Психолого-педагогическая переориентация поведения детей

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
X b26b5914m.jpg

Психолого-педагогическая переориентация поведения детей в рамках применения индивидуального подхода в детском оздоровительном лагере


Какие случаи из вожатской работы мы рассказываем друг другу? Кто из вас, в течение, нескольких часов пересказывал о том, какой хороший был отряд и что с ним совсем не было проблем? Сколько раз вы вспоминали спокойных и тихих детей? А сколько этих неудержимых созданий, за которыми нужен глаз да глаз, которых за одну смену узнает весь лагерь, истории жизни, которых превращаются в легенды.

Часто этих детей называют «трудными», а я бы назвал их «особенными», эти дети требуют индивидуального подхода в каждом случае. И сложнее всего в поисках этих путей приходится молодым вожатым. Поэтому, я бы хотел поделиться с вами своим опытом.

Почему же дети себя плохо ведут? Для ответа на этот вопрос необходимо распознать мотив плохого поведения, для того чтобы найти путь к решению той или иной проблемы. Психологи выделяют следующие основные мотивы и цели:


1. «Привлечение внимания» – ребенку не хватает родительского тепла, ласки и любви. Тогда он начинает привлекать к себе внимание всеми доступными способами. Легче всего - негативным способом, потому что в коре головного мозга клеток, отвечающих за восприятие отрицательных эмоций, примерно в два раза больше, чем клеток, отвечающих за положительные эмоции. Чтобы справиться с этой проблемой, необходимо уделять ребенку некоторое время заранее, а так же акцентировать своё и внимание окружающих на хороших поступках ребенка, тем самым научив его привлекать внимание, не создавая проблем окружающим и самому себе.

Пример из практики: У каждого из вас в отряде, наверняка, был такой ребёнок (назовём его Серёжа), который на общем собрании отряда всячески старался привлечь к себе внимание – делал из себя этакого дурачка, клоуна или, наоборот, агрессировал по любому поводу и на всех. Общее собрание всегда из-за него срывалось. Зная о том, что скоро необходимо провести собрание, я заранее обращал своё внимание и внимание большинства детей отряда на Серёжу, разговаривал индивидуально о разных вещах, хвалил при всех за что-нибудь и т.п. Серёжа получал свою порцию внимания и на общем собрании уже вёл себя намного тише.


2. «Борьба за власть или кто кого?» - наступает в момент, когда взрослый начинает злоупотреблять своей властью, а после провоцируется ребёнком на конфликт и в конечном итоге злится на ребенка. Отличить эту цель от предыдущей поможет наблюдение за поведением ребенка. Если его плохое поведение не прекращается, или приостанавливается, но потом вновь начинается с новой силой, значит, вы приняли его правила игры и вступили в борьбу за власть, в некую игру «кто кого?». Чтобы выйти из этой ситуации необходимо, как можно быстрее прекратить борьбу и начать игру по своим правилам.

Пример из практики: Саша (8 лет)– довольно самостоятельный мальчик, из обеспеченной семьи, с развитым мышлением не по годам. Но на соблюдение норм и правил реагировал негативно, приходилось долго уговаривать, успокаивать, убеждать. На все уговоры он отвечал «Это я делать не хочу и не буду». Он постоянно провоцировал взрослых (воспитателей и вожатых) на то, чтобы они ему что-то запретили, остановили, сказали «нельзя». Распознав игру «Кто кого?» мы с напарниками договорились не вступать в борьбу с Александром и не говорить «нельзя», не запрещать ничего. Были, конечно, сомнения в действенности метода, но мы, всё же, пошли на риск. Перед сончасом Саша, как всегда, заявил, что спать он не будет, а это означало, что все остальные дети тоже не уснут. Вместо того, чтобы вступить с Сашей в очередную полемику по этому поводу, мы сказали: «Ну, хорошо не спи». Саша сначала не понял такой реакции и решил проверить нас ещё раз, сказав: «Я не буду спать и, вообще, пойду - погуляю». Мы не обратили внимания на эту фразу, лишь коротко с безразличием ответили, занимаясь другими детьми: «Иди, погуляй». Саша в этот момент окончательно понял, что нас не втянуть в борьбу за власть, спокойно разделся и лёг в кровать с полной уверенностью, что он нас «победил».


