Психология малых групп и методы сплочения коллектива

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
10069710OZm.jpg

Структура малой группы

Внутри одной малой группы существует 3 системы отношений ее членов, которые, накладываясь друг на друга, могут почти совпадать, пересекаться либо существенно разниться. Рассмотрим эти системы

  1. Система официальных отношений (роли предписаны на формальном уровне, в данном случае – это воспитатель, вожатые, командир отряда, дежком и т.д.)
  2. Система неофициальных деловых отношений (не предписанные заранее, а возникающие по ходу взаимодействия членов группы и группового развития). Распределение ролей в группе происходит в зависимости от возможностей, потенциала, личностных и деловых особенностей каждого индивида (деловой лидер, критик, эксперт, рядовой, хранитель времени и т.д.)
  3. Система эмоциональных отношений (возникает вследствие симпатий и антипатий между членами группы. (эмоциональный лидер, весельчак, нытик, опекающая мама, зануда, шут, предводитель паники и т.д.)


Выделим следующие наиболее распространенные роли в группе:

α – лидер (побуждает группу к действию)
β – эксперт (имеет специальные знания, нужные группе)
γ – рядовой (опора группы, легко приспосабливающиеся члены группы, многие отождествляют себя с лидером)
ω – аутсайдер («крайний» член, отстает от группы в силу к-л различия от остальных)
ρ – противник (оппозиция лидеру)


Сплоченность коллектива

Не любая малая группа является сплоченной. В первые дни ваш отряд будет похож на песочную кучку: вроде бы все вместе, но чуть подует ветер, и песчинки разлетятся в разные стороны – их ничто не держит. Таким отрядом управлять намного сложнее, да и дети в низкосплоченном коллективе будут чувствовать себя некомфортно.

Что такое сплоченность? Сплоченность – это результирующая всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удержать их в ней. Силы сплочения группы имеют две образующие:

  1. степень привлекательности собственной группы;
  2. сила притяжения других групп.


Сплоченности содействуют:

  • Удовлетворенность личных потребностей индивидов в группе или при помощи группы.
  • Цели всей группы, которые находятся в согласии с индивидуальными потребностями.
  • Выгоды, вытекающие из членства в группе и ожидание несомненной пользы от него.
  • Разного рода симпатии между членами группы, их взаимное тяготение.
  • Дружески располагающая атмосфера.
  • Престиж группы, при одновременном повышении престижа человека во время его членства в группе.
  • Влияние групповой деятельности:
    а) притягательность действий (интересные, веселые, увлекательные действия, ведущие к совместному переживанию позитивных эмоций);
    б) групповые технические приемы, направленные непосредственно на поддержку сплоченности, например, образование узкого круга, в котором все участники держатся за плечи и сосредотачиваются на чувстве сплоченности; совместные песни и танцы в этом кружке, особенно при подчеркнутой интимности происходящего (погашенный свет, перестановка мебели и т.п.).
  • Соперничество с иной группой или группами.
  • Игры на сплочение – это игры, сближающие людей (и в прямом, и в переносном смысле)

К последствиям роста групповой сплоченности можно отнести:

  • сохранение группового членства, уменьшение числа уходов из группы;
  • усиление влияния, оказываемого группой на отдельных индивидов;
  • возрастание участия каждого в жизни группы;
  • рост индивидуальной адаптации к группе и переживание чувства личной безопасности (снижение тревожности, рост самооценки).


Технологии определения сплоченности отряда

  1. Наблюдение. Понаблюдайте, как ведут себя дети в течение в различных ситуациях (напр, перед столовой держатся ли они вместе одной группой, нескольким группами, тройками, двойками. Отметьте одиночек. Скоре всего, у них есть сложности общения со сверстниками и им нужна ваша поддержка)
  2. Игры на сплочение. Многое обнаруживается в процессе игр с отрядом, особенно при выполнении тренинговых заданий на сплочение. Можно использовать объективные показатели, их динамику (количество секунд, число ошибок и т.д.). Играя с детьми, Вы отмечаете состояние отряда. И это двойной плюс.
  3. Социометрия. Социометрия – это метод, направленный на выявление структуры межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы. Главное – замотивировать детей на участие в данной процедуре и в получении адекватной информации, можно рассказать детям о задаче опроса (улучшение МЛО в отряде) и заверить в полном сохранении его тайны.


Особенности взаимодействия с лидерами: Вы должны найти общий язык с лидером. Ведь не зря на него равняется большая часть отряда. Лидер – это не ваш противник, угрожающий вашему авторитету, а ваш союзник. Ваше общее дело – сплочение и побуждение отряда к действию. Как говорится, одна голова хорошо, а две лучше. Но не стоит идти на поводу у лидера и переваливать на него свою ответственность (напр, обвиняя в том, что он не может построить отряд на зарядку). Помните: Вы – вожатый, а он – хоть лидер, но ребенок.


Особенности взаимодействия с низкостатусными членами группы

Низкостатусными членами группы являются те, кого отстранили, или те, кто сам отстранился (правда, бывает сложно понять, что первее: яйцо или курица). Ваша задача: не сделать из аутсайдера звезду, ваша задача – создать комфортные условия для этого ребенка. Если он не хочет общаться с ребятами, не заставляйте его, не включайте насильно в совместные игры, а помогите найти занятие по душе (это может быть посещение кружка, где он может найти себе друзей, либо изготовление экибаны и т.д.). А изолированный член стремится в группу, и ему очень не хватает общения с ребятами. Что делать? Возможные пути:

  • Станьте ему лучшим другом. Обратите на него внимание. Пусть он почувствует вашу теплоту и заботу. Другие дети, увидев ваше к нему отношение, тоже начнут лучше к нему относиться. Только будьте готовы к тому, что в по пути столовую, место вашего партнера в паре уже забронировано
  • Помогите ему стать лучше. Напр., если девочка не следит за своей прической и за это ее не любят другие девочки, заинтересуйте девочку в том, чтобы она следила за собой. И как только она этого захочет, действуйте сами, возводя красивые «вавилоны» или попросите девочек, которые, вы чувствуете, не откажут.
  • Помогите ему раскрыться. Ребятам кажется, что он – неинтересен и ничего не умеет, а вы знаете или случайно обнаруживаете, что в школе – он чемпион по прыжкам (пению, рисованию и пр.), то не думайте, кого поставить на станцию прыжков в эстафете! Можно и похвалить за удачное выступление этого ребенка публично, главное – заслуженно во избежание обратного эффекта. Дети хорошо чувствуют фальшь и неискренность.
  • Подружите его с другими детьми. Попробуйте дать какое-нибудь задание (дежурство и пр.) ему и 2-3 другим ребятам (это могут быть предпочитаемые, принятые и подобные ему изолированные ребята). Вполне вероятно, что он найдет с кем-нибудь общий язык, раскрепостившись в тесной компании.