Набор психологических игр 2

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску

магия нашего времени

Рукопожатие или поклон

0 15ffd 96889b18 Lm.jpg

Участники здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах - 10 минут -

  1. Расскажите отряду о жестах приветствия, принятых у разных народов. Заранее предупредите детей о том, что они должны будут использовать эти ритуалы, представляясь друг другу. Вот несколько вариантов приветствия:
    • объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки (Россия);
    • легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);
    • рукопожатие и поцелуй в обе щеки (Франция);
    • легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);
    • легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);
    • поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера (Испания);
    • простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);
    • мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);
    • потереться друг о друга носами (эскимосская традиция).
  2. Предложите группе образовать круг. Один из детей начинает «круг знакомств»: выступает на серединч приветствует партнера, стоящего справа. Потом идет по часовой стрелке и поочередно приветствует всех членов группы.
  3. Каждый раз участник должен приветствовать своего визави новым жестом. При этом он представляеп называя свое имя.
  4. Во втором раунде в круг вступает другой участник, стоящий справа от первого, и т. д.


Замечания I Эта игра подходит для знакомства участников в поликультурных отрядах. В ходе ее поддерживается атмосфера толерантности, уважительное отношение друг к другу. Кроме того, детям наверняка будет интересно по-разному знакомиться с людьми. В конце упражнения можно провести краткий обмен впечатлениями.


Поздоровайся локтями

Участники здороваются, соприкоснувшись локтями -10 минут-

Подготовка

Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно ходить по помещению.

  1. Попросите участников встать в круг.
  2. Предложите всем рассчитаться на «один-четыре» и сделать следующее:
    • каждый «номер первый» складывает руки за головой, так чтобы локти были направлены в разные стороны;
    • каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
    • каждый «номер третий» кладет левую руку на левое бедро, правую руку — на правое колено, при этом руки согнуты, локти отведены в стороны;
    • каждый «номер четвертый» держит сложенные крест-накрест руки на груди (локти смотрят в стороны).
  3. Скажите участникам, что на выполнение задания им дается только 5 минут. За это время они должны познакомиться с как можно большим числом членов группы, просто назвав свое имя и, коснувшись друг друга локтями.
  4. Через 5 минут соберите участников в четыре подгруппы так, чтобы вместе оказались соответственно все первые, вторые, третьи и четвертые номера. Пусть участники поприветствуют друг друга внутри своей подгруппы.

Замечания I Эта смешная игра ломает привычные стереотипы приветствия и способствует установлению контакта между участниками.


Рукопожатие

Еще одна интересная возможность выучить имена других детей -10/15 минут-

Подготовка Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы дети могли свободно передвигаться по помещению.

  • Предложите детям свободно ходить по комнате и приветствовать каждого встречного рукопожатием. В это время они должны произнести только свое имя. Проследите за тем, чтобы все дети поздоровались со всеми.
  • Действие повторяется, но теперь каждый должен назвать своего партнера по имени. Если кто-то не может вспомнить имени другого, тот подсказывает.
  • Вы можете придать игре интересный дополнительный акцент, предложив отряду образовать круг. Один из детей выходит на середину круга и обращается к кому-либо: «Саша, как меня зовут?» Тот, кто не может вспомнить имени стоящего в центре, меняется с ним местами.


Имя и эпитет

Эта юмористическая игра— очередная возможность выучить имена участников и одновременно неплохая самореклама -15минут-

  1. Отряд рассаживается по кругу.
  2. Один из детей представляется остальным и подбирает по отношению к себе какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, позитивным образом характеризовать ребенка и по возможности содержать преувеличение, например: «Магнетическая Марина, гениальный Геннадий, буйный Борис» и т. д.
  3. Второй выступающий сначала повторяет имя и эпитет предыдущего ребенка, затем добавляет собственную комбинацию. Третий повторяет оба варианта и потом представляется сам. Так происходит и дальше по кругу. Последнему участнику наиболее тяжело, однако он имеет больше шансов запомнить имена всех участников.
  4. Лучше провести игру так, чтобы вожатый оказался последним участником, ведь для вожатого крайне важно знать всех членов отряда по имени. Следовательно, игру должен начинать сосед вожатого справа или слева.
  5. В конце игры предложите членам отряда обменяться впечатлениями, ответив на вопросы:
    • Какие эпитеты меня впечатлили?
    • Какие имена мне было трудно запомнить?
    • К кому я теперь испытываю интерес?


Выдуманные истории

Эта игра — приглашение пофантазировать. Каждый член группы придумывает героя, который будет носить его имя, и рассказывает его историю -30 минут- ^

  1. Предложите членам отряда разбиться на пары.
  2. Дайте парам 5 минут для предварительного знакомства. Партнеры представляются по имени и обсуждают следующие вопросы:
    • От кого я получил свое имя?
    • Кто из моих знакомых (родных) носит то же имя?
    • Есть ли мои тезки среди известных людей?
    • Знаю ли я литературных или киногероев, носящих то же имя?
    • Как имя влияет на мое поведение в жизни?
    • Теперь объясните членам отряда само задание: каждый должен выдумать историю и рассказать ее своему партнеру. Герой истории носит имя рассказчика.
    • Партнер должен молча и заинтересованно слушать историю и одновременно пытаться понять, каким человеком является рассказчик, как он воспринимает жизнь.
  3. После завершения рассказа слушавший задает вопросы говорившему. На общение в парах отводится 10 минут.
  4. В конце игры все члены отряда собираются вместе и садятся в круг. Каждый участник представляет своего партнера и пытается охарактеризовать его личность. Цель представления — не поведать еще раз уже рассказанную историю, а представить личность партнера с разных, порой неожиданных, сторон.


Кроссворд

Выполняя это упражнение, участники смогут проявить инициативу, организаторский талант и силу воображения, а заодно выучить имена друг друга -10 минут - Материалы Бумага и ручки по количеству детей.

