Психодрамы - Коллекция разогревов и техник

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску

Медитативные разогревы

7059950HmEm.jpg

Матрешка

Техника ролевой игры такова: терапевт-ведущий говорит протагонисту, что упражнение направлено на самопознание, и вручает ему матрешку:

"Мы хотели бы знать, кто ты такой, что скрывается за твоей внешней оболочкой. В человеке много пластов. Верхний известен и виден всем. А нижние слои очень личные, интимные и дорогие человеку. Я бы хотел, чтобы ты стал "матрешкой". Сначала опиши себя самого, каким ты являешься миру. Затем открой матрешку и найди там скрытую версию себя, слой, лежащий сразу под внешним. Опиши его тоже. Потом открой следующий — там будет более глубокий пласт. Пожалуйста, продолжай описание до тех пор, пока не дойдешь до очень интимного, такого, который ты никому не хочешь показывать".

Когда протагонист согласится представить себя подобным образом, ведущий может сказать: "Пожалуйста, держи матрешку в руках и начинай со слова "Это я (назови себя), каким я являюсь миру..."

Можно использовать пирамидку - обычную детскую цветную пирамидку. Инструкция та же, но в этом случае можно добавить ещё и стержень - "что является твоим стержнем, на чём держатся все твои слои?"


Сцена у колыбели

Это пример ситуационной техники, задуманной как групповое упражнение. Она применяется к нескольким индивидуальным протагонистам одновременно. Ее основная цель — дать протагонисту возможность пережить ощущение младенца, с которым нянчится любящая мать. Терапевт-ведущий может предварять эту технику словами: "Сегодня мы можем побыть детьми, младенцами в люльке. Сойдите со своих стульев и ложитесь на пол. И хотя в действительности вы не дети, на несколько мгновений можете представить себя детьми. Если думать, будто вы дети, можно почувствовать себя ребенком. Просто лежите на полу, как младенец".

Ведущий принимает роль заботливой мамы, переходит от одного протагониста к другому, поглаживает по голове, прикрывает воображаемым одеялом, "чтобы ребенок уснул в тепле и покое". Затем ведущий может продолжить: "Ребенок все глубже погружается в дремоту и засыпает. Ребенок спит, спит, закрывает глаза и засыпает. Становится все тяжелее и засыпает. Мама подходит, ласкает ребенка, нянчит его, укрывает его одеялом, чтобы было тепло. Мама кормит ребенка, дает ему молока. Гладит ребенка, смотрит на него, а ребенок спит, спит".

Инструкция все время повторяется тихим, монотонным голосом для создания желаемой атмосферы и для того, чтобы дать протагонисту почувствовать себя ребенком.

Это состояние добровольной регрессии может длиться не более двадцати минут. В завершении сцены в люльке ведущий говорит: "И вот ребенок начинает просыпаться, начинает потягиваться и понемногу передвигаться. Ребенок садится. Он чувствует себя замечательно, он довольный, счастливый и он возвращается обратно на стул. Теперь, когда вы садитесь на стулья, вы снова взрослые, чувствуя себя, думая и поступая, как взрослые.


Письмо

Эта техника заключается в "написании" протагонистом письма вслух. Техника осуществляется на индивидуальных сеансах или в присутствии группы. Ведущий после разогрева просит протагониста или потенциального протагониста в групповом сеансе назвать кого-то, с кем ему есть что обсудить. Полезно здесь указать: "Назовите кого-то, с кем Вы были не всегда полностью откровенны". Пишущего просят склониться вперед и опустить глаза. Письмо начинается обычным приветствием "Дорогой..." и заканчивается подписью автора. Важно, чтобы пишущий понимал, что это абсолютно гипотетическое письмо, что все, что он "пишет", не имеет никакого отношения к тому, что он написал бы по-настоящему. Пишущему должно быть ясно, что он может выражать абсолютно все, что. приходит ему на ум, не связывая себя ограничениями, которые возникли бы в этом случае в реальной обстановке. Письмо пишется воображаемой ручкой на воображаемой бумаге и проговаривается вслух.


