребенок будет чувствовать себя уверенно.

Несколько особняком стоят коньки для игры в хоккей и «внедорожных» путешествий. Впрочем, приобретающие их люди, как правило, уже хорошо знают, чего хотят, и вряд ли нуждаются в советах.











946959m.jpg

Дополнительно


Ссылки