Развитие активности ребенка

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
PICT2004m.jpg

РАЗВИТИЕ АКТИВНОСТИ РЕБЕКА

Для этого нужно:

  1. Продемонстрировать новый материал, знания, умения, дела, - разные по форме и содержанию,
  2. Заинтересовать в них, объяснить цель данного дела,
  3. Создать последовательную цепь педситуаций в ЗБР.(Зoне ближайшегo pазвитияприм.1 - делo будет pазвивать, если будет максимальнo тpудным, нo выпoлнимым)
  4. Создать условия для деятельности:
    • интеллектуальные ( помощь профессионалов в данной области, книги и т.д.)
    • материальные (помещение, канцелярские принадлежности и т.д.)
    • найти свободное поле деятельности и приложения своих сил,
  5. Помощь по ходу выполнения и контроль перед реализацией,
  6. Создать ситуацию успеха, особенно на первых порах,
  7. В момент реализации быть готовым поддержать, но не явно,
  8. Проанализировать после реализации и наметить направление дальнейшего развития.

В лагере в течении смены развитие так и происходит.

1-3 день. Оргпериод. Задаются рамки и нормы отношений. Пока дети в непривычной обстановке, они доверяют вожатому, но и оценивают его. Вожатый должен быть самым лучшим, уметь все! Главное - ни минуты без дела! Все - очень ярко. 1-6 день - демонстрация различных видов дел с тем, чтобы:

  1. Дать возможность проявиться каждому;
  2. Показать высокий уровень проводимых дел, т.е. заинтересовать детей;
  3. Выделить лидеров.
  4. Попробовать себя в разных ролях.

Примерно на 5-7 день проводится РИД ( Разведка интересных дел ). К этому моменту дети видели уже множество интересных дел, эмоциональный уровень которых постоянно повышался. Вожатый - "Сегодня мы будем вместе решать, как будет продолжаться наша смена." - "о в начале мы должны понять, зачем мы сюда приехали:

  1. Отдыхать
  2. Учиться
  3. Помогать другим и передавать опыт.

А если "отдыхать", то как: активно или пассивно? Это очень сложный момент и желательно, чтобы дети выбрали более активную позицию, но они должны сделать это сами.

После этого говориться примерно следующее:

- "Вы видели, какие дела делали для Вас вожатые. Вам понравилось? Теперь Ваша очередь. Тогда, какими должны быть дела, которые вы хотели бы увидеть и провести?"

Дети: -" Увлекательные, интересные,." н о в ы е Вы это записываете на доске и подчеркиваете слово "новые". Этим Вы отсекаете всякие "телевизионные" шоу и все, что Вам не нужно.

Вожатый: - "А для того, чтобы это сделать, мы должны узнать, какие бывают интересные дела и как их нужно проводить. А потому мы сейчас разойдемся по комнатам, где Вам все это и расскажут."

А когда они придут с РИДа, пусть они назовут дела, которые они захотят провести и занесут их в план-сетку. е нужно думать, что все сразу захотят работать. о и отчаиваться не нужно. Если готова работать хотя бы половина, уже хорошо. А остальных Вы потом перетянете на свою сторону.

С 6-7 дня начинается новый этап работы - обучение формам проводимых дел. Т.е. те дела, которые дети наметили сделать, они делают вместе с вожатым. (Значит дела должны находиться в зоне вероятностного развития - могут быть выполнены при помощи взрослого.) Вожатый помогает советом и создает необходимые условия: находит нужные книги, интересных людей, расходные материалы. Он же договаривается с другими отрядами и контролирует процесс выполнения дела. Можно использовать форму дел, интересную детям (например, КВ), а содержание - необходимое вожатому (например: задания - на моральные и этические вопросы).

Причем, желательно, чтобы дети были уверенны, что они работают почти самостоятельно. Также нужно помнить, что главное в этом процессе не сделать само дело, а обучение детей в процессе подготовки ЗУам, коммуникативным качествам, развитие творческого мышления и т.д. Каждая следующая форма должна быть все сложнее и интереснее, развивать новые качества, то есть быть в ЗБР ребенка.

13-14 день - точка передачи власти от вожатого к детям. Это может быть "большое" дело, подготовленное совместно вожатыми и детьми, и проведенное на себя или соседние отряды. Таким делом может быть туртропа, КВ, какой-либо праздник. Причем, например в КВе один отряд продумывает общую легенду, другой - конкурсы, третий - оформление, четвертый - призы. Т.е. разделение труда по микрогруппам.

14-21 день начинается обучение содержанию дел - какие проблемы ы можем поднять в делах и попытаться решить? Что мы можем сделать творчески? Дела на этические, этические, моральные проблемы; на взаимоотношения и миропонимание.

21 день - выход детей на уровень самостоятельного проведения дел на дружину, лагерь. Самые сложные и яркие дела. После этого начинается либо выход на новый уровень, либо, если это конец лагерной смены, дела идут на снижение, активность вожатых возрастает, идет подготовка к прощанию и отъезду.

Начинается процесс реадаптации: если раньше ребенка учили работать в группе, то теперь проводятся дела на преодоление себя, своих страхов, развитие уверенности в себе (например, хождение по стеклам, по углям и т.д.). Проводится анализ смены, кто чему научился, что чувствовал, что понял. Проходят прощальные огоньки и пожелания вожатых. "Тебе понравилось здесь? Это все создали люди. Ты здесь многому научился. И, приехав, сможешь создать что-то похожее. нужно только стараться."



Примечания

  1. Зона ближайшего развития. Взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди. Важно при этом, чтобы обучение (в самом широком смысле) шло с опережением. У ребенка есть некий уровень актуального развития (например, он может решить задачу самостоятельно, без помощи взрослого) и уровень потенциального развития, то есть в сотрудничестве со взрослым. Зона ближайшего развития – это то, на что ребенок способен, но не умеет без помощи взрослых. Все обучение строится на принципе учета зоны ближайшего развития, с опережением актуального развития.