Работа с группой

Материал из Летний лагеря
Перейти к: навигация, поиск
DSCF4598m.jpg

Прежде, чем начать любую работу с малой социальной группой, необходимо эту группу сформировать. Выбор малой группы связан с вопросом о ее размерах, где принято говорить о нижнем и верхнем количественном пределах группы. Согласно разделяемому нами мнению большинства ученых, малая группа начинается с диады (2 человека), а мнения по максимальному объему на этот счет значительно расходятся.

Иногда это количество ограничивается числом возможных личных контактов между членами группы (а это 20–40 человек), иногда «магическим» числом Джеймса – 7±2 (объем оперативной памяти человека). Это магическое число и является наиболее оптимальным, поскольку такая группа является наиболее управляемой и продуктивной, с увеличением же ее объема (особенно свыше 12 человек) возрастает число подгрупп, и усиливается противодействие решениям руководителя со стороны лидеров микрогрупп, затрудняется координация общегрупповых усилий.

Вот мы и определились с количеством участников группы, а что дальше? А дальше следует действовать в соответствии с планом, который следует построить в соответствии с логикой развития группы. А для этого необходимо знать этапы развития группы.


1. ОРИЕНТАЦИЯ (оргпериод). Ведущая деятельность: знакомство, сплочение. В это время каждому члену группы присуще:

  • Готовность к работе и радужные ожидания
  • Изучение ситуации и действующих лиц
  • Зависимость от авторитетов и иерархии
  • Потребность найти свое место
  • Адаптация, вхождение каждого в коллективные отношения

Задачи оргпериода:

  • Познакомить ребят, создать благоприятный эмоциональный настрой
  • Предъявить единые требования к режиму дня и дисциплине
  • Узнать их увлечения, характера, выявить лидеров
  • Познакомить всех с содержанием работы, откорректировать план с учетом пожеланий и предложений


ИГРЫ ОРГПЕРИОДА (примеры)

Комплименты

Представление

Круги

Снежный ком

Остров

Если нравится тебе


2. РАЗОЧАРОВАНИЕ (период скрытых конфликтов). Ведущая деятельность: поиск компромисса, сотрудничества. В это время каждому члену группы присуще:

  • Чувство несоответствия надежд и реальности;
  • Недовольство авторитетами;
  • Недовольство целями, задачами, методами и планами действия;
  • Чувство некомпетентности;
  • Споры за власть и внимание;
  • Отсутствие доминирующей потребности

Задачи периода:

  • Вызвать в группе состояние неудовлетворенности отсутствием единства;
  • Вывести частные мнения и оценки из внутренней сферы на арену широкого демократического обсуждения;
  • Добиться единства оценок и мнений по наиболее важным вопросам жизни и отношений в группе;
  • Определить совместную деятельность, актуальную в данной ситуации для каждого и для всех;
  • Способствовать успеху этой деятельности;
  • Склонить в свою сторону лидеров групп.


ИГРЫ ПЕРИОДА РАЗОЧАРОВАНИЯ

Но всего этого можно избежать, если провести «Ожидания. Опасения. Соглашение.» Это упражнение оргпериода, цель которого – прояснить позицию каждого и выработать совместную стратегию решения поставленных задач.

Лист ватмана делится на три равные части. Первая часть называется «Ожидания». Здесь в режиме мозгового штурма каждый отвечает на вопрос о том, почему он хочет здесь находиться, чего он ожидал, когда ехал на это мероприятие. Например: познакомиться с новыми людьми, отдохнуть, узнать что-то новое, что будут вкусно кормить.

Вторая часть называется «Опасения». Здесь, снова в режиме мозгового штурма, каждый высказывается на тему, чего я не хочу, чтобы здесь было; что меня пугает в новом месте. Например: недружный коллектив, мало свободного времени, жесткие кровати.

И, наконец, третья часть называется «Соглашения». Здесь вся группа, совместно принимает решение о том, по каким правилам она будет жить все эти дни, каким образом они могут сделать так, чтобы сбылись ожидания, и не сбылись опасения. Правила могут быть следующие:

  • Закон правой руки. Если человек поднимает правую руку, значит он хочет что-то сказать, и все должны замолчать.
  • «0:0». Всегда и везде приходить во время, не опаздывать.
  • Доброго отношения к людям. Не грубить, не хамить, не перебивать, считаться с мнением каждого.
  • Слушать и слышать, или закон одного раза. Когда человек говорит, его все слушают, и все требования исполняются сразу, чтобы не приходилось их повторять.
  • Не согласен – отвергай. Отвергаешь – предлагай. Предлагаешь – делай.
  • Каждое дело творчески, а иначе зачем? Все делать как-нибудь необычно, с выдумкой: идти в столовую – с песней; косить сено – с музыкой; рисовать газету – зубочистками, УРРА!!!