  1. Пусть каждый детей напишет на бумаге свое имя печатными буквами — в середине листа и сверху вниз (вертикально).
  2. После этого члены отряда начинают ходить по комнате, знакомятся с другими и пытаются связать их имена с буквами собственного имени в виде кроссворда. Участники, чьи имена очень коротки, могут напи¬сать свою фамилию. Ниже дан пример кроссворда, где базовым было имя КАТЯ.
    • Костя
    • Анастасия
    • Татьяна
    • Яна
  3. Тот, кто за 5 минут сумеет включить максимальное количество имен в свой кроссворд, символически награждается отрядом: все становятся вокруг победителя и в течение 10 секунд с энтузиазмом аплодируют ему.


Перевернутое имя

Почти всегда имя, прочитанное в обратном порядке, — это фантастическое слово, значение которого еще надо расшифровать -45 минут -

  1. Попросите членов отряда по-удобнее устроиться на стульях. Объявите, что упражнение будет неожиданным и поможет им отдохнуть.
  2. Помогите детям расслабиться: «Закройте глаза... три раза глубоко вздохните... опустите плечи... расслабьте руки... ноги...»
  3. Каждый должен сконцентрироваться на своем имени, мысленно перевернуть его и несколько раз проговорить про себя, чтобы привыкнуть к необычному звучанию.
  4. Теперь все представляют себе, будто перевернутое имя — слово какого-то чужого языка, на котором говорят жители отдаленной страны или даже существа с другой планеты. Каждый воображает, будто в руках у него словарь этого экзотического языка.
  5. Предложите детям мысленно перелистывать этот словарь до тех пор, пока в нем не найдется страница с их перевернутым именем. Может быть, перевод дан как текст или как картинка, или смысл слова объясняется каким-нибудь иным способом. Тот, кто «перевел» свое, слово, открывает глаза и спокойно дожидается остальных.
  6. Теперь дети поочередно называют свои настоящие и переставленные имена и за 2 минуты (максимальное время) объясняют «перевод», который нашли в воображаемом словаре.

Замечания I Благодаря этой игре дети могут пересмотреть привычные стереотипы. Лучше, если члены отряда идентифицируют себя с этим перевернутым словом и смогут рассказывать от первого лица: «Я — большой каменный обломок, который отделился от горы и теперь лежит в зеленой долине...»


Телеграмма

Участники составляют телеграфное сообщение, используя свои инициалы -30 минут - Подготовка Помещение должно быть достаточно большим, чтобы дети, объединившись в группы, могли оказаться на некотором расстоянии друг от друга. Каждой группе понадобится бумага и ручка.

  1. Попросите игроков разбиться на подгруппы по шесть человек и выбрать «секретаря», который будет записывать нужную информацию.
  2. Члены каждой подгруппы представляются друг другу по именам и фамилиям, и выбранный «секретарь» записывает начальные буквы всех имен и фамилий.
  3. Каждая буква — это начало слова. Из всех слов нужно составить телеграфное сообщение. Члены подгруппы придумывают текст и решают, кто должен быть его адресатом.
  4. Допустим, инициалы членов подгруппы выглядят так: Л. Б., У. Н.,В. 0., П. Н., 3. Н., И. П. Тогда телеграмма может быть следующей; «Любимый брат, у нас все отлично. Постарайся ничего здесь не испортить, пожалуйста». На всю работу отводится 20 минут.
  5. Теперь все подгруппы собираются вместе. Члены каждой команды называют свои имена и читают получившуюся телеграмму.


знакомимся друг с другом

Вопросы вожатому

Членам отряда предоставляется возможность лучше узнать своего вожатого - 20 минут - Материалы Бумага и карандаши для каждого участника игры.

  1. Попросите участников сесть в круг.
  2. Каждый обдумывает про себя вопрос, который он хотел бы задать вожатому. Вопрос может касаться любой сферы: частной жизни вожатого, его личности, темперамента, слабостей и т. д. Разумеется, вопросы могут затрагивать и профессиональную сторону жизни, его опыт, образование, успехи и неудачи.
  3. Дети записывают свои вопросы, а затем каждый проводит маленький мысленный эксперимент: закрывает глаза и представляет себе, что подходит к вожатому, задает свой вопрос и выслушивает ответ. Этот воображаемый ответ также записывается.
  4. Объявите отряду, что Вы готовы отвечать на вопросы. Пообещайте искренне ответить на них. С другой стороны, Вы можете оставить за собой право не отвечать на некоторые вопросы. Иногда можно прямо сказать: «На этот вопрос я не хотел бы отвечать».
  5. Дети один за другим задают вопросы, затем кратко подводятся итоги. Члены отряда могут сравнить услышанные ответы с тем, что они себе представили.

(Варианты) Если в Вашем отряде много скептиков, которым трудно доверять другим, Вы можете использовать это недоверие и придать игре новый оборот и особую привлекательность. Вы говорите примерно следующее: «Я отвечу искренне на все вопросы, кроме одного. На него я нарочно отвечу неправду. Попытайтесь почувствовать, какой из моих ответов является ложью».


Журналисты

Первое впечатление о человеке может быть творчески переработано -60 минут - Материалы Бумага и карандаши по количеству детей.

  1. Предложите детям поставить стулья в два ряда, так чтобы они были обращены друг к другу. Каждый член отряда может выбрать себе партнера из противоположного ряда, но с тем же успехом участники могут положиться и на волю случая.
  2. У партнеров, сидящих напротив, есть 5 минут, чтобы побеседовать и узнать друг о друге как можно больше. Они могут задавать вопросы или рассказывать о себе. Оба партнера должны постараться получить сравнительно точное и глубокое представление друг о друге, так как эти знания понадобятся в ходе игры.
  3. Через 5 минут пары разделяются так, чтобы не видеть друг друга.
  4. Каждый игрок представляет себе, что стал журналистом, который пишет короткую заметку о своем партнере в местную газету. В этой статье должно быть переработано как зрительное впечатление от человека, так и информация, полученная во время беседы с ним (10 минут).
  5. После этого все снова собираются вместе и усаживаются в кружок. Один за другим участники представляют партнеров, зачитывая свои статьи. Описываемый человек имеет возможность согласиться с верными утверждениями и скорректировать ошибки.

