Поборемся на пальцах

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
Asdf37m.jpg

ПОБОРЕМСЯ НА ПАЛЬЦАХ

Игровые упражнения для подростков


КОЛЛЕКТИВНЫЙ СЧЕТ

Эта широко известная детская игра пользуется большой популярностью. Ее можно смело повторять на каждом занятии, придав ей статус диагностической процедуры, фиксирующей уровень взаимной чувствительности детей.

Итак, участники стоят в кругу, опустив головы вниз и, естественно, не глядя друг на друга. Задача детей — называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок. При этом должны выполняться три условия: во-первых, никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально или невербально); во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд; в-третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, вожатый требует снова начинать с единицы. Общая цель учащихся — уйти в счете как можно дальше при минимальном количестве попыток.

Вожатый повторяет детям, что они должны уметь прислушиваться к себе, ловить настрой других, чтобы понять, нужно ли в данный момент промолчать или пришла пора озвучить число.

Дети могут оказаться достаточно сообразительны: иногда, не договариваясь, они последовательно произносят числа натурального ряда по кругу. Обнаружив это, вожатый может похвалить участников за сплоченность и находчивость, но предлагает отказаться от этого приема.


ЛЮБОЕ ЧИСЛО

Вожатый называет по имени любого из игроков. Тот должен как можно быстрее назвать какое-нибудь число, но не превышающее количество игроков. Тут же должны встать столько же игроков. При этом игрок, назвавший это случайное число, может или встать, или остаться сидеть.

Кто-нибудь из детей может сообразить, что существуют беспроигрышные варианты: нужно назвать либо «один» и вскочить самому, либо число членов группы, и тогда встанут все. Вожатому лучше прекратить игру после одной-двух удачных попыток: дети остаются с ощущением возросшей групповой сплоченности.


МЯЧИКИ

Дети делятся на тройки: наблюдатель и двое, которые будут общаться, — «говорящий» и «слушающий». Мяч в руках у «говорящего». «Слушатель» имеет право только задавать уточняющие вопросы, демонстрировать своим поведением, что слушает и понимает — до тех пор пока «говорящий» не решит передать ему мяч. Наблюдатель следит за соблюдением правил. Затем происходит смена ролей. Общение в каждой паре до пяти минут.

Тему беседы может задать ведущий.

По завершении упражнения среди прочего следует обсудить, какие стратегии поведения избирали «говорящие» (отдавали ли мяч сразу, не отдавали совсем, отдавали и забирали).


УМЕЙ ОБЪЯСНИТЬ — УМЕЙ ПОНЯТЬ

Вожатый говорит, что сейчас должен выйти ребенок, который считает, что он умеет хорошо объяснять другим непонятные вещи. Возможно, что дети сами предложат такого человека. Вожатый вручает ему листочек с изображением геометрических фигур — квадратов, ромбов, кругов, треугольников. Задача ведущего, не показывая листочек, объяснить детям порядок расположения фигур так, чтобы они смогли в своих альбомах сделать точно такой же рисунок.

В первой серии упражнения дети не имеют права задавать никаких уточняющих вопросов. Во второй серии (может быть, уже с другим ведущим и, разумеется, с другим рисунком) можно задавать вопросы.

Дети убеждаются, насколько важно уметь правильно задать вопрос.


КТО КАК СЛУШАЕТ?

Выбирается ребенок, который будет рассказывать свою любимую сказку. Он выходит из класса, чтобы подготовиться. В это время вожатый договаривается с остальными детьми, что левая половина класса будет изо всех сил показывать рассказчику, что им сказка совершенно неинтересна, и изображать смертельную скуку, а правая половина, наоборот, будет демонстрировать крайнюю заинтересованность. После того как ребенок завершит рассказ, обсуждается, что он заметил, какие у него возникли чувства, к какой половине класса он обращался и т. д.


ЧЕМПИОНАТ БОРЬБЫ НА ПАЛЬЦАХ

Дети разбиваются на пары. Вожатый объявляет о начале необычного соревнования — чемпионата борьбы на пальцах. С помощью одного из детей вожатый показывает, как происходит поединок. Большой палец правой руки поднимается вверх (знак «во!»), остальные четыре пальца захватывают пальцы соперника. Задача каждого игрока — производя энергичные движения большим пальцем, увернуться от нападения соперника и прижать его большой палец к боковой стороне указательного. Победители проводят поединки между собой до выявления абсолютного чемпиона.

Вся игра занимает немного времени, однако мгновенно разряжает напряженную обстановку в классе, снимает усталость и задает мажорный тон работе. Эту игру можно периодически применять на различных занятиях.


САМОАНАЛИЗ

Каждый из участников, сидящих в кругу, получает лист бумаги и делит его на четыре части.


Инструкция:

«Дай десять ответов на вопрос: «Кто я такой?» Сделай это быстро, записывая первое, что приходит в голову. Занеси ответы в первый столбик. Во второй столбик нужно записать ответы на тот же вопрос, если бы на него отвечали твои близкие (выбери кого-то конкретно), в третий столбик — ответы на тот же вопрос, если бы на него отвечал участник группы, сидящий слева от тебя. Теперь сложи листок так, чтобы не были видны твои записи, и передай соседу слева. Получив лист от соседа, в оставшемся пустом столбике запиши десять ответов на вопрос «Кто такой тот человек, который дал тебе этот лист?»

После этого листы собираются ведущим и перемешиваются. Поочередно зачитываются вслух характеристики из последнего столбика, а группа должна определить, о ком идет речь (писавший молчит). Обсуждается, насколько группа согласна с данным портретом. Затем листы возвращаются участникам, и они сами сравнивают все четыре набора ответов, анализируют их сходство и различия. В заключение дается домашнее задание: предложите своим близким дать вам десять характеристик и сравните их с вашими собственными.


КТО ТЫ?

Для организации обратной связи можно применить следующее упражнение. Каждому участнику на спине крепится большой лист плотной бумаги. Каждый должен написать каждому хотя бы один ответ на вопрос «Кто ты?». Ведущему подростковой группы следует применять это упражнение с особой осторожностью, оговорив запрет на издевательские и оскорбительные характеристики. После этого обобщенные характеристики анализируются и обсуждаются в группе.


МОИ ЦЕННОСТИ

Инструкция:

«Представьте себе, что вы находитесь в сокровищнице. Но здесь в сундуках хранятся не золото и не драгоценные камни. Сюда каждый может положить то, что ему особенно дорого в жизни. Дорогим может быть, например, новый плейер, дружба с каким-то парнем или девушкой, мамина любовь, помощь всем нуждающимся, радость видеть благодарных тебе людей или что-то еще. Запишите на карточках все, что вам дорого, и распределите эти карточки по сундукам своей сокровищницы. Самый большой сундук — для самого дорогого. Сундуки размером поменьше — для вещей менее дорогих».

На плакате сделаны специальные кармашки в виде сундуков разных размеров. Именно туда участники помещают свои карточки.

Потом происходит общее обсуждение.