Примеры:

Птица

Дерево

Сидячий круг

Массаж

Я–змея

Спагетти–кетчуп–кока-кола

Письмо


Маленькие педагогические советы:

  • Создавать атмосферу откровенности на обсуждениях;
  • найти подходящий момент для решающего разговора;
  • возможность высказывания своего мнения;
  • анализировать и прогнозировать то, что может произойти;
  • организовать дело, которое может их объединить;
  • четко знать то, что осудят все.


3. РАЗРЕШЕНИЕ. Ведущая деятельность: разделение обязанностей для внутригрупповых мероприятий. В это время каждому члену группы присуще:

  • Сглаживание разницы в ожиданиях и действительности;
  • Разрешение противоречий;
  • Достижение гармонии, доверия, уважения, уверенности и поддержки;
  • Содействие самоопределению группы, как самой лучшей.
  • Разделение обязанностей и ответственности;
  • Этап разрешения означает, что каждый в группе:
  • — понимает, о чем речь;
  • — имеет право голоса;
  • — поддерживает решение;
  • — желает работать.

Для того чтобы как можно более эффективно распределить обязанности, можно ввести внутригрупповое чередование творческих поручений (ЧТП). Чем больше их будет, тем интереснее будет каждому члену группы попробовать себя в разных ролях, побывать в ситуации ответственности за какую-то важную деятельность. ЧТП могут быть весьма разнообразными:

  • дежурный командир;
  • дежурный по столовой;
  • «золушка» (отвечает за чистоту в комнатах или где-нибудь ещё);
  • человек-будильник;
  • почтальон (разносит подарки, посылки и письма членам своей группы или какой-то другой);
  • глашатай (он объявляет расписание дня, или громко кричит, созывая всю группу);
  • летописец-1 (фиксирует в интересной форме, что произошло с группой за этот день);
  • летописец-2 (записывает идеи во время мозгового штурма);
  • и т.д. Все, что вам необходимо для внутригрупповой деятельности.

Кроме того, для активизации общения в группе можно ввести два небольших игровых момента. Первое – это почта (для этого и нужен почтальон), чтобы писать друг другу письма, пожелания, признания, которые ребята не могут высказать вслух. И второе – это игра, которая называется:Тайный друг



4. РАБОТА (период делового сотрудничества). Ведущая деятельность: по достижению цели, сотрудничество с другими группами. В это время каждому члену группы присуще:

  • Радость от участия в работе группы;
  • Совместная взаимосвязанная работа;
  • Деловые отношения, связанные с общей деятельностью;
  • Высококачественная работа;
  • Передача роли лидера;
  • Чувство силы команды;
  • Межколлективные отношения;
  • Настрой на успех;
  • Желание быть вместе, общаться друг с другом, провести ещё одно дело.

Задачи периода работы:

  • Укрепление организационной структуры, как заданной среды обитания каждой личности;
  • Утверждение чувства ответственности за успех деятельности группы;
  • Поддержка мажорного настроения в группе за счет содействия успеху деятельности;
  • Гуманизация деловых отношений;
  • Учить планировать, анализировать, давать оценку деятельности, подводить итоги, учить самооценке;
  • Сделать процесс деятельности наиболее творческим и интересным;
  • Обеспечение широкого круга общения группы на базе деятельности;
  • Предоставить каждому возможность осознать себя, свои возможности.

На этом этапе группер либо полностью сливается с коллективом, ведя себя как его рядовой член, либо просто занимает позицию наблюдателя, выполняя только функцию контроля и напоминания. Группа работает сама по себе, так как внутри нее уже сформирован и налажен четкий механизм действий.

Здесь важно обратить внимание на то, каким образом строятся взаимоотношения в группе. Существует несколько схем взаимодействия:

  • «колесо»
  • «цепь»
  • «игрек»
  • «круг»
  • «сложный круг» (наиболее эффективная структура коммуникций)


Это с одной стороны. Кроме того, важно обратить внимание на другую часть структуры группы, которая касается положения человека в группе, т.е. его неформального статуса. Существует 2 положительных и 2 отрицательных статуса:

«Звезда» – наиболее благоприятное положение в группе. Лидер, авторитет, законодатель мод, стиля отношений. Их может быть несколько.