Замечания I Эта игра способствует тренировке памяти, развитию наблюдательности и интуиции. Кроме того, очень приятно получить внимание со стороны другого!


Четыре угла — четыре выбора

Дискуссия на разные темы в четырех малых группах - 30 минут - Подготовка

  1. Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы дети могли свободно ходить по помещению. На время игры для каждого раунда Вам понадобятся по четыре больших листа бумаги (формат АЗ) и скотч. Прикрепите в четырех углах комнаты листы бумаги и напишите на них названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый). Листы крепятся на видных местах. Члены отряда становятся на середину комнаты.
  2. Объявите детям, что в ходе игры они смогут лучше узнать друг друга. Сначала все ходят по комнате, затем каждый останавливается у того листа бумаги, который кажется ему самым подходящим.
  3. Все участники, собравшиеся в одном углу, рассказывают друг другу, почему они выбрали именно этот цвет. Каждый должен запомнить всех, кто находится в этом же углу (3 минуты).
  4. Во втором раунде можно написать на новых листах четыре времени года.
  5. В третьем раунде Вы можете использовать названия четырех музыкальных инструментов, например: скрипка, саксофон, арфа, барабан.
  6. В четвертом нарисуйте на бумаге геометрические фигуры (по одной на каждом листе), например, треугольник, квадрат, круг и фигуру неправильной формы.
  7. После каждого раунда игроки собираются в середине комнаты. Порядок игры соблюдается четко: участники должны останавливаться возле того листа бумаги, надпись на котором нравится им больше всего. При этом они запоминают всех остановившихся рядом.

В конце игры подведите итоги, задав участникам следующие вопросы:

  1. Какие участники чаще всего оказывались в одной и той же группе?
  2. Какие игроки оказались в одной группе редко или вообще ни разу?
  3. Что интересного каждый из вас узнал о других членах группы? Замечания I

Возможные варианты записей:

• инструменты: молоток, пила, клещи, игла;
• города: Париж, Рим, Москва, Шанхай;
• напитки: кофе, чай, кока-кола, молоко;
• животные: лев, антилопа, змея, орел;
• здания: вилла, бунгало, замок, храм;
• знаменитые люди: А. Эйнштейн, Дж. Пуччини, В. Шекспир, Билл Гейтс.


Панно

Каждый участник приносит три личных вещи. В течение трех раундов из этих предметов составляется необычное панно - 45 минут -

  1. Объясните детям, что игра состоит из трех раундов, и каждый из участников должен внести в игру свой вклад: какие-нибудь три вещи, которые ему необходимы и которые он обычно носит с собой.
  2. Игроки сидят на стульях по кругу. Один за другим они встают, выходят в середину круга, молча показывают один из трех принесенных предметов и кладут его на пол в середину круга. Порядок выхода игроков произвольный: каждый сам решает, в какой момент и какой предмет он выложит перед группой.
  3. По окончании первого раунда все поднимаются со своих мест и рассматривают составленное панно с разных позиций. Затем каждый садится на новое место.
  4. Второй и третий раунды проходят так же, как и первый. Игроки дополняют панно с помощью других принесенных ими предметов. После каждого раунда в течение нескольких минут игроки рассматривают коллективный «шедевр».
  5. В конце игры подводятся итоги. Предложите членам отряда ответить на вопросы:
    • Какие связи возникают между предметами?
    • Как характеризует панно нашу группу?
    • Какие чувства я испытывал во время этой игры?
    • Как можно назвать панно?
    • Что я хотел сказать группе с помощью предложенных мной предметов?
    • Как бы интерпретировал наш «шедевр» внешний наблюдатель?


игры, которые объединяют

Японская бабочка

Эту игру можно считать метафорическим отображением постепенного вовлечения людей в групповую работу -10 минут - Подготовка Отставьте столы и стулья в сторону.

  1. Выберите ребенка, который будет играть роль «тори». «Тори» — это по-японски «птица». Все остальные — «бабочки».
  2. Тори стоит с закрытыми глазами и вытянутыми руками в центре круга. Его кисти раскрыты, ладони указывают вверх. Бабочки идут по кругу вокруг Тори.
  3. Время от времени одна из Бабочек останавливается перед Тори и слегка касается его ладоней. Тори пытается поймать руку этого игрока.
  4. Как только Бабочка поймана, она тоже становится в центр круга, закрывает глаза и точно так же вытягивает руки с раскрытыми ладонями. Теперь участники дразнят двух Тори, а те пытаются поймать следующую Бабочку.
  5. Игра продолжается до тех пор, пока на свободе не останется только одна Бабочка. Эта Бабочка становится новым Тори во втором раунде, но Вы можете закончить игру и на этом. В таком случае Бабочка описывает еще один круг вокруг группы и приветствует каждого Тори на японский манер (легкий поклон, руки по бокам).


Эники-беники

Это занимательная детская игра, которая, однако, нравится и взрослым - 20 минут - Подготовка Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы дети могли свободно двигаться по помещению.

  1. На середину комнаты выходит доброволец, остальные участники находят себе по партнеру. Затем «эники» (так в данном случае называются игроки) образуют два круга, один внутри другого. «Эники» во внутреннем круге ходят по часовой стрелке, во внешнем — против. Доброволец (ведущий) сидит в центре круга на полу.
  2. Ведущий мысленно загадывает число (от одного до сорока) и начинает громко считать. При этом «эники» в обоих кругах идут в противоположных направлениях. Когда ведущий доходит до задуманного числа, он громко кричит: «Эники-беники!», и все игроки находят заранее выбранных партнеров. Пары кладут друг другу руки на плечи и садятся на корточки.
  3. Игроки, усевшиеся на корточки последними, идут к ведущему и вместе с ним садятся на пол. Теперь эта троица загадывает новое число и в следующем раунде громко считает, пока не дойдет до задуманного числа.
  4. Чем больше участников занимает место в середине круга, тем громче произносятся числа и тем меньше остается «эников».
  5. Когда вне круга останется только одна пара игроков, они встают рядышком и кланяются игрокам в центре.