Чердак

Представьте себе чердак старого дома. Дома у которого есть долгая, интересная история. На чердаке этого дома свалена груда старых реликвий, вещей или просто хлама. Но это необычный чердак, здесь пылятся разного рода события из жизни, о которых предпочли забыть или просто не знали куда их пристроить. Я приглашаю вас подняться на этот чердак (на сцене строится пространство с различными игрушками, предметами и т.д.) и посмотреть на эти вещи. Участника приглашают войти в это пространство и рассказать, что это за события из его жизни. Участник берёт предмет или игрушку и называет: "это такое событие..." Ведущий спрашивает почему и как это событие оказалось на чердаке?


Коробка с предметами

Инструкция: Представьте, что справа от вас стоит коробка, коробка в которой можно найти что-то важное вам сейчас, но забытое вами... Какой-то предмет... И сейчас вы можете опустить руку в эту коробку, и нащупать в ней предмет, тот который первый попадется под руку, и достать его... Положите этот предмет на колени... Что это за предмет? Как он выглядит? Знаком ли он вам?... Какие чувства он пробуждает в вас? ... (достаточная пауза) ... Кто хотел бы поработать со своим предметом?


"Снаружи — внутрь"

Техника "снаружи — внутрь" — это вариация техники "матрешка". Смысл ее таков. Терапевт-ведущий ставит в ряд 6-7 стульев, спинкой к сиденью. Цель упражнения — облегчить самопредставление. Стулья изображают различные "пласты личности". Стул с левого края обозначает внешний пласт, видимый миру и всем известный. Стул с правого края обозначает самый глубинный пласт, сердцевину личности. Остальные стулья — это промежуточные слои. Ведущий может сказать: "Я хочу, чтобы каждый из вас по очереди выходил сюда, садился на крайний стул и описывал себя таким, каким он внешне представляется людям. Затем пересаживался бы на соседний стул и описывал себя уже в соответствии со следующем слоем, лежащим под самым поверхностным. Вы можете продолжать описывать каждый пласт своей личности, передвигаясь со стула на стул. Запомните, вы не обязаны пройти все пласты. Вы можете остановиться на любом этапе (любом стуле), когда почувствуете себя неловко и вам не захочется идти глубже".


"Возврат во времени"

Техника "возврат во времени" требует от протагониста воссоздания значительных событий из его прошлой жизни. Для этой техники имеет большое значение правило, гласящее, что каждая сцена в ролевой игре происходит "здесь и сейчас". Все участники — протагонист и вспомогательные лица — должны пользоваться настоящим временем. То есть протагонист, например, должен сказать: "Я делаю это, потому...", а не "Я сделал это, потому..." Употребление прошедшего времени обычно отодвигает актера на роль зрителя, тогда как употребление настоящего времени делает его участником игры.

Эта техника представляется протагонисту почти тем же образом, что и техника "шаг в будущее", за одним лишь исключением. Часы переводятся не вперед, а назад.

"Давай переведем часы назад, в год... (установить число и, если необходимо, время года, месяц, день). Сейчас год... Сколько тебе лет? Где ты живешь? Где происходит встреча, разговор, инцидент и т. д.? Который теперь час? Кто участвует, кроме тебя? Пожалуйста, организуй пространство действия и давай начнем.


"Шаг в будущее"

"Шаг в будущее" — техника, предназначенная для описания ожидаемых явлений. Она предполагает, что протагонист разыгрывает какую-то ситуацию, в которую, как он считает, он попадет в будущем. Например, протагонисту предстоит пройти собеседование по поводу приема на работу: он ждет этого события в тревоге, в состоянии неуверенности в себе. Техника "шаг в будущее" перенесет протагониста в предполагаемую ситуацию и даст возможность изучить ожидаемое поведение протагониста и отрепетировать с ним ход собеседования. Или, предположим, протагонист собирается что-то рассказать родителям, но откладывает это из опасения "катастрофических последствий". Техника "шаг в будущее" даст возможность протагонисту проиграть в ролевой игре разные сценарии с разными людьми и решать, какой из них лучше.