«Предпочитаемый» – основная масса людей в группе, опора лидера, его окружение, исполнители.

«Изолированный» – отрицательного мнения к человеку не складывается, вообще никакого мнения не складывается, он выпадает, его забывают, он не участвует в жизни группы.

«Отверженный» – человек, который противопоставляет себя группе, находится с ней в постоянном конфликте, анти-лидер, шут, козел отпущения.


Задача группера – сделать так, чтобы в группе не появилось людей с отрицательными статусами. А если таковые имеются, то, как можно скорее, исправить положение, включить их в деятельность, направить энергию в положительное русло. Это можно сделать, вызвав всех на откровенный разговор, найти для него дело, которое он захочет выполнять с удовольствием или поиграть в игры (например, «Дерево»).


Маленькие педагогические советы:

  • не увлекайся, следи за соблюдением режимных моментов;
  • обеспечь взаимодействие с другими группами;
  • заведись сам, заведи отряд;
  • одни требования для всех, нет «любимчиков» и наоборот;
  • интересуйся впечатлениями и мнениями других о прожитом дне;
  • смотри иногда на свою группу «со стороны»;
  • не старайся сделать все сам, дай другим проявить себя.


5. ЗАВЕРШЕНИЕ. Ведущая деятельность: анализ и рефлексия. В это время каждому члену группы присуще:

  • Грусть и признательность;
  • Резкий подъем или спад настроения;
  • Гордость за достижения;
  • Чувство близости к членам группы;
  • Идейное единство отношений;
  • Уверенность, внутренняя раскомплексованность;
  • Терпение друг к другу, принятие друг друга, какие есть.

Задачи периода завершения:

  • Обеспечить анализ деятельности, самоанализ;
  • Побудить к дальнейшему саморазвитию;
  • Содействовать применению полученных навыков;
  • Содействовать качественному росту коллектива;
  • Содействовать перспективности внутригрупповых отношений.

На этом этапе обязательно следует проанализировать «Ожидания. Опасения. Соглашение.» Что сбылось, что не сбылось; что было хорошо, что – плохо; как этому способствовало соглашение; чего не хватало. Тут происходят прощальные костры, вечер с разговором на тему «Что хорошего со мной произошло за эти дни», прощальные письма, раскрываются «тайные друзья».

ИГРЫ ПЕРИОДА ЗАВЕРШЕНИЯ (примеры)

Листы на спине

Открытки с благодарностями

Паутинка (расскажи мне обо мне)

Групповая поэма


Маленькие педагогические советы:

  • как можно больше лирики и романтики;
  • эмоциональный подъем;
  • используй свечу, она вызывает на откровенность;
  • сделай небольшие подарочки всем на память;
  • пусть о каждом что-нибудь скажут (желательно хорошее);
  • пусть каждый увезет с собой копилку полезный идей, дел или мыслей, которые он сможет претворить в реальность в обычной жизни;
  • намекните, что вы расстаетесь не навсегда и можно встретиться еще, или даже собраться вместе и …



Основные правила групповой работы

В вашем отряде, в группе могут быть разные ситуации, различные проявления характера ребят, причём нередко и отрицательные. Но это всё не должно становиться предметом всеобщего обсуждения в лагере. Поэтому полезно ознакомить ребят с основными правилами групповой работы.

  • Предоставьте детям полную информацию о работе группы: её целях, задачах, планируемой деятельности, требованиях, предъявляемых к членам группы (отряда).
  • Скажите о необходимости соблюдать конфиденциальность. Всё, о чём говорится в группе относительно конкретных ребят и что делается, не должно становиться достоянием всего лагеря. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы доверия, безопасности и самораскрытия. Объясните подросткам, что полное соблюдение конфиденциальности вряд ли возможно: какая-то информация выйдет за пределы группы. Но не та, что может повредить отношению к ребятам со стороны их сверстников. Отрицательная информация должна оставаться в «отрядной семье».
  • В отряде недопустима физическая и вербальная агрессия. Педагог, воспитатель, вожатый должен быть гарантом не только физической, но и душевной безопасности всех ребят. С самого начала введите правило: не подвергать осмеянию любое предложение товарища, не давать ему негативных оценок.




1 s.jpg

Дополнительно