Танец рук

Это очень красивое упражнение на невербальную коммуникацию и совместное творчество - 20 минут-

  1. Каждым ребенок выбирает себе партнера, с которым хотел бы лучше познакомиться, и встает на расстоянии вытянутой руки от него.
  2. Партнеры закрывают глаза и опускают голову на грудь. Руки и кисти расслаблены и опущены по бокам. Потом оба открывают глаза, и каждый смотрит на пол между собой и партнером.
  3. Скажите примерно следующее: «Представь себе, что ты — марионетка. К твоей правой руке прикреплен шнур. Пусть шнур приподнимет твою руку так, чтобы она покачивалась между тобой и партнером где-то на высоте плеч». Игроки выполняют действие.
  4. «Теперь представь себе, что твоя правая рука — дракон. Пусть он покружит в пространстве между тобой и партнером. При этом его движения согласованы с движениями второго дракона», игроки выполняют действие в течение 10 секунд.
  5. «А теперь представь себе, что твоя правая рука — птица, наслаждающаяся свободой и радостно скользящая по воздуху. Представь бебе, что обе птицы в пространстве между вами летают, планируют, парят, выписывают круги, не касаясь, друг друга». Игроки выполняют действие в течение 10 секунд.
  6. «Позволь твоей левой руке тоже вступить в этот полет. Руки не должны соприкасаться. Удерживай в поле зрения и свои руки, и руки партнера, и пусть у каждой будет свой собственный ритм. Ведущей руки нет. Однако движения должны быть по возможности согласованными. Каждая рука может «проявить инициативу», но и должна быть готова отреагировать на «предложения» других рук. Попытайтесь дать ру¬кам возможность «танцевать» совершенно естественно, при этом движения должны все время меняться». Действие выполняется в течение 3-4 минут. После этого игроки опускают руки вдоль тела.
  7. Теперь партнеры протягивают друг к другу руки — кончики пальцев вверх, ладони вперед — совсем медленно, пока они слегка не соприкоснутся. Скажите игрокам: «Посмотрите партнеру в глаза и поблаго¬дарите его молча — только руками и глазами — за этот танец. Затем опустите руки, потянитесь немного и встряхните ноги».
  8. У партнеров есть 5 минут на то, чтобы обсудить следующие вопросы:
    • Что было пережито во время игры?
    • Менялись ли ощущения в ходе игры?
    • Выполнение каких заданий давалось легко?
    • Что было трудно?
    • Можно ли одним словом охарактеризовать то, что происходили между вами?
    • Был ли танец рук спонтанным, вымученным, неровным, гармоничным?
    • Хорошо ли удавалось соответствовать партнеру?
    • Как я оцениваю собственное умение чувствовать другого человека и способность к эмпатии в общении?

Замечания I Эту игру можно проводить на разных стадиях работы с группой. Она особенно полезна для отрядов, в которых дети:

• чувствуют отчужденность;
• в будущем должны сотрудничать;
• находятся в скрытом конфликте.


Сложите шерстяное одеяло

Это групповое действие с воображаемым объектом развивает умение действовать согласованно -15 минут- Подготовка Отставьте в сторону стулья и столы.

  1. Расскажите о целях игры: дети должны будут работать в маленьких командах и понимать друг друга без слов.
  2. Игроки разбиваются на команды по четыре человека в каждой и распределяются по комнате так, чтобы у каждой команды в распоряжении было примерно 4 кв. м площади.
  3. Настройте детей на работу с помощью такого рассказа: «Прекрасным летним днем вы все вместе собрались на морском берегу. Вы расстилаете на песке шерстяное одеяло. Потом садитесь на него и на¬слаждаетесь солнцем, свежим воздухом и плеском волн. Но вдруг собирается гроза. Вы уходите с побережья, но прежде должны все вместе сложить шерстяное одеяло».
  4. Теперь члены команд должны совместными усилиями «сложить шерстяное одеяло». На всю операцию дается 2 минуты.
  5. Наблюдайте за тем, как идет работа в командах. Некоторые, вероятно, работают согласованно и организованно, у других же возникают трудности с выполнением задания. Если участники испытывают какие-то затруднения, добавьте время.
  6. Предложите совместное обсуждение итогов игры:
    • Что помогает команде успешно справиться с заданием?
    • Что затрудняет решение задачи?
    • Что предпринимают отдельные игроки, чтобы преодолеть препятствия?


Бабушкины ключи

Эта расслабляющая игра требует слаженной групповой работы -30 минут - Подготовка Отставьте в сторону стулья и столы. Кроме того, Вам понадобятся лента и связка ключей.

  1. Один игрок берет на себя роль бабушки. Он становится в углу комнаты и поворачивается лицом к стене. За бабушкой, прямо возле ее ног, лежит маленькая связка ключей, которую можно спрятать в одной руке.
  2. Остальные игроки становятся на расстоянии, по меньшей мере, б м позади бабушки. Обозначьте с помощью ленты линию старта, чтобы «воришки ключей» знали, куда им возвращаться.
  3. Каждый раз, когда бабушка оборачивается, остальные участники должны замереть. Если бабушка заметит движение какого-нибудь игрока, он должен будет вернуться на стартовую пинию. Бабушка оборачивается без предупреждения.
  4. Цель игры заключается в том, чтобы взять ключи и принести их обратно на линию старта. При этом бабушка не должна видеть ключей. Они должны оставаться только в руке игрока.
  5. Когда игрок захватил связку ключей, он должен дотронуться: до каждого игрока, прежде чем достигнет линии старта.
  6. Если бабушка увидит связку или заметит, как движется игрок с ключами, то ключи возвращают бабушке. Попавшийся игрок отправляется на линию старта.
  7. Ход игры трудно предсказать. Ее можно остановить через заранее определенное время, например, через 15 минут. Однако если игроки получают большое удовольствие, продлите время до тех пор, пока они не «обманут бабушку».