3. «Уклонение» - очень часто случается так, что дети отказываются от участия в различных конкурсах, выступлениях. Их отказ связан со страхом неудачи. Переориентировать такое поведение можно следующим образом: необходимо немедленно перестать жалеть этого ребенка, ведь когда мы жалеем ребенка это вызывает его самосожаление и убеждает его в том, что мы в него не верим. В этом случае необходимо дать ребенку такую роль (поручение), с которыми он сможет прекрасно справиться, а после обязательно похвалить его. Переживание ребёнком положительных эмоций, связанных с достижением успеха, подталкивает его на новые свершения.

Пример из практики: Олег (7 лет) – очень особенный ребёнок. Помимо сильного мотива привлечения внимания у него существовал определённый страх выступления на сцене, выполнения ответственных поручений. Классический способ привлечения внимания негативным образом очень плохо сказывался на общем восприятии этого ребёнка другими детьми и они, готовясь к выступлению, не хотели принимать Олега, усиливая его негативные переживания по этому поводу. С одной стороны – Олег очень хотел оказаться в центре внимания, а с другой стороны – очень боялся сделать что-то не так и обратить на себя гнев всего отряда за сорванное выступление. Как мы – вожатые – вышли из этой тупиковой ситуации? Мы стали давать Олегу такие роли, которые невозможно плохо сыграть, но, в то же время, без них никак нельзя было обойтись – например, роль дерева, или роль директора, который просто сидел и читал книгу, роль Главной волшебной башни и т.п. Постепенно Олег стал более уверенно чувствовать себя на сцене, получал удовольствие от таких ролей, стал более уверенно и адекватно вести себя на отрядных мероприятиях.


4. «Негативный сценарий поведения». Некоторые поступки детей вызывают в нас спонтанные (неконтролируемые) стереотипные реакции: если ребёнок боится, то мы обычно пытаемся рассеять его страх, если дети дерутся, мы, в первую очередь, пытаемся их отчитать за агрессию, если ребёнок в чем-то провинился - мы его пытаемся наказать. Хотя в этой ситуации можно вожатому воспользоваться методом нестандартного поведения. Существует действенный способ переориентации негативных сценариев поведения ребёнка, который практически всегда является эффективным. Это делание неожиданного. Суть его в том, что вы занимаете неожиданную позицию для ребенка, тем самым изменяя его поведение практически в противоположную сторону, разрушая негативный сценарий.

Пример из практики: Два подростка постоянно конфликтовали, вступали в драку, их трудно было остановить, прекратить физическую агрессию. В следующий раз, когда девочки из отряда прибежали и рассказали о том, что эти двое опять дерутся, мы с напарником неожиданно для себя и друг для друга, прибежав на место, не стали растаскивать их в разные стороны, а, наоборот, стали кричать: «Давай! Бей его!». Наша реакция так удивила дерущихся, что они остановились и у нас появилась секунда, чтобы их растащить по разным углам и провести профилактическую беседу. Другой пример, девушка из старшего отряда, назовём её Татьяна, постоянно опаздывала на мероприятия, чем сильно подводила весь отряд. Она не могла придти вовремя в силу разных обстоятельств и причин, о которых потом долго рассказывала, мол, я не виновата, это всё…он (они, она, оно) и т.д. Когда в очередной раз наша Танюша опаздывала на мероприятие, где весь отряд должен был выступать, мы договорились со всеми, что не будем спрашивать, почему она опять опаздала. Таким образом, когда она пришла, все занимались подготовкой к выступлению и никто не обратил на неё внимания. Она почувствовала безразличное отношение и то, что отряд спокойно без неё может обойтись на выступлении. Больше Татьяна не опаздывала.


Подводя итоги статьи, отметим, что все наши «трудные» дети лишь чуточку особеннее остальных и для того, чтобы успешно с ними взаимодействовать, нужно искать к каждому из них индивидуальный творческий подход!