Первые шаги на пляже

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску

Первые шаги на пляже, учимся плавать

12241.jpg

Ребенка хорошо настроит на обучение плаванию и осознание своей безопасности, готовности небольшое (но яркое и удобное) снаряжение. Прежде всего - это надувные нарукавники, плотно сидящие на предплечьях. В отличие от надувных кругов, жилетов и воротников, они не будут приводить тело в вертикальное положение, которое мешает плаванию. Спасательные средства предназначены для усталых, пострадавших людей. Цель здесь – только удерживание на плаву.

Кроме нарукавников можно также приобрести маску или очки для плавания под водой. Черноморская и азовская вода совершенно не вредна для глаз. Плавание под водой с открытыми глазами обычно даже не вызывает их покраснения, поскольку осмотическое давление воды у берегов Крыма близко к показателям крови человека. Для здоровья плавание в чистой воде скорее полезно, идет усвоение микроэлементов и очищение глаз. Но подводные пейзажи даже на мелководье, действительно, очень привлекательны и интересны. В очках видимость будет четкой. Только не слишком экономьте на очках или маске. Они должны сидеть плотно, но мягко. По-настоящему проверить их можно только в воде.

Но у прилавка, во всяком случае, можно проверить, качество и мягкость резинового ободка. Надавить его, прочувствовать, создает ли это перемены в давлении воздуха между глазами и стеклом. Ласты при обучении плаванию будут создавать дополнительные сложности. А вот перчатки на руки с перепонками между пальцами (если ребенку они покажутся красивыми и необходимыми) купить можно.

Большие круги – «плюшки», всевозможные надувные акулы, дельфины, крокодилы, бревна и т.д. хороши для игр на воде, особенно в большой шумной компании. Они создают веселую атмосферу привыкания к воде. В то же время можно доводить до рефлексов (автоматических действий) вопросы культуры общения в играх на воде, взаимоуважения, взаимопомощи, внимания к слабым. Маленькие дети в таких играх обычно слишком азартны, легко теряют контроль и от избытка эмоций заглатывают много воды. Какая бы она не была чистая и полезная, у детей это заканчивается рвотой. Кому-то придется быть «Вовочкой в коричневых плавках» и постоянно портить всем праздник. На этот случай можно даже купить свисток. Чтобы всеобщую ненависть не вызывать только на одну голову, советуем передавать дежурство или сделать несколько дежурных. Например, кому-то из детей можно поручить контроль над всеми мужчинами, кому-то над всеми женщинами и т.д.


12261.jpg
12260.jpg
12270.jpg
12254.jpg
12435.jpg

Но не будем забывать, что потехе час, а делу время. Обучение плаванию основано на играх по форме, но по содержанию это достаточно строгая последовательность, этапы которой нельзя перескакивать или переиначивать.

За один отпуск вполне по силам обучить своего ребенка плавать, точнее держаться на воде, последовательно освоив несколько упражнения и игр.

Для обучения плаванию выбирается место с ровным песчаным или гравийным дном без камней и ям. Глубина - по грудь ребенку. Все упражнения ребенок выполняет в сторону берега. Время занятий 10 - 15 минут при температуре воды не ниже 18°С. Каждое занятие начинается с упражнений и игр предыдущих, а когда появятся любимые занятия, то с них.


Здесь приводятся 12 упражнений, их можно уверенно пройти за 10 дней.

1. Упражнения для привыкания к воде должны дать ребенку правильные представления и об удовольствии, и об опасности, исходящей от воды. Назовем несколько игр и вы всегда сможете их дополнить: "Переправа" - передвигаться вдоль берега, помогая себе гребковыми движениями рук; "Кто выше" - выпрыгнуть из воды, оттолкнувшись одной или двумя ногами; "Кто быстрее" - бегать в воде на заданное расстояние или за брошенным плавающим предметом; "Волны на море" - энергично двигать руками со сцепленными пальцами вправо-влево под самой поверхностью воды. Если детей несколько, то надо следить, чтобы игра не превратилась в обиду для слабых, да и к себе надо требовать от ребенка уважения: покажите, что вам неприятно, если он брызгает в глаза, чтобы он сразу утихомирился - самоконтроль это самое важное.