"Давайте переведем часы вперед на (установить дату, год и, если нужно, месяц, время года или день). Теперь мы в году... Сколько тебе лет? Чем ты зарабатываешь себе на жизнь? Где проходит встреча, интервью, дискуссия и т. д.? Который теперь час? Кроме тебя, кто еще участвует? Пожалуйста, организуй пространство действия и давай начинать". После каждого вопроса терапевт ждет ответа протагониста. Важно задавать эти и другие вопросы, чтобы помочь протагонисту войти в роль. Если протагонист состоит в браке, можно спросить, есть ли дети, и как их зовут (в воображении).


Магазин антикварных игрушек

Устройтесь поудобнее на своих местах и закройте глаза. Вы идете по старинному городу. Что вы видите вокруг, как выглядят улицы и дома? Вы идете по узенькой улочке и видите небольшую дверь. Эта дверь чем-то заинтересовала вас, вы открываете ее и заходите внутрь. Вы оказались в небольшом магазинчике, на полках стоят антикварные игрушки. Вы ходите по магазину и рассматриваете их. Какая-то игрушка особенно приглянулась вам. Подойдите к ней и рассмотрите внимательнее. А теперь... станьте этой игрушкой. Вы — игрушка в волшебном антикварном магазине. У вас есть своя история и какое-то особое волшебство. Как вы попали в этот магазин, что вы помните о своей прошлой жизни?..


Техника “Пустой Город”

В начале директор обозначает для группы место действия — ту часть комнаты, где будет находиться Пустой Город. Мне чаще всего случалось работать с этой техникой в помещениях, которые были естественным образом разделены — либо на две половины, либо имелся какой-то выступ. Обычно для места действия я выбирала ту часть помещения, которая находится за пределами круга участников, так, чтобы они имели возможность оставаться в кругу, пока я конструирую сцену. Затем в этом отделенном пространстве в произвольном порядке размещаются несколько объектов. Обычно я ставлю два стула — так, чтобы они были по-разному ориентированы по отношению к группе, и кладу цветной платок, лучше всего темный, либо отдельно, либо на один из стульев. Здесь важно, чтобы пространство было как-то структурировано, но не перегружено. Все это делается молча, затем директор выходит из пространства Города и, останавливаясь перед “входом”, обращается к группе:

“Сейчас вам предстоит решить историческую загадку о Пустом Городе. На данный момент существует несколько версий истории этого города, который археологи называют Пустым, но ни одна из них не считается достоверной. Это город, в котором все как обычно, только в нем нет жителей. Складывается впечатление, что жители покинули город внезапно и одновременно; предметы домашнего обихода остались на своих местах, следов беспорядочного отступления, бегства или паники не обнаружено. Дальнейшая судьба жителей города неизвестна...

У вас будет возможность совершить путешествие по Пустому Городу и попытаться понять, что же произошло с ним и его жителями. Кто хотел бы начать?”

После этого первый желающий участник группы становится путешественником, директор является своего рода проводником. Протагонист входит в город, осматривается и начинает действовать. На начальной фазе действия директор помогает наводящими вопросами, указывая на объекты в пространстве и спрашивая “Что это? Что ты видишь?”. Затем протагонист меняется ролями с каждым из персонажей. По ходу действия часто возникают новые персонажи, с которыми протагонист также меняется ролями и произносит монолог из каждой роли. В конце драмы протагонист покидает Пустой Город и возвращается к группе, после чего начинается шеринг. Модификацией техники может быть серия последовательных путешествий разных участников группы в Пустой Город. Эта техника обычно актуализирует глубокие чувства, и поскольку все члены группы также участвуют в работе в качестве вспомогательных “Я”, часто бывает достаточно даже одной драмы, для того чтобы каждый из участников получил что-то свое от путешествия в Пустой Город.


