Психогимнастика

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
157354.jpg

Биодрама и другие приемы психогимнастики

При изображении страха и гнева в игре у детей всегда остается понимание, что они переживают понарошку. В этом случае психогимнастика помогает «встретить» страх лицом и, осознав его несерьезность, с легкостью забыть о нем. Проживая в условной ситуации страх, ребенок избавляется от него.

Этот процесс происходит быстрее, если сопровождать разыгрывание негативной эмоции проективными техниками: рисунками, лепкой, конструированием страшных персонажей. Маленький человек, получая возможность управлять созданными его руками изображениями (порвать или сжечь рисунок, смять пластилиновое чудище, разобрать мозаичный его образ), подсознательно обретает власть над собственными страхами.

Иногда дети действительно используют элементы рисования, окрашивая лицо или фон вокруг тем цветом, который у них ассоциируется с тем или иным эмоциональным состоянием. Многие для показа гнева используют черную или красную краску. Многие дети с пониженным фоном настроения любят сиреневые и лиловые тона. Серые и коричневые тона часто употребляются напряженными, конфликтными и расторможенными детьми.

Порой тревожность способствует возникновению психологической защиты в виде агрессии. Одно из самых известных утверждений "чтобы ничего не боятся, нужно сделать так, чтобы боялись меня". Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них — все та же растерянность и неуверенность. Именно эта тревожность рождает самые частые страхи. Например, перед поступлением в школу или поездкой в детский лагерь без родителей. В этом случае можно поиграть в «Веселый зоосад», где спонтанно изображать самые разнообразные роли, от дрожащих зайчишек до кровожадных волков, которые оказались без мам и пап. Главная задача — представлять возможные ситуации, увидеть будущую жизнь в лагере по мыслям самих детей, попеременно становятся то вожатыми, то «пионерами». Используя в психогимнастике эту игру (биодрама), можно проводить и без слов, обходясь имитацией голосов зверей.

При эмоциональной расторможенности лучше использовать динамические этюды и игры («Полил дождик», «Передай горячую картофелину»), а потом поиграть в «Кляксы». Очень интересной забавой может стать участие в ней пары «взрослый-ребенок», только нужно подготовиться: заранее взять несколько листов бумаги, вылить на середину каждого немного чернил или туши, потом сложить пополам и развернуть. Но можно поступить и иначе: на лист с кляксой аккуратно наложить другой, чистый. Когда кляксы подсохнут, игроки дорисовывают с их использованием любой пришедший в голову образ и пытаются эмоционально, одной лишь мимикой и телодвижениями объяснить то, что получилось изобразить от руки.

Разберем по полочкам

  • Как и любой курс «лечения» или обучения, коим, по сути, она и является, психогимнастика проходит в несколько этапов. В подготовительной стадии создается соответствующий настрой. Очень выручает старая игра «Разговор через стекло», когда участники друг друга не слышат, а с помощью мимики и жестов пытаются сказать что-то друг другу, разумеется, после каждой игры обсуждается: что и как. Улыбки и шутки — непременные спутники этого обмена мнениями, и атмосфера становится просто лучезарной.
  • Настроившись, участники, переходят к следующему этапу — пантомиме, и выбирают любую тему. Ссора с вожатым, обнаружение вора, болезнь, конфликт в отряде, награждение. Кто-то изображает действия, а кто-то копирует, поясняет. И тут уже нет места страхам и неуверенности, а естественность среды только вселяет смелость и командный дух.
  • В заключительной части — обсуждение. «Очень важно, чтобы в ни у кого не сохранилось напряжение, чтобы никто не чувствовал дискомфорт и, уж тем более, не делал все «для галочки» на кульминации важно чередовать напряжение с расслаблением: физическим и эмоциональным. Это как вдох и выдох, то есть — дыхание жизни.

Но самое главное: психогимнастика — это несколько минут в день увлекательного общения для детей, которые хотят научиться дружить, не обижаться и не обижать, быть уверенными и успешными в отношениях и делах, которым важно понимать и уважать чувства и желания других, быть уверенными в себе и самостоятельно уметь восстанавливать силы и улучшать настроение.




X 8bfbcdc1.jpg

Смотреть также...


Дополнительно