Передача ритма

Это прекрасная символическая игра, помогающая начать или закончить групповую работу -10 минут-

  1. Отряд усаживается в тесный кружок на полу или на стульях.
  2. Участники легко держат друг друга за руки.
  3. Каждый один раз сжимает руку своего соседа справа.
  4. Теперь скажите игрокам примерно следующее: «Сжатые руки — сигнал, который мы будем использовать в игре. Игра начинается, когда я пожму руку своего соседа справа. Когда он почувствует пожатие, то должен передать его направо своему соседу. Так рукопожатие проходит слева направо по кругу, пока не вернется ко мне. В первый раз мы можем работать совсем медленно и спокойно. Вы можете не торопиться передавать рукопожатие дальше».
  5. Когда первый раунд завершен. Вы можете предложить участникам закрыть глаза и играть так дальше. От раунда к раунду предлагайте слегка ускорять темп игры.
  6. В заключение участники должны сильно сжать руки обоим своим соседям и потом открыть глаза.

(Варианты) «Многократные импульсы»: после того как Вы отправили рукопожатие, пошлите вслед за ним второе. Это побудит группу еще больше сконцентрироваться. В отряде из двенадцати человек Вы можете успеть отправить порядка пяти «импульсов», пока первое рукопожатие не вернется. В более многочисленном отряде одновременно можно пускать еще больше импульсов. Проверьте, сколько импульсов к Вам на самом деле возвращается. Попробуйте одновременно отправить по импульсу в оба направления.


рассказываем истории

Конверт

Каждый квартет получает конверт с пятью разными предметами и придумывает историю о человеке, которому эти вещи могли бы принадлежать -60 минут - Материалы Бумага, карандаши, конверты формата А5.

  1. Игроки делятся на команды по четыре человека и садятся вместе. Каждой группе вручается по большому конверту. Игроки выкладывают на стол разные предметы, которые у них при себе есть: монеты, билетик на автобус, пилку для ногтей, фотографию, губную номаду, телефонную карту, спички. Потом они отбирают пять вещиц, которые кажутся особенно интересными, и кладут их в конверт.
  2. Каждая команда передает свой конверт другой группе, и сама получает новый конверт. Участники представляют себе, что вещи, которые лежат в конверте, принадлежат одному человеку. Они должны приду¬мать, что это за человек, и сочинить о нем историю. В рассказе должны упоминаться все предметы, находящиеся в конверте.
  3. У каждой группы есть полчаса, чтобы сочинить историю, записать и озаглавить ее. В работе должны принять участие все игроки,
  4. После этого все команды собираются вместе и зачитывают получившиеся рассказы.


К счастью... К сожалению...

Эта забавная игра развивает воображение и творческие способности -30 минут- Материалы Вам понадобится маленький мячик.

  1. Игрокам вновь предстоит сочинять рассказ. Каждый участник придумывает свое предложение, которое обязательно должно начинаться словами «К счастью» или «К сожалению» (попеременно).
  2. Тот, кто готов быть первым, получает мяч. Закончив предложение, он передает мяч другому участнику, и история продолжается.
  3. Длина истории не установлена заранее. Любой игрок может принять решение закончить ее, если сочтет это нужным.

Замечания I Игру можно проводить по-разному. Вы можете сами начать ее или дать мяч тому игроку, который, по вашему мнению, готов проявить инициативу. Если Вы хотите придать членам группы больше уверенности, то можете поинтересоваться, есть ли у них на примете какие-то темы, вокруг которых можно было бы разворачивать историю. Возможные варианты:

1. Отряд затерялся на необитаемом острове.
2. Одиссей попадает на Красную площадь.
3. Вася и Маша открывают магазин игрушек.
4. Мальчик влюбился в девочку из соседнего отряда.
5. Двое родителей спорят из-за подарков сыну (дочери) на день рождения.


Рассказываем вместе

В результате совместной работы игрокам удается придумать неожиданные захватывающие истории - 30 минут - Материалы Небольшой мячик.

  1. Проведите короткий «мозговой штурм», чтобы собрать несколько предложений (первые фразы, первые слова), с которых будут наниматься все рассказы. Можно использовать собственные домашние заготовки, например:
    • одна девочка...
    • один мальчик...
    • один мальчик и одна девочка...
    • он всегда знал...
    • для нее было полной неожиданностью, что...
    • я уже долго ждал...
    • наконец-то я решился...
    • у нас словно пелена с глаз упала...
    • дверь медленно открылась...
    • в эту пещеру долго не ступала нога человека...
    • вдали возвышалась огромная гора...
    • вода в реке поднималась час от часу...
  2. Отряд сидит в кругу. Дайте одному из детей мяч. Тот, кто держит мяч, — рассказчик. Он может участвовать в создании истории столько, сколько захочет сам. Высказав все, что придумай, рассказчик передает мяч другому игроку, но не своему соседу слева или справа. Предупредите членов отряда, что история не должна быть законченным литературным творением и нужна только для того, чтобы они могли вместе посочинять и посмеяться.
  3. Вот возможное начало истории: «Девочка проснулась от шума. Холодный ночной ветер врывался через открытое окно и шевелил гардины. Девочка закуталась в одеяло и стала напряженно вглядываться во тьму...» После пары фраз рассказчик выбирает того, кто будет продолжать, и передает ему мяч. Получив мяч, игрок не должен медлить с продолжением истории, поэтому ему необходимо постоянно внимательно следить за деталями рассказа.

Замечания I С помощью этой игры нередао удается получить информацию о реальной жизни детей. Действие истории может разворачиваться дома, в школе, во дворе, на улице, в больнице и т.д. В любом случае фрагмент, сочиненный игроком, может в аллегорической форме отражать события, ежедневно происходящие в его жизни.

(Варианты) Вместо мяча можно использовать палочку, монету иди клубок шерсти. Если Вы работаете с клубком, предложите группе соткать сетку. Передавая клубок, игрок держит в руках нить, так что через некоторое время образуется сетка («паутинка»).


Слово, сказанное вовремя

Это привлекательное командное задание, выполняя которое игроки придумывают забавную историю - 20 минут - Подготовка Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы дети могли свободно располагаться по помещению. Если в группе меньше десяти человек, то все игроки могут сесть в круг. Если в группе от десяти до двадцати участников, ее необходимо разделить на две команды (публика и рассказчики). Рассказчики садятся в ряд друг около друга, напротив них находятся слушатели.

  1. Команде рассказчиков предстоит сочинить историю, при этом каждый произносит только по одному слову. Игра требует достаточно высокой степени концентрации. Рассказчики должны настроиться на груп¬повую работу.
  2. Попросите публику предложить тему истории (ее название). Если вариантов несколько, назовите первое слово, которое Вы услышали, если тема соответствует названию уже существующей истории или сказки, например «Белоснежка и семь гномов», предложите группе модернизировать его. Допустим, это будет звучать так: «Белоснежка и семь гномов приехали в лагерь».
  3. Скажите участникам о правилах игры и условиях ее удачного проведения: «Рассказ начинает игрок, стоящий слева. Каждый рассказчик единовременно произносит только одно слово. Игроки произносят слова по очереди. Доверьтесь своей интуиции. Не нужно подолгу раздумывать и стремиться оказывать слишком сильное влияние. Игрок, чья очередь говорить подошла, конечно, должен привязывать свое слово к предыдущему, а также к общему контексту. Не стоит придумывать слишком длинные предложения. Стремитесь к тому, чтобы фразы были короткими и ясными. Следите за интонацией говорящих (в конце предложения она понижается)». Важно, чтобы все сказанное было интересным и вызывало разрядку.
  4. Однако важнее всего следующее: никто не имеет права ошибиться, иначе историю придется начать заново. Рассказчики не должны обсуждать заранее то, о чем они будут говорить. Если подобное произошло, прервите рассказ. Игроки в таком случае должны придумывать историю на новую тему. Игра заканчивается, когда члены группы успешно завершат свой рассказ, даже если он будет состоять из двух или трех предложений.

Публика приветствует рассказчиков громкими аплодисментами, и группы меняются ролями. Замечания Игра снимает напряжение и доставляет участвующим в ней много радости. Особенно смешно бывает, когда в придуманных предложениях друг за другом следует много прилагательных. В конце игры можно подвести итоги. Пусть члены группы ответят на следующие вопросы:

    • Была ли игра трудной и почему?
    • Как рассказчики выходили из трудных ситуаций?
    • Возникла ли в процессе игры атмосфера, разряжающая напряжение?
    • В каких ситуациях полезно не особенно концентрироваться на достижении результата?


принятый и признанный

Жонглирование в группе

Эта игра выходит за пределы простого упражнения на внимание -5 минут - Подготовка Отодвиньте в сторону столы и стулья, Вам понадобится шесть-десять мягких пенопластовых мячей (подойдут также клубки шерсти).

  1. Объясните детям, что они будут тренироваться в метании и приеме мячей, и что постепенно в игру будет вводиться все больше и больше мячей. Скажите, что каждый должен бросать мяч очень аккуратно, чтобы его легко можно было поймать. В противном случае игры не получится.
  2. Все игроки становятся в круг, и каждый запоминает, от кого он получает мяч и кому перебрасывает. Чтобы легче было заметить это, в начале действия все играющие поднимают одну руку вверх и опускают ее только после того, как поймают брошенный им мяч.
  3. Начните игру, назвав имя какого-либо игрока и бросив ему мяч. Игрок ловит мяч и, называя по имени другого участника игры, перекидывает мяч ему.
  4. Продолжайте игру до тех пор, пока все поднятые руки не опустятся, следовательно, пока каждый игрок не поймает и не передаст мяч дальше. Повторите игру еще раз.
  5. Теперь введите в игру дополнительный мяч, так чтобы группа работала по тем же правилам одновременно с двумя мячами.
  6. Когда группа закончит игру с двумя мячами, можно добавить третий мяч... затем четвертый... пятый... Чем больше мячей, тем заметнее эффект жонглирования.
  7. В конце игры участники аплодируют друг другу.


«Бег рук»

Это прекрасная символическая игра, в которой принимают участие все члены группы - 5 минут -

  1. Участники разбиваются на команды по шесть человек.
  2. Каждая команда образует круг. Все игроки вытягивают правые руки к центру и кладут ладони одна на другую.
  3. Теперь участники перекладывают ладони: самая нижняя рука начинает путешествие наверх, за ней следует рука второго игрока, которая теперь оказалась снизу, и т. п. Руки должны перемещаться строго по очереди, причем в один и тот же момент двигать рукой может только один игрок.
  4. После того как члены команд научатся работать быстро и слаженно, начинается соревнование между командами: кто быстрее изменит расположение рук. Как только команда успешно завершит перегруп¬пировку, все ее игроки должны будут закричать в один голос: «Готово!»
  5. Сыграйте в эту игру два или три раза и в заключение спросите, изменились ли у играющих ощущения от рук партнеров.

Замечания I В пылу соревнования часто бывает трудно определить момент окончания состязания, поэтому для удобства можно пометить руку первого игрока, например, крестиком. Если у Вас достаточно времени, проведите соревнование с левыми руками и, что довольно трудно, с обеими. В последнем случае руки одного и того же участника не должны лежать одна на другой. Успех игры во многом зависит от того, насколько развиты у игроков способность к сосредоточению и координация движений.


Тигр, мышь и слон

Очаровательная игра, в которую легко вовлекаются даже самые, робкие участники -10 минут - Подготовка Отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.

  1. Участники делятся на две равные команды.
  2. В каждом круге игры каждая команда выбирает одного из трех зверей: тигра, мышь или слона. Выигрывает та команда, чей зверь может прогнать другого: тигр прогоняет мышь, слон прогоняет тигра, мышь прогоняет слона. Животных можно изобразить следующим образом:
    • тигр — руки вытянуты вперед, словно лапы, угрожающе рычит;
    • мышь — передвигается присев, руки на голове (подрагивают, как дрожащие ушки), негромко попискивает;
    • слон — туловище слегка наклонено вперед, руки со сложенными ладонями раскачиваются вперед-назад, словно хобот, исполнен достоинства и молчалив.
  3. Команды собираются у противоположных стен помещения, за минуту участники должны договориться между собой, какого зверя они будут представлять в первом раунде. Когда решение принято, все начинают громко считать: "раз .., два .."
  4. На счет «три» члены обеих команд быстро принимают позы, символизирующие выбранного зверя. Теперь становится ясно, какой «зверь» в состоянии прогнать другого. Если обе команды выбрали одно и то же животное, победителя нет.
  5. Команда, выигравшая три раза подряд, получает аплодисменты.


Тройка

Эта игра — своего рода лотерея, разжигающая азарт -10 минут-

  1. Цель игры: три игрока, не сговариваясь, должны показать столько пальцев, чтобы в сумме получилось заранее оговоренное число. Начните с числа «семь».
  2. Игроки могут подбираться в «тройки» по разным принципам, например, вместе собираются три игрока, дни, рождения которых приходятся на разные месяцы. Участники мини-команд встают в углы воображаемого треугольника и внимательно смотрят друг на друга.
  3. Один из трех игроков начинает считать: «Раз, два, три!» На счет «три» каждый участник показывает столько пальцев правой руки (от одного до пяти), сколько, по его мнению, нужно, чтобы в сумме получилось число, оговоренное ранее. Игра продолжается до тех пор, пока три игрока вместе не «выкинут» спонтанно семь пальцев.

(Варианты) Вы можете немного усложнить игру. Пусть участники используют обе руки и попытаются выбросить, предположим, число «одиннадцать». Правила остаются теми же, но игрокам, скорее всего, придется чуть дольше ждать встречи с удачей.


Подарки

Вручать подарки — старая традиция, но в этой игре она выглядит совершенно по-новому -20минут-

  1. Отряд садится в крут.
  2. Коротко и с юмором скажите несколько слов о том, как важно дарить подарки, чтобы завоевать благосклонность других людей, что это единственная в своем роде возможность расположить их к себе и завоевать доверие.
  3. Попросите одного из участников начать игру. Игрок встает, подходит к любому другому участнику и вручавшему вымышленный подарок. Передача подарка состоит из вербальной и невербальной частей. Пер¬вый игрок может сказать несколько комплиментов и объяснить, почему он дарит подарок. Но он не должен прямо называть то, что он дарит. С другой стороны, ему надо как можно более правдоподобно с помощью мимики и жестов показать, какой формы подарок, большой он или маленький, насколько тяжелый и т. д.
  4. Затем, также используя только мимику и жесты, человек, получивший подарок, должен показать, как он его принимает и при необходимости распаковывает. Он должен решить, что это такое, поблагодарить за подарок, четко и выразительно рассказать, что ему подарили. После короткого диалога первый игрок возвращается на место.
  5. Игрок, получивший подарок, встает и направляется к какому-либо другому члену группы, чтобы в свою очередь сделать подарок ему.
  6. Важно подчеркнуть, что дарители должны в любом случае соглашаться со всем, что назовет принимающий подарок игрок, и во время диалога ориентироваться именно на это.
  7. Игрок, принимающий подарок, абсолютно свободен в том, как определить этот подарок. Это может быть какой-то предмет, но может быть и некое абстрактное качество.
  8. Участники должны позаботиться о том, чтобы не был забыт никто. При этом каждый может получить только один подарок. Ведущему также стоит принять участие в этой игре.

(Варианты) Вы устраиваете вымышленный день рождения. Именинник — ведущий. Он получает подарки от всех членов группы, при этом они называют то, что дарят. В заключение ведущий говорит о том, что больше всего хотел бы получить на самом деле. (Разрешается назвать что-то одно.) Игрок, чей подарок назван, становится следующим именинником.


доверие вместо конкуренции

Куда мы хотим пойти?

Это нечто большее, чем просто прогулка, полная доверия. Участники игры смогут получить истинное удовольствие от коротких виртуальных каникул - 30 минут - Подготовка Оптимальное место для проведения игры — большой зал.

  1. Участники разбиваются на пары и решают, кто из них будет А и кто Б. На время первого круга игры А надевает на глаза повязку или же просто закрывает глаза.
  2. Игрок Б произносит крылатую фразу: «Куда ты хочешь пойти?..» Игрок А может пожелать все, что угодно, ибо речь идет о фантастической прогулке. Он может захотеть прогуляться по набережной Невы, побывать в Москве на Красной площади, на рыночной площади в Провансе, в соборе, на ярмарке или на вечеринке.
  3. Видящий партнер берет игрока А за руку и ведет его по выдуманным окрестностям. При этом видящий точно описывает, где они находятся, что видят, что происходит вокруг.
  4. В этой версии игры говорить могут оба участника, и Б готов идти навстречу всем необычайным желаниям А: «Можешь ты меня отвести на лодочный причал, чтобы я... Подведи меня, пожалуйста, к овощному ларьку... Я хотел бы подойти к карусели...» и т. д.
  5. Игрок Б пытается связать свое описание виртуального окружения с ритмом ходьбы и остановок. Через десять минут партнеры меняются ролями.

Замечания 1 Это упражнение может оказаться для обоих участников фантастическим переживанием. Видящему приходится напрягать всю свою фантазию и идти навстречу явным и скрытым желаниям партнера. «Слепой» партнер получает не только защиту, но и прогулку по стране фантазии.


Летний дождь

Прекрасно скомпонованное упражнение, в котором игроки ощущают себя одной командой -10 минут- Подготовка Отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.

  1. Члены отряда должны образовать как можно более правильный круг. Как только это удалось, все поворачиваются направо, так что теперь все игроки стоят друг за другом на расстоянии вытянутой руки.
  2. Расскажите игрокам, что в этом упражнении каждый сможет услышать шум и шорохи летнего проливного дождя. И чем лучше будет взаимодействие в отряде, тем прекраснее будет ощущение от игры.
  3. Встаньте сами в круг вместе с группой и продемонстрируйте движения рук, которые производят желаемые шорохи:
    • положите ладони на спину стоящего впереди игрока, приблизительно в районе лопаток, и опишите ими круг. Возникший шорох соответствует ветру, предшествующему проливному дождю (фаза А);
    • потихоньку начните нежно похлопывать кончиками пальцев по спине партнера, чередуя при этом обе руки. Это начало дождя (фаза В);
    • теперь начинайте барабанить ладонью по спине партнера (фаза С);
    • вернитесь к фазе В;
    • перейдите к фазе А;
    • остановитесь, пусть руки спокойно полежат на спине партнера.
  4. Объясните группе, что это упражнение дает потрясающий эффект, если при этом все закроют глаза.
  5. Начинайте игру с фазы А. Стоящий перед вами игрок «передает» это движение дальше — участнику, стоящему перед ним, и т. д., пока оно не вернется к Вам. Когда вы почувствуете, как руки партнера совер¬шают круги по Вашей спине, начинайте фазу В, и так далее, пока последовательность не дойдет до конца. (Каждый продолжает выполнять движение, которое он чувствует своей спиной, до тех пор, пока не получит новый сигнал.)


Круг доверия

Впечатляющий эксперимент, проверяющий готовность членов группы обращаться друг с другом с уважением и любовью -10 минут Подготовка Отодвиньте столы й стулья в сторону и освободите место для игры.

  1. Предлагайте отряду эту игру, только если Вы уверены, что дети интересуются друг другом и готовы к сотрудничеству.
  2. Игроки выстраивается в большой круг. Предложите игрокам закрыть глаза, а руки держать на уровне груди ладонями наружу. х
  3. Объясните детям, что они должны одновременно медленно перейти с одной стороны круга на другую. Совершенно очевидно, что в середине круга возникнет порядочная толкотня, но если каждый сориентируется в ситуации, то сможет выполнить задание. Сначала продвижение возможно только в очень медленном темпе. \
  4. Когда игроки успешно справится с заданием, они могут повторить эксперимент, попытавшись двигаться немного быстрее. Чем быстрее они идут, тем осторожнее приходится быть. Призовите игроков быть максимально внимательными, чтобы никто не ушел домой в синяках.

Замечания I По сути, это упражнение доказывает, что по жизни можно идти по-разному (вовсе не обязательно во что бы то ни стало пробиваться к цели, расталкивая всех на своем пути). Люди, к которым вы проявили бережное отношение, скорее всего, отнесутся к вам так же, что не обязательно стремиться быть быстрее и лучше осталышх. Если Вы считаете, что группе это задание не по плечу, предоставьте участникам возможность провести несколько раундов с открытыми глазами и лишь, затем рискнуть сыграть с закрытыми. Если в группе наблюдается сильная напряженность или неприязнь между отдельными участниками, это упражнение проводить не стоит.


Образуйте круг

Эксперимент, который может быть удачным, только если игроки доверяют друг другу и готовы к сотрудничеству -15 минут - Подготовка Отодвиньте столы и стулья, в сторону и освободите место для игры.

  1. Игроки стоят в произвольном порядке. Затем они закрывают глаза и, не говоря ни слова, начинают осторожно двигаться по комнате. Двигаться нужно медленно, чтобы избежать резких столкновений. Звуки шагов, дыхание, тепло, исходящее от других членов группы, — все это должно помочь участникам ориентироваться в помещении.
  2. Через 1-2 минуты предложите игрокам взять друг друга за руки. После этого они должны образовать замкнутый круг.
  3. Когда соберутся все участники, ведущий информирует их о том, что круг полностью укомплектован. При необходимости он помогает отдельным «потерявшимся» детям найти дорогу к кругу. В конце игры все одновременно садятся на пол, открывают глаза и кратко обсуждают свои впечатления.

Замечания I Это прекрасная игра для начала занятий.


Превращение кобры

Серьезное испытание для отряда. Успех усиливает доверие и сплоченность отряда. -10/20 минут- Подготовка Отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.

  1. Отряд становится в круг посередине комнаты. Каждый кладет руки на плечи впереди стоящего. Расскажите игрокам, что эта игра основана на старой бразильской легенде. Положение, в котором сейчас стоит отряд, называется «Стеклянная кобра». Оно символизирует народ. Стеклянная кобра разобьется на много кусков, но отдельные ее части снова соберутся вместе. И когда отдельные «фрагменты», слабые сами по себе, объединятся, они станут мощными и сильными, ибо в результате трудного процесса совместного роста превратятся в опасную кобру из стали.
  2. Участники закрывают глаза и с помощью рук исследуют спину стоящего впереди игрока, пытаясь запомнить свои ощущения. Впоследствии именно эти ощущения окажутся весьма полезными.
  3. Затем каждый отнимает руки и с закрытыми глазами покидает круг. В течение 1 минуты «осколки» стеклянной кобры бродят по комнате. (Обязательное условие: партнеры должны держать руки на уровни груди - это защитит их в случае возможных столкновений друг с другом.)
  4. Дайте сигнал к объединению. Не открывая глаз, группа пытается воссоздать круг в первоначальном виде. Чтобы игроки смогли расслабиться и, следовательно, выполнять упражнение с большей эффективностью, скажите им, что в этой игре нет временных ограничений. Как и в бразильской легенде, процесс появления стальной кобры может длиться достаточно долгое время.
  5. Подчеркните, что вы наблюдаете за действиями игроков. Помогите слишком далеко ушедшим «отдельно путешествующим» членам группы: осторожно верните их назад.

(Варианты) Вместо круга постройте членов группы в ряд. Тогда выполнить задание будет немного легче.

Замечания I Игру лучше проводить в средних по размеру группах (двенадцать-четырнадцать человек).