Диагностические техники

Техники на исследование защитных механизмов (общие принципы)

По моему пониманию, защитные механизмы – это набор привычных способов поведения, которые клиент наработал за свою жизнь. Смысл защитных механизмов в том, что они предохраняют от боли, которая возникает в ассиметричных отношениях, и вызывает глубокие нарциссические травмы.

Обычно такого рода отношения бывают в детстве. В детстве ребенок бессилен противостоять власти взрослых, такая ситуация заставляет хрупкое эго ребенка, искать пути для сохранения его достоинства. Именно по этому защитные механизмы предохраняют ребенка, и обычно, мы видим, что они выполняют свою функцию нужный момент.

Это объясняет почему так много психологических защит – укрепляют эго, эго не воспринимает их как что-то чужеродное. А они становятся как-бы частью глубинной идентичности клиента, тем что составляет его, так сказать.

Главной целью этого типа техник является, во-первых, помощь клиенту в понимании его ответственности за создание и поддержание его защитных механизмов.

Далее, мы пытаемся облегчить для клиента восприятие того, что за защитными механизмами стоит травматизированное эго, и дать ему силы изменить это, если он захочет.

Обычно, для этого используются сцены позволяющие вернуть из прошлого тот момент, когда реактивная роль еще не стала консервом. Мы пытаемся определить причину – в взаимодействии с кем этот паттерн возник, в каких взаимоотношениях он проявляется и для чего он был создан клиентом. К тому же, защитные механизмы, сыграв важную роль в развитии человека могут и перестать быть востребованными.

Техники, которые я буду описывать дальше имеют следующие общие черты:

1. В них используются спонтанные воспоминания приходящие в моменты погруженности в себя

2. Работа всегда начинается из настоящего, от некоторой ситуации которую описывает клиент, и в работе делается попытка найти защитные механизмы в поведении в настоящем.

3. На второй фазе, мы пробуем увидеть по отдельности защитный механизм и цель которой он пытается достичь.

4. Далее мы начинаем исследовать истоки этой защиты, паттерн защиты, и необходимость этого защитного механизма в тот момент жизни клиента, когда он был создан.

5. И в конце мы возвращаемся в настоящее, для того, чтобы исследовать нет ли у клиента и сейчас по прежнему необходимости в защитном механизме. Если нет, то становиться важным, то что ему нужно в настоящем, и что нужна сделать чтобы это произошло. Другими словами, мы задаем вопрос: является ли эта старая защита по прежнему полезна, или наоборот она уже создает проблемы?


Телесные разогревы

"Насос и надувная кукла"

Участники разбиваются на пары. Один – надувная кукла, из которой выпущен воздух, лежит совершенно расслабленная на полу. Другой – «накачивает куклу с помощью насоса: ритмично наклоняясь вперёд произносит звук «с» на выдохе. Кукла постепенно наполняется воздухом, её части распрямляются, выравниваются. Наконец кукла надута. Дальнейшее её накачивание воздухом опасно – кукла напрягается, деревенеет и может лопнуть. Накачивание необходимо вовремя закончить. Это время закачивания надувания участник с насосом определяет по состоянию напряжения тела куклы. После этого куклу сдувают, вынимая из неё насос. Воздух постепенно выходит из куклы, она опадает.


"Потянулись-сломались"

Исходное положение – стоя, руки и всё тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать. Ведущий: «Тянемся, тянемся вверх, выше, выше… Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать ещё выше (реально пятки на полу). А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени упали на пол… Лежим расслабленно, безвольно, удобно…


"Растём"

Участники в кругу. Исходное положение – сидя на корточках, голову нагнуть к коленям, обхватив их руками. Ведущий: «Представьте себе, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли, вы растёте, постоянно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считаю до 5. постарайтесь равномерно распределить стадии роста.» Усложняя в будущем упражнение, ведущий может увеличивать продолжительность «роста» до 10-20 «стадий».