2. Движения ногами - руки ребенка на вашем поясе или в ваших руках, его тело полностью в воде, ноги вытянуты, гребковые движения или лягушачьи в горизонтальной плоскости - брасом, или в вертикальной плоскости - кролем. В такой связке вы можете и побегать вдоль берега - и вам не помешают гидромассаж от сопротивления воды, и напряжение брюшного пресса, и нагрузка на ноги. “Карусель” - одного или парочку детей катаете вокруг себя. Они цепляются обеими руками за одну из расставленных ваших рук, и сильно гребут ногами. Им весело, со стороны тоже красиво, но вам тяжеловато. Пойте. Крутите и пойте!

3. Выдохи в воду:

  • "Батискаф" - на несколько секунд сесть на дно, всплывать на поверхность, выпрямляя руки и ноги;
  • "Пузыри" - погрузившись с головой в воду, сделать длинный и полный выдох через нос;
  • "Водолаз" - достать со дна с открытыми глазами какой-нибудь предмет.

4. Скольжение на груди, спине ("Стрела"): ребенок, упираясь в ваши ноги или живот ногами, сильно складывается (группируется) в пружину, а затем отталкивается, распрямляясь, и должен как можно дальше “выстрелить” собой. Если взрослых двое, то хорошо устроить обмен “стрелами”, постепенно увеличивая расстояние.

5. Плавание кролем на груди при помощи движений ног (с пенопластовой доской или надувной подушкой в руках).


6. Скольжение кролем на груди и спине с движениями ноги - "Торпеда". Если обучающих двое - то ребенок плывет не в сторону берега, а вдоль него. Расстояние между “причалами” постоянно увеличиваете.

7. Движения руками - важно, чтобы ладошка была со сложенными пальцами и чувствовала максимальное сопротивление воды. Поменьше брызг, поменьше лишних движений, меньше высовываться из воды.


8. Выдох в воду через нос с поворотом головы на вдох. Это уже профессиональная фишка, нужны хорошие плавательные очки. Все тело вытянуто в воде, на выдохе целиком покрыто водой, на вдохе на поверхность выходит только рот.

9. Плавание кролем на груди и спине с полной координацией движений на задержке дыхания.

10. Согласование движений рук с дыханием. Здесь отрабатывается умение держать прямое направление в воде и правильно рассчитывать ритм движений и вдохов, чтобы подольше удерживать ровный темп.

11. Плавание с полной координацией движений - намечайте цели по дальности, по времени, по точности (к буйку) и прочее. 12. Игры на воде. Если ребенок уже уверенно чувствует себя в воде, можно попробовать более сложные развлечения, требующие простейших "снарядов": мяч, уложенный в сетку-авоську с привязанным на веревке камнем - это тоже буек или мишень для проныривания, этакий водный "шкуродер". Из этих снарядов можно составлять полосы препятствий для эстафет, игр и соревнований на одну или несколько семейных команд. Использовать здесь можно и различные надувные средства, например, резиновые матрацы, на них можно устраивать гонки, и единоборства (если сесть на матрац вдвоем лицом друг к другу и отметить место буйком, то через установленное время тот, кто лучше работал руками и ногами, утащит матрац в свою сторону).

Передвигаться по полосе препятствий можно самыми разными способами: плыть, прыгать, ехать "верхом" на товарище по команде и даже составлять "крокодила". Участники "крокодила" становятся в воде (с глубиной по грудь) один за другим. Задний обхватывает переднего за пояс, а тот ложится на воду и сцепляет ноги на спине заднего. "Крокодил" свободными ногами отталкивается от дна и плывет, помогая себе свободной парой рук.

"Нырки" - пример простейшей дистанции. Выбирают место с ровным песчаным дном и глубиной до плеч. Параллельно берегу устанавливаются в одну линию 6 поплавков примерно в пяти шагах один от другого. Для этого кусок пенопласта или дерева привязывают к веревке, второй конец которой обвязан вокруг камня. Необходимо нырнуть и двигаясь под водой дергать за все веревки, чтобы на секунду погрузить каждый поплавок. Сколько поплавков уйдет под воду, столько очков заработал играющий, и все это делается на одном входе, без выныриваний.


Начальный курс: Влетаем в воду ногами

12223.jpg
12267.jpg
12268.jpg

Прыжки в воду - отдельное удовольствие, особенно на искусственных пляжах, где установлены бетонные волноломы. Ну а прыгать со скал - это вообще экстрим, и как всякий экстрим он требует не столько смелости (граничащей с дуростью), сколько расчета, знаний и навыка. Даже если вы сами не умеете нырять, не впадайте ни в одну из крайностей: запрещать ребенку нырять бессмысленно - его нельзя водить по пляжу на поводке, но и оставлять его совершенно без контроля и помощи - смертельно опасно.


Начнем с “метания подкидышей” - это пока не прыжки в воду, а броски с полным контролем для детей, которые только учатся плавать. Требования к месту те же, что и для уроков плавания (глубина по грудь ребенку, теплая вода). Возраст детей от 5 лет, девочкам, по моему опыту, почему-то нравится даже больше их братьев. Детей до 12 лет легко бросать в одиночку, для старших или вообще тяжеленьких сытеньких (а эти всегда особенно радуются вниманию к себе и вере в то, что и их можно чему-то научить), надо двоих метателей. Каждый сцепляет руки под прямым углом: кистью своей левой руки крепко обхватывает сверху запястье своей правой руки. Потом кистями правых рук оба “метателя” обхватывают друг друга за запястья левых.



Бросок с плеч: метатель стоит лицом к берегу, ребенок подплывает сзади, метатель приседает в воде, на его плечи ребенок забирается ногами и группируется.

Ноги надо придерживать руками, резко распрямляться при выходе из воды обоим, чтобы вылет был упругим и высоким.


12224.jpg
12263.jpg
12264.jpg
12265.jpg

Бросок через себя: метатель стоит спиной к берегу, сцепляет кисти рук перед собой, подхватывая ребенка под ступни ног. Приседает в воде, а затем, резко распрямляясь, швыряет его через свою голову в сторону берега, но как можно выше, чтобы у ребенка было время правильно сгруппироваться и хорошо войти в воду. Ваша задача не только подбросить ребенка, но и успеть повернуться и посмотреть, как он входит в воду. Ниже мы дадим достаточно вариантов входить в воду, каждый из них надо отработать с рук, прежде чем разрешать ребенку прыгать с волноломов или скал.

Сальто с плеч - самое эффектное и захватывающее зрелище, если ребенку от 8 до 11 лет и он способен к акробатике. Та же схема, что в предыдущем броске, но в руки метателя ребенок вкладывает свои руки, сильно группируясь. При распрямлении обоих, ребенок закручивается (ноги выталкиваются вверх, а руки тянутся вниз) - задача, чтобы он входил в воду точно ступнями, а не спиной, и не лицом.

Место для прыжков ребенка, который уверенно плавает, должно быть с прозрачной водой глубиной в 2-3 метра и безопасным дном без арматуры и острых обломков.

Место для разгона - гладкое, с обзором и свободное от других людей.

Общие для всех прыжков варианты входить в воду:


“Солдатик”

- тело прямое, ноги вместе, руки по швам. Самое безопасное положение, прыгать можно даже с десятков метров высоты (но только при глубине воды больше 3 метров). Такое умение важно на случай катастроф на воде. Все органы при этом защищены от удара об воду. Если даже вы не в состоянии сами подбросить ребенка, подберите невысокие мостки или удобный камень над небольшой глубиной и просто смотрите как ребенок прыгает и как он входит в воду - это самое важное, а внимание всегда приятно.


“Эйрволк” (воздушный шаг)

- танцевальный и роллерский трюк: перед входом в воду “солдатиком” надо сцепить колени вместе, а ступни развести вперед и назад как можно дальше и выше. При хорошей растяжке ступни можно развести в полушпагате или шпагате, но важно успеть свести ступни вместе, чтобы не удариться об воду промежностью.


“Бомбочка”

- тело сгруппировано, ноги сильно согнуты и прижаты коленями к животу, руки обхватывают колени, удар об воду приходится на ягодицы. Самый безопасный вариант для малой глубины, но для больших высот не годится. С 5 метровой высоты удар об воду надо принимать только ступнями в положении


“Солдатик”, впрочем до этого еще далеко.


“Американская бомбочка”

- более сложная, со скрещенными на груди руками, их разводят уже в воде, освобождая захваченный воздух.

Это дает дополнительный выход пузырей. Учиться лучше в майке, так как можно удариться спиной, пока не научишься правильно закруглять ее при входе в воду.


“Колдыба”

- тело выгнуто назад, ноги сильно согнуты назад и прижаты ступнями к ягодицам, в воду входят колени.


“Мьют”

- роллерский трюк, усложняющий “бомбочку”: одна рука обхватывает оба колена, а другая красиво вытягивается вверх, плечи, насколько это возможно, развернуты, голова прямая, взгляд победный.


“Султан”

- тело прямое, ноги сильно поджаты и скрещены по турецки, руки на коленях сверху или обхватывают ступни, подтягивая их вверх.



“Твиккед” (прогиб)

- также роллерский трюк, усложняющий “колдыбу”, тело дополнительно выгибается назад, когда руками в воздухе хватают себя за одну или обе ступни.


“Стэйлфиш” (тухлая рыба, так в США дразнят тех, кто портит воздух)

- роллерский трюк, усложняющий “твиккед”, одна рука красиво вытягивается вверх, а другая обхватывает противоположную ногу (например, правая руку к левой ноге, а левая рука - вверх).


Все перечисленные трюки можно усложнять вращениями в воздухе от 90 до 540 градусов, важно только сохранять вертикальное положение тела. Еще раз напоминаем, что красиво нырять можно только при контроле со стороны, внятном объяснении и детальном разборе полетов. Хорошим тренером может быть даже инвалид.


Продвинутый курс

12248.jpg
12252.jpg
12253.jpg
12258.jpg
12251.jpg
12269.jpg
12434.jpg

Кажется, на берегу мы уже вволю нарезвились и разогрелись. Вернемся к нашему метанию подкидышей и поучимся входить в воду головой. Основная психологическая сложность здесь в том, что самый безопасный по ощущениям начинающего вялый прыжок вниз как раз самый опасный - бьешься и животом, и ногами, потому что ничего не успеваешь за короткий полет. Выпрыгивать надо как можно выше и как можно дальше. Руки заранее выставить перед головой ладошками вместе, в замочек, чтобы рассечь воду и уберечь голову, лоб и глаза от удара. В прыжке надо выпрямить все тело, а потом направить его головой вниз. Со временем это можно делать красиво: резко подгибая колени к голове, как бы еще набирая высоту. Ну и руки, если в начале полета широко развести в стороны, а сводить перед лицом только перед водой, получится “ласточка”. Очень важно, чтобы при входе в воду ноги были выпрямлены, а ступни сведены вместе. При сгибе ног тело может заваливаться, тогда удар об воду может приходится на икры и спину - это некрасиво и опасно для почек.


“Козел”

- требует, действительно сильного прыжка вверх, в воздухе руки и ноги вытягиваются вниз и входят в воду одним клином.


"Камешек"

- сесть у края причала или помоста, сильно сгрупироваться. Падать прямо, закругляясь в кувырке. Входить в воду головой. Высота не должна быть большой, иначе удар головой об воду будет слишком сильным.


“Бабочка”

- горнолыжный трюк: на прыжке вверх руки и ноги с силой разводятся в стороны буквой Х, а перед водой их надо успеть свести вместе в “козла”.


Дальше уже вы можете пробовать любые трюки и связки из бальных танцев, рок н ролла, карате, акробатики и экстрима, но входить в воду всегда надо безопасно: головой с выставлеными перед ней руками, ступнями, коленями или ягодицами. Если руки сильные, то с бетонного волнолома можно прыгать со стойки на руках и в колесе.

В одном из фильмов про индейцев актер Гойко Митич показывает очень “дикарский” прыжок в речку просто головой без выставленных рук. Вот уж поистине дурной пример ради “индейской” самобытности.

В воздухе вы можете делать все что угодно, кувыркаться или танцевать, но в воду входить надо только по правилам. Не стоит входить спиной - отбиваются почки, ну и, ясное дело, при ударе об воду головой будут проблемы со зрением, слухом и прочей ее